Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-развивающих занятиях
занимательные факты по зож

Cтатья на тему: "Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-развивающих занятиях". В статье информация о том, как сберечь и улучшить здоровье учащихся, какие методики использовать на уроках коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_defektologicheskaya.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-развивающих занятиях

Главной целью здоровьесберегающих технологий является развитие двигательных функций и коррекция их нарушений.

Для достижения положительных результатов в физическом развитии необходим комплексный подход, в него входят:

  1. Гигиенический фактор. К нему относятся: отдых, сон, питание, распорядок занятий, чистая и правильно подобранная одежда, обувь.
  2. Природный фактор: вода, чистый воздух, солнце. Все это увеличивает действенность воздействия физических упражнений на организм ребенка.
  3. Физические упражнения средство физического воспитания, применяемое для постановления оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Из-за чего физические упражнения широко используются в разные периоды существования человека.
  4. Танцевальные упражнения под музыку, помогают в развитии правильной осанки, формируют физические качества, такие как: ловкость, быстрота, выразительность движений и ритмичность.
  5. Массаж, оказывает положительный эффект на весь организм. При раздражении нервных окончаний на коже, улучшается кровообращение и теплоотдача. С помощью массажа можно снять напряжение в мышцах.

Основным видом деятельности в школьном возрасте является обучение, в начальной школе с элементами игры, поэтому игровые упражнения на коррекционных занятиях, с предметами способствуют развитию координации, у детей с ОВЗ. При выполнении физических упражнений, в форме игры, ребенок удовлетворяет двигательную активность. П.Ф. Лесгафт отмечал, что игра является неким упражнением, которое приспосабливает ребенка к жизни.

В.Л. Страковская и Н.В. Михайлова определили, что физические игровые упражнения являются результативным средством развития активности и двигательных способностей. Жизнедеятельность организма ребенка неразрывно связана с его движениями. Чем активнее двигается ребенок, чем лучше психическое, физическое и умственное развитие.

Между интеллектуальным и физическим развитием можно провести параллель. Применяя игровые упражнения можно решить ряд задач направленных на развитие мелкой и крупной моторики, физических качеств, а также на формирование и развитие личностных качеств, а именно:

- ощущение себя в пространстве;        

- проявление самостоятельности, инициативы и волевых усилий;

- взаимодействие со спортивным оборудованием;

- развитие интереса к физическим занятиям, спортивным играм;

- расширение знаний о многофункциональности предметов и их применения в жизни.

Для устранения и профилактики этих нарушений необходима комплексная коррекция развития, высокую результативность показали здоровьесберегающие упражнения на коррекционно-развивающих занятиях.

При коррекции двигательных и речевых нарушений выделяют два основных направления. Первое направление – развитие неречевых процессов. Данная часть работы включает в себя развитие общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, улучшение координации движений, совершенствование чувства ритма и музыкального темпа, активизация памяти и внимания. Второе направление – развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Упражнения проводятся по подражанию. Основа занятий может быть разнообразной: воображаемое путешествие или экскурсия, сказочный сюжет, фольклорные источники, дидактические и сюжетные игры.

        Здоровьесберегающие технологии включает в себя большое количество элементов:

  • пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
  • упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
  • упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Дыхательные упражнения выполняются без музыки, в спокойной обстановке. Дыхательная гимнастика выполняется в медленном темпе, спокойно, без напряжения. Для правильного выполнению упражнений ребенку нужен контроль педагога и наглядная демонстрация.

Важным средством физического воспитания и развития является физкультминутка. Она необходима для смены деятельности, после признаков утомляемости, длительность составляет 3-5 минут, включает в себя несколько упражнений. Во время физкультминутки кровь начинает циркулировать и насыщать организм кислородом, из-за чего проходи сонливость и ребенок чувствует себя бодрее.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе позволяют снизить утомляемость, повысить работоспособность, улучшить эмоциональное состояние, активизировать познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

К вопросу о пополнении учителями-дефектологами «методической копилки», используя возможности новых технологий на коррекционно-развивающих занятиях.

К  вопросу  о  пополнении  учителями-дефектологами «методической  копилки», используя  возможности  новых  технологий на  коррекционно-развиваю...

Статья на тему: «Технологии проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ»

В настоящее время в образовательной системе особой проблемой остаётся стойкая неуспеваемость учащихся.По данным различных исследований трудности испытывают от 15 до 40 % обучающихся.Основной конт...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....

Приёмы игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ.

Тема: Приемы игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ.Слайд 1.Добрый день, уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться с вами приемами игровых технологий, которые исп...

«Использование игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях при обучении младших школьников с ЗПР и ТНР»

В настоящее время у большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность, постоянно растет количество де...