Общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Тропинка к здоровью"
рабочая программа по зож (1, 2 класс)
Здоровье детей — тема, которая волнует не только родителей и учителей, но и вызывает серьёзную тревогу в обществе в целом. Актуальность программы «Тропинка к здоровью» заключается в необходимости формирования и развития физически и нравственно здоровой личности. Отсюда вытекают цели, задачи и принципы реализации содержания программы.
Цель: формирование гармонически развитой, здоровой личности, адаптированной к жизни в обществе.
Достижение цели возможно при реализации следующих задач.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности в выполнении элементарных правил здоровьесбережения;
- развивать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам;
- воспитывать силу воли, позитивное отношение к окружающим, коммуникабельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_zdorovyu.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МКОУ «СОШ №5» Протокол № 1 от 25 .08. 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «СОШ №5» ________Т.Н.Мурадханова Приказ № 211 от 29 .08. 2022 г. |
Общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Тропинка к здоровью»
Возраст детей: 7-9 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
учитель начальных классов
Арутюнян Татьяна Артёмовна
с. Эдиссия
2022 г.
Пояснительная записка
Здоровье детей — тема, которая волнует не только родителей и учителей, но и вызывает серьёзную тревогу в обществе в целом. По данным специалистов, в последние десятилетия возросло количество больных детей, в том числе хроническими заболеваниями. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в период обучения в школе в связи с резко возрастающей нагрузкой: физической, умственной, психической.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает школьные факторы риска:
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
По новым ФГОС, хотя урок остается основной организационной формой образовательного процесса, значительная роль отводится внеурочной деятельности. Поэтому возникла потребность в новых программах, позволяющих реализовать цели, направленные на оздоровление подрастающего поколения.
Актуальность программы «Тропинка к здоровью» заключается в необходимости формирования и развития физически и нравственно здоровой личности. Отсюда вытекают цели, задачи и принципы реализации содержания программы.
Цель: формирование гармонически развитой, здоровой личности, адаптированной к жизни в обществе.
Достижение цели возможно при реализации следующих задач.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности в выполнении элементарных правил здоровьесбережения;
- развивать у учащихся негативное отношение к вредным привычкам;
- воспитывать силу воли, позитивное отношение к окружающим, коммуникабельность.
В данном курсе учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях, а также у них формируются исследовательские, коммуникативные умения.
Данная программа рассчитана на детей 7-9 лет, реализуется в объёме 66 часов. Занятия будут проходить 1 раз в неделю во внеурочное время, продолжительность – 30-35 минут.
Формы подведения итогов – проектная деятельность, конкурсы, спортивные состязания.
Ожидаемые результаты:
- помочь учащимся усвоить основные принципы здорового образа жизни, безопасного для себя и окружающих;
- овладевать умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- укреплять физическое и духовное здоровье обучающихся;
- развивать умение адаптироваться к условиям окружающей действительности.
Учебно-тематический план включает следующие темы:
- Дорога в школу
- Здоровье в порядке – спасибо зарядке
- Закаляйся, если хочешь быть здоров
- Овощи и фрукты – витаминные продукты
- Папа, мама, я – спортивная семья
- Помоги себе сам
- Я – повар (проект)
- День Здоровья
- Президентские состязания
- Наши чемпионы
- Мой распорядок дня
- Листок здоровья
- Будь здоров! (правила личной гигиены)
- Мы едем, едем, едем…
- По заповедным тропам
- Конкурс «Самый здоровый класс» (итоговое занятие)
17.Красный, жёлтый зелёный.
18. Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
19. Движение – это жизнь
20. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
21. «Остров здоровья"
22. В здоровом теле здоровый дух.
23. Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
24. День здоровья «Мы болезнь победим- быть здоровыми хотим»
25. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
26. Стих. Ю.Тувима «Овощи» (приготовление овощного салата)
27. Почему устают глаза? Зрение – это сила.
28. Спектакль «Я выбираю кашу»
29.Труд и здоровье
30. Наши успехи и достижения
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Всего часов | Теоретич. часов | Практич. часов | Сроки реализации |
1 | Экскурсия «Дорога в школу» | 1 | 1 | Сентябрь | |
2 | «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!» | 3 | 1 | 2 | Сентябрь Декабрь Март |
3. | «Закаляйся, если хочешь быть здоров.» | 4 | 2 | 2 | октябрь |
4 | Овощи и фрукты – витаминные продукты | 3 | 1 | 2 | ноябрь |
5 | «Папа, мама, я – спортивная семья» | 4 | 2 | 2 | декабрь, апрель |
6 | «Помоги себе сам» | 3 | 3 | январь-февраль | |
7 | «Я – повар», проект | 2 | 1 | 1 | март |
8 | День Здоровья | 2 | 2 | сентябрь 7 апреля | |
9 | Президентские состязания | 2 | 2 | Декабрь Апрель | |
10 | «Наши чемпионы» | 2 | 2 | Октябрь Февраль | |
11 | «Мой распорядок дня» | 2 | 1 | 1 | Ноябрь 3 раза в год |
12 | «Листок здоровья» | 3 | 3 | Декабрь | |
13 | «Будь здоров!», личная гигиена школьника | 2 | 2 | Январь | |
14 | «Мы едем, едем, едем…», экскурсия в зоопарк | 2 | 1 | 1 | Май |
15 | «По заповедным тропам», экскурсия в лес | 2 | 2 | Апрель - Май | |
16 | Конкурс «Самый здоровый класс» | 2 | 1 | 1 | Март - Апрель |
17 | Красный, жёлтый зелёный. | 1 | 1 | Февраль | |
18 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. | 3 | 1 | 2 | Ноябрь |
19 | Движение – это жизнь | 2 | 2 | Апрель | |
20 | Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.Кукольный спектакль А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | 2 | Май | |
21 | «Остров здоровья" | 2 | 2 | Декабрь | |
22 | В здоровом теле здоровый дух. | 2 | 2 | Январь | |
23 | Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение» | 1 | 1 | Февраль | |
24 | День здоровья «Мы болезнь победим- быть здоровыми хотим» | 3 | 3 | Сентябрь - Апрель | |
25 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | 2 | 2 | Май | |
26 | Стих. Ю.Тувима «Овощи» (приготовление овощного салата» | 1 | 1 | Сентябрь | |
27 | Почему устают глаза? Зрение – это сила. | 2 | 2 | Ноябрь | |
28 | Спектакль «Я выбираю кашу» | 2 | 2 | Октябрь | |
29 | Труд и здоровье | 2 | 2 | Сентябрь | |
30 | Наши успехи и достижения | 2 | 2 | Май | |
Итого | 66 | 18 | 48 |
Содержание программы
- Экскурсия «Дорога в школу»
Правила дорожного движения. «Безопасный путь в школу» - вычерчивание маршрута в дневниках учащихся. Ориентирование в пространстве.
- Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Мониторинг состояния здоровья учащихся. Физические упражнения в жизни младшего школьника. Разучивание и выполнение комплекса физических упражнений. Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
- Закаляйся, если хочешь быть здоров.
Секреты закаливания. Встреча с педиатром. Проведение подвижных игр на свежем воздухе. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Игры, соревнования,
- Овощи и фрукты – витаминные продукты.
Значение витаминов. Составление и выставка композиций из овощей и фруктов. Утренник «Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Ознакомление с витаминами и продуктами их содержания. Конкурс рисунков «Витамины- наши друзья».
- Папа, мама, я – спортивная семья.
Родительское собрание, обмен опытом, презентация. Спортивные состязания «Весёлые старты». Формирование чувства ответственности за своё здоровье, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.
6.Помоги себе сам.
Практикум. Оказание 1-й медицинской помощи при травмах. Хочу остаться здоровым.
7.Проект «Я – повар»
Экскурсия в школьную столовую. Беседа повара «Вкусная и здоровая пища. Составление меню младшего школьника.
8. День здоровья.
Спортивный праздник. «Весёлые старты», соревнования. День здоровья. «Дальше, быстрее, выше». Народные игры. Путешествие в страну здоровья. Правила здорового образа жизни. Культура здорового образа жизни. (Урок-соревнование)
9. Президентские состязания.
Сдача нормативов: бег 30 м, 60 м, прыжки в длину, подтягивания и т. д.
10. Наши чемпионы.
Знакомство с олимпийским движением. Встреча с выдающимися спортсменами – выпускниками нашей школы.
11. Мой распорядок дня.
Соблюдение распорядка дня. Правильное распределение времени. «Каждый знает, что режим в жизни всем необходим» - «круглый стол». Составление режима дня совместно с родителями.
12. Листок здоровья.
Выпуск «Листка здоровья» (1 раз в четверть).
13. Будь здоров!
Основные правила личной гигиены. Конкурс рисунков. Знакомство с причинами инфекционных заболеваний. Огонёк здоровья (Викторины) Расти здоровым. Правила здорового образа жизни.
14. Мы едем, едем, едем…
Экскурсия в парк. Беседа « Правила поведения в транспорте». ПДД. Как вести себя на улице. (Правило перехода улицы в местах, где нет светофора).
15. По заповедным тропам.
Беседа на экологическую тему «Бьём тревогу». Экскурсия в лес. Сбор лекарственных растений. Отравление лекарствами. (Аккуратность и осторожность при приёме лекарств.) Первая помощь при укусах комаров, змей, собак и кошек. (Беседа)
- Самый здоровый класс.
Подведение итогов конкурса (за год)
17.Красный, жёлтый зелёный. (Текущий контроль знаний -викторина) «Остров здоровья» (игры)
18. Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
Расти здоровым. (Оздоровительные минутки) Надёжная защита организма (Игры, викторины)
19. Движение – это жизнь
Я выбираю движение.(Подвижные игры на свежем воздухе)
20. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Какие поступки совершает человек (беседа) Спеши делать добро. Добро надо делать с умом.
21. «Остров здоровья"
Спортивный праздник. «Весёлые старты», соревнования. Путешествие в страну здоровья. Правила здорового образа жизни. Культура здорового образа жизни. (Урок-соревнование)
22. В здоровом теле здоровый дух.
Факторы, укрепляющие здоровье. Влияние окружающей среды на здоровье человека. (Текущий контроль знаний, викторина)
23. Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»
Развитие познавательных процессов, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение.
24. День здоровья «Мы болезнь победим- быть здоровыми хотим»
Определение понятия «здоровье» Что такое здоровый образ жизни? Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
25. Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»
Знания об основных витаминах в продуктах питания; о необходимости разнообразно питаться. Режим питания.
26. Стих. Ю.Тувима «Овощи» (приготовление овощного салата)
Кулинарные традиции современности и прошлого. Полезные и не очень полезные для здоровья продукты питания.
27. Почему устают глаза? Зрение – это сила.
Правила бережного отношения к зрению. Гимнастика для глаз. Забота о глазах. «Полезно – вредно» (Игра)
28. Спектакль «Я выбираю кашу»
Разговор о правильном питании.
29.Труд и здоровье
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха.
30. Наши успехи и достижения
Методическое обеспечение:
Для реализации данной программы необходимо сочетать теоретические и практические формы работы. Теоретическая часть курса представлена беседами, встречами, презентацией, обменом опытом. Практическая часть включает в себя экскурсии, практикум, физические упражнения, игры, соревнования, выставки, проектную деятельность.
К работе привлекаются родители учащихся, работники школы, психолог, медработники, инспектора ГИБДД, выпускники школы.
Список литературы
1. Варенник Е.Н. «физкультурно - оздоровительные занятия» -2009г.
2. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. « Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада». М.Н. Клюева
3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7лет). М., 2010
4. Епифанов В.А. «Лечебная физкультура», справочник
5. Стрельникова А.М. «Моя гимнастика» 2011г.
6. Шафранов А. «Лечебная физкультура» 2009г.
7. Подольская Е.И. « Комплексы лечебной гимнастики». 2008г.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Интернет-ресурсы: http://per-komschool.edu.tomsk.ru/files/File/zdoroveika.doc
Список литературы:
1. М.В. Антропова, М.В. Кузнецова «Режим дня школьника» Москва Центр «Вента – граф», 2002
2. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» 1-5 классы Москва «ВАКО», 2007
3. Т.В. Карасёва «Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» - журнал «Начальная школа» №11, 2005г.
4. В.И. Коваленко «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы» Москва «ВАКО», 2004В.И. Коваленко «Школа физкультминуток (1-11 классы)» практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. Москва «ВАКО», 2007
5. П.А. Виноградов «Физическая культура и здоровый образ жизни», 1991Т.Н.. Захаров «Формирование здорового образа жизни у младших школьников» - Волгоград, 2007
6. Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя» 1-4 класс Москва «ВАКО», 2007
7. Е.Г. Морозова «Подвижные игры в начальной школе» - журнал «Начальная школа плюс до и после» №5, 2009
8. Д.Г. Рудьева «Воспитание культуры здорового питания детей в семье и в школе» Ставрополь, 2007
9. Е.А. Бабенкова «Как помочь детям стать здоровыми» - методическое пособие Москва «Астрель, 2004
10. Е.А. Бабенкова «Здоров ли ваш ребёнок?» Москва «Вента – Граф», 2002
11. Л.А. Обухова «Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья» Москва «ВАКО», 2004
12. Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» М., ОЛМА Медия Групп, 2012,
13. Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» М., ОЛМА Медия Групп, 2012г.
14. Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Две недели в лагере здоровья» М., ОЛМА Медия Групп, 2012г.,
15. Плакаты «Разговор о правильном питании»
Список литературы
1. Варенник Е.Н. «физкультурно - оздоровительные занятия» -2009г.
2. СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. « Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада». М.Н. Клюева
3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7лет). М., 2010
4. Епифанов В.А. «Лечебная физкультура», справочник
5. Стрельникова А.М. «Моя гимнастика» 2011г.
6. Шафранов А. «Лечебная физкультура» 2009г.
7. Подольская Е.И. « Комплексы лечебной гимнастики». 2008г.
8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9. Интернетресурсыhttp://per-komschool.edu.tomsk.ru/files/File/zdoroveika.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
Содержание 1. Пояснительная записка2. Учебный план3. Содержание изучаемых курсов4. Организационно-педагогическое обеспечение программы5. Оценочные материалы...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Плавание для лиц с нарушением слуха»
Адаптивное плавание–обучение плаванию лиц с ограниченными возможностями здоровья, совершенствование двигательных способностей и плавательной подготовленности, позволяющие в какой-то мере компенс...
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности "Волейбол" (7-9 лет)
Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов 7-9 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Настольный теннис для всех»
Программа разработана для детей и подростков с целью обучения игре в настольный теннис, повышения уровня функциональных возможностей детей, воспитания у них морально – волевых качеств. Настольны...