Профессиональное объединение педагогов
материал на тему

Паначёва Ирина Евгеньевна

Подборка материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_obedinenie_pedagogov.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е.   Подборка материалов  

Профессиональное объединение педагогов

Организация работы профессиональных объединений учителей в современной образовательной ситуации является мощным фактором совершенствования их профессиональных компетенций. В силу этого работа специалистов муниципальных методических служб, направленная на организацию и формирование деятельности учителей в рамках этих профессиональных объединений любой направленности, приобретает особую актуальность.

Профессиональные объединения педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации (приглашенных) определенным образом оформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединений. Назначение, функции профессиональных объединений многообразны, способствуют включению учителей в принятие управленческих решений, в управление школой.                                                                         (Поташник М. М.)  Любое профессиональное объединение педагогов выступает как система их совместной деятельности, их профессионального общения и как любая система характеризуется набором определенных параметров, с помощью

Методическая выставка

        Методическая выставка - форма наглядного представления достижений педагогического коллектива (учителей-новаторов), полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Отбор экспонатов осуществляется школьными методическими объединениями и утверждается научно-методическим советом в соответствии с Положением о методической выставке и критериями, разработанными в целях качественной подготовки представляемых учебно-методических комплексов. Выставка работает в течение всех дней (недели), в которую проводится научно-практическая конференция.

Перечень примерных рубрикаций (тем, разделов)        методической выставки                

  1. Оригинальные учебно-методические комплексы.
  1. Рекомендации по изучению трудных тем образовательных программ (с позиций преемственности и использования наиболее эффективных приемов и средств реализации междисциплинарных связей).
  1. Нетрадиционные наглядно-иллюстративные средства обучения.
  2. Конспекты учебных занятий нетрадиционных форм.
  3. Рефераты, лучшие проекты самообобщения педагогического опыта, квалификационные работы, варианты учебно-тематических планов.
  4. Продукты коллективной методической (научно-методической) деятельности членов ШМО, кафедр, творческих коллективов, ориентированные на поиск путей и средств модернизации образовательного процесса.
  5. Лучшие творческие работы учащихся, лучшие детские рисунки (поделки), др.

Творческий отчет учителя (творческой, проблемно-поисковой группы)

        Форма подведения итогов (индивидуальной, групповой) работы по методической теме (проблеме), опытно-экспериментальной работы.

        Цель: систематизация результатов, творческое осмысление накопленного опыта работы, подготовка проекта итоговых документов (рекомендации, описание опыта, статья в методическом бюллетене, информационно-аналитические материалы, проект плана самообразовательной работы, ОЭР на новый учебный год, др.)

        Задачи: 

  1. Формирование и совершенствование навыков самоанализа;
  1. Организация и методическое (инструментальное) обеспечение срезов по выявлению эффективности методической работы ( в том числе и в рамках групповой работы);
  1. Проектирование системы мер по созданию необходимых условий для внедрения рекомендаций в практику работы учителей.

Содержание:

  1. презентация итоговых (дидактических, методических, научно-методических) материалов по результатам работы;
  2. экспертиза членами администрации (научно-методического совета зав. кафедрой, руководителем ШМО) представляемого опыта работы;
  3. демонстрация фрагментов учебных (внеучебных) занятий, иллюстрирующих актуальность и значимость работы учителя-новатора, группы учителей;
  4. обсуждение членами педагогического коллектива материалов презентации;
  5. систематизация прошедших экспертизу материалов, представление их в форме письменных творческих отчетов, рефератов, публикаций.

Проблемные творческие группы

Временная творческая группа - одна из перспективных форм методической работы педагогов, позволяющая привлечь максимально большее количество учителей к работе как по проектированию как ключевых направлений развития МОУ, так и конкретных практических проблем, связанных с модернизацией образования, методикой преподавания образовательных дисциплин, освоением современных образовательных технологий.

Цели организации и принципы комплектования проблемных творческих групп:

  1. определение условий, способствующих эффективной работе этих групп и факторов их развития;
  2. определение принципов взаимодействия с научно-методическими советом и руководителями МОУ;
  3. разработка и апробирование технологий проектирования содержания работы творческих проблемных групп;
  4. включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие образовательной системы МОУ;
  5. совершенствование профессиональной компетентности педагогов через формирование познавательных интересов учителей.

                        Примерное содержание деятельности проблемных        творческих  групп:

  1. формирование, развитие, совершенствование коллективного педагогического опыта на основе использования инновационных методик и технологий;
  2. определение задач исследовательской, опытно-экспериментальной, научно-методической работы;
  3. проектирование системы исследовательской, опытно-экспериментальной работы и отбор наиболее эффективных форм ее реализации;
  4. согласование планов и программ деятельности проблемных творческих групп с общей концепцией научно-исследовательской, научно-методической деятельности образовательного учреждений работы, внедрения полученного инновационного продукта в образовательный процесс
  5. проведение научно-методических консультаций, организация рабочих встреч с членами рабочей группы по овладению методологическими, научно-теоретическими основами исследуемой проблемы;
  6. разработка индивидуальных программ самообразовательной работы учителей с учетом познавательных интересов, возможностей учителей:
  7. осуществление мониторинговых исследований по выявлению результативности работы проблемных творческих групп, осуществление экспертной оценки полученных продуктов деятельности;
  8. пропаганда опыта работы в МОУ, муниципальной образовательной системе.

        Условия эффективности работы творческих проблемных групп

  1. количественный состав творческой проблемной группы не должен превышать 7-8 человек в целях обеспечения возможности конструктивной работы;
  2. содержательную направленность работы желательно ориентировать на сочетание деятельности изолированных групп, занимающихся решением конкретного круга задач (предметно-ориентированные группы) с работой «конкурирующих» групп над одними и теми же проблемами и направлениями (комплексно-ориентированные группы), подготовленные варианты проектов далее защищаются и оцениваются членами этих групп в рамках единых сессионных мероприятий;
  3. информационное обеспечение деятельности творческих проблемных групп; предоставление их членам необходимого объема информации о ходе и перспективах развития образовательного процесса в рамках МОУ, достижениях передового педагогического опыта по аналогичным проблемам, о состоянии и результатах работы других групп;
  4. разработка и реализация системы мер поощрения творческой деятельности учителей.

                Этапы формирования технологии управления работой

                        творческих проблемных групп

        1 этап - подготовительный.

        Задачи подготовительного этапа:

        1. осуществление диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов, выявления реального уровня подготовленности учителей к опытно-экспериментальной, инновационной работе;

        2. обучение правилам грамотного делового общения, познания себя и коллектива на основе саморефлексии;

        3. формирование служб сопровождения деятельности проблемной творческой группы (информационное, психолого-педагогическое, дидактическое, научно-методическое, ресурсное, др.);

        2 этап - мотивационный.

        Задачи:

        1. формирование устойчивых мотивов профессиональной деятельности, интересов совместной деятельности;

        2. коллегиальное определение приоритетных направлений развития МОУ;

        3. выбор форм и средств их реализации (организация работы малых педсоветов, групповых дискуссий, научно-методических консультаций);

        4. творческое осмысление, осознание необходимости совместной работы в целях решения актуальных проблем развития МОУ.

        3 этап - формирующий.

Задачи:

        1. создание вариативных микрогрупп;

        2 разработка плана внутригруппового и межгруппового взаимодействия;

        3. разработка проектов внутригрупповой и межгрупповой работы;

        4. информационное и ресурсное обеспечение деятельности по расширению и углублению научно-методической базы.

        4 этап - этап функционирования.

Задачи:

        1.овладение участниками творческой проблемной группы комплексом необходимых управленческих умений и навыков (организация, планирование, коррекция, регулирование);

        2.апробация продуктов совместной деятельности;

        3.корректировка программного содержания;

        4.обобщение и систематизация сформированного опыта работы;

        5.подготовка рекомендаций по его творческому использованию.

                Примерное положение о проблемной творческой группе

                                1. Общие положения

  1. Проблемная творческая группа является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, деятельность которого направлена на научно-методическое и методическое обеспечение опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы.
  2. В своей деятельности проблемная творческая группа руководствуется следующими нормативно-правовыми документами: Законом «Об образовании» РФ, Уставом ОУ, нормативными документами Министерства образования РФ, ГУО и Н, муниципальных органов управления образованием, Программой развития ОУ, другими актами, в том числе и настоящим Положением.
  3. Проблемная творческая группа выступает как форма организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности творческий работающих учителей ОУ, обеспечивающая создание единой системы научно-методической работы, реализацию ее основных задач.
  4. Проблемная творческая группа строит свою работу во взаимодействии с другими структурными подразделениями ОУ, методической службой муниципального органа управления образования, ИДПОПР, вузами области.
  5. Положение о проблемной творческой группе утверждается педагогическим советом ОУ.

  1. Задачи и содержание деятельности проблемной творческой группы

  1. 1. Задачи деятельности
  1. обеспечение совершенствования профессионально-педагогической компетентности руководителей проблемных творческих групп, учителей в рамках решения актуальных для ОУ проблем его развития;
  2. отслеживание общих тенденций модернизации образования в рамках конкретной образовательной области, учебной дисциплины на основе изучения общих государственных образовательных нормативов и специфики освоения этих нормативов педагогической практикой , определенной на федеральном и региональном уровнях;
  3. формирование пакета теоретических, научно-методических, методических, дидактических материалов, обеспечивающих педагогами ОУ образовательных программ, построение отдельных элементов образовательной системы в соответствии с нормативно-правовыми основаниями модернизации современной системы образования;
  4. формирование пакета теоретических, научно-методических, методических, дидактических материалов, способствующих организации работы ШМО как вариативной системы дополнительного профессионального образования педагогов на базе ОУ;
  5. выявление актуальных проблем педагогической практики индивидуального и общего характера;
  6. выявление тенденций развития образовательной системы ОУ в целом, а также в рамках ступеней обучения, конкретных образовательных областей, отдельных учебных курсов.

  1. Содержание деятельности проблемной творческой группы

  1. Организационно-управленческая деятельность

-разработка годового плана работы, подготовка отчетной информации по результатам деятельности.

2.2.2. Деятельность по теоретическому, научно-методическому и программно-методическому обеспечению педагогической инспекционно-контрольной деятельности

  1. отбор и обработка теоретической, научно-методической и методической информации о способах построения педагогической системы, адекватной нормативно-законодательным основам современной системы образования, проведение исследований по проблемам, входящих в сферу компетенции проблемной творческой группы, создание информационного банка методического и научно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках конкретных образовательных областей и учебных дисциплин.

2.2.3. Разработка научно-методического и методического обеспечения деятельности учителей, направленного на:

  1. адаптацию содержания образовательных программ к конкретным условиям реализации в ОУ;
  2. перспективное и календарное планирование образовательного процесса;
  3. разработку учебно-методических комплексов в рамках образовательных областей, учебных дисциплин, обеспечивающих его нормативно задаваемую ценностную и целевую направленность, целостность;
  4. подбор или разработку инструментария для оценивания уровня освоения содержания образования (для проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся);
  5. подбор или разработку перечней материально-технического обеспечения организации образовательного процесса в рамках конкретной учебной дисциплины.
  1. Деятельность по теоретическому, научно-методическому и программно-методическому обеспечению методической работы
  1. разработка программы дополнительного профессионального образования педагогов ОУ;
  2. подготовка программно-методического и дидактического обеспечения процесса повышения квалификации, обеспечивающего освоение новых способов педагогической деятельности;
  3. подготовка методического обеспечения процесса повышения квалификации, обеспечивающего организацию самообразовательной работы.

Деятельность по совершенствованию профессиональной

компетентности педагогов ОУ

  1. организация и проведение различных форм методической и научно-методической работы;
  2. создание методического уголка, систематическое пополнение его материалов по приоритетным направлениям развития ОУ;
  3. создание информационного банка по проблемам модернизации образовательного процесса.

Примерная структура проблемной творческой группы

  1. руководитель проблемной творческой группы, выбираемый из числа наиболее опытных педагогов и назначаемый приказом руководителя ОУ;
  2. научный консультант, имеющий научную степень не ниже кандидата педагогических наук;
  3. члены творческой группы (не более 7-8 человек из числа наиболее подготовленных, активно занимающихся научно-методической, научно-исследовательской работой и имеющих квалификационную категорию не ниже первой);

2. Перспективный план работы проблемной творческой группы является частью плана работы педагогического коллектива.

3.Перспективный план работы проблемной творческой группы рассматривается на заседании научно-методического совета школы и утверждается на заседании педагогического совета.

4.В соответствии с планом работы проблемной творческой группы составляются индивидуальные планы работы ее членов (членов микрогрупп).

4.По завершении учебного года руководитель проблемной творческой группы представляет на рассмотрение научно-методического совета аналитический отчет о результатах проделанной работы.

5.Участниками проблемной творческой группы ведется следующая документация:

  1. программа деятельности проблемной творческой группы,
  2. календарный план работы
  3. индивидуальные планы работы членов проблемной творческой группы;
  4. отчеты работы за год;
  5. протоколы заседаний.

Самообразование

        Форма целенаправленной, систематической самостоятельной работы учителя по реализации личной программы развития.

        Цель: освоение научно-теоретической, методической базы обновления содержания образовательного процесса, совершенствование профессионально значимых умений и навыков, обеспечивающих опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую работу.

        Задачи:

  1. самодиагностика, определение характера профессиональных затруднений;
  2. проектирование содержания программ личного развития педагога, предполагаемых результатов самообразовательной работы;
  3. самостоятельное изучение психолого-педагогической, научно-методической, дидактической, др. литературы;
  4. разработка учебно-дидактических комплексов, адекватных требованиям современных образовательных программ.

Примерная структура индивидуального плана профессионального развития учителя

     1.Цели

Профессиональное развитие педагога; отчет о проделанной работе (доклад, аннотированные списки изученной литературы).

  1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Указывается перечень продуктов индивидуальной самообразовательной деятельности: учебно-методический комплекс, авторская программа, календарно-тематическое планирование, конспекты учебных и внеучебных занятий, сборники тренировочных упражнений, тестов, других измерителей качества образованности учащихся. В качестве отчета могут быть подготовлены рекомендации по использованию опыта работы учителя.

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема самообобщения опыта, разрабатывается план самообобщения, в который включаются действия по систематизации подготовленных материалов, анализу его актуальности и возможности творческого использования коллегами, подготовке обобщающих материалов(статьи, рекомендации, методические бюллетени, др.).

4. Участие в системе школьной методической работы

Определяется, в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель, описывается возможная роль участия и ожидаемый результат.

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательного учреждения

Указываются темы курсов повышения квалификации, отчетные документы по результатам обучения (рефераты, квалификационные работы).

  1. Руководство совершенствование профессиональной компетентности

коллег

Определяются возможные формы работы: руководство стажировкой молодых учителей, педагогической студией, мастер-классом, творческой лабораторией, др. отчетным документом может служить информационно-аналитическая справка, результаты аттестации коллег.

  1. Работа в составе органов управления образовательным учреждением

Указываются общественные органы, в составе которых может работать учитель, возможные функциональные обязанности. Отчетом может служить документ о выполнении порученной работы (отчет).

Примерная форма содержания работы в каждом из выше                указанных разделов

                                                                Таблица № 7

Задачи и содержание деятельности

Сроки начала и окончания работы

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

8.Самооценка результатов профессионального развития педагога

        Примерный индивидуальный план научно-исследовательской работы учителя

  1. Проблема (методики, технологии, содержание деятельности по совершенствованию образовательного процесса, др.).
  2. Тема.
  3. Цели.
  4. Задачи.
  5. Содержание работы.
  6. Формы работы (индивидуальная, опытно-экспериментальная, проблемная творческая группа, микрогруппа, др.).
  7. Методы работы (эмпирические, теоретические)

       Таблица № 8

8. Основные этапы

Сроки

Ответст

венный

Выход

  1. Диагностический
  2. анализ затруднений;
  3. анализ состояния образовательного процесса по исследуемой проблеме;
  4. выявление противоречий;
  5. изучение литературы по проблеме
  6. Прогностический
  7. определение целей и задач;
  8. формулировка гипотезы;
  9. прогнозирование результатов;
  10. Организационный
  11. разработка программы эксперимента;
  12. подготовка материальной базы;
  13. методическое обеспечение
  14. Практический
  15. проведение исходных констатирующих срезов;
  16. апробация новой технологии, методики, системы мер и т.п.;
  17. отслеживание состояния процесса, промежуточных результатов;
  18. корректировка исследуемой технологии;
  19. контрольные срезы
  20. Обобщающий
  21. обработка данных апробации;
  22. соотнесение результатов с ожидаемыми целями;
  23. анализ результатов работы;
  24. корректировка гипотезы;
  25. систематизация и обобщение результатов
  26. Внедренческий
  27. пропаганда и распространение достигнутых позитивных результатов

  1. Подведение итогов в форме:
  2. реферат;
  3. доклад;
  4. статья в журнал;
  5. программа;
  6. дидактический материал, методический бюллетень;
  7. подготовка учебно-методических комплексов;
  8. разработка рекомендации

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс как вид профессионального объединения педагогов.

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта. Среди методических...

Должностная инструкция руководителя профессионального объединения педагогов

1. Общие положения1.1. Руководитель профессионального объединения педагогов назначается и освобождается от должности приказом управления образования. На период отпуска и временной нетрудоспособности р...

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Толчком  для выбора данной темы статьи явились положительные тенденции  в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как:·...

Профессиональные объединения педагогов-ресурс развития муниципальной системы образования

Профессиональные объединения педагогов – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата,...

Деятельность профессиональных объединений педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...


 

Комментарии

Козлицкая Ирина Владимировна

Огромное спасибо за материал! Очень пригодится в работе.