Формирование здоровьесберегающей среды в школе через создание службы здоровья.
статья по теме
Служба здоровья в школе - необходимость и возможность создания в условиях современных требований к образованию. Из опыта работы школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluzhba_zdorovya_v_shkole.docx | 107.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей среды в школе через создание
Службы здоровья.
Наша школа-интернат завершает в 2013/2014 учебном году опытно-экспериментальную работу в рамках района по теме «Деятельность службы здоровья школы как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в области здоровьясбережения». В рамках ОЭР за это время:
- Создана и функционирует в практическом и инновационно-показательном режиме служба здоровья школы-интерната
- Учреждение участвовало в едином городском мониторинге здоровьесозидающей образовательной среды (АИС)
- Регулярно в целях анализа и оценки деятельности службы здоровья проводится текущий мониторинг состояния здоровья школьников, острой и хронической заболеваемости
- А также мониторинг готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности
- Проведено множество круглых столов, мастер классов, конференций и семинаров мероприятий и конкурсов для учащихся района, а также для педагогов школ района и города. Например:
- Семинар «Организация работы в ОУ по профилактике зависимого поведения среди детей и подростков» (целевая аудитория – классные руководители, социальные педагоги)
-Городской семинар «Традиции и инновации в физкультурно-оздоровительной работе» (целевая аудитория – учителя физкультуры, заместители директора по ВР)
- третий год проводится:
районный конкурс-фестиваль «Сказка о здоровье»
районный конкурс сочинений-эссе «Здоровым быть модно!».
районная межпредметная олимпиады «Все о здоровье».
Учреждение работает в тесном триедином образовательном пространстве: семья-ребенок-школа. Поэтому огромное значение уделяется привлечению родителей к вопросам воспитания культуры здоровья и стремления к здоровому образу жизни посредством включения родителей в физкультурно-оздоровительные мероприятия в ОУ: (Соревнования по настольному теннису «Отцы и дети», «Мама и я – с бадминтоном друзья», спартакиады «Мама, папа, я – спортивная семья»и пр.), через проведение общешкольных родительских собраний и родительских конференций.
Воспитать счастливого человека может только счастливый педагог , воспитать в ребенке культуру здоровья, научить его вести здоровый образ жизни (ЗОЖ) может лишь тот педагог, который сам ценит здоровье и обладает в полной мере знаниями теоретическими и практическими в применении здоровьесозидающих технологий. В этой связи регулярно в учреждении проводятся дни здоровья для педагогов (ЛФК, пилатес, бассейн, спартакиады, туристические походы и пр.)
В рамках одной статьи невозможно уместить всю ту работу, которая проводится в учреждении в данном направлении. Наш школа-интернат гордо несет звание «Школа здоровья», являясь ориентиром для многих школ в приоритетном в настоящее время направлении в образовании. Более подробную информацию об ОЭР учреждения можно найти на нашем официальном сайте internat49.spb.edu.ru.
Служба здоровья образовательного учреждения – организационная форма взаимодействия специалистов по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Цель деятельности службы здоровья - Создание образовательной среды, гарантирующей сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечивающей высокое качество образования и развития учащихся, комфортные условия работы педагогов, открытость для общественности.
Схематично работа в данном направлении выглядит так:
1. Лечебно-профилактическая работа
- Мониторинг состояния здоровья учащихся (в т.ч. АМД, ЖЕЛ и пр.);
- Лечение и реабилитация сколиоза и заболеваний ОПА.
- Профилактика возникновения и распространения простудных заболеваний
- Сотрудничество медицинских работников с педагогами, родителями с целью пропаганды здорового образа жизни.
2. Физкультурно-оздоровительное направление
- Содействие гармоничному физическому развитию.
- Воспитание потребности и умения школьников систематически самостоятельно заниматься физкультурой.
- Пропаганда среди школьников ценности здоровья и ЗОЖ.
- Совместная работа семьи и школы по приобщению детей к здоровому образу жизни.
2.1. Комплексная программа физического воспитания детей с нарушениями ОПА (ЛФК, лечебное плавание)
2.2. физкультурно-массовая работа, привлечение семьи
3. Сопровождение учащихся
- Мониторинг здоровьесберегающего пространства школы, особенностей развития и межличностного взаимодействия учащихся;
- Организация профилактической и коррекционно-развивающей работы.
- Систематическая работа по повышению профессионализма педагогов в сфере здоровьесбережения и готовности к ЗСД .
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья обусловлена рядом объективных причин. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период; в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил. Школьный период в развитии наиболее сензитивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей.
Ухудшение здоровья детей и молодежи является одной из причин уменьшения населения Санкт-Петербурга, снижения его качества жизни. Медицинскими работниками установлен факт ухудшения здоровья каждого следующего поколения горожан относительно предыдущего, за последние десять лет повысилась общая динамика заболеваемости по большинству групп болезней во всех возрастных группах. В настоящее время среди детей и молодежи наблюдаются проблемы здоровья, которые были характерны в предыдущие годы лишь для престарелого населения. По данным Городского центра по начислению и выплате пенсий и пособий на 01.01.2009 количество детей-инвалидов в Санкт-Петербурге постоянно растет и составляет 2,7 процента от общей численности детей города
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования проранжировали школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Наш опыт и опыт ОУ, которые давно и успешно внедряют в учебный процесс методы и технологии здоровьесябережения показывает, что преодолеть негативную тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков, находящихся в системе общего образования, возможно через создание школьной Cлужбы здоровья.
Наличие в образовательном учреждении Службы здоровья не предполагает кардинального изменения штатного расписания, но позволяет создать команду – относительно автономный коллектив профессионалов, способный согласованно, оперативно, эффективно и качественно решать поставленную перед ним задачу построения здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении
- Cлужба здоровья способна принципиально изменить и построить открытую здоровьесозидающую среду ОУ, что должно рассматриваться как коллективный «продукт» деятельности всех участников образовательного процесса
- горизонтальная структура Службы здоровья выстраивается с учетом определения специфики функций каждого специалиста разного профиля в рамках единой организационно-функциональной модели;
- в основе принципа вертикального управления, лежит понимание того, что создание Службы здоровья относится к системным управленческим преобразованиям и требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры, возможно, как подразделения ОУ;
- необходимо помнить о принципе сетевого взаимодействия, который требует выстраивания взаимосвязей между Образовательными и другими учреждениями для создания единого информационно-коммуникационного пространства;
- при создании службы здоровья многим ОУ следует прибегнуть к принципу социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса; усилении общественно-государственного управления образовательным учреждением.
При принятии решения о создании службы здоровья в образовательном учреждении и при формировании плана работы необходимо изначально сделать определённый акцент на хорошо всем известной проблеме сохранения здоровья школьников, чтобы настроить всех участников процесса на соответствующую рабочую, созидательную и творческую волну. Без понимания всей важности процесса с формальным подходом к делу (просто создать службу здоровья для «галочки») ничего не получится. Результат будет нулевым, если не отрицательным. Здесь уместен термин «не навреди».
Наши специалисты всегда поделятся опытом и идеями решения задач построения Здоровьесберегающей среды. Мы открыты для партнерских отношений и социального взаимодействия с различными учреждениями в рамках работы службы здоровья школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет по теме "Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"
Организация учебно-воспитательного процесса, предупреждение перегрузки учащихся, формирование здоровьесберегающей среды в школе"...
Педагогический проект "Новой России-здоровое поколение" (создание здоровьесберегающей среды в школе)
О неблагополучии в сфере здоровья учащихся знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. И о ней стали говорить открыто и на всех уро...
Программа"Мониторинг формирования здоровьесберегающей среды и здоровья учащихся школы
Идея сохранения здоровья представляется нам полумерой, так как слишком высок уровень патологической поражённости детей. Следовательно, более актуальной является задача об...
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ
Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой в течение последних лет, является сохранение и укрепление здоровья детей....
ЗАКАЛИВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКА И ЕГО МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В презентации представлены: основные принципы, правила и влияние на организм различных видов закаливания. Данная презентация может использоваться, как методическое пособие при прохождеии новой ...
Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"
Статья "Формирования здоровьесберегающей среды в школе"...
Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды
Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...