Использование технологии развития критического мышления как средства совершенствования словесно-логической памяти младших школьников
статья

Рубцова Марина Олеговна

Современная образовательная технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет  по  самообразованию учителя начальных классов

Рубцовой М.О.  

Слайд 1. Тема:  Использование технологии развития критического мышления как средства совершенствования словесно-логической памяти младших школьников.

Проблема: 

   На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше.

        Невысокая успеваемость младших школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

Проблема, касающаяся формирования и развития словесно-логической памяти младшего школьника является одной из актуальных проблем ХХI века. Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования.

        Другими словами, нужен учащийся, который умеет добывать знания, умения и навыки. А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно-ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость, которые связаны с памятью ученика.

        Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения.

        Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные образовательные технологии. Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в совершенствовании словесно – логической памяти младших школьников является технология развития критического мышления.

Слайд 2. Цель: Изучение, выявление эффективных условий развития словесно-логической памяти у младших школьников посредством технологии развития критического мышления.

Слайд 3. Развитие словесно-логической памяти младших школьников будет проходить более успешно, если в применении методов и приемов технологии развития критического мышления будут соблюдены следующие условия:

  1. формирование умений аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, выделять главное, делать логические умозаключения;
  2. развитие умений делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи;
  3. развитие стремления к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Слайд 4. Были определены  следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ особенностей изучения специфики развития словесно-логической памяти у младших школьников.
  2. Провести эмпирическое исследование для определения особенностей развития словесно-логической памяти у младших школьников.
  3. Разработать и апробировать программу развития словесно – логической памяти у младших школьников с использованием технологий развития критического мышления.

Слайд 5. Развитие словесно-логической памяти у младших школьников очень тесно связано с развитием речи.

         Для этого изучили теоретические основы проблемы развития словесно-логической памяти у младших школьников: особенности и приемы развития этой памяти.

Слайд 6. Для определения  уровня памяти были выделены следующие особенности: запоминание, сохранение, воспроизведение. Исходный уровень развития памяти по каждому из особенностей определяется при помощи следующих методик:

  1. Уровень развития слуховой механической памяти по методике Л.Ф. Тихомировой «Запомни двузначные числа»
  2. Уровень развития смысловой памяти по методике Л.Ф. Тихомировой
  3. Уровень развития памяти и анализа ассоциаций «Пиктограмма» методика, предложенная А.Р. Лурия

Слайд 7.  При сравнении уровней развития  памяти стало видно, что обучающиеся не владеют приемами смыслового запоминания. Чтобы процесс запоминания протекал наиболее продуктивно, нами была разработана программа развития словесно – логической памяти у младших школьников. Для развития словесно – логической памяти у обучающихся естественным и эффективным средством являются постоянные упражнения, задания, дидактические игры, приемы. Они требуют от обучающихся произвольного внимания, волевых усилий, постановку перед собой определенной, конкретной задачи.

Слайд 8. Технология «Развитие критического мышления» (ТРКМ) разработана американскими педагогами. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

         Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

(1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии(что хочу знать). 3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

        Данная модель задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Технология развития критического мышления позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию,  что способсвует осмысленности запоминания. 

Слайд 9. На современном этапе актуальным является использование технологии развития критического мышления в учебно–воспитательном процессе. Работая в режиме этой технологии, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Слайд 10. Использование приемов технологии критического мышления можно на уроках окружающего мира, литературного чтения и русского языка.

        Для формирования умений аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, выделить главное, делать логические умозаключения, припоминать нужную информацию мы будем формировать у учащихся на уроках с помощью приемов Шесть шляп, верите ли вы, мозговая атака, корзина идей, тонкий и толстый.

        Для развития умений делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи мы использовали приемы (свободная таблица, глинтвейн, кластер).

        Для развития стремления к поиску, анализу, к творческой переработке информации необходимы приемы инсерт (чтение с пометками), РАФТ (роль, аудитория, форма, тема).

Слайд 11.

Игра «Верите ли вы, что…» 

1

2

3

4

5

6

7

+

-

На стадии вызова. У каждого обучающегося на парте таблица. После чтения вопросов на заданную тему, нужно ставить в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. Она заполняется в конце урока.

Слайд 12. Игра ««Шесть шляп».

Каждой группе дается одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 ученик.  Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажите о растениях только фактами, цифрами.

2 ученик.  Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 ученик.  Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 Используйте материал учебника на стр.76-78

4 ученик.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 ученик.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

 6 ученик. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Слайд 13. Определить четыре параметра будущего текста.

Прием РАФТ.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Пищеварение»

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Слайд 14. Прием «Инсерт»:

 чтение с пометками, заполнение таблицы.

- Во время чтения текста делаете на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы, не обязательно помечать каждую строчку.

- После чтения заполните таблицу.

«V»

«+»

« – »

«?»

Проверка.

        

Слайд 15. Прием «Сводная таблица»

-Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу по плану.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

- Заполни Сводную таблицу. Практическая работа в группах. 

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички, скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Слайд 16.

Игра «Корзина идей».

Класс разделен на две группы.

- Мы говорим организм. А что же такое организм?
Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.

Организм – это …

… тело

… органы человека

 … живое

… строение человека

-Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое организм.

Слайды 17,18. Прием «Синквейн» (характеристика героя).

Первая строка – существительное, тема синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.

Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.

Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Пример:

1. Евсейка.                                                    

2. Умный и сообразительный.

3. Удил, дремал, свалился.

4. Узнал жизнь на дне и вернулся.

5. Путешественник.

Слайды 19,20. Прием «Техника постановки вопросов»

- Составить  3-4 «тонких»  и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Слайд 21.

Прием «Кластер»

Способ графической организации материала

Имя существительное

         Одушев.      Неодушев.    Собств.      Нарицат.     Число.      

Род.

                

                                                    Отвлечен.                 Ед.  Мн.    Муж.   Жен.  Сред.

Слайд 22. Прием «Мозговая атака». 

Работа в парах.

- Подумайте и запишите все, что знаете об имени существительном. Время 5 минут. Коллективное обсуждение.

        При использовании приемов технологии развития критического мышления у детей улучшились показатели словесно–логической памяти. Дети стали логически правильно, четче выражать свои мысли.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Рубцова Марина Олеговна

Слайд 2

Цель : Изучение, выявление эффективных условий развития словесно-логической памяти у младших школьников посредством технологии развития критического мышления

Слайд 3

Условия : формирование умений аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, выделять главное, делать логические умозаключения; развитие умений делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи; развитие стремления к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Слайд 4

Задачи: Провести теоретический анализ особенностей изучения специфики развития словесно-логической памяти у младших школьников. Провести эмпирическое исследование для определения особенностей развития словесно-логической памяти у младших школьников. Разработать и апробировать программу развития словесно – логической памяти у младших школьников с использованием технологий развития критического мышления.

Слайд 5

Словесно–логическая память память на мысли, суждения, умозаключения (Т.П.Зинченко)

Слайд 6

Диагностические м етодики 1.«Запомни двузначные числа» (Л.Ф. Тихомирова) 2. «Пары слов» ( Л.Ф. Тихомирова) 3. «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

Слайд 7

Критерии 1.Быстрота 2.Точность 3.Длительность памяти 4.Объем памяти

Слайд 8

ТРКМ 1 этап - «Вызов» ( Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. ) 2 этап - «Осмысление» ( На данной стадии ребенок ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии «что хочу знать» ) 3 этап - «Рефлексия» ( Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме )

Слайд 9

ТРКМ Стадия вызова Стадия осмысления Рефлексия «Верите ли, что..» «Корзина идей» «Шесть шляп» Кластер Синквейн «Тонкие» и «толстые» вопросы

Слайд 10

Программа развития словесно-логической памяти 1. Окружающий мир «Верите ли вы, что…»; «Шесть шляп»; РАФТ (роль, аудитория, форма, тема); Инсерт (чтение с пометками); Свободная таблица; «Корзина идей» 2. Литературное чтение Синквейн (характеристика героя); «Тонкие» и «толстые» вопросы 3. Русский язык Кластер; «Мозговая атака»

Слайд 11

Игра «Верите ли вы...» 1 2 3 4 5 6 7 + -

Слайд 12

Игра «Шесть шляп» 1 ученик - Белая шляпа ( рассказ только фактами, цифрами. ) 2 ученик - Жёлтая шляпа( Подумайте!Почему... ) 3 ученик - Чёрная шляпа ( Докажите: если бы... ) 4 ученик - Красная шляпа ( Подумайте,..., когда видите,... ) 5 ученик - Зелёная шляпа ( Что бы вы сделали для того, чтобы... ) 6 ученик - Синяя шляпа ( Обобщите высказывания других групп )

Слайд 13

Прием РАФТ Р – роль (любой человек нашей планеты) А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера) Ф - форма – рассказ Т – тема «Пищеварение»

Слайд 14

Прием «Инсерт» Чтение с пометками «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы, не обязательно помечать каждую строчку.

Слайд 15

Прием «Свободная таблица» Название Основные свойства Использование Известняк Белого,серого или желтого цвета Строительство, мел, мрамор Гранит Зернистый, твердый Строительство Глина Очень мельчайшие частички Кирпич, посуда

Слайд 16

Игра «Корзина идей» Класс разделен на две группы. - Мы говорим организм. А что же такое организм? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.

Слайд 17

Синквейн (характеристика героя) Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Слайд 18

Синквейн (пример) 1. Евсейка. 2. Умный и сообразительный. 3. Удил, дремал, свалился. 4. Узнал жизнь на дне и вернулся. 5. Путешественник.

Слайд 19

Техника постановки вопросов «Тонкие» вопросы Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно…

Слайд 20

Техника постановки вопросов «Толстые» вопросы Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта?

Слайд 21

Кластер Имя существительное Одушевл. Неодуш. Нарицат. Собст. Род число склон. Падеж

Слайд 22

«Мозговая атака» Работа в парах. Подумайте и запишите все, что знаете об имени существительном. Время 5 минут. Коллективное обсуждение.

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.

Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....

презентация "Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способнотей у младших школьников."

В данной презентации рассматриваются приёмы формирования творческих способностей на основе технологии развития критического мышления....

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Использование технологии развития критического мышления в процессе формирования читательской культуры у младших школьников

Формирование читательской культуры младших школьников - одно из условий успешности в обучении.Современные образовательные технологии позволяют сделать этот процесс интересным, познавательным, творческ...

Выступление на РМО по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни....