Презентация Педагогический совет "Модель Гражданского образования в гимназии!
презентация по теме
Представлен опыт работы в ОУ по проблеме гражданского образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_model_go.ppt | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1. Проанализировать основные понятия и положения по данной проблеме 2. Выявление противоречий в практике гимназии 3. Проиллюстрировать имеющийся опыт работы по проблеме гражданского образования и толерантности 4. Анализ состояния гражданского образования через соцопрос, анкетирование и наблюдение 5. Реализация данного направления в режиме мастер-классов и выступлений творческих групп по подготовке к педсовету 6.Заполнение таблицы достижений и перспектив развития гражданского образования в ОУ 7.Выстраивание совместной модели деятельности педагогов по формированию гражданского самосознания, толерантности школьников 8.Обзор литературы
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что одной из важнейших задач воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, патриотического воспитания и правового самосознания. Гражданственность рассматривается как качество, присущее истинному гражданину и обозначающее активную жизненную позицию.
гражданское образование : представляет собой единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное образование через урочную, внеклассную и внеурочную работы, также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников; должно осуществляться на всех уровнях общеобразовательной подготовки;
Первое: Небольшое количество выборов получили качества: любовь к родине, патриотизм, готовность бескорыстного служения стране, гражданственность, общественная активность, сострадание и толерантность, терпимость к противоположной точке зрения, уважение к людям, способность к конструктивному диалогу, компромиссу, быть позитивно настроенным, именно эти качества получили наименьшее число выборов. (от 6% до 32%). А все это составляющие социальной компетентности молодых людей и сути гражданского воспитания.
Второе: Анализируя проблемы гражданско-правового образования в Русскополянской гимназии , мы можем отметить следующее: Учителя школы: 100 % педагогов гимназии считают необходимой целенаправленную работу по гражданскому воспитанию
Учащиеся школы:85 % оценивают демократический климат как средне-высокий, 15 % - как средне-низкий.
Родители детей начального звена школы: 100 % родителей считают необходимым воспитание чувства любви к своему городу, стране;75 % вместе проводят свой досуг, поддерживают семейные традиции.
Родители детей среднего звена школы: 34 % вместе проводят свой досуг, 67% поддерживают семейные традиции.
Родители детей старшего звена школы: 18 % родителей старшеклассников и то в редких случаях вместе проводят свой досуг; Родители детей старшего звена школы: 18 % родителей старшеклассников и то в редких случаях вместе проводят свой досуг;
Ребятам предложили проранжировать качества, которыми должен обладать гражданин России на современном этапе развития общества.
Заниматься воспитанием патриотических качеств в ребенке, 50% решило, что семья ,35% - школа,10% сам ребенок,5% - улица (друзья) А кроме того, ребята считают, что воспитанием занимаются СМИ , некоторые компьютерные игры, государство, общественные организации (совет ветеранов), сотрудники органов внутренних дел.
На вопрос: на каких учебных предметах в нашей гимназии вырабатываются качества, присущие патриоту России, респонденты ответили, что это уроки обществознания, истории, права, ОБЖ, МХК, литературы, экологии, краеведения, русского языка, , биологии, музыки – это уроки на которых вырабатываются те качества, которые присущи гражданину и патриоту России. А способствует этому, такие внеклассные мероприятия: - классные часы гражданской тематики - митинги - турнир «Орлята России» - посещение музеев - коллективно-творческие дела - краеведческая работа - турслеты и походы - акции в помощь ветеранам - деловые игры, выборы лидера - празднование знаменательных дат
Противоречия -необходимостью формирования гражданственности школьников как одной из ключевых задач в системе образования и существующим низким уровнем развития гражданско-правового образования; - развитием интеллектуального уровня, коммуникационных технологий и отсутствием толерантности, неумением вести диалог; -возможностью воспитательного потенциала школьного самоуправления в формировании гражданственности и снижением уровня общественной активности;
Цель : создание в гимназии воспитательной системы, обеспечивающей формирование гражданской компетентности и толерантности сельского выпускника; Объект: гражданственность и толерантность сельского выпускника Предмет : формирование гражданственности и толерантности школьников через создание воспитательной системы в сельской гимназии. Методическая тема воспитательной работы в гимназии: « Формирование гражданского самосознания, толерантности сельского выпускника»
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы должны определять гражданское сознание формирующейся личности, но для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения , необходима целенаправленная деятельность , в ходе которой идеалы общества принимаются личностью, как свои собственные. Сформированное гражданское самосознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества и своих собственных.
Основные гражданские компетенции учебно-познавательная компетенция общественно-политическая и правовая компетенция морально-нравственная компетенция социально-экономическая компетенция Создание системы, обеспечивающей формирование гражданственности и патриотизма школьников на уровне образовательного учреждения проходит через развитие :
Предметная Институциональная Проектная Модели гражданского образования и воспитания предусматривает создание демократической обстановки в школе, формирование правового пространства. Важное звено- это самоуправление на уровне класса, школы. предполагает выполнение социального проекта учащимися, их активную деятельность по решению определенной социальной проблемы, что помогает приобрести социальные компетенции и принимать решения. развитие гражданских знаний, умений, деятельности, а также демократические ценностные ориентации, в ходе изучения учебных дисциплин. Установление межпредметных связей повышает эффективность данной модели.
Подходы к содержанию гражданского образования Ситуативно- воспитательный Правовой Политологический Интегрированный Культурологический
Уровни реализации приоритетных направлений гражданского образования: учебный внеучебный социально-проектный социокультурный
Воспитательная система Диагностика Старшее звено Среднее звено Начальное звено Сроки реализации проекта. Система гражданского образования учащихся охватывает все ступени образовательного процесса.
Создание воспитательной системы, обеспечивающей формирование гражданственности и толерантности школьников патриотическое воспитание (проект «Клуб ЮДП», клуб «Патриот», музей истории школы), информационное обеспечение (проект «пресс-центр «Идея»), клуб «Журналист», д/о «Клякса»; Интеллектуальное направление (клуб «Эрудит»); развитие органов самоуправления среди учащихся (клуб «Лидер» и д/о ФАТ») Через развитие учебно-познавательной, общественно-политической и правовой, морально-нравственной компетенций мы будем формировать основные гражданские компетенции.
Анализ проведенного анкетирования среди учащихся гимназии выявил следующее: - высокая активность участия школьников в общественных делах на начальной и средней ступени обучения; - общественная активность в делах школы неуклонно снижается на старшей ступени обучения; Один из путей решения проблемы повышения активности школьников в старшем звене, мы видим в организации и реализации модели школьного самоуправления на уровне класса, школы, Совета школы, попечительского совета.
В гимназии сложилась система школьного самоуправления, которая складывается поэтапно: № этапа цель результат 1 этап начальное звено «Капельки» Получить первоначальный опыт демократического проживания Раскрытие способностей ребят, формирование коллектива. 2 этап среднее звено «Фантазеры, Активисты, Таланты» Формирование активной жизненной позиции Активное участие во всех классных и общешкольных делах 3 этап клуб «Лидер» как совет старшеклассников Получают необходимые навыки и умения ведения диалога, самоопределение и саморефлексия Развитие гражданских компетентностей
Содержание деятельности на этапах. Начальное звено Содержание деятельности Первый, базовый этап Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности. Второй этап Ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирование навыков поведения Третий этап Рассказ о «Конвенции о правах ребенка», чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них
Среднее звено Содержание деятельности Отечество. Родина. Россия В процессе гражданско-патриотического воспитания учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России Семья и человек. Познание самого себя В ходе бесед по гражданско-патриотическому воспитанию органично включены основные статьи Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Человек и общество Совершая заочные путешествия по своей Родине и странам мира, а также «из страны детства в мир взрослых», учащиеся осознают смысл таких понятий, как гражданин, гражданство, право, свобода, толерантность, патриотизм.
Старшее звено Содержание деятельности В новой системе ценностей приоритетными должны стать устойчивое развитие, здоровый образ жизни, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д. Ценностные ориентации выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей.
Как научиться быть вместе с детьми, а не решать вместо них? В чем стержень воспитательной работы в классе? Как сделать ее надежной и привлекательной? Как повысить активность детей? Как сделать так, чтобы они были ведущими, а не ведомыми?
Юный гражданин должен стремиться сформировать отношение к таким гражданским ценностям , как: ответственность; самодисциплина; вежливость; сострадание; терпимость; открытость для переоценки позиций; уважение чести и достоинства других граждан; сотрудничество; готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию как личность: строит отношения с другими людьми; берет на себя инициативу и ответственность в большом и малом деле обладает сознательной дисциплиной стремится принести пользу Отечеству
Критерии оценки успешности деятельности по гражданскому самосознанию и толерантности . Наличие проектной деятельности ( наблюдение, количественный анализ) Создание новых объединений – временные и постоянные общественные школьные объединения учащихся, учителей, родителей ( наблюдение, качественный анализ ) Повышение гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школ ( тестирование, социальный опрос) Участие детей, родителей и учителей в отслеживании результатов ( наблюдение, вовлечение, анализ ) Установление партнерских отношений, формирование навыков гражданского поведения ( наблюдение ) Проведение мероприятий, акций, инициатив ( наблюдение, анализ ) Расширение социокультурного пространства.
Экспресс-опрос Чего достигли в нашем ОУ в области гражданского образования Перспективы развития гражданского образования
Проект решения педагогического совета 1.Продолжить работу по формированию гражданского самосознания и толерантности школьников, используя возможности урока, классного часа, кружка, внеклассного дела. 2.Работать по созданию в гимназии «Банка методических идей» по накоплению опыта работы по методической теме. 3.Классным руководителям, руководителям клубов, кружков и секций продолжить работу по программам в режиме методической темы и приоритетных направлений воспитательной системы. 4.Признать значимым опыт учителей, давшим открытые мастер-классы, выступившим по проблеме гражданского образования в гимназии, объявить благодарность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Языковое образование в гимназии №1
В статье рассказывается о системе преподавания иностранных языков и внеклассной работе по предмету...
Реализация этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 г.Улан-Удэ
В статье говорится о реализации этнокультурного компонента содержания образования в гимназии №33 города Улан-Удэ...
Углубленное изучение математики в 8 классе – новый подход к естественно- математическому образованию в гимназии
мНачиная с 2004 года, в учебном плане произошло сокращение числа часов на изучение математики. Ранее математика преподавалась в размере 6 часов в неделю, а теперь, добавив объём изучаемого материала (...
Роль детских объединений в экологическом образовании МОАУ гимназия №25, учитель биологии
Положение человека в природе и обществе мы объясняем своим учащимся на уроках биологии, обществознания. Но именно для человека характерно стремление отстаивать своё «Я» перед обществом, в котором он р...
Презентация "Проекты в гуманитарном образовании" - работа Ю.А. Кожина (ГБОУ гимназия № 1562 г. Москвы)
Презентация о работе над проектами в школе...
Презентация результатов педагогической деятельности учителя математики, МАОУ Гимназия №1 г.Балаково, Сурсковой Татьяны Александровны
В презентации представлены результаты педагогической деятельности, которые были представлены общественности и педагогическому сообществу....
Публикация участника II Международной педагогической конференции "Проектные практики в области гражданского образования"
Публикации в электронном сборнике...