Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и безопасность»
рабочая программа по зож (1 класс)
Рабочая программа по внеурочному деятельности «Я и безопасность » в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания».
Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_bezopasnost.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1 от « » августа 2024 г. Руководитель методического совета Е.А. Щукина | Утверждено: Директор ГКОУ «Вышневолоцкая школа– интерната №2» Т.В.Шутилова Приказ № по школе-интернату №2 от « » августа 2024 г. |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ №2»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я и безопасность»
для обучающихся 1 доп. класса с ЗПР
на 2024 – 2025 учебный год (срок реализации программы)
Учитель: Рахманова Татьяна Сергеевна
г. Вышний Волочёк
2024г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочному деятельности «Я и безопасность » в 1 доп. классе составлена на основе ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР и Требований к результатам освоения программы, представленных в ФГОС НОО обучающихся с ЗПР, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания».
Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Задачи:
- Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.
- Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
- Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим. Характеристика психологических предпосылок к его изучению обучающимися с ЗПР
Организация внеурочных занятий обучающихся с ЗПР предусматривает развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекция и развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции познавательной деятельности и поведения, развитие пространственно временной ориентировки, моторики (в том числе мелкой).При определении формы проведения занятий важным становится особая пространственная и временная организация образовательной среды с учетом низкой работоспособности, эмоциональной нестабильности обучающихся с ЗПР. Следует обеспечивать баланс между статическими и двигательно-активными занятиями, уделять больше внимания практико-деятельностной основе проведения занятий; использовать игровые формы, наглядность, предметно-практическую деятельность. Полезными будут формы, повышающие мотивацию детей с ЗПР (например, введение игрового персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача, элементы неожиданности, приглашение гостей). При подготовке материалов к занятию следует учитывать особенности психофизического развития конкретной группы детей с ЗПР. Дифференциация предъявляемых материалов и вопросов при проведении беседы по результатам просмотра видеофрагментов и при показе презентационного материала в виде слайдов – видео не должно быть монотонным, длительным и перегруженным информацией, презентация также не должна быть перегружена текстом, фотографиями, иллюстрации должны быть крупными и четкими. Следует использовать дополнительный дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы учебных действий. Материал должен соответствовать возможностям обучающихся, включать различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие утомление, инертность психических функций, улучшающие эмоциональное состояние ребенка. Необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт обучающихся с ЗПР, сформированность мыслительных операций, представлений о предметной и социальной действительности, уровень саморегуляции. Исключительно важно создание благоприятной обстановки на занятии, установление психологического контакта, использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
Для 1доп. класса значимо усиление игрового компонента. Организация процесса обучения должна строится с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков (потребность в «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). При организации занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным для обучающихся с ЗПР. Трудность задания следует варьировать пропорционально возможностям обучающихся класса. Изучаемую тему следует включать в общий контекст, формируя систему межпредметных связей. Необходимо проведение словарной работы, полезно включать задания, активизирующие применение само- и взаимоконтроля; групповые формы работы. Задания и формы работы должны быть ориентированы на расширение сферы жизненной компетенции ребенка. Требуется обобщение информации, полученной на занятии. Важна обратная связь: что узнал нового; что было самым интересным; как полученные знания могут пригодиться в жизни. Педагог должен убедиться, что материал был правильно воспринят. При формулировании выводов и суждений детям с ЗПР требуется помощь. При подведении итогов возможны различные формы поощрения за достижения (жетоны, очки, фишки). При проведении занятий педагог должен отслеживать ухудшение психоэмоционального состояния обучающегося, выражающееся в общей дезорганизации деятельности и поведения. Следует придерживаться психогигиенических требований к организации активности детей на занятии, чередовать нагрузку с отдыхом и динамическими паузами.
Место в структуре учебного плана
Программа реализуется в работе с обучающимися 1 доп. класса 1 раз в неделю, 33 часа в год.
Подходы к содержанию обучения, к определению планируемых результатов в структуре тематического планирования.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Программой предусмотрены обязательные практические занятия: - работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы).
Игровые технологии, видеоуроки применяемые в программе, дадут возможность включиться ребёнку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Я и безопасность»
Программа занятий состоит из трёх разделов: «Дорожная азбука», «Служба 01», «Опасные и чрезвычайные ситуации». 1доп. класс (33 часа)
Дорожная азбука Введение. Дорога в школу и домой. Опасности на дороге. Сигналы светофора. Пешеходный переход. Дорожные знаки.
Служба 01 Огонь – друг и враг человека. Причины возникновения пожара. Действия в случае пожара. Противопожарный режим в школе.
Опасные и чрезвычайные ситуации Опасность у тебя дома. Опасные ситуации в школе. Опасные растения и грибы. Правила поведения с домашними питомцами. Безопасный отдых. С кем дружат болезни. Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я и безопасность» в 1 доп. классе
Личностные:
- формировать у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- формировать способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формировать потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- формировать готовность к безопасному поведению в природе, обществе и бережному отношению к личному здоровью; - формировать практические навыки рационального питания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД:
- использовать общие приёмы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Коммуникативные УУД:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные УУД:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня - расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012. Литература дополнительная:
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997. КИМ: https://infourok.ru/kontrolno-izmeritelnye-materialy-po-kursu-vneurochnoj-deyatelnosti-azbuka-bezopasnosti-4141600.html Материально-техническое оснащение.
Компьютер, видеопроектор.
Календарно-тематическое планирование.
п/п в году | п/п в теме | Тема занятия | Основные виды учебной деятельности | Дата по плану | Дата по факту | ||
1. Дорожная азбука 10 ч. | |||||||
1 | 1. | Вводное занятие. Как рождаются опасные события | Беседа Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни» Практическое занятие |
|
| ||
2 | 2. | Дорога в школу и домой | Беседа Просмотр и анализ м/ф «Пристегните ремни» Практическое занятие |
|
| ||
3 | 3. |
|
| ||||
4 | 4. | Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах | Викторина и мультфильм |
|
| ||
5 | 5. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | мультфильм |
|
| ||
6 | 6. | Светофор | Викторина |
|
| ||
7 | 7. | Пешеходный переход | Мультфильм |
|
| ||
8 | 8. | Что означают дорожные знаки? | Познавательная игра |
|
| ||
9 | 9. | Праздник «Посвящение в пешеходы» | Викторина, конкурсы, подвижные игры Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Безопасный путь в школу» |
|
| ||
10 | 10. | Практическое занятие «Япешеход» | Практическое занятие Разыгрывание ситуации «Пешеход» |
|
| ||
2. Служба 01- 10ч. | |||||||
11 | 1. | Огонь – друг и враг | Познавательная игра |
|
|
человека | Просмотр м/ф «Огонь друг и враг человека» | ||||
12 | 2. | Спички не тронь, в спичках огонь! | Викторина |
|
|
13 | 3. | Причины возникновения пожара | Мультфильм смешарики |
|
|
14 | 4. |
|
| ||
15 | 5. | Противопожарный режим в школе | Беседа |
|
|
16 | 6. | Действия в случае пожара | Устный журнал Практическое занятие Просмотр м/ф «Пожар в квартире» |
|
|
17 | 7. |
|
| ||
18 | 8. | Практическое занятие по эвакуации | Беседа Разыгрывание ситуации по эвакуации в случае пожара (тренировка выхода из разных помещений) |
|
|
19 | 9. | Конкурс рисунков «Осторожно, огонь!» | Конкурс рисунков Обсуждение результатов |
|
|
20 | 10. | Игра «Пожарная дружина» | Познавательная игра |
|
|
3. Опасные и чрезвычайные ситуации-13ч. | |||||
21 | 1 | Что вокруг нас может бытьопасным? | Познавательная игра Разбор конкретных ситуаций |
|
|
22 | 2 | Опасные ситуации в школе | Беседа |
|
|
23 | 3 | Опасность у тебя дома | Викторина Просмотр м/ф «Азбука безопасности. Острые предметы» |
|
|
24 | 4 | Звонок по телефону. Открывать ли дверь незнакомцу? | Мультфильм |
|
|
25 | 5 | Как вести себя с домашними питомцами? | мультфильм |
|
|
26 | 6 | Отдыхаем без опасности |
|
|
|
27 | 7 | Опасные растения и грибы | Беседа. Презентация «Опасные растения и грибы» Работа с гербарием |
|
|
28 | 8 | Не трогай нас! | фильм |
|
|
29 | 9 | С кем дружат болезни? | мультфильм |
|
|
30 | 10 | Оказание первой медицинской помощи при порезах, укусах насекомых, обморожениях | Практическое занятие |
|
|
31 | 11 | Итоговое занятие. Игра -викторина «Моя безопасность» | Игра-викторина |
|
|
32 | 12 | Резервные часы.
| Повторение пройденного материала. Выставка работ и достижений учащихся. Познавательная игра Викторина |
|
|
33 | 13 |
|
|
Критерии оценивания.
При изучении курса внеурочной деятельности «Коррекционные занятия» оценивание знаний, умений и навыков обучающихся не
предусмотрено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Азбука безопасности пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Азбука безопасности рабочая программа по внеурочной деятельности
Рабочая прогроамма внеурочной деятельности "Азбука безопасности" для 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа "Азбука безопасности" ориентирована на формирование и развитие основ безопасности; на практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружок "Школа безопасности" в 1 классе
Рабочая программа с подробным календарно-тематическим поланированием....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс
Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Азбука безопасности"
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя безопасность» (социальное направление) для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авт...
- Мне нравится (1)