Правовые аспекты здоровьесберегающей деятельности педагога
статья

Здоровьесозидающая деятельность требует сознательного отношения к своему предмету. Это означает, что педагог должен быть достаточно хорошо осведомлен о понятии «здоровья», о его значении для личности, общества и государства. Данные знания являются важной составляющей общей культуры и культуры здоровья учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Гутарчук Т. В.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №534

с углубленным изучением английского языка

имени героя России Тимура Сиразетдинова

Выборгского района Санкт-Петербурга

Сохранение, развитие и совершенствование здоровья ребенка, формирование полноценной личности, обладающей духовным, психическим и физическим здоровьем, адекватным условиям современного социокультурного информационного общества – одна из важнейших задач педагогического процесса. Поэтому здоровьесозидающая деятельность – одно из важных направлений работы педагога. Как любая деятельность здоровьесозидающая деятельность требует сознательного отношения к своему предмету. Это означает, что педагог должен быть достаточно хорошо осведомлен о понятии «здоровья», о его значении для личности, общества и государства. Данные знания являются важной составляющей общей культуры и культуры здоровья учителя.

Роль культуры здоровья педагога как субъекта профессиональной деятельности в сохранении здоровья школьников в педагогическом процессе велика. Невозможно осуществляет созидание здоровья воспитанников, передавать знания и опыт здорового образа жизни, не являясь примером ЗОЖ и не обладая необходимыми знаниями и навыками в этой области. Культуру здоровья определяют в качестве «составной части мировоззрения человека как непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование, творение индивидуального здоровья, необходимого для продуктивного долголетия человека, качественной жизни, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [7].

Важной составляющей здоровьесозидающей деятельности является понимание её правового аспекта.

Право на жизнь и право на здоровье относятся к категории естественных и неотчуждаемых прав человека. Их признание и охрана предусмотрены как важнейшими национальными законодательными актами, включая конституции большинства государств, так и целым рядом актов международного права, в том числе такими значительными правовыми документами, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и др. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая питание, одежду, жилище, медицинский уход и требуемое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи» [2]. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах за каждым человеком признано «право на наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья» [10].

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека вне зависимости от расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения» [15]. Таким образом, здоровье — это полное физическое, душевное и социальное благополучие человека.

Как мы видим, здоровье можно рассматривать с разных сторон, но в данной статье хотелось бы остановиться на вопросе здоровья в рамках правового поля российского законодательства.

Итак, согласно статье 41 Конституции РФ, каждый имеет «право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений» [6, с. 20]. Это означает возможность получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам России и гарантируется системой социального страхования.

Также в соответствии с законом граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Например, информация о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилом.

Знание своих прав необходимо в том случае, если нанесен вред здоровью. Согласно Гражданскому кодексу РФ, здоровье является одним из важнейших нематериальных благ, которые могут и должны защищаться всеми предусмотренными законом способами. Об этом, в частности, говориться в статье 14 Закона о защите прав потребителя: «вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы)» [4].

        Зачастую незнание своих прав и основ законодательства приводит к трагическим последствиям. Педагог как субъект образовательной деятельности должен быть осведомлен в области правовой защиты и охраны здоровья несовершеннолетних, чтобы передать знания и опыт своим ученикам. Обращаясь к административному и уголовному праву, можно увидеть, что физическое и психологическое благополучие детей находится под особой защитой государства. КобАП запрещает вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, организацию публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань [5, стр. 54 - 62]. УК РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, влекущие физический, психологический и моральный вред детям.

Хотелось бы обратить особое внимание на Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", где четко определятся, что такое информационная безопасность детей – «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» [16].

Конечно же важную роль в здоровьесберегающей деятельности педагога играет общение и сотрудничество с родителями. Ведь именно родители как законные представители своих детей осуществляют защиту их прав. «Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими)» [11, стр. 16]. Для сохранения психического здоровья и благоприятной обстановки в семье необходимо знать и соблюдать основные права ребенка, содержащиеся в Семейном кодексе РФ: право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка выражать свое мнение в семье при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Многое учащиеся в свободное от учебы время устраиваются на работу, начинают свою трудовую деятельность. И в этом случае важны знания, связанные с трудоустройством несовершеннолетних и их здоровьем. Согласно ТК РФ несовершеннолетние не могут работать при вредных и (или) опасных условия труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания), запрещаются переноска и передвижение тяжестей. При приеме на работу, а также ежегодно несовершеннолетние должны проходить медицинский осмотр за счет средств работодателя. Также они имеют право на удлиненный оплачиваемый отпуск (31 день) в любое удобное время. Трудовой кодекс запрещает применение труда несовершеннолетних в ночное время, на сверхурочных работах, в выходные и праздничные дни.

Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты проблемы здоровьесбережения учащихся с точки зрения российского законодательства, можно сделать вывод, что педагогу в современных условиях необходимы не только знания, связанные с его профессиональной ориентацией, но и знания правовые, которыми педагог может руководствоваться и в своей деятельности, и в жизни, а также передавать необходимый опыт ученикам, чтобы они сами могли выстраивать свою жизнь на основании одной из самых важнейших человеческих ценностей – здоровья.

Литература

  1. Беляков А. В. Право на здоровье как одно из основных прав человека (международно-правовые аспекты) // Медицинское право. - 2009. - № 3.
  2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr (дата обращения: 21.03.2015).
  3. Гейнц К.О., Скурихина Н.В. Здоровьесозидающая деятельность в условиях современного информационного общества // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. —   URL:http://www.scienceforum.ru/2015/1346/14295 (дата обращения: 21.03.2015).
  4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) "О защите прав потребителей" [Электронный ресурс]. URL: http://zozpprf.ru/ (дата обращения: 21.03.2015).
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 1 мая 2015 года. – Москва: Эксмо, 2015.
  6. Конституция РФ. — Спб.: Питер, 2015
  7. Малярчук Н. Н. Концепция развития здоровьесозидающей деятельности педагогов // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 – 2.
  8. Малярчук Н. Н. Концепция развития здоровьесозидающей деятельности педагогов // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 4 – 2. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. —   URL:http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-zdoroviesozidayuschey-deyatelnosti-pedagogov (дата обращения: 21.03.2015).
  9. Малярчук Н. Н. Субъективная роль педагога в воспитании культуры здоровья учащихся. // Медицина и образование в Сибири. - 2007. - № 4. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. —   URL:http://cyberleninka.ru/article/n/subektivnaya-rol-pedagoga-v-vospitanii-kultury-zdorovya-uchaschihsya (дата обращения: 21.03.2015).
  10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtm(дата обращения: 21.03.2015).
  11. Семейный кодекс РФ: текст с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2015 года. – Москва: Эксмо, 2015.
  12. Трудовой кодекс РФ. – Москва: Проспект, Кно-Рус, 2015.
  13. Уголовный кодекс РФ: текст с изменениями и дополнениями на 15 мая 2015 года. – Москва: Эксмо, 2015.
  14. Указ Президента РФ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2016 Пр. – 1 [Электронный ресурс]. URL:http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 21.03.2015).
  15. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс].  URL:http://apps.who.int/gb/bd/r/r_bd48.html (дата обращения: 21.03.2015).
  16. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 22.03.2015).
  17. Яценко Е. Ю. Здоровье человека как объект правовой защиты: проблемы аконодательного регулирования // Экология человека. - 2005. - № 4.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ДЕТЕЙ".

«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно  ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в ОУ

Проблема здоровья детей как никогда актуальна. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование, но и формирование культуры здоровья, ЗОЖ. Рассмотрим психологический путь решения п...

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесеберегающей деятельности педагога.Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет).Психологические особенности младшего шко...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .

В данном материале представленны  концептуальные и стратегические документы, которыми нужно руководствоваться педагогу при организации образовательной деятельности; основные направления и принцип...