Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и безопасность»
рабочая программа по зож (1 класс)

РахмановаТатьяна Сергеевна

Рабочая программа по внеурочному деятельности «Я и безопасность » в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания».

   Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_bezopasnost.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1

от «  » августа 2024 г. Руководитель методического совета Е.А. Щукина

Утверждено: Директор ГКОУ

«Вышневолоцкая школа–

интерната №2» Т.В.Шутилова Приказ №

по школе-интернату №2 от «   » августа 2024 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №2»

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и безопасность»

 

для обучающихся 1 доп. класса с ЗПР 

 

на 2024 – 2025 учебный год (срок реализации программы)

 

Учитель: Рахманова Татьяна Сергеевна

г. Вышний Волочёк

2024г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочному деятельности «Я и безопасность » в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания».

   Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.       Задачи:

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.
  2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
  4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС;  оказывать ПМП пострадавшим.    Характеристика психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР

Организация внеурочных занятий обучающихся с ЗПР предусматривает развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции познавательной деятельности и поведения, развитие пространственно временной ориентировки, моторики (в том числе мелкой).При определении формы проведения занятий важным становится особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом низкой работоспособности, эмоциональной нестабильности обучающихся с ЗПР. Следует обеспечивать баланс между статическими и двигательно-активными занятиями, уделять больше внимания практико-деятельностной основе проведения занятий; использовать игровые формы, наглядность, предметно-практическую деятельность. Полезными будут формы, повышающие мотивацию детей с ЗПР (например, введение игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача, элементы неожиданности, приглашение гостей). При подготовке материалов к занятию следует учитывать особенности психофизического развития конкретной группы детей с ЗПР. Дифференциация предъявляемых материалов и вопросов при проведении беседы по результатам просмотра видеофрагментов и при показе презентационного материала в виде слайдов – видео не должно быть монотонным, длительным и перегруженным информацией, презентация также не должна быть перегружена текстом, фотографиями, иллюстрации должны быть крупными и четкими. Следует использовать дополнительный дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы учебных действий. Материал должен соответствовать возможностям обучающихся, включать различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие утомление, инертность психических функций, улучшающие эмоциональное состояние ребенка. Необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт обучающихся с ЗПР, сформированность мыслительных операций, представлений о предметной и социальной действительности, уровень саморегуляции. Исключительно важно создание благоприятной обстановки на занятии, установление психологического контакта, использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

Для 1доп. класса значимо усиление игрового компонента. Организация процесса обучения должна строится с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков (потребность в «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). При организации занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным для обучающихся с ЗПР. Трудность задания следует варьировать пропорционально возможностям обучающихся класса. Изучаемую тему следует включать в общий контекст, формируя систему межпредметных связей. Необходимо проведение словарной работы, полезно включать задания, активизирующие применение само- и взаимоконтроля; групповые формы работы. Задания и формы работы должны быть ориентированы на расширение сферы жизненной компетенции ребенка. Требуется обобщение информации, полученной на занятии. Важна обратная связь: что узнал нового; что было самым интересным; как полученные знания могут пригодиться в жизни. Педагог должен убедиться, что материал был правильно воспринят. При формулировании выводов и суждений детям с ЗПР требуется помощь. При подведении итогов возможны различные формы поощрения за достижения (жетоны, очки, фишки). При проведении занятий педагог должен отслеживать ухудшение психоэмоционального состояния обучающегося, выражающееся в общей дезорганизации деятельности и поведения. Следует придерживаться психогигиенических требований к организации активности детей на занятии, чередовать нагрузку с отдыхом и динамическими паузами.

Место в структуре учебного плана

Программа реализуется в работе с обучающимися 1 доп. класса 1 раз в неделю, 33 часа в год.

Подходы к содержанию обучения, к определению планируемых результатов в структуре тематического планирования.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: - работа с дидактическим материалом (в игровой форме);

- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).

Игровые технологии, видеоуроки применяемые в программе, дадут возможность включиться ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Содержание программы курса внеурочной деятельности «Я и безопасность»

Программа занятий состоит из трёх разделов: «Дорожная азбука», «Служба 01», «Опасные и чрезвычайные ситуации». 1доп. класс (33 часа)

Дорожная азбука Введение. Дорога в школу и домой. Опасности на дороге. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Дорожные знаки. 

Служба 01 Огонь – друг и враг человека. Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе. 

Опасные и чрезвычайные ситуации Опасность у тебя дома. Опасные ситуации в школе. Опасные растения и грибы. Правила поведения с домашними питомцами. Безопасный отдых. С кем дружат болезни. Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях. 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я и безопасность» в  1 доп. классе

Личностные:

  • формировать у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формировать способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • формировать готовность к безопасному поведению в природе, обществе и бережному отношению к личному здоровью; - формировать практические навыки рационального питания.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • применять установленные правила в планировании способа решения;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
  • составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • использовать общие приёмы решения задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные УУД:

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные УУД:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня - расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012. Литература дополнительная:  

 Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.

Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.

Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997. КИМ: https://infourok.ru/kontrolno-izmeritelnye-materialy-po-kursu-vneurochnoj-deyatelnosti-azbuka-bezopasnosti-4141600.html Материально-техническое оснащение.  

Компьютер, видеопроектор.

Календарно-тематическое планирование.

п/п в году

п/п

 в теме

Тема занятия

Основные виды учебной деятельности

Дата

 по плану

Дата по факту

1. Дорожная азбука 10 ч.

1

1.

Вводное         занятие.         Как рождаются опасные события

Беседа

Просмотр и анализ м/ф

«Пристегните ремни»

Практическое занятие  

 

 

2

2.

Дорога в школу и домой  

Беседа

Просмотр и анализ м/ф

«Пристегните ремни»

Практическое занятие  

 

 

3

3.

 

 

4

4.

Какие         опасности подстерегают         на         улицах         и

дорогах

Викторина и мультфильм

 

 

5

5.

        Правила         поведения         на

тротуаре, пешеходной дорожке, обочине  

мультфильм

 

 

6

6.

Светофор

Викторина

 

 

7

7.

Пешеходный переход

Мультфильм

 

 

8

8.

Что означают дорожные знаки?

Познавательная игра

 

 

9

9.

Праздник «Посвящение в пешеходы»

Викторина, конкурсы, подвижные игры Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Безопасный путь в школу»  

 

 

10

10.

Практическое занятие «Япешеход»

Практическое занятие

Разыгрывание ситуации «Пешеход»

 

 

2. Служба 01- 10ч.

11

1.

        Огонь         –         друг         и         враг

Познавательная игра

 

 

человека

Просмотр м/ф «Огонь друг и враг человека»

12

2.

Спички не тронь, в спичках огонь!

Викторина

 

 

13

3.

Причины возникновения пожара

Мультфильм смешарики

 

 

14

4.

 

 

15

5.

Противопожарный режим в школе

Беседа

 

 

16

6.

Действия в случае пожара

Устный журнал

Практическое занятие Просмотр м/ф «Пожар в квартире»  

 

 

17

7.

 

 

18

8.

Практическое занятие по эвакуации

Беседа

Разыгрывание ситуации по эвакуации в случае пожара (тренировка выхода из разных помещений)  

 

 

19

9.

        Конкурс         рисунков

«Осторожно, огонь!»

Конкурс рисунков

Обсуждение результатов

 

 

20

10.

Игра «Пожарная дружина»

Познавательная игра

 

 

3. Опасные и чрезвычайные ситуации-13ч.

21

1

Что         вокруг         нас         может бытьопасным?

Познавательная игра Разбор конкретных ситуаций  

 

 

22

2

Опасные ситуации в школе

Беседа

 

 

23

3

Опасность у тебя дома

Викторина

Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Острые предметы»  

 

 

24

4

        Звонок         по         телефону.

Открывать ли дверь незнакомцу?

Мультфильм

 

 

25

5

Как вести себя с домашними питомцами?

мультфильм

 

 

26

6

Отдыхаем без опасности  

 

 

 

27

7

Опасные растения и грибы

Беседа. Презентация «Опасные растения и грибы» Работа с гербарием

 

 

28

8

Не трогай нас!

фильм

 

 

29

9

С кем дружат болезни?

мультфильм

 

 

30

10

Оказание         первой медицинской         помощи         при

порезах,

        укусах         насекомых,

обморожениях

Практическое занятие

 

 

31

11

Итоговое занятие. Игра -викторина «Моя безопасность»

Игра-викторина

 

 

32

12

Резервные часы.  

 

Повторение пройденного материала.

Выставка работ и достижений учащихся.

Познавательная игра

Викторина

 

 

33

13

 

 

Критерии оценивания.

При изучении курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия»  оценивание знаний, умений и навыков обучающихся не

предусмотрено.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности

Рабочая прогроамма внеурочной деятельности  "Азбука безопасности" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружок "Школа безопасности" в 1 классе

Рабочая программа с подробным календарно-тематическим поланированием....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Азбука безопасности"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя безопасность» (социальное направление) для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авт...