ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по зож

Иванова Людмила Ивановна

Здоровые дети – будущность нации!

В.Ф.Базарный

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровые дети – будущность нации!

В.Ф.Базарный

Основная цель политики нашего государства – оздоровление нации. Нашей стране нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, нужны здоровые люди.

Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего, а будущее нашей страны — дети. Поэтому важно с раннего детства прививать им навыки здорового образа жизни.

Сегодня  идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование».

В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать полноценному физическому и психологическому развитию учащихся в соответствии с возрастом, способствовать формированию культуры здоровья.

Наша  школа  относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью учащихся.

Существующая «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важная роль в реализации программы принадлежит и  внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В нашей школе созданы необходимые условия для проведения внеурочных занятий и сбережения здоровья учащихся.

ГАОУ «Гимназия г. Троицка» располагает: бассейном, музыкальной аудио-видео-техникой в актовом зале, библиотекой, всесезонной спортивной площадкой, двумя спортивными залами, теннисными столами, тренажёрным залом, просторными рекреациями, игровыми комнатами, столовой.

Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья. Каждый  кабинет оборудован современной мебелью и техникой.

С 2012 года наша школа начала активную реализацию программы «Формирование культуры здорового питания школьников», направленную:

- на создание условий, способствующих укреплению здоровья школьников;

- формирование навыков правильного, здорового питания;

- повышение качества организации горячего питания;

- формирование осознания учащимися здоровья как главной человеческой ценности.

Внедрение в практику работы школы  программы по формированию здорового образа жизни учащихся осуществляется усилиями всех участников образовательного процесса: администрацией, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями, медицинскими работниками учреждении.

Приоритетное направление деятельности нашей школы - формирование культуры здоровья школьников. В связи с этим физкультурно-оздоровительная работа  проводится не только на уроке, но и во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся:

Уроки физкультуры в спортивном зале

Уроки  физкультуры на улице

Кружок «Ритмика»

Кружок «Смайл»

Прогулки

Спортивные игры и упражнения, подвижные игры

Режим проветривания

«Дни здоровья»

Спортивные праздники

Участие в городских и окружных конкурсах, соревнованиях

«Дни  Профилактики»

Задача школы с позиции здоровьесбережения – предоставить ученикам  как можно больше сфер, где они бы могли реализовать свои возможности, создать условия  для развития  творческих способностей  и формирования культуры здоровья.

Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:

- спортивные конкурсы, соревнования;

- экскурсии, походы, целевые прогулки;

- классные часы на темы укрепления и сохранения здоровья;

- внеклассные мероприятия;

- часы здоровья;

- занятия в кружках;

- дни здоровья.

 Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, форма заявки, порядок награждения лучших участников.

 Спортивные соревнования, проводимые в школе:

- «Весёлые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья»;

- Соревнования по мини футболу;

- Спартакиады.

Праздники здоровья совершенствуют знания, умения, навыки учащихся, сохраняют и укрепляют здоровье детей.

Праздники здоровья, проводимые в школе:

- «Посвящение в пешеходы» (1 класс);

- «Мои увлечения»;

- «Нет вредным привычкам!»;

- «Русские забавы»;

- «Если хочешь быть здоров!»;

- «Богатырские забавы».

Физическое воспитание школьников осуществляется через занятия в спортивных секциях и кружках.

В нашей школе занятия  современными танцами, ритмикой, баскетболом сказываются на формировании характера ребёнка: у него воспитывается активность, смелость, дисциплинированность, аккуратность, гигиенические навыки, формируются артистические данные.

Кружковые занятия в школе проводятся в игровой форме и направлены на формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, снижение состояния психического дискомфорта, тревожности, эмоционального напряжения.

Помня, что каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова,  педагоги стараются проводить их в обстановке, отличающейся от традиционной классно - урочной системы: на природе, в спортивно-игровой зоне школьного двора, в спортивном зале или компьютерном кабинете.

Массовые  мероприятия устраиваются на свежем воздухе: «Проводы зимы», «Масленица», «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!»

В календарном плане школы предусмотрены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в каникулярное время.

Анализируя итоги  физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:

- Большинство школьников стали участниками физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий;

- Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.

Анкетирование показало, что родители удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе.

Следующим основополагающим условием формирования ЗОЖ учащихся  школы является просветительская деятельность с педагогами и родителями.

Для родителей проводятся тематические родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации по показателям здоровья и развития школьников.

Тематика родительских собраний:

- «Золотое правило питания»;

- «Здоровье ребенка в руках взрослых»;

- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования»;

-  «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»;

- «Соблюдение правил работы за компьютером, при просмотре телевизионных программ».

- «Гигиенические требования к организации домашней учебной работы»;

- «Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости»;

-  «Упражнения на развитие памяти и внимания»;

- «Упражнения на развитие логического мышления»;

- «Предупреждение неврозов».

Для педагогов методическая работа в школе в рамках формирования здорового образа жизни выстраивается в следующих формах, а именно  планируется:

1. Физкультурно-оздоровительная работа на учебный год;

2. Работа школьных методических объединений по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочное время»;

3. Проведение совещаний с классными руководителями по ТБ и безопасности жизнедеятельности детей;

4. Проведение круглых столов и семинаров;

5. Работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей по физкультурно-оздоровительной работе;

6. Анализ заболеваемости и посещаемости  учащихся;

7. Анализ групп здоровья  учащихся.

9. Организация и проведение мероприятий согласно инновационным здоровьесберегающим технологиям;

10. Анализ выполнения физкультурно-оздоровительной работы.

В рамках реализации программы проводятся творческие конкурсы по изобразительному искусству муниципальных, региональных, всероссийских уровней под эгидой здорового образа жизни:

- «Дорога ошибок не прощает»;

- «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д.

Говоря о внеклассной, внеурочной деятельности, нельзя не сказать о работе летнего оздоровительного лагеря.

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

Реализация цели и задач осуществляются по программам в форме спортивно-развлекательных мероприятий.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей. В программу  включены следующие мероприятия:

- ежедневный осмотр детей медицинским работником;

- проведение утренней гимнастики;

- организация пешеходных экскурсий;

- организация здорового питания детей;

- организация спортивно-массовых мероприятий: спортивные эстафеты; подвижные спортивные игры;

- занятия по плаванию в школьном бассейне.

Благотворное влияние на здоровье детей оказывает  хороший морально-психологический климат.

В заключении хотелось бы сказать:

Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в образовательный процесс школы, в воспитание и оздоровление учащихся и служит основой в закладке фундамента здоровья, хорошего самочувствия и бодрого настроения.

Именно педагоги с помощью родителей обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы  должны   воспитать, начиная с самого раннего детства.

Правильно организованная внеклассная работа – это и есть путь к решению многих социальных проблем современной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"

Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)Автор Иванова Л.И....

Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров ...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

Статья "Повышение уровня культуры здоровья школьников во внеурочной деятельности"

В статье описывается опыт работы школьного научного общества ГБОУ школы-интерната № 49 "Школа здоровья"...

«Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи»

Выступление на ШМО по физической культуре на тем "Современные подходы к формированию культуры здоровья школьников в совместной деятельности школы и семьи" ....