Профессиональное объединение педагогов
материал на тему
Предварительный просмотр:
Паначёва И.Е. Подборка материалов
Профессиональное объединение педагогов
Организация работы профессиональных объединений учителей в современной образовательной ситуации является мощным фактором совершенствования их профессиональных компетенций. В силу этого работа специалистов муниципальных методических служб, направленная на организацию и формирование деятельности учителей в рамках этих профессиональных объединений любой направленности, приобретает особую актуальность.
Профессиональные объединения педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации (приглашенных) определенным образом оформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединений. Назначение, функции профессиональных объединений многообразны, способствуют включению учителей в принятие управленческих решений, в управление школой. (Поташник М. М.) Любое профессиональное объединение педагогов выступает как система их совместной деятельности, их профессионального общения и как любая система характеризуется набором определенных параметров, с помощью
Методическая выставка
Методическая выставка - форма наглядного представления достижений педагогического коллектива (учителей-новаторов), полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Отбор экспонатов осуществляется школьными методическими объединениями и утверждается научно-методическим советом в соответствии с Положением о методической выставке и критериями, разработанными в целях качественной подготовки представляемых учебно-методических комплексов. Выставка работает в течение всех дней (недели), в которую проводится научно-практическая конференция.
Перечень примерных рубрикаций (тем, разделов) методической выставки
- Оригинальные учебно-методические комплексы.
- Рекомендации по изучению трудных тем образовательных программ (с позиций преемственности и использования наиболее эффективных приемов и средств реализации междисциплинарных связей).
- Нетрадиционные наглядно-иллюстративные средства обучения.
- Конспекты учебных занятий нетрадиционных форм.
- Рефераты, лучшие проекты самообобщения педагогического опыта, квалификационные работы, варианты учебно-тематических планов.
- Продукты коллективной методической (научно-методической) деятельности членов ШМО, кафедр, творческих коллективов, ориентированные на поиск путей и средств модернизации образовательного процесса.
- Лучшие творческие работы учащихся, лучшие детские рисунки (поделки), др.
Творческий отчет учителя (творческой, проблемно-поисковой группы)
Форма подведения итогов (индивидуальной, групповой) работы по методической теме (проблеме), опытно-экспериментальной работы.
Цель: систематизация результатов, творческое осмысление накопленного опыта работы, подготовка проекта итоговых документов (рекомендации, описание опыта, статья в методическом бюллетене, информационно-аналитические материалы, проект плана самообразовательной работы, ОЭР на новый учебный год, др.)
Задачи:
- Формирование и совершенствование навыков самоанализа;
- Организация и методическое (инструментальное) обеспечение срезов по выявлению эффективности методической работы ( в том числе и в рамках групповой работы);
- Проектирование системы мер по созданию необходимых условий для внедрения рекомендаций в практику работы учителей.
Содержание:
- презентация итоговых (дидактических, методических, научно-методических) материалов по результатам работы;
- экспертиза членами администрации (научно-методического совета зав. кафедрой, руководителем ШМО) представляемого опыта работы;
- демонстрация фрагментов учебных (внеучебных) занятий, иллюстрирующих актуальность и значимость работы учителя-новатора, группы учителей;
- обсуждение членами педагогического коллектива материалов презентации;
- систематизация прошедших экспертизу материалов, представление их в форме письменных творческих отчетов, рефератов, публикаций.
Проблемные творческие группы
Временная творческая группа - одна из перспективных форм методической работы педагогов, позволяющая привлечь максимально большее количество учителей к работе как по проектированию как ключевых направлений развития МОУ, так и конкретных практических проблем, связанных с модернизацией образования, методикой преподавания образовательных дисциплин, освоением современных образовательных технологий.
Цели организации и принципы комплектования проблемных творческих групп:
- определение условий, способствующих эффективной работе этих групп и факторов их развития;
- определение принципов взаимодействия с научно-методическими советом и руководителями МОУ;
- разработка и апробирование технологий проектирования содержания работы творческих проблемных групп;
- включение педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие образовательной системы МОУ;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов через формирование познавательных интересов учителей.
Примерное содержание деятельности проблемных творческих групп:
- формирование, развитие, совершенствование коллективного педагогического опыта на основе использования инновационных методик и технологий;
- определение задач исследовательской, опытно-экспериментальной, научно-методической работы;
- проектирование системы исследовательской, опытно-экспериментальной работы и отбор наиболее эффективных форм ее реализации;
- согласование планов и программ деятельности проблемных творческих групп с общей концепцией научно-исследовательской, научно-методической деятельности образовательного учреждений работы, внедрения полученного инновационного продукта в образовательный процесс
- проведение научно-методических консультаций, организация рабочих встреч с членами рабочей группы по овладению методологическими, научно-теоретическими основами исследуемой проблемы;
- разработка индивидуальных программ самообразовательной работы учителей с учетом познавательных интересов, возможностей учителей:
- осуществление мониторинговых исследований по выявлению результативности работы проблемных творческих групп, осуществление экспертной оценки полученных продуктов деятельности;
- пропаганда опыта работы в МОУ, муниципальной образовательной системе.
Условия эффективности работы творческих проблемных групп
- количественный состав творческой проблемной группы не должен превышать 7-8 человек в целях обеспечения возможности конструктивной работы;
- содержательную направленность работы желательно ориентировать на сочетание деятельности изолированных групп, занимающихся решением конкретного круга задач (предметно-ориентированные группы) с работой «конкурирующих» групп над одними и теми же проблемами и направлениями (комплексно-ориентированные группы), подготовленные варианты проектов далее защищаются и оцениваются членами этих групп в рамках единых сессионных мероприятий;
- информационное обеспечение деятельности творческих проблемных групп; предоставление их членам необходимого объема информации о ходе и перспективах развития образовательного процесса в рамках МОУ, достижениях передового педагогического опыта по аналогичным проблемам, о состоянии и результатах работы других групп;
- разработка и реализация системы мер поощрения творческой деятельности учителей.
Этапы формирования технологии управления работой
творческих проблемных групп
1 этап - подготовительный.
Задачи подготовительного этапа:
1. осуществление диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов, выявления реального уровня подготовленности учителей к опытно-экспериментальной, инновационной работе;
2. обучение правилам грамотного делового общения, познания себя и коллектива на основе саморефлексии;
3. формирование служб сопровождения деятельности проблемной творческой группы (информационное, психолого-педагогическое, дидактическое, научно-методическое, ресурсное, др.);
2 этап - мотивационный.
Задачи:
1. формирование устойчивых мотивов профессиональной деятельности, интересов совместной деятельности;
2. коллегиальное определение приоритетных направлений развития МОУ;
3. выбор форм и средств их реализации (организация работы малых педсоветов, групповых дискуссий, научно-методических консультаций);
4. творческое осмысление, осознание необходимости совместной работы в целях решения актуальных проблем развития МОУ.
3 этап - формирующий.
Задачи:
1. создание вариативных микрогрупп;
2 разработка плана внутригруппового и межгруппового взаимодействия;
3. разработка проектов внутригрупповой и межгрупповой работы;
4. информационное и ресурсное обеспечение деятельности по расширению и углублению научно-методической базы.
4 этап - этап функционирования.
Задачи:
1.овладение участниками творческой проблемной группы комплексом необходимых управленческих умений и навыков (организация, планирование, коррекция, регулирование);
2.апробация продуктов совместной деятельности;
3.корректировка программного содержания;
4.обобщение и систематизация сформированного опыта работы;
5.подготовка рекомендаций по его творческому использованию.
Примерное положение о проблемной творческой группе
1. Общие положения
- Проблемная творческая группа является структурным подразделением методической службы образовательного учреждения, деятельность которого направлена на научно-методическое и методическое обеспечение опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы.
- В своей деятельности проблемная творческая группа руководствуется следующими нормативно-правовыми документами: Законом «Об образовании» РФ, Уставом ОУ, нормативными документами Министерства образования РФ, ГУО и Н, муниципальных органов управления образованием, Программой развития ОУ, другими актами, в том числе и настоящим Положением.
- Проблемная творческая группа выступает как форма организации научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности творческий работающих учителей ОУ, обеспечивающая создание единой системы научно-методической работы, реализацию ее основных задач.
- Проблемная творческая группа строит свою работу во взаимодействии с другими структурными подразделениями ОУ, методической службой муниципального органа управления образования, ИДПОПР, вузами области.
- Положение о проблемной творческой группе утверждается педагогическим советом ОУ.
- Задачи и содержание деятельности проблемной творческой группы
- 1. Задачи деятельности
- обеспечение совершенствования профессионально-педагогической компетентности руководителей проблемных творческих групп, учителей в рамках решения актуальных для ОУ проблем его развития;
- отслеживание общих тенденций модернизации образования в рамках конкретной образовательной области, учебной дисциплины на основе изучения общих государственных образовательных нормативов и специфики освоения этих нормативов педагогической практикой , определенной на федеральном и региональном уровнях;
- формирование пакета теоретических, научно-методических, методических, дидактических материалов, обеспечивающих педагогами ОУ образовательных программ, построение отдельных элементов образовательной системы в соответствии с нормативно-правовыми основаниями модернизации современной системы образования;
- формирование пакета теоретических, научно-методических, методических, дидактических материалов, способствующих организации работы ШМО как вариативной системы дополнительного профессионального образования педагогов на базе ОУ;
- выявление актуальных проблем педагогической практики индивидуального и общего характера;
- выявление тенденций развития образовательной системы ОУ в целом, а также в рамках ступеней обучения, конкретных образовательных областей, отдельных учебных курсов.
- Содержание деятельности проблемной творческой группы
- Организационно-управленческая деятельность
-разработка годового плана работы, подготовка отчетной информации по результатам деятельности.
2.2.2. Деятельность по теоретическому, научно-методическому и программно-методическому обеспечению педагогической инспекционно-контрольной деятельности
- отбор и обработка теоретической, научно-методической и методической информации о способах построения педагогической системы, адекватной нормативно-законодательным основам современной системы образования, проведение исследований по проблемам, входящих в сферу компетенции проблемной творческой группы, создание информационного банка методического и научно-методического обеспечения образовательного процесса в рамках конкретных образовательных областей и учебных дисциплин.
2.2.3. Разработка научно-методического и методического обеспечения деятельности учителей, направленного на:
- адаптацию содержания образовательных программ к конкретным условиям реализации в ОУ;
- перспективное и календарное планирование образовательного процесса;
- разработку учебно-методических комплексов в рамках образовательных областей, учебных дисциплин, обеспечивающих его нормативно задаваемую ценностную и целевую направленность, целостность;
- подбор или разработку инструментария для оценивания уровня освоения содержания образования (для проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся);
- подбор или разработку перечней материально-технического обеспечения организации образовательного процесса в рамках конкретной учебной дисциплины.
- Деятельность по теоретическому, научно-методическому и программно-методическому обеспечению методической работы
- разработка программы дополнительного профессионального образования педагогов ОУ;
- подготовка программно-методического и дидактического обеспечения процесса повышения квалификации, обеспечивающего освоение новых способов педагогической деятельности;
- подготовка методического обеспечения процесса повышения квалификации, обеспечивающего организацию самообразовательной работы.
Деятельность по совершенствованию профессиональной
компетентности педагогов ОУ
- организация и проведение различных форм методической и научно-методической работы;
- создание методического уголка, систематическое пополнение его материалов по приоритетным направлениям развития ОУ;
- создание информационного банка по проблемам модернизации образовательного процесса.
Примерная структура проблемной творческой группы
- руководитель проблемной творческой группы, выбираемый из числа наиболее опытных педагогов и назначаемый приказом руководителя ОУ;
- научный консультант, имеющий научную степень не ниже кандидата педагогических наук;
- члены творческой группы (не более 7-8 человек из числа наиболее подготовленных, активно занимающихся научно-методической, научно-исследовательской работой и имеющих квалификационную категорию не ниже первой);
2. Перспективный план работы проблемной творческой группы является частью плана работы педагогического коллектива.
3.Перспективный план работы проблемной творческой группы рассматривается на заседании научно-методического совета школы и утверждается на заседании педагогического совета.
4.В соответствии с планом работы проблемной творческой группы составляются индивидуальные планы работы ее членов (членов микрогрупп).
4.По завершении учебного года руководитель проблемной творческой группы представляет на рассмотрение научно-методического совета аналитический отчет о результатах проделанной работы.
5.Участниками проблемной творческой группы ведется следующая документация:
- программа деятельности проблемной творческой группы,
- календарный план работы
- индивидуальные планы работы членов проблемной творческой группы;
- отчеты работы за год;
- протоколы заседаний.
Самообразование
Форма целенаправленной, систематической самостоятельной работы учителя по реализации личной программы развития.
Цель: освоение научно-теоретической, методической базы обновления содержания образовательного процесса, совершенствование профессионально значимых умений и навыков, обеспечивающих опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую работу.
Задачи:
- самодиагностика, определение характера профессиональных затруднений;
- проектирование содержания программ личного развития педагога, предполагаемых результатов самообразовательной работы;
- самостоятельное изучение психолого-педагогической, научно-методической, дидактической, др. литературы;
- разработка учебно-дидактических комплексов, адекватных требованиям современных образовательных программ.
Примерная структура индивидуального плана профессионального развития учителя
1.Цели
Профессиональное развитие педагога; отчет о проделанной работе (доклад, аннотированные списки изученной литературы).
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Указывается перечень продуктов индивидуальной самообразовательной деятельности: учебно-методический комплекс, авторская программа, календарно-тематическое планирование, конспекты учебных и внеучебных занятий, сборники тренировочных упражнений, тестов, других измерителей качества образованности учащихся. В качестве отчета могут быть подготовлены рекомендации по использованию опыта работы учителя.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Указывается тема самообобщения опыта, разрабатывается план самообобщения, в который включаются действия по систематизации подготовленных материалов, анализу его актуальности и возможности творческого использования коллегами, подготовке обобщающих материалов(статьи, рекомендации, методические бюллетени, др.).
4. Участие в системе школьной методической работы
Определяется, в каких методических мероприятиях школы предполагает участвовать учитель, описывается возможная роль участия и ожидаемый результат.
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательного учреждения
Указываются темы курсов повышения квалификации, отчетные документы по результатам обучения (рефераты, квалификационные работы).
- Руководство совершенствование профессиональной компетентности
коллег
Определяются возможные формы работы: руководство стажировкой молодых учителей, педагогической студией, мастер-классом, творческой лабораторией, др. отчетным документом может служить информационно-аналитическая справка, результаты аттестации коллег.
- Работа в составе органов управления образовательным учреждением
Указываются общественные органы, в составе которых может работать учитель, возможные функциональные обязанности. Отчетом может служить документ о выполнении порученной работы (отчет).
Примерная форма содержания работы в каждом из выше указанных разделов
Таблица № 7
Задачи и содержание деятельности | Сроки начала и окончания работы | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
8.Самооценка результатов профессионального развития педагога
Примерный индивидуальный план научно-исследовательской работы учителя
- Проблема (методики, технологии, содержание деятельности по совершенствованию образовательного процесса, др.).
- Тема.
- Цели.
- Задачи.
- Содержание работы.
- Формы работы (индивидуальная, опытно-экспериментальная, проблемная творческая группа, микрогруппа, др.).
- Методы работы (эмпирические, теоретические)
Таблица № 8
8. Основные этапы | Сроки | Ответст венный | Выход |
| |||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение и профессиональное развитие педагога
Из опыта работы РМО...
Мастер-класс как вид профессионального объединения педагогов.
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта. Среди методических...
Должностная инструкция руководителя профессионального объединения педагогов
1. Общие положения1.1. Руководитель профессионального объединения педагогов назначается и освобождается от должности приказом управления образования. На период отпуска и временной нетрудоспособности р...
Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы
Толчком для выбора данной темы статьи явились положительные тенденции в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как:·...
Профессиональные объединения педагогов-ресурс развития муниципальной системы образования
Профессиональные объединения педагогов – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата,...
Деятельность профессиональных объединений педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть...
Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"
Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...
Комментарии
Огромное спасибо за материал!
Огромное спасибо за материал! Очень пригодится в работе.