Модель менеджера образования.
статья по теме
Система управления образованием, сложившаяся в предшествующий период развития страны, сегодня нуждается в совершенствовании и обновлении так, как не способна обеспечить переход образовательных учреждений с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития, осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-учитель – ученик-родитель» на субъект-субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности. Учитывая актуальность и не разработанность проблемы подготовки менеджеров для системы образования, а также необходимость обобщения и использования в процессе их обучения передового управленческого опыта и результатов исследования проблем менеджмента в системе образования необходимо разработать модель менеджера образования.
Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_menedzhera_obrazovaniya.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербинова Наталья Николаевна
Модель менеджера образования
Вхождение России в мировое экономическое сообщество, развитие рыночных отношений приводят к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Появляются новые области деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль принадлежит здесь менеджменту и менеджеру как профессиональному управляющему.
Основными направлениями развития образования в России сегодня является гуманизация образование по выбору, личностно-ориентированное обучение. Главной ценностью образования становится развитие в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.
Проблема: Система управления образованием, сложившаяся в предшествующий период развития страны, сегодня нуждается в совершенствовании и обновлении так, как не способна обеспечить переход образовательных учреждений с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития, осуществить замену субъект-объектных отношений в системе «руководитель-учитель – ученик-родитель» на субъект-субъектные, составляющие основу саморазвития каждой личности. Учитывая актуальность и не разработанность проблемы подготовки менеджеров для системы образования, а также необходимость обобщения и использования в процессе их обучения передового управленческого опыта и результатов исследования проблем менеджмента в системе образования необходимо разработать модель менеджера образования.
Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять
профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.
Объект исследования — модель менеджера образования.
Предмет исследование — модели менеджеров образования.
Цель исследования: изучив возможные модели подготовки менеджеров образования выбрать ту, которая будет способствовать результативной управленческо-педагогической деятельности.
В сложном мире образования выдвигается следующая гипотеза модель подготовки менеджерам образования к управленческо-педагогической деятельности будет целостной и потенциально результативной, при следующих условиях:
- ее разработка осуществляется с опорой на теорию контекстного обучения, в котором интегрируется предметное и социальное содержание будущего профессионального труда, обеспечивается трансформация учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста - менеджера образования;
- содержание образования имеет два источника: содержание научных дисциплин, преобразованное в учебные предметы, и содержание будущей профессиональной деятельности менеджера образования, в виде его основных профессиональных функций, проблем и задач.
- Модель процесса подготовки менеджера образования реализуется на основе функционального содержания его деятельности в направлении развития личности субъектов образовательного процесса и через организацию рефлексивного взаимодействия, в ходе которого стимулируется их творческое саморазвитие-
Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ и обобщение основных подходов к подготовке и переподготовке специалистов в целом и менеджеров образования, в частности;
2. Осуществить рефлексию психолого-педагогических и организационно -у правленческих основ системы подготовки менеджеров образования;
3. Исследовать содержание и функциональные характеристики деятельности менеджера образования, определить основные виды деятельности руководителя, разработать на этой основе типологию учебно-познавательных проблем и задач.
Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства, а потому менеджер образования - это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе - сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения.
Отсутствие же нормативно-логических описаний управленческой педагогической деятельности, реформирование и обновление образования требуют разворачивания профессиональной управленческой деятельности, направленной на развитие системы за счет специфических форм, методов, техник, позволяющих перейти к качественно новому будущему. Это становится возможным только при условии развития самих управляющих -менеджеров образования.
Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. По своей природе деятельность менеджера образования полифункциональная, он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника, общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования 4 блока:
- административный
- педагогический
- коммуникативный
- исследовательский.
При этом последние дна блока - коммуникативный и исследовательский - присутствуют в двух первых и обслуживают их.
Большое значение - в деятельности менеджера образования придается педагогическому блоку. Такие педагоги прошлого, как Н.А.Корф, К.И.Пирогов, Н.Ф.Бунаков, К.Д.Ушинский считали, что деятельность директора должна носить педагогический характер. Эту точку зрения разделяют и современные отечественные педагоги (М.Д. Кондаков, В.П.Стрезикозин, Ф.Г.Паначин и др.). Характерно, что в теории управления также выделяется педагогический аспект деятельности руководителя, их воспитывающее воздействие на коллектив. Наиболее четко идея педагогического характера деятельности директора выражена у В.А.Сухомлинского «...хороший директор — это, прежде всего, хороший организатор, воспитатель не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, так и по отношению ко всем воспитателям школы и учителям». Вместе с тем, деятельность менеджера образования отличается по характеру от деятельности учителя. Педагогической деятельности соответствует деятельность, основанная на разделении труда, которая предполагает выделение в процессе труда отдельных функций, выполняемых различными людьми. «Субъектом совместной деятельности учителей является директор. Труд директора как бы вбирает в себя труд других людей, на этой стадии происходит аналитическая деятельность директора, осмысление и обобщение управления учебно-воспитательным процессом».
Очевидно, что целью деятельности менеджера образования является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социальной личностью значимых результатов в обучении, воспитании, развитии школьников. Деятельность по управлению образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Таким образом, деятельность менеджера образования по своему содержанию является управленческой и педагогической. Управленческо - педагогическая деятельность менеджера образования имеет своей целью обеспечение условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ним задач.
Управлять — значит приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня, в самовыражении через творческую профессиональную деятельность.
Творческую личность определяют не только творческий потенциал, но и степень активности социальной, профессиональной, познавательной в его реализации. В современной педагогике и психологии намечены только общие подходы к решению этого комплекса проблем (А.Г.Асмолов).
Творческую природу педагогической деятельности отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский. Она достаточно глубоко исследована и современными учеными.
В современной психолого-педагогической литературе педагогическое творчество рассматривается как процесс решения учебно-воспитательных задач и проблем в меняющихся обстоятельствах. А.М.Матюшкин, изучая компоненты творческой профессиональной деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия; способы деятельности; условия деятельности; стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка.
В многочисленных публикациях по управлению и менеджменту
утверждается понятие об управленческом решении как единице
управленческой деятельности, в котором эта деятельность концентрируется. Большинство авторов выделяют следующие стадии принятия управленческого решения:
- возникновение проблемной ситуации
- появление проблемы, се определение
- описание проблемной ситуации
- сбор и обработка информации
- формулирование критериев решения
- выработка курса действий
- возможные последствия принятого решения
- план действий по реализации решения
- выполнение принятого решения
10. результаты контроля хода реализации.
Сравнительный анализ стадий творческого процесса педагога со
стадиями принятия управленческого решения показывает их практическую тождественность, что еще раз доказывает управленческо-педагогическое содержание деятельности менеджера образования и присутствие управленческого аспекта в деятельности педагога, а также творческий характер управленческой деятельности.
Функции менеджера:
Стандартизированные: обычные повседневные проблемы,
вытекающие из управленческого цикла; решая их, менеджер
действует стандартно. Его функция состоит в том, чтобы
«почувствовать» проблему» идентифицировать ее и взять на себя
ответственность за начало действий. На этом уровне важно обладать
управленческим организаторским чутьем;
- ситуативный, где требуется доля инициативы и свободы действий,
но в определенных границах. На этом уровне менеджер должен оценить целый круг возможных решений и выбрать наиболее подходящее. Помимо управленческого чутья здесь требуется управленческая компетентность и профессионализм; - инициативный, на этом уровне менеджер должен выбрать
творческое решение на основе возможных проверенных и
некоторых новых идей, здесь требуется решительность и
способность сделать прорыв в неизвестное;
- инновационный - наиболее сложный, требующий совершенно
нового подхода. Менеджеру необходимо найти способы понимать новые непредсказуемые проблемы, решение которых требует от него нового мышления.
При разработке проблемы исследовательского подхода к управлению Т.И. Шамова сделала вывод о том, что управленческая деятельность по сути своей имеет исследовательскую направленность, хотя и отличается от исследовательской деятельности по результатам и условиям. Управленческая и исследовательская деятельности едины по своей логике, методологической основе и целям. В конкретных условиях менеджер расширяет комплекс методов и средств, и в этом проявляется его творчество .
С позиций личностного подхода в многомерной творческой деятельности менеджера выделяются следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой. Требования к деятельности и личности менеджера, позволяют определить ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность и личность:
- умение управлять собой — интегративная способность,
вклад чающая равновесие личностных и профессиональных
потребностей, рациональное и результативное использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, коррекция стрессов; - личностные ценности — основные жизненные позиции,
позволяющие принимать правильные управленческие решения; - личные цели;
- саморазвитие на основе знания себя и своих индивидуальных
возможностей; - навыки решения проблем;
- способность к инновациям — способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей и веру в свои силы, настойчивость в выполнении задач,
- умение порвать с традициями, потребность в переменах,
способность принимать идеи, умение учиться на ошибках,
стремление к риску; - способность оказывать влияние на людей;
понимание специфики управленческого труда; - способность руководить, эффективно использовать людские ресурсы; способность обучать и развивать;
- способность формировать коллектив.
Анализ вышеперечисленных требований в форме качеств личности делает очевидной направленность их на осуществление творческой управленческо-педагогической деятельности, а также позволяет сделать предположение о том, что системообразующим элементом управленческо-педагогического творчества является креативность как потенциальная готовность к творческому процессу. При этом стимулирующим началом творческого процесса являются эмоционально-волевая и мотивационная сферы, а регулирующим фактором выступает творческое мышление.
Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации – важнейшая характеристика творческой индивидуальности.
Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную стратегию и тактику. В деятельности проявляется самостоятельность, инициативность, ответственность субъекта. Основу самоуправления составляет процесс осознания себя субъектом жизнедеятельности. Центральное звено этого явления — рефлексия как познание и самоанализ человеком явления собственного сознания.
Наличие же рефлексивной позиции у менеджера образования необходимо в двух аспектах:
- мотивационном, отражающем направленность личности па
самопознание; - процессуальном, показывающем степень развития навыков,
необходимые для осуществлении рефлексии.
Таким образом, управленческо - педагогическая деятельность по своим компонентам представляется творческим процессом. Управленческо-педагогическое творчество мы определяем как сознательную, целеполагающую деятельность менеджера образования, направленную на высокоэффективное и результативное решение управленческо-педагогических задач, в процессе решения которых развивается личность самого менеджера. Основу творческой управленческой и педагогической деятельности составляет профессиональное управленческое педагогическое мышление.
Профессиональное мышление — это отражение и преобразование в обобщенном виде в психике объективного характера процесса деятельности» детерминируемых спецификой явлений, целями и задачами деятельности, а также творческим опытом. В основе профессионального мышления, как правило, лежит формально-логическое мышление. Чаще всего в процессе профессиональной деятельности используются методы научной индукции. Мышление менеджера должно быть в большей мере категориальным и диалектическим, приближающимся к мышлению исследователя, поскольку управленческие решения, принимаемые менеджером, носят диалектический характер. Выявление противоречивых взаимодействий сторон этих ситуаций требуют творческого применения философских, педагогических, психологических категорий к конкретной ситуации.
Такой диалектический анализ и синтез на основе оперирования категориями сеть творческий познавательный акт, приближающий исследование специалиста к исследовательскому мышлению. Категориальный синтез мышлении менеджера является особым способом, необходимым для раскрытия и объяснения конкретных противоречий управляемых процессов. Поэтому уровень этой деятельности должен быть теоретико-практическим.
Исследования, проведенные среди менеджеров образования, показывают, что до 62% из них обладают управленческо-педагогическим мышлением на стихийно-эмпирическом: уровне и в своей работе, в основном, опираются на повседневную практику, В то же время на необходимость творческого подхода в управлении указывают более 50% опрошенных. При оценке экспертами качеств, не обходимых менеджеру для управления современным образовательным учреждением, 10% составляют качества, характеризующие творческую деятельность творческой личности .
Подводя итога, можно сделать вывод о том, что для эффективного и плодотворного решения задач в процессе образовательной деятельности, менеджер образования должен обладать высоким творческим уровнем управления. А это возможно только при организации соответствующей профессионально-творческой подготовки менеджеров образования.
Литература:
1. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология, - М., 2002,
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, — М,: Педагогика, 1993г.
3. Беспалько В.П., Тагур О..Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.
4. Беспалько В.П. О критерии качества подготовки специалистов У/ Вестник высшей школы. - 1998.- №l.- С.3-8.
5. Гальперин О.П.Управление формированием психических
процессов. М., 1977.
- Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления.- Алма-Ата, 1990.
7. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М, 1992.
8. Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории. Современная высшая школа.- 1977.- №1(17). - С. 91-93.
9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1973г.
10. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста.- Саратов, 1988.
11. Шипилина Л.A. Технология управления саморазвитием менеджера: Учебное пособие, Омск,1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!
Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования...
Модели непрерывного образования
В статье рассмотрены модели отечественного и зарубежного непрерывного образования....
Эколого-краеведческая культура как составляющая модель школьного образования и воспитания
Эколого-краеведческая работа должна быть доступной, посильной, дифференцированной для разных возрастов обучающихся. А начинается она с родной школы....
Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"
Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...
Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования
Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...
Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся
Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человеческом капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования....
Мотивация педагогов (доклад для менеджеров образования)
Мотивация педагогов"И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не заставят ее напиться, если она не захочет»", - эта "народная ковбойская мудрость" вполне применима к управлению персо...