дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности "Волейбол" (7-9 лет)
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Данная программа рассчитана на учащихся начальных классов 7-9 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_voleybolu.odt | 679.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка | 3 |
1.Условия зачисления в группы спортивной направленности и изучения основ волейбола | 5 |
1.1.Методы и формы работы на занятии волейболом | 5 |
1.2. Предполагаемые результаты | 5 |
1.3. Контроль за реализацией | 6 |
l.4. Оценочные материалы | 6 |
2. Организационно-методические указания | 8 |
3.Учебный план | 9 |
3.1.Теоретическая подготовка | 10 |
3.2. Общая физическая подготовка | 10 |
4.Подвижные игры, эстафеты | 15 |
5. Основы техники волейбола | 17 |
6. Интегрированные упражнения | 21 |
7. Воспитательная работа | 21 |
8.Психологическая подготовка | 22 |
9. Материально — техническое обеспечение | 23 |
10. Список используемой литературы | 24 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа по волейболу для спортивно-оздоровительного этапа составлена на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказа Министерства спорта от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, допущенная Федеральным агентством по физической культуре и спорту.
В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и опыт работы спортивных школ по волейболу.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям спортивного мастерства.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапов подготовки и индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок.
Программа служит основным документом для содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Программа ориентирована на детей 7-8 лет. В этом возрасте дети активно растут и растет их потребность в регулярной физической нагрузке. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно — двигательной и сердечно — сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Движения детей становятся более точными, размашистые движения выполняются легко. Ведущей деятельностью становится учебная, поэтому обучающиеся принимают и подчиняются правилам тренера.
Волейбол — командная игра и приучает играющих не только стремиться к победе, но и учит работать с поддержкой товарищей. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию скоростных, скоростно — силовых, координационных способностей и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для дальнейшего обучения
Задачи:
1.Образовательные задачи:
* освоить технику игры в волейбол;
*ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
* ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
*ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
2. Оздоровительные задачи:
*обеспечить оптимальное для младшего школьного возраста гармоническое развитие физических качеств и способностей;
*укрепить здоровье и повысить функциональные возможности организма;
*формировать правильную осанку;
*профилактика плоскостопия;
*соблюдать санитарно-гигиенических нормы и правила личной гигиены.
3. Воспитательные задачи:
* воспитать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;
- воспитать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями и сознательно применять их в целях активного отдыха.
Количество занятий в неделю 3 раза по 2 часа с перерывом 15 минут после 45 минут занятия.
Минимальная наполняемость группы l5 человек.
Максимальный состав групп не должен превышать двух минимальных составов с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях.
- Условия зачисления в группы спортивной направленности и изучения основ волейбола
В группы спортивно-оздоровительного этапа по волейболу принимаются дети, желающие заниматься оздоровительно-физическими упражнениями с изучением основ игры в волейбол, на основании заявления о зачислении от законного представителя, медицинской справки врача -педиатра (с указанием о возможности заниматься волейболом).
- Методы и формы работы на занятии волейболом.
Метод | Форма |
Словесный | Инструктаж, беседа, лекция, объяснение, комментарии по ходу выполнения заданий |
Наглядный | Показ педагогом отдельных элементов и упражнения в целом. |
Практический | Выполнение упражнений и заданий |
Тренировочное занятие имеет общепринятую структуру: подготовительную, основную и заключительную части.
В подготовительной части урока особое внимание уделяется воспитанию дисциплины и организованности, правильной осанке, выразительности движений, развитию физических качеств.
В основной части урока решаются задачи как обучения двигательным действиям - прыжкам, ударам и броскам, так и развития специальных физических качеств - ловкости и выносливости.
Заключительная часть урока направлена на снятие напряжения и повышения эмоционального состояния спортсмена.
Основными методами практического разучивания разнообразных упражнений являются метод целостного упражнения и метод расчлененно - конструктивного упражнения.
Основными методами проведения занятий являются групповой и игровой.
1.2. Предполагаемые результаты
По итогам обучения к концу года обучающиеся достигнут следующие результаты:
- Будут знать общие основы волейбола;
- Расширят представление о технических приемах в волейболе;
- Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
- Научатся играть по упрощенным правилам игры;
- Овладеют понятиями терминологии и жестикуляции;
- Получат навыки технической подготовки волейболиста;
- Освоят техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
- Освоят технику верхних передач;
- Освоят технику передач снизу;
- Освоят технику верхнего приема мяча;
- Освоят технику нижнего приема мяча;
- Освоят технику подачи мяча снизу.
- Освоят навыки работы в команде.
1.3. Контроль за реализацией программы
Тренер-преподаватель должен проводить наблюдения за обучающимися. Педагогические наблюдения позволяют объективно составить мнение о пригодности детей к занятиям волейболом и в определенной мере оценить их одаренность и перспективность.
1.4. Оценочные материалы
Основными показателями реализации образовательной программы являются:
Объект контроля | Предмет контроля | Периодичность контроля |
Спортивно- оздоровительный этап | Контрольная диагностика | Октябрь – апрель |
Сохранность контингента | Сентябрь-декабрь-май | |
Посещаемость учащихся | Сентябрь-декабрь-март, май |
При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз".
Формами промежуточной аттестации являются:
Контрольные испытания (тестирование) по общей физической подготовке учащихся по учебным нормативам.
Учёт результатов участия в соревнованиях по календарю спортивно-массовых мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров.
Учёт личностных достижений учащихся на соревнованиях различного уровня.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Девочки | Мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 150 35 5,0 7,5 | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Тесты на определение ловкости и координационных способностей (общие)
1. Челночный бег 3 раза по 10 м: определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
2. Статическое равновесие: ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается удержать равновесие. Время фиксируется секундомером, дается две попытки, в зачет идет лучшее из двух время.
3. Подбрасывание и ловля мяча диаметром 15-20 см (двумя руками)
4. Отбивание мяча от пола: дается две попытки, отбивать можно чередуя руки.
5. Прыжки через скакалку.
2. Организационно-методические указания.
Содержание работы с группами спортивно-оздоровительного этапа определяется следующими факторами: спецификой волейбола, возрастными особенностями и возможностями юных спортсменов.
Развитие физических качеств детей происходит под влиянием постоянных упражнений. В результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей: ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях; возрастают их физические силы.
Программой предусмотрено проведение практических и теоретических занятий, проведение регулярных занятий, организация систематической воспитательной работы.
Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения и от условий, в которых проводятся занятия.
Занятия юных волейболистов, в отличие от тренировки взрослых, имеют ряд методических и организационных особенностей.
1.Занятия не должны быть ориентированы на достижение в первые годы занятий· высокого спортивного результата.
2. Нагрузки должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.
3. В процессе всего года занятий необходимо соблюдать рациональный режим, обеспечить гигиену быта, хорошую организацию врачебно-педагогического контроля за состоянием здоровья, подготовленностью занимающихся и их физическим развитием.
4.Надежной основой успеха юных спортсменов является приобретенный фонд умений и навыков, всестороннее развитие физических качеств, решение функциональных возможностей организма.
3. Учебный план.
Учебный план на 36 недели учебно-тренировочной и соревновательной деятельности в ДЮСШ (в часах).
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. История возникновения и развития волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена. | 20 | 20 | |
2. | Общеразвивающие упражнения (ОРУ): ОРУ на месте без предметов ОРУ в движении без предметов ОРУ с набивными мячами ОРУ с волейбольными мячами ОРУ в парах | 12 | 2 | 10 |
3. | Общая физическая подготовка (ОФП) (Подготовительные упражнения.) Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. | 32 | 2 | 30 |
4. | Техническая подготовка (ТП) (Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки). | 34 | 1 | 33 |
5. | Специальная физическая подготовка (СФП) (Подвижные игры. Эстафеты). | 48 | 2 | 46 |
6. | Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). | 30 | 3 | 27 |
7. | Интегральная подготовка | 22 | 2 | 20 |
8. | Соревнования | 8 | 8 | |
9 | Контрольно-оценочные и переводные испытания | 10 | 4 | |
Итого: | 216 | 32 | 184 |
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Клещев Ю., Фурманов А «Юный волейболист»
- Железняк Ю.Д. «Юный волейболист»
- Беляев А.В. «Волейбол»
- Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу»
- Эдельман А.С. «Справочник "Волейбол"»
- Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. «Основы психологии спорта и физической культуры»
- Кривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей»
- Шнуров В.Х. «Практически е основы воспитания морально-волевых качеств волейболистов»
- Б.Л. Виера, Б.Д. Фергюсон. «Волейбол: шаги к успеху»
- М. Фидлер, Д. Шайдерайт, Х. Бааке, К. Шрайтер. «Волейбол»
- Тудор о.Бомпа. «Подготовка юных чемпионов»
- Дж.Х. Уилмор, Д.Л. Костилл. «Физиология спорта»
- Железняк Ю.Д., Чачин АВ., Сыромятников Ю.Л. «Примерные программы для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР. Волейбол»
- Жуков Ю.Е., Ильин Г.И., Козловский Э.А. «Акробатическая подготовка волейболистов»
- Официальные волейбольные правила 2013-2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Настольный теннис для всех»
Программа разработана для детей и подростков с целью обучения игре в настольный теннис, повышения уровня функциональных возможностей детей, воспитания у них морально – волевых качеств. Настольны...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по всестилевому каратэ.
Программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по Всестилевому каратэ (далее программа) составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декаб...
Игротека Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
Актуальность программы.Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у младших школьников, имеет оздоровительный эффект, а так...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Русские народные подвижные игры"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русские народные подвижные игры» стартового уровня имеет физкультурно-спортивную направленность.Она ориентирована ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА»
Программа может быть реализована в сетевой форме на базе других образовательных организаций дополнительного образования. Программа определяется потребностью образования и развития у детей и подр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программафизкультурно-спортивной направленности«Лыжные гонки» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 7- 14 летСрок реализации: ...