Статья "Формирование культуры здоровья через систему внеурочной деятельности"
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Статья в журнале "Создание экологизированной образовательной среды" (из опыта работы в рамках ОИП)
Автор Иванова Л.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovya_cherez_sistemu_vneurochnoy_deyatelnosti_.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здоровые дети – будущность нации!
В.Ф.Базарный
Основная цель политики нашего государства – оздоровление нации. Нашей стране нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, нужны здоровые люди.
Если мы не будем заботиться о своем здоровье, у нас не будет будущего, а будущее нашей страны — дети. Поэтому важно с раннего детства прививать им навыки здорового образа жизни.
Сегодня идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и ФГОС второго поколения.
В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать полноценному физическому и психологическому развитию учащихся в соответствии с возрастом, способствовать формированию культуры здоровья.
Наша школа, являясь Окружной Инновационной Площадкой по ЗОЖ, относится к разряду общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем внимания к здоровью учащихся.
Существующая в школе «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования и способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в ней в виде взаимосвязанных блоков:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры;
- рациональная организация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
- реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями
(законными представителями).
Важная роль в реализации данной программы принадлежит внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В нашей школе созданы необходимые условия для проведения внеурочных занятий и сбережения здоровья учащихся.
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» располагает: бассейном, музыкальной аудио-видео-техникой в актовом зале, библиотекой, всесезонной спортивной площадкой, двумя спортивными залами, теннисными столами, тренажёрным залом, просторными рекреациями, игровыми комнатами, столовой.
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья. Каждый кабинет начальных классов оснащён не только компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, но и оборудован современной мебелью.
С 2012 года наша школа начала активную реализацию программы «Формирование культуры здорового питания школьников», направленную:
- на создание условий, способствующих укреплению здоровья школьников;
- формирование навыков правильного, здорового питания;
- повышение качества организации горячего питания;
- формирование осознания учащимися здоровья как главной человеческой ценности.
Внедрение в практику работы школы программы по формированию здорового образа жизни учащихся осуществляется усилиями всех участников образовательного процесса: администрацией, классными руководителями, педагогами, учащимися и родителями, медицинскими работниками учреждении.
Приоритетное направление деятельности нашей школы - формирование культуры здоровья школьников. В связи с этим физкультурно-оздоровительная работа проводится не только на уроке, а в основном во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся:
1 | Утренняя гимнастика |
2 | Уроки физкультуры в спортивном зале |
3 | Уроки физкультуры на улице |
4 | Кружок «Ритмика» |
5 | Кружок «Современные танцы» |
6 | Прогулки |
7 | Секция «Баскетбол» |
8 | Спортивные игры и упражнения, подвижные игры |
9 | Секция «Волейбол» |
10 | Режим проветривания |
11 | Витаминизированное питание |
12 | «Дни здоровья» |
13 | Спортивные праздники |
14 | Участие в городских и окружных конкурсах, соревнованиях |
15 | Участие во Всероссийской выставке-форуме на лучший проект в области охраны здоровья населения и окружающей среды |
16 | «Дни Профилактики» |
Задача школы с позиции здоровьесбережения – предоставить ученикам как можно больше сфер, где они бы могли реализовать свои возможности, создать условия для развития творческих способностей и формирования культуры здоровья.
Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:
- спортивные конкурсы, соревнования;
- экскурсии, походы, целевые прогулки;
- классные часы на темы укрепления и сохранения здоровья;
- внеклассные мероприятия;
- часы здоровья;
- занятия в кружках;
- дни здоровья.
Спортивные соревнования, праздники являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы. Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, форма заявки, порядок награждения лучших участников.
Спортивные соревнования, проводимые в школе:
- «Весёлые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья»;
- Соревнования по мини футболу, по пионерболу;
- Спартакиады.
Праздники здоровья совершенствуют знания, умения, навыки учащихся, сохраняют и укрепляют здоровье детей.
Праздники здоровья, проводимые в школе:
- «Посвящение в пешеходы» (1 класс);
- «Мои увлечения»;
- «Нет вредным привычкам!»;
- «Русские забавы»;
- «Если хочешь быть здоров!»;
- «Богатырские забавы».
Физическое воспитание школьников осуществляется через занятия в спортивных секциях и кружках.
В нашей школе занятия современными танцами, ритмикой, баскетболом сказываются на формировании характера ребёнка: у него воспитывается активность, смелость, дисциплинированность, аккуратность, гигиенические навыки, формируются артистические данные.
Кружковые занятия «Азбука нравственности», «Жизненные навыки», «Детская риторика», «До-ми-соль-ка», проводятся в игровой форме и направлены на формирование культуры общения, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной мотивации, снижение состояния психического дискомфорта, тревожности, эмоционального напряжения.
Помня, что каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова, педагоги стараются проводить их в обстановке, отличающейся от традиционной классно - урочной системы: на природе, в спортивно-игровой зоне школьного двора, в спортивном зале или компьютерном кабинете (кружок «Я – и компьютер»).
В рамках внеклассной работы учащиеся школы принимают участие в городских акциях:
- «За здоровый образ жизни»;
- Танцевальный конкурс «Лови ритм»;
- «Хоровод народов»;
- «Пешеход – водителю друг».
Массовые мероприятия устраиваются на свежем воздухе: «Проводы зимы», «Масленица», «Вперед, мальчишки!», «А ну-ка, парни!»
В календарном плане школы предусмотрены физкультурно-массовые и спортивные мероприятия в каникулярное время.
Анализируя итоги физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
- Большинство школьников стали участниками физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий;
- Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.
Анкетирование показало, что родители удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе.
Следующим основополагающим условием формирования ЗОЖ учащихся школы является просветительская деятельность с педагогами и родителями.
Для родителей проводятся тематические родительские собрания, лектории, индивидуальные консультации по показателям здоровья и развития школьников.
Тематика родительских собраний:
- «Золотое правило питания»;
- «Витамины и их влияние на наш организм»;
- «Здоровье ребенка в руках взрослых»;
- «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования»;
- «Здоровье ребенка – основа успешности в обучении»;
- «Соблюдение правил работы за компьютером, при просмотре телевизионных программ».
Тематика индивидуальных консультаций:
- «К здоровью – без лекарств»;
- «Гигиенические требования к организации домашней учебной работы»;
- «Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости»;
- «Профилактика нарушения осанки»;
- «Упражнения на развитие памяти и внимания»;
- «Упражнения на развитие логического мышления»;
- «Предупреждение неврозов».
Для педагогов методическая работа в школе в рамках формирования здорового образа жизни выстраивается в следующих формах, а именно планируется:
1. Физкультурно-оздоровительная работа на учебный год;
2. Работа школьных методических объединений по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроке и внеурочное время»;
3. Проведение совещаний с классными руководителями по ТБ и безопасности жизнедеятельности детей;
4. Проведение круглых столов и семинаров;
5. Работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей по физкультурно-оздоровительной работе;
6. Анализ заболеваемости и посещаемости учащихся;
7. Анализ групп здоровья учащихся;
8. Диспансеризация учащихся;
9. Организация и проведение мероприятий согласно инновационным здоровьесберегающим технологиям;
10. Анализ выполнения физкультурно-оздоровительной работы.
В рамках реализации программы проводятся творческие конкурсы по изобразительному искусству муниципальных, региональных, всероссийских уровней под эгидой здорового образа жизни:
- «Дорога ошибок не прощает»;
- «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д.
Ежегодно в школе проводится в три этапа конкурс «Успешный ученик». (Парад достижений учащихся).
Результаты деятельности нашей школы по здоровому образу жизни можно узнать из информации, представленной на школьном сайте и через школьную газету «Шестое чувство».
Говоря о внеклассной, внеурочной деятельности, нельзя не сказать о работе летнего оздоровительного лагеря.
Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Реализация цели и задач осуществляются по программам в форме спортивно-развлекательных мероприятий.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей. В программу включены следующие мероприятия:
- ежедневный осмотр детей медицинским работником;
- проведение утренней гимнастики;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий: соревнования по лёгкой атлетике; спортивные эстафеты; подвижные спортивные игры;
- занятия по плаванию в школьном бассейне.
Благотворное влияние на здоровье детей оказывает хороший морально-психологический климат.
В заключении хотелось бы сказать:
Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в образовательный процесс школы, в воспитание и оздоровление учащихся и служит основой в закладке фундамента здоровья, хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Именно педагоги с помощью родителей обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы должны воспитать, начиная с самого раннего детства.
Правильно организованная внеклассная работа – это и есть путь к решению многих социальных проблем современной России.
Список литературы:
В.Ф. Базарный. «Здоровые дети – будущность нации!» Журнал «Народное образование» № 2, 2013
М.Д. Маханева. «С физкультурой дружить – здоровым быть!» Методическое пособие, Творческий Центр Сфера, Москва, 2009
Н.В. Пешкова, Н.А. Шкитырь, Н.А. Яковлева. «Спортивные праздники и соревнования с использованием подвижных игр». 1-9 классы, Брянск «Курсив», 2008
Учебно-методический комплект «Планета знаний» Программа внеурочной деятельности в начальной школе - М.:Астрель; Владимир: ВКТ, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности
В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать проф...
Развитие познавательного интереса учащихся через систему проектной деятельности на уроках
Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов"«Развитие познавательного интереса учащихся через систему проектной деятельности на уроках»...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
Статья "Повышение уровня культуры здоровья школьников во внеурочной деятельности"
В статье описывается опыт работы школьного научного общества ГБОУ школы-интерната № 49 "Школа здоровья"...