"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ДЕТЕЙ".
статья на тему
«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. ...Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом. Перед педагогами 21 века стоит все та же проблема: сохранение здоровья детей. Автор рассматривает пути решения данного вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_zdorovesberezheniyu.rar | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ДЕТЕЙ.
Асланова А.В., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №2 города Серпухова
«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. ...Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом.
В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».
К сожалению, проблема здоровья детей стояла перед обществом уже более ста лет назад, ну а сегодня в нашей стране факт резкого ухудшения здоровья учащихся ни у кого не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Результаты всероссийских диспансеризаций детей свидетельствуют, что ситуация в этой области близка к катастрофической. Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели:
- физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
- 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
- 5% взрослого населения страны хронически больны.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Вместе с тем с каждым годом растет вариативность образовательных программ, увеличивается количество часов учебных планов (во 2-4 классах, например, с 20 до 25 часов по новому базисному учебному плану), разнообразие учебников и учебных пособий настораживает, а порой пугает. Воздействие этих факторов в совокупности приводит к хроническому утомлению и учеников, и учителей.
Проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы здравоохранения, не принесла ощутимых результатов.
Осознание этой проблемы привело к тому, что сохранение здоровья детей стало общенациональной задачей. Человек не должен расплачиваться здоровьем за образование.
Что же такое здоровье? В уставе Всемирной организации здравоохранения (1948) особо подчеркивается, что здоровье — это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
В понятие здоровый образ жизни входят не только привычные физиологические составляющие: закаливание, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных пристрастий, рациональное питание, но и более глубинные личностные переживания и характеристики: достаточное количество положительных эмоций, уверенность в своих силах и возможностях, духовность и высокая мораль. Если мы поймем это, то сохранение здоровья школьников станет естественным следствием образовательного процесса, а не результатом его преодоления.
Основными задачами нашей школы с позиции здоровьесбережения являются:
- сохранение уровня здоровья детей за счет создания оптимальных условий для обучения, воспитания и развития учащихся;
- формирование культуры здоровья у детей ;
- подготовка к дальнейшей успешной жизни в обществе, иными словами, социализация учащихся;
- повышение уровня профессиональной компетентности учителей и родителей в вопросах валеологического образования ( каждому учителю необходимо провести диагностику своего педагогического стиля, научиться оценивать урок, перемены, внеклассные мероприятия с позиции здоровьесберегающей педагогики, разработать тематику родительских собраний по вопросам здоровьесбережения и регулярно проводить беседы ).
Специалисты НИИ гигиены детей и подростков РАМН уверены, что сохранение здоровья школьников может быть реализовано только с учетом и на основании соблюдения гигиенических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Говоря о гигиенических условиях проведения уроков, которые представлены на экране, некоторые педагоги (и нашей школы в том числе) недооценивают влияние дизайна кабинетов - цвет стен и парт, расстановку мебели – а также (в средней школе особенно) не отдают должного внимания организации двигательного режима учащихся.
Здоровьесберегающие технологии на каждом уровне педагогического взаимодействия свои. В системе «учитель – ученик» здоровье детям сберегают уроки, организованные грамотно с точки зрения требований валеологии. Учитель должен уметь самостоятельно принимать решение о целесообразности использования видов деятельности и их смене на уроке в зависимости от появления первых признаков утомления детей.
Традиционная позиция учителя как главного носителя знаний и единственного субъекта образовательной деятельности, определяющего содержание, объем, темп и степень усвоения учебного материала без учета способностей, склонностей и интересов детей, — одна из главных причин ухудшения здоровья учащихся. Авторитарное управление детским коллективом «с позиции силы» оплачивается ценой ухудшения здоровья всех участников процесса — не только учеников, но и педагога.
А невозможность достижения требуемых учителем результатов в силу индивидуальных особенностей ребенка приводит к тяжелым последствиям: от негативного представления о собственной личности и формирования заниженной самооценки до активного отрицания навязываемых ценностей в виде протестных форм поведения.
Большую роль в вопросах здоровьесбережения играют классные руководители и воспитатели, которые должны не только уметь планировать и проводить оздоровительные мероприятия, но и осуществлять мониторинг нравственного здоровья учащихся, самим быть примером здорового образа жизни в том смысле, о котором говорилось в начале моего выступления.
Требования к современному уроку очень высоки – не только формирование предметной компетентности учащихся, общеучебных навыков, но и развитие творческих способностей детей, сохранение при этом психологического комфорта образовательной среды. Использование традиционных и инновационных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе должно строго соответствовать возрасту школьников.
Немаловажным фактором реализации здоровьесберегающих технологий, воспитания здорового образа жизни является формирование положительной мотивации. Создание условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями – одна из основных задач начальной школы.
2)формировать у детей валеологически обоснованный режим труда и отдыха;
3)внедрить спортивно-оздоровительные средства и методы снятия стресса различного происхождения;
4)создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду, способствующую физиологической, психологической и морально-нравственной реабилитации детей, стимулирующую двигательную активность ;
5)организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей,
обучающихся в режиме полного дня.
Основные задачи:
1)создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями;
2)формировать у детей валеологически обоснованный режим труда и отдыха;
3)внедрить спортивно-оздоровительные средства и методы снятия стресса различного происхождения;
4)создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду, способствующую физиологической, психологической и морально-нравственной реабилитации детей, стимулирующую двигательную активность ;
5)организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
№ | Содержание работы |
1. | Ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня, в том числе на воздухе: утренняя гимнастика (проводит инструктор по спорту), ритмика (занятия с педагогом дополнительного образования), динамические и релаксационные паузы (занятия с классными руководителями и воспитателями), ОФП (занятия с инструктором по спорту), прогулки, дыхательная и звуковая гимнастика; упражнения для профилактики близорукости и нарушений осанки. |
2. | Развивающие психологические игры с школьным психологом и социальным педагогом (один раз в неделю). |
3. | Анализ медицинских карт учащихся и индивидуализация спортивных и учебных нагрузок. |
4. | Разработка и внедрение программ социально-психологической поддержки детей. |
5. | Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований. |
6. | Организация работы школьного летнего оздоровительного лагеря. |
7. | Организация деятельности специалистов: педагога-психолога, педагога-логопеда, социального педагога, инструктора по спорту. Введение второй единицы педагога-психолога для работы во второй половине дня с детьми школы полного дня. |
8. | Полноценное трехразовое питание детей. |
9. | Витаминизация чая. |
10. | Анкетные тесты-опросы родителей. |
11. | Проведение санитарно-просветительской работы для родителей, учителей, воспитателей, детей по темам: «Режим дня для часто болеющих детей», «Закаливание ребенка», «Питание ребенка», «Профилактика заболеваний», «Вредные привычки у родителей», «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей» и др. |
Старая сказка на новый лад
«Педагогика сотрудничества»
«Посадил дед репку, не простую, а купленную в фирме «Плоды просвещения». Выросла репка большая-пребольшая, умная-преумная. Наступила уборочная страда. Первым страдальцем оказался директор. Ухватился, тянет-потянет, не может справиться. Позвал на помощь завуча. Но и административные усилия оказались напрасны. На помощь пришли родитель и учитель. Тянут-потянут, вытянуть не могут. И наконец пришел ученик, хотя его никто не звал. Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровь...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...
Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в ОУ
Проблема здоровья детей как никогда актуальна. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование, но и формирование культуры здоровья, ЗОЖ. Рассмотрим психологический путь решения п...
Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога
Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесеберегающей деятельности педагога.Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет).Психологические особенности младшего шко...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...
Правовые аспекты здоровьесберегающей деятельности педагога
Здоровьесозидающая деятельность требует сознательного отношения к своему предмету. Это означает, что педагог должен быть достаточно хорошо осведомлен о понятии «здоровья», о его значении для личности,...