Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Азбука безопасности"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Данный курс предназначен для учащихся 1 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezop.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую - изучение правил безопасного поведения, так и практическую части - организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Данный курс предназначен для учащихся 1 классов. Программа составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерного содержания программы по ОБЖ для 1 класса, авторы Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова, соответствует требованиям нормативных документов: ФЗ - 273 «Об образовании в Российской Федерации», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения».
Основная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а так же следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
Ведущие технологии: деятельностный метод и диалог. Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки. Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.
Программа рассчитана на 33 учебные недели - 33учебных часа.
К числу планируемых результатов освоения программы «Азбука безопасности» отнесены:
Личностные результаты - общие представления о мире, чувство ответственности за личную безопасность;
Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при рассмотрении и анализе разных ситуаций и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
Предметные результаты - овладение начальными представлениями об окружающем мире.
Реализация программы «Азбука безопасности» позволит:
привить учащимся начальные знания в области безопасности и их осознанное применение в повседневной жизни;
сформировать у детей научно-обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые качества для безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и ЧС;
наметить преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе
Для успешной реализации программы «Азбука безопасности» используется оборудование и материалы: компьютер, медиапроектор, принтер и колонки; для учащихся - нетбуки, настольные игры по ПДД; диски с видео и мультипликационными сюжетами: «Азбука безопасности. Смешарики», «Уроки осторожности», «Уроки хорошего поведения» и другие; демонстрационные таблицы по основам безопасности жизнедеятельности; Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики и т.п.
Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (4 ч)
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Улица полна неожиданностей (11 ч)
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.
Безопасность на воде (4 ч)
Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период. Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.
Безопасность в помещении (7 ч )
Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.
Безопасность в разных жизненных ситуациях (7 ч )
Безопасность при отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с животными. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных. Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |
Лабораторные, практические работы | Экскурсии | |||
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 4 | ||
2 | Улица полна неожиданностей | 11 | ||
3 | Безопасность на воде | 4 | ||
4 | Безопасность в помещении | 7 | ||
5 | Безопасность в разных жизненных ситуациях | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата | |
По плану | По факту | ||
1 | Что такое безопасность? Беседа. | ||
2 | Что такое безопасность? Просмотр презентации. 5. | ||
3-4 | Что такое чрезвычайная ситуация. Подвижная игра «Мяч по кругу» | ||
5 | Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу. Сюжетно-ролевая игра «Правила движения» | ||
6 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Сюжетно-ролевая игра «Правила движения» | ||
7 | Сигналы регулирования дорожного движения. Подвижная игра «Пустое место» | ||
8 | Практическое занятие «Виды перекрёстков». Занятие - практика. Выход на улицу. Т.б. при нахождении на дороге. | ||
9 | Знакомство с дорожными знаками. Игра «Угадай, какой знак» Подвижная игра «У ребят порядок строгий» | ||
10 | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Просмотр фильма, презентации. Составление правил о безопасном движении. | ||
11 | Будь внимательным и осторожным. Движение группами. Подвижная игра «У ребят порядок строгий» | ||
12 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Подвижная игра «Вызов» Просмотр фильма. | ||
13 | Где можно и где нельзя играть. Сюжетно-ролевая игра «На улицах города». | ||
14 | Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. Просмотр мультфильма, инсценирование правил. | ||
15 | Агитбригада по ПДД Практическое занятие. Соревнования между классами. | ||
16 | Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. Имитационная игра. Просмотр фильма. | ||
17 | Правила и меры безопасности поведения на водоёмах в весенний период. Просмотр фильма, иллюстрирование ситуаций. | ||
18 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. Основные спасательные средства. Просмотр фильма. Инсценирование ситуации. | ||
19 | "Учимся решать жизненные задачи" Тематическое спортивное ориентирование по станциям | ||
20 | Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. Эстафета с палками. Просмотр фильма. | ||
21 | Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. Просмотр фильма. Инсценировка диалога. | ||
22 | Детские шалости с огнём. Один дома. Правила безопасности. Подвижная игра «Вызов» | ||
23 | Основные правила поведения при пожаре. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. Правила эвакуации, тренировка. | ||
24 | Ценности здорового образа жизни. О роли лекарств и витаминов. Просмотр презентации. | ||
25 | "Учимся решать жизненные задачи" Тематическое спортивное ориентирование по станциям | ||
26 | Проект по теме: «Безопасности в доме» Распределение по группам. Выбор заданий. | ||
27-28 | Безопасность при отдыхе на природе. Просмотр мультфильма, рассказы детей. Экскурсия в лес. Правила т.б. при передвижении по дорогам. | ||
29-30 | Соблюдение безопасности при общении с животными. Просмотр фильма. Примеры из жизни. | ||
31 | Правила общения с незнакомыми людьми. Анкетирование «Семь причин посещения кружка «Азбука безопасности». Просмотр фильма. | ||
32-33 | "Учимся решать жизненные задачи" Спортивное ориентирование по станциям. Спортивное ориентирование по станциям. |
Планируемые результаты.
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе у учащихся формируются УУД и предметные результаты:
применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;
иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы проводится в ходе занятий "Учимся решать жизненные задачи", направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Тематическое спортивное ориентирование предполагает ориентирование на местности с остановками, на которых необходимо ответить на вопросы или выполнить задания на предполагаемую тему и получить маршрут движения далее. Прохождение всего маршрута движения воспитанниками предполагает положительную оценку сформированности УУД по данной теме (разделу). Таким образом, руководитель приобретает необходимые диагностические сведения, а кружковцы с удовольствием их демонстрируют в игровой форме.
Уровень удовлетворенности кружковцев определяется по результатам анкетирования «Семь причин» в конце учебного года. Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Почему ты посещаешь кружок «Азбука безопасности»?» путем выбора только шести причин, а седьмую дописывают сами. Анкетирование родителей проводится на родительском собрании или в заочной форме через кружковцев, а так же среди родителей, пришедших на итоговое спортивное ориентирование по станциям по приглашению руководителя кружка и обучающихся. Анкета состоит из нескольких вопросов без ответов и вопросов с выбором ответа (временной промежуток посещения кружка ребенком; делится ли обучающийся информацией, полученной на занятиях; какие эмоции испытывает; где знания могут пригодиться или уже пригодились и т. п.) и просьбы об отзыве о работе кружка «Азбука безопасности».
Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2002.
2.Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В.Григорьев, П. В. Степанов -М.:Просвещение,2010.
3. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры - Мир Книги, Москва, 2003.
4. DVD «Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2009.
5.DVD «Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2009.
6. DVD «Азбука безопасности.Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2003-2011.
Электронно-образовательные ресурсы
1. numi.ru/download.php?id=35025.Педагогический проект. «Безопасность шаг за шагом».
2. nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti.../metodicheskie-rekomendatsii-...
3. http://summercamp.ru/index.php?title=Подвижные_игры_для_детей_младшего_
возраста_(7-10_лет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа по внеурочной деятельности - кружка "Азбука этикета" для 1 класса
Данная рабочая программа разработана для работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружка «Азбука здоровья». 1 В класс.
Оздоровительная программа для начальной школы....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка спортивно-оздоровительного направления «Школа безопасности»
Рабочая программа «Школа безопасности» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы Л.П. Анастасова, П.В. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МОИХ РУКАХ»
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Моя безопасность» (социальное направление) для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения, на основе авт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Азбука финансовой грамотности для 1-4 классов
Рабочая программа кружка «Азбука финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на...