ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по зож
Здоровые дети – будущность нации!
В.Ф.Базарный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_cherez_sistemu_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здоровые дети – будущность нации!
В.Ф.Базарный
Основная цель политики нашего государства – оздоровление нации. Нашей стране нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, нужны здоровые люди.
Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего, а будущее нашей страны — дети. Поэтому важно с раннего детства прививать им навыки здорового образа жизни.
Сегодня идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование».
В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать полноценному физическому и психологическому развитию учащихся в соответствии с возрастом, способствовать формированию культуры здоровья.
Наша школа относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью учащихся.
Существующая «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Важная роль в реализации программы принадлежит и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В нашей школе созданы необходимые условия для проведения внеурочных занятий и сбережения здоровья учащихся.
ГАОУ «Гимназия г. Троицка» располагает: бассейном, музыкальной аудио-видео-техникой в актовом зале, библиотекой, всесезонной спортивной площадкой, двумя спортивными залами, теннисными столами, тренажёрным залом, просторными рекреациями, игровыми комнатами, столовой.
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья. Каждый кабинет оборудован современной мебелью и техникой.
С 2012 года наша школа начала активную реализацию программы «Формирование культуры здорового питания школьников», направленную:
- на создание условий, способствующих укреплению здоровья школьников;
- формирование навыков правильного, здорового питания;
- повышение качества организации горячего питания;
- формирование осознания учащимися здоровья как главной человеческой ценности.
Внедрение в практику работы школы программы по формированию здорового образа жизни учащихся осуществляется усилиями всех участников образовательного процесса: администрацией, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями, медицинскими работниками учреждении.
Приоритетное направление деятельности нашей школы - формирование культуры здоровья школьников. В связи с этим физкультурно-оздоровительная работа проводится не только на уроке, но и во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся:
Уроки физкультуры в спортивном зале |
Уроки физкультуры на улице |
Кружок «Ритмика» |
Кружок «Смайл» |
Прогулки |
Спортивные игры и упражнения, подвижные игры |
Режим проветривания |
«Дни здоровья» |
Спортивные праздники |
Участие в городских и окружных конкурсах, соревнованиях |
«Дни Профилактики» |
Задача школы с позиции здоровьесбережения – предоставить ученикам как можно больше сфер, где они бы могли реализовать свои возможности, создать условия для развития творческих способностей и формирования культуры здоровья.
Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:
- спортивные конкурсы, соревнования;
- экскурсии, походы, целевые прогулки;
- классные часы на темы укрепления и сохранения здоровья;
- внеклассные мероприятия;
- часы здоровья;
- занятия в кружках;
- дни здоровья.
Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, форма заявки, порядок награждения лучших участников.
Спортивные соревнования, проводимые в школе:
- «Весёлые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья»;
- Соревнования по мини футболу;
- Спартакиады.
Праздники здоровья совершенствуют знания, умения, навыки учащихся, сохраняют и укрепляют здоровье детей.
Праздники здоровья, проводимые в школе:
- «Посвящение в пешеходы» (1 класс);
- «Мои увлечения»;
- «Нет вредным привычкам!»;
- «Русские забавы»;
- «Если хочешь быть здоров!»;
- «Богатырские забавы».
Физическое воспитание школьников осуществляется через занятия в спортивных секциях и кружках.
В нашей школе занятия современными танцами, ритмикой, баскетболом сказываются на формировании характера ребёнка: у него воспитывается активность, смелость, дисциплинированность, аккуратность, гигиенические навыки, формируются артистические данные.
Кружковые занятия в школе проводятся в игровой форме и направлены на формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, снижение состояния психического дискомфорта, тревожности, эмоционального напряжения.
Помня, что каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова, педагоги стараются проводить их в обстановке, отличающейся от традиционной классно - урочной системы: на природе, в спортивно-игровой зоне школьного двора, в спортивном зале или компьютерном кабинете.
Массовые мероприятия устраиваются на свежем воздухе: «Проводы зимы», «Масленица», «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!»
В календарном плане школы предусмотрены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в каникулярное время.
Анализируя итоги физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
- Большинство школьников стали участниками физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий;
- Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.
Анкетирование показало, что родители удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе.
Следующим основополагающим условием формирования ЗОЖ учащихся школы является просветительская деятельность с педагогами и родителями.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации по показателям здоровья и развития школьников.
Тематика родительских собраний:
- «Золотое правило питания»;
- «Здоровье ребенка в руках взрослых»;
- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования»;
- «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»;
- «Соблюдение правил работы за компьютером, при просмотре телевизионных программ».
- «Гигиенические требования к организации домашней учебной работы»;
- «Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости»;
- «Упражнения на развитие памяти и внимания»;
- «Упражнения на развитие логического мышления»;
- «Предупреждение неврозов».
Для педагогов методическая работа в школе в рамках формирования здорового образа жизни выстраивается в следующих формах, а именно планируется:
1. Физкультурно-оздоровительная работа на учебный год;
2. Работа школьных методических объединений по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочное время»;
3. Проведение совещаний с классными руководителями по ТБ и безопасности жизнедеятельности детей;
4. Проведение круглых столов и семинаров;
5. Работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей по физкультурно-оздоровительной работе;
6. Анализ заболеваемости и посещаемости учащихся;
7. Анализ групп здоровья учащихся.
9. Организация и проведение мероприятий согласно инновационным здоровьесберегающим технологиям;
10. Анализ выполнения физкультурно-оздоровительной работы.
В рамках реализации программы проводятся творческие конкурсы по изобразительному искусству муниципальных, региональных, всероссийских уровней под эгидой здорового образа жизни:
- «Дорога ошибок не прощает»;
- «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д.
Говоря о внеклассной, внеурочной деятельности, нельзя не сказать о работе летнего оздоровительного лагеря.
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Реализация цели и задач осуществляются по программам в форме спортивно-развлекательных мероприятий.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей. В программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- проведение утренней гимнастики;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий: спортивные эстафеты; подвижные спортивные игры;
- занятия по плаванию в школьном бассейне.
Благотворное влияние на здоровье детей оказывает хороший морально-психологический климат.
В заключении хотелось бы сказать:
Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в образовательный процесс школы, в воспитание и оздоровление учащихся и служит основой в закладке фундамента здоровья, хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Именно педагоги с помощью родителей обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны воспитать, начиная с самого раннего детства.
Правильно организованная внеклассная работа – это и есть путь к решению многих социальных проблем современной России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"
Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)Автор Иванова Л.И....
Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
Статья "Повышение уровня культуры здоровья школьников во внеурочной деятельности"
В статье описывается опыт работы школьного научного общества ГБОУ школы-интерната № 49 "Школа здоровья"...
«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»
Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....
Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников через систему мероприятий проекта "Ты хотел бы быть здоров?"
Описание опыта работы по формировнию здорового образа жизни младших школьников....