Программа дистанционного курса внеурочной деятельности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
рабочая программа по зож по теме
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_distantsionnogo_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ СОШ № 88 Председатель МС МБОУ СОШ № 88
с углубленным изучением с углубленным изучением
отдельных предметов отдельных предметов
_______________________С. Е. Петриенко ___________________Л.Ю.Рожкова
«___» _________________2014г. «___» __________________2014г.
Программа дистанционного курса внеурочной деятельности
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » для младших школьников.
2 класс «Б»
Учитель: Мелещенко Е.А.
Воронеж 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
| 3 |
| 3-4 |
| 4 |
| 4 |
| 4-5 |
| 5-6 |
| 6-7 |
| 7-9 |
| 10-12 |
| 12 |
| 12 |
Пояснительная записка
Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральный закон принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года и одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.
В Стандартах второго поколения отмечается, что на ступени начального общего образования необходимо осуществлять педагогическую деятельность по укреплению физического и духовного здоровья обучающихся. Выпускник начальной школы должен выполнять «правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерствово образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22 – 23).
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья » (далее Программа) представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья младших школьников на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа охватывает основные направления здоровьесберегающей деятельности в начальной школе и позволяет:
- пробуждать в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности;
- формировать установки на использование здорового питания;
- создавать оптимальные двигательные режимы для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдать рекомендуемый врачами режим дня;
- снизить влияния негативных факторов и рисков на здоровье детей (низкая двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- сформировать умения отказаться от участия в ситуациях, наносящих вред собственному здоровью и здоровью окружающих;
- сформировать у ребенка потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
- развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Цели программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья; формирование необходимых знаний, умений и навыков, способствующих поддержанию здорового образа жизни; использование полученных знаний в практике с целью улучшения состояния собственного здоровья.
Задачи программы: формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста; воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Работа по данной программе строится на принципах гуманистической педагогики и психологии, выраженных правилом трех П: понимание, принятие, признание. Учет индивидуальных особенностей, уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности, комплексный подход, систематичность и последовательность, интеграция, наглядность – важные принципы реализации программы.
Достичь поставленной цели в данном курсе планируется, используя технологии дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и учителя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Преимущества дистанционного обучения.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
- образование доступно всем без ограничения по состоянию здоровья.
- обучение эффективнее - Вы сами устанавливаете график занятий, темп обучения;
- дистанционное обучение доступно из любой точки - достаточно только иметь компьютер и доступ в Интернет;
- дистанционное обучение перспективно - доля дистанционных технологий в образовании растет год от года!
- для дистанционного обучения предоставляются самые полные и новейшие материалы.
- дистанционное образование предполагает составление удобного для учеников и учителя индивидуально расписания.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1ч в неделю в форме дистанционного обучения. Ее реализация рассчитана на одну четверть: 2 класс – 7ч. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Предполагаемые результаты изучения курса.
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
- Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности, используя технологии дистанционного обучения, происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Создание презентаций, видеороликов, фотоколлажей. Организация выставок.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Метод обучения в дистанционных группах также способствует накоплению знаний, так как учащиеся постоянно обмениваются информацией.
Общая характеристика учебного предмета.
Содержание разделов состоится на основных принципах дидактики:
- научность – предлагаемый материал соответствует представлению современной науки об особенностях здорового образа жизни;
- доступность – информация и ее объем соответствуют возрастным возможностям усвоения знаний детей младшего школьного возраста (предлагаемый детям для усвоения материал доступен для понимания и усвоения, теоретический материал подкрепляется практическими действиями и демонстрациями; предусматриваются организация и проведение сюжетно – ролевых игр, имитационных действий, поиск информации и проектная деятельность);
- наглядность - познание осуществляется с использованием современных дидактических средств;
- занимательность – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит информацию, полезную для практической деятельности;
- адаптивность – создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей, реализующей идеи важности ценности детства и обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка;
- актуальность – отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями, обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной информацией о гигиене;
- психологическая комфортность - психологическая защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;
- обучение в деятельности – организация детской деятельности по формированию здорового и безопасного образа жизни, умения самостоятельно добывать новые знания, правильно применять их на практике;
- целостность содержания образования – выделений основных этапов и блоков, логическая преемственность с уроками разной целевой направленности в процессе его осуществления;
- сознательность и активность – проявление активности учащихся к вопросам, касающихся здоровья, что возможно только при осознании ответственности за него;
- опора на предшествующее развитие – опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное развитие и воспитание.
Компетенции и УУД, на формирование которых направленно использование технологий в воспитательной работе:
- общекультурные, социально-трудовые компетенции,
- способность к саморазвитию и самоизменению; умение планировать, анализировать свою работу, рефлексию,
- умение ставить цель и достигать ее, умение пояснить свою цель;
- умение оценивать свою учебно – познавательную деятельность, умение вести диалог;
- владение навыками использования информационных устройств. Умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- учебно – познавательные, ценностно-смысловые компетенции;
- информационные, учебно – познавательные, ценностно – смысловые, здоровьесберегающие компетенции;
- формирование социального здоровья. Развитие толерантности, правовой грамотности. Коммуникативные, информационные компетенции; компетенции личностного самосовершенствования и самопознания;
- личностные компетенции: поведенческие, эмоциональные;
- личностные компетенции, направленные на физическое развитие;
- исследовательские компетенции;
- здоровьесберегающие компетенции;
- личностные компетенции, направленные на физическое развитие и повышение сопротивляемости организма;
- речевые и коммуникативные компетенции.
Учебно-тематический план.
№ урока | Наименование разделов, тем урока | Планируемые результаты | Дата | Примечание | |
| метапредметные | личностные | |||
1. | Здоровый образ жизни. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. | Видеоурок | |
2. | Правила личной гигиены. | Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; формируем умение представлять информацию в виде рисунка; формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. | Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; формироватиь мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. | Видеоурок | |
3. | Настроение в школе. | Формировать у детей понятие о дружбе, уважении на основе поведения героев известных мультфильмов. О соблюдении правил хорошего тона в образовательном учреждении. Действия, которые могут испортить настроение человека: скандал, ссора, истерика, драка, оскорбление, неуступчивость, несдержанность, злость. | Сформировать у обучающихся понятие о том, как сохранить хорошее настроение в течение всего учебного дня. Примерное поведение – залог хорошего настроения. | Видеоурок | |
4. | Профилактика инфеционных заболеваний. | Определение общей цели и путей ее достижения: умение договариваться о распределении функции и ролей в совместной деятельности осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Видеоурок | ||
5. | Вредные привычки. | Умение ставить исследовательские проблемы; умение анализировать поступки и поведение других людей | Сформированность представлений о вредных привычках; классификация вредных привычек; | Видеоурок | |
6. | Здоровое питание-здоровые дети. | Умение строить диалог с ровесниками и взрослыми; знание о полезных и вредных свойствах пищи. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, связанные с питанием и общим состоянием организма; | Видеоурок | |
7. | Обобщение. Викторина «Секреты здоровья». | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления. | Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | Видеоурок |
Планируемые результаты освоения учебной программы.
Результатом освоения программы является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья. К таким компетенциям относятся понимание ценностей собственной жизни и жизни окружающих людей, способность контролировать свою деятельность, умение вовлекать эмоции в процессе деятельности, готовность и способность обучаться самостоятельно, способность к рефлексии, уверенность в себе, самоконтроль, адаптивность, исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов по сохранению и укреплению своего здоровья, умение проявлять настойчивость при соблюдении здорового образа жизни, отношение к правилам и нормам здорового образа жизни как указателям желательных способов поведения, способность принимать решения, способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.
Ценностно-смысловые компетенции по здоровьесберегающему направлению – это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника по отношению к собственному психическому, нравственному, духовному и физическому здоровью, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Данные компетенции предполагают наличие у младших школьников следующих универсальных учебных действий:
- умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к собственному здоровью и сферам деятельности по здоровьесбережению;
- владения способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- умений принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
- умения действовать на основе выбранных целевых и смысловых установок;
- умение выбирать индивидуальную образовательную программу с учетом общих требований и норм.
Учебно – познавательные компетенции по определению А.В.Хуторского – это совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающий элементылогической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В их число входят следующие универсальные учебные действия:
- способности ставить цели и достигать ее, умение пояснить свою цель;
- умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно – познавательной деятельности;
- умения ставить вопросы к наблюдаемым явлениям, отыскивать их причины, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- умения ставить и решать познавательные задачи по сохранению и укреплению собственного здоровья;
- способность создавать условия для проведения здоровьесберегающих действий (закаливание, проветривание, подвижные и малоподвижные игры и т.д.)
Коммуникативные компетенции – это знание необходимых языков, умения взаимодействовать с людьми, использовать навыки работы в парах и группах, владеть различными социальными ролями в коллективе. Уже к окончанию начальной школы ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заполнить анкету, написать заявление, задать вопрос, вести диалог и участвовать в дискуссии, выступать с докладом, защищать проект и т.д. Поэтому важно сформировать у младшего школьника следующие универсальные учебные действия:
- умение взаимодействовать с окружающими людьми и анализировать происходящие события;
- умения задать вопрос, корректно вести диалог;
- владение разными видами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо;
- умение работать в коллективе;
- умения искать и находить компромиссы;
- умение развивать положительные навыки общения в многонациональном, многоконфессиональном обществе, основанных на знании истории и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Информационные компетенции – это умения при помощи телевизора, телефона, средств массовой информации, Интернета, видеозаписи самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и использовать её. Информационные компетенции развивают навыки у младшего школьника, которые относятся к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, в окружающем мире, формируя у обучающегося у учащегося универсальные учебные действия:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, словарями, энциклопедиями, каталогами, Интернетом;
- умения самостоятельно искать, извлекать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, организовывать, преобразовывать и сохранять ее;
- способность ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- умение осознанно воспринимать сообщения из средств массовой информации;
- умение пользоваться информационными устройствами, такими, как компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер и др.;
- умение использовать для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозаписи, электронную почту, Интернет.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции – это знакомство с культурой своего народа и народов других стран, краеведением. Также сюда входит приобретение знаний по экологии, применение правил личной гигиены, формирование навыков здорового образа жизни, умение заботиться о собственном здоровье и личной безопасности, владение способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим или заболевшим, умение ухаживать за ребенком младшего возраста. У школьников формируются следующие универсальные действия:
- понимание духовно – нравственных основ жизни человека и общечеловеческой культуры;
- понимание культуры, традиций и обычаев своего народа;
- формирование представления о родном крае, его природе, занятиях людей и т.д.,
- владение опытом ориентации и экологической деятельности в природной среде;
- владение эффективными способами организации своего свободного времени;
- умение применять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- умение позитивно относиться к своему здоровью;
- владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
- умения применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
- владение навыками оказания первой медицинской помощи;
- владение элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
- умение использовать многообразие двигательного опыта в массовых видах соревновательной деятельности и организации активного отдыха и досуга;
- умение подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Ноутбук – на рабочем месте учителя.
2. Колонки.
3. Мультимедийный проектор.
4. Интерактивная доска.
5. Цифровой аппарат.
6. Презентации к урокам.
Список литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - С. 7; с. 22 – 23.
- Обухова Л.В., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.-288 с.- (Мастерская учителя).
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 кл.,
М.: ВАКО, 2004г.
- Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности ОУ по формированию у младших школьников культуры здорового и безопасного образа жизни.
Внедрение в систему работы ОУ программ,направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни....
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества....
рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Диалог культур" для 4 класса
Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование занимает центральное место в образовательной практике мн...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни необходимо понять, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельн...
Программа курса внеурочной деятельности «Формирование экологической культуры и здорового и безопасного образа жизни»
Приоритет программы по экологическому и здоровьесберегающему воспитанию неслышащих обучающихся как социального направления в системе внеурочной деятельности образовательной организац...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Радуга здоровья»
Программа разработана для учащихся 1 – 4 классов. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физичес...