Формирование правовой компетенции учащихся- предупреждение подростковой преступлений и правонарушений
материал по теме
Предварительный просмотр:
КС(К)ОУ «Алатырская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат»
Выступление на педагогическом совете
«Формирование правовой компетенции учащихся- предупреждение подростковой преступности и правонарушений»
Подготовила:
Зам.директора по ВР
Сальникова С.А.
Март 2012г.
Свобода есть право делать все,
что дозволено законами.
Ш.Монтескьё
Формирование правовой компетенции учащихся - это воспитание уважения к закону. Что же такое правовая компетентность? Это процесс, в результате которого человек принимает законы того или иного социума, и, как правило, следует им. ПК- это процесс присвоения индивидуумом социального опыта, обусловленный комплексом социально- экономических, психолого- педагогических факторов, означающий включение личности в систему общественных отношений и деятельность по воспроизводству этих отношений в микросоциуме, включение в систему ролей, прав и обязанностей гражданина Отечества. В справочниках можно встретить и такое утверждение, что правовая компетентность- это процесс усвоения социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля. Но обратим внимание на используемое здесь слово «усвоение». Человек способен много усвоить: и формы поведения, и стереотипы, принятые в обществе, и варианты жизненного стиля. Но можно ли сказать, что такой человек правово компетентен? Очевидно, что дать утвердительный ответ нельзя.
Мы часто слышим и сами употребляем выражение «законы писаные и неписаные». К неписаным законам относятся нормы поведения, не записанные в каких- либо документах, но созданные народом и глубоко укоренившиеся в его сознании. Их тоже нарушать нельзя. Но человек недалекий упорствует: «Где это сказано?»- и оказывает негативное воздействие на поведение детей.
Зачастую дети сталкиваются с неоднозначностью требований к себе со стороны взрослых. В результате наблюдается определенный барьер между поколениями: учащиеся замечают, что многие требования, которые взрослые трактуют как обязательные, эти же взрослые не применяют к себе. Маленькая ложь вызывает большое недоверие, и ребята сами пытаются разделить требования на обязательные и необязательные.
Например, на занятии школьникам говорят о неотвратимости наказания за совершенное преступление, а они знают, что их одноклассник ворует, но полиция только увещевает вора. Этим все и кончается. В чем же неотвратимость наказания и есть ли она? Как может сформироваться личность- субъект правовой роли? Разве на основе зазубривания правовых норм и узнавания наказания за их нарушение? До сих пор очень часто так и действуем: пугаем нарушителя правовыми нормами, требуем их исполнять, принуждаем к этому, а результат противоположный. Правовое сознание и поведение возникают не на основе страха, а на основе моральной потребности человека, его внутренней убежденности. Если подрастающая личность не откроет для себя пути превращения моральных норм в правовые, то она никогда не станет ни полноценным субъектом морали, ни полноценным субъектом правовых отношений. Право- это мера справедливости, воплощенная в законе. Если человек не знает законов, но руководствуется нормами общественной морали, он становится законопослушным.
Мы, педагоги, должны рассказывать учащимся о существующих нормах поведения- моральных и правовых, должны контролировать их выполнение и предъявлять к ним соответствующие требования. Учащимся важно не только объяснить целесообразность той или иной нормы, но и убедительно показать ее жизненное значение. Причем делать надо это не навязчиво, без менторства.
В нашей школе, по причине сложившейся жизненной ситуации у ребят, огромное значение имеет авторитет взрослых, всех работников, а особенно педагогов. Его определяют три условия: собственная порядочность и обусловленный ею личный пример для ребят, согласованность педагогических позиций и взаимная поддержка работников школы. Без этого авторитета не будет. И дело не в том, что учащийся перестанет беспрекословно подчиняться, а в том, что взрослый перестанет существовать для него как важнейший источник познания жизни, источник добра и справедливости, как пример для подражания.
Воспитание законопослушания необходимо не только в младшем школьном возрасте. Особенно остра эта проблема у подростков. Закон всегда стоит на страже справедливости. Справедливость- основа закона. Чувство справедливости присуще подросткам. Это одна их ярких, наиболее отличительных черт этого возраста. Борьба подростка за справедливость иногда приобретает нежелательный характер, граничит с правонарушением.
Подросток эмоционально возбудим, он еще не научился глубоко проникать в смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным поступкам, суждениям у него велико. Без должного знания дела он зачастую вступает в грубый по форме спор со взрослыми, дерется с одноклассниками, отстаивая справедливость. В каждом из этих случаев он руководствуется самыми добрыми побуждениями, но формы их проявления недопустимы. Здесь налицо и незнание определенных нравственных и юридических норм, и неумение владеть собой. Запрет, окрик, наказание в подобных случаях, как правило, пользы не приносит. Даже если подросток подчинился, что он думает при этом? Действительно ли он готов выполнить требование взрослых или ждет удобного случая, чтобы отомстить им?
Важно, чтобы учащемуся были присущи внутренняя дисциплинированность (он не может поступить иначе), организованность, умение предъявлять к самому себе бескомпромиссные требования и выполнять их. Таким образом, воспитание моральности и законопослушания обязательно должно прейти на уровень самовоспитания как важнейшего компонента саморазвития личности.
Требовательность в работе с детьми да и с людьми вообще необходима. Подчинение младшего старшему, вообще всякому, кому дано право требовать, обязательно. Но педагогу необходимо уважать того, к кому предъявляются те или иные требования. Уважение проявляется в должной форме требования, в доступности его пониманию учеников, в посильности его выполнения. К сожалению, так бывает не всегда. Одна из самых распространенных ошибок взрослых- подчеркивание своего возраста, авторитета, положения. Требовательность предполагает и наказание. В системе правового воспитания наказание занимает значительное место. Трудно согласиться, что без них можно обойтись.
Наказание- это акцентированная отрицательная оценка поступка ребенка или его действия. Оно должно обязательно вызывать отрицательные переживания у нарушителя. Но какие? Обиду? Чувство оскорбленного достоинства? Мысли о несправедливости? Нет. Эти эмоции возникают лишь в тех случаях, когда игнорируются индивидуальные особенности провинившегося, когда наказание не соответствует проступку, когда виновный не осознает своей вины. Здесь велика роль коллектива. Если коллектив не поддерживает наказывающего и не осуждает совершившего проступок, наказывать просто нельзя. В лучшем случае наказание не принесет пользы, в худшем- обидит, озлобит провинившегося. Наказание должно разрешать конфликт, а не создавать новый.
Конечно, без наказаний не обойтись. Сознательно совершившего проступок надо наказать обязательно. Но для воспитания детей нужен прежде всего личный пример взрослых, единство слова и дела, как можно более ранее приобщение ребят к самостоятельному труду и деятельности в коллективе. Нужен также контроль за поведением детей. Если этого нет, ребенок становится неуправляемым, совершает проступок за проступком. Потом мы его называем трудным.
Итак, как происходит формирование правовой компетенции в нашей школе.
Правовая компетентность в школе формируется поэтапно:
I этап - информационно-познавательный;
II этап - ценностно-ориентированный;
III этап - регулятивно-поведенческий;
IV этап - коммуникативный.
На каждом этапе перед учителем стоят различные цели:
на I этапе - дать знание о праве,
на II этапе - сформировать правомерное поведение,
на III этапе - привить готовность следовать правовым нормам в повседневной жизни,
на IV этапе - осуществление конструктивного взаимодействия учащихся с другими членами общества на основе правовых норм при выполнении различных общественных ролей.
Для формирования правовой компетентности учащихся используются различные педагогические технологии, которые в современной педагогике подразделяются на два типа: традиционные (учитель передаёт учащимся знания, формирует умение и навыки, опираясь на изложение правового материала и его воспроизведения учащимся, носит репродуктивный характер) и инновационные, которые создают для учащихся возможность занимать активную позицию (т.е. инициативную позицию) в учебном процессе, стимулирует поиск учащимися решения проблем, обогащают их личностный опыт. К сожалению, в нашей школе мы обходимся только традиционными педагогическими технологиями. А именно инновационные технологии в изучении права дают возможность формировать правовую компетентность. К инновационным педагогическим технологиям в формировании правовой компетенции относятся следующие виды деятельности:
- Технология проблемного обучения
- Технология «Дебаты»
- Технология дискуссий
- Технология исследования
- Проектная технология
- Технология интерактивного обучения
- Технология «мозгового штурма»
- Социальное проектирование
Социальное проектирование является сегодня актуальным направлением развития школы, так как предполагает соединение теоретических знаний, практических знаний и умений с формированием активной жизненной позиции. Социальный проект учащихся объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления, анализа проблемы, участия в дискуссии, выбора альтернативного решения. Социальное проектирование в правовом образовании формирует уважение к праву, воспитывает правовую культуру. Во внеурочной деятельности учащихся по правовому образованию социальное проектирование занимает очень важное место.
В заключении своего выступления, мне хотелось бы сказать о том, что все правонарушения, совершенные нашими учащимися за последнее время- это следствие правовой некомпетентности ребят. Поэтому мною разрабатывается долговременный социальный проект «Правовая служба школы». Цель проекта - формирование правовой компетентности учащихся. Задачи проекта: ликвидация правовой безграмотности учащихся, обеспечение защиты прав каждого члена коллектива, создание правового пространства в школе. Основными направлениями деятельности правовой службы являются: правовая помощь (правовые консультации по отраслям права, работа конфликтной комиссии и комиссии по написанию правовых документов); ликбез по праву (выявление и устранение правовой безграмотности); правотворчество (участие в работе над локальными нормативными документами). Ожидаемый результат: активная гражданская позиция и правовая компетентность учащихся.ё
В формировании у будущих граждан ключевых и правовых компетенций особое внимание уделяется социальной адаптации школьников, их включению в общественную жизнь, выработке активной гражданской позиции. Как ведется работа в этом направлении расскажет социальный педагог Марковнина Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном м...
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".
Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «Формирование правовой компетентности учащихся – предупреждение подростковой преступности и правонарушений».
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...
Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «Формирование правовой компетентности учащихся – предупреждение подростковой преступности и правонарушений».
Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполн...