«Использование игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях при обучении младших школьников с ЗПР и ТНР»
методическая разработка

Говорина Елена Михайловна

В настоящее время у большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность, постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно- развивающей работе игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа №6»

 «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающих занятиях при обучении младших школьников с ЗПР и ТНР»

 

     Игровые технологии в начальной школе - начальные классы, презентации

Учитель-дефектолог: Говорина Е.М.

 

 

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться, играя.

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Повышение собственного уровня знаний путем изучения научно-методической литературы.

2. Использовать игровые технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья..

3. Оказание всесторонней помощи родителям по различным направлениям развития детей.

4. Подготовить памятку для родителей по использованию нетрадиционных форм развития детей в домашних условиях.

5. Подготовить выступление на городском методическом объединении на тему: «Использование игровых технологий в коррекционно-развивающих занятиях при обучении младших школьников с ЗПР и ТНР»

 

Данную тему я выбрала не случайно. В настоящее время у большинства детей снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нестабильность, постоянно растет количество детей с отклонениями в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений, оказания коррекционной психолого-педагогической помощи детям. Для решения этих проблем актуальным становится использование в коррекционно- развивающей работе игровых технологий.

Отсюда я делаю вывод, что в первую очередь, начиная работать с 1 классом, следует заняться развитием системы психодиагностики. Поэтому с первого дня поступления ребёнка в школу я очень внимательно изучаю и анализирую личное дело. Просматривая характеристики, отмечаю, прежде всего, их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер. Отмечается, что км детей с задержкой психического развития отмечается снижение мотивации к обучению.  Я уверена, что развивать ребёнка, правильно строить процесс коррекционной работы можно только от чего-то известного, от того, что есть, а не от того чего нет. Первое, что я делаю, начиная учебный процесс, выявляю то, чем обладает ребёнок, какими знаниями, как глубока его недостаточность. Учитель один не может сделать полную психолого-педагогическую диагностику, поэтому я работаю в тесном контакте с психологом и логопедом. Сопоставляя данные обследования учащихся, определяю области наиболее нарушенных психических процессов. Вот теперь то и можно заняться разработкой и построением специальных педагогических приёмов, благодаря которым у робучающихся формируются высшие психические функции, происходит развитие познавательных процессов, формирование толерантного поведения. Именно отсюда мой интерес к данной теме.

Под коррекционно - развивающей и игровой формой обучения понимается исправление или ослабление недостатков и содействие как можно большему приближению развития детей, имеющих недостатки в развитии к уровню развития нормальных школьников. Эффективность исправления недостатков развития, зависит от правильной постановки педагогом учебного процесса и от применения специфических приёмов обучения.

Осуществление коррекции недостатков психофизического развития обучающихся путём использования системы коррекционно-развивающих и игровых форм, составляют основу моей работы по обучению и воспитанию детей имеющих недостатки в развитии. Не существует отдельной программы коррекционно-развивающей работы, она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного учебного предмета.

Педагогические приёмы коррекционной работы

Педагогические приёмы коррекционной работы, отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определённым объёмом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционно-развивающей и игровой работы у учащихся формируются обобщённые учебные и трудовые умения, формируются навыки толерантного поведения, которые отражают уровень самостоятельности обучающихся при решении новых учебных заданий.

Используя   игровые технологии на начальных этапах обучения, я применяю такие приёмы работы, как дидактическая игра, психогимнастика, релаксация, гимнастика для пальцев рук, самомассаж, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутки, логопедические минутки, артикуляционная гимнастика и другие приёмы. В младших классах одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, развивает все средства языка. В практике моей работы дидактическая игра заняла достаточно прочное место. У меня сформировались определённые представления по методике её проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Эффективность дидактической игры, во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах. Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому я в процессе игровой деятельности, помогаю детям. Стараюсь, чтобы эта помощь, по возможности, была скрытой от других учеников, чтобы у всех создавалось впечатление равноценности участия. Для того, чтобы при неоднократном использовании игры, интерес к ней не снижался, я усложняю игру, модифицирую за счёт замены оборудования. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения, поэтому она не может быть только развлекательным элементом урока. Дидактическую игру я использую на различных этапах урока…

Обучение с применением игры должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Как показывают данные различных исследований, в Российской Федерации дисграфия имеется у 10-25% учащихся начальных классов. Как правило, родители таких детей обращают внимание на то, что дети неусидчивы, не хотят учиться, и т. д. В некоторых случаях родители правы, но зачастую за подобными нарушениями скрываются значительно более серьезные, а именно – проблемы физиологического, психологического, неврологического и речевого характера.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

1) выразительность проведения игр;

2) необходимость включения педагога в игру;

3) оптимальное сочетание занимательности и обучения;

4) индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Каждый раз готовясь к очередному занятию, я думаю,чем бы заинтересовать детей в этот раз, какие применить игры или задания. Приведу некоторые дидактические, речевые, подвижные игры и игровые приемы, которые я использую на уроках.

Практическая часть

Речевые игры:

«Только веселые слова»

Учитель определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

«Веселые слова» : клоун, радость, смех, цирк.

«Зеленые слова» : лист, арбуз, огурец, яблоко…

«Ласковые слова» : мамочка, сестренка, котенок…

«Кто с какими буквами дружит»

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного.

Например, у одного ребенка — слон, он говорит: «Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». И т. д.

«В начале, в середине, в конце».

Для закрепления умения детей определять местонахождение звука в слове (в начале, в середине, в конце, учить пользоваться схемами слов.

Дидактическая игра:

«Увеличь слово».

Цель: упражнять детей в делении слов на слоги. Учить изменять слова с помощью добавления слогов.

Дефектолог рисует схему из двух квадратов. Это схема для слова «роза»Задание: превратить это слово в слово из трех слогов (розочка). Ребенок должен произнести слово по слогам и дорисовать третий квадрат, четко выделяя этот слог, который добавился.

Подвижные игры:

«У медведя во бору»«Третий лишний»«Угадай, чей голосок?» и др.

При постановке, автоматизации и дифференциации звуков использую следующие игровые приёмы :

1) Для выработки у ребёнка умения правильно произносить звук Ч и определять положение языка при произнесении звука, мы играем в игру «Поезд». Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он даё т сигнал к отправлению«ууу…». Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят«ч-ч-ч». По сигналу логопеда «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

2) Для автоматизация звука ч в словах подходит игра «Чудесный сундучок».

Я показываю детям сундучок и говорю, что этот сундучок чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый из вас сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова«Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и чётко называют их.

3) Для дифференциации звонких и глухих согласных предлагаю игру с мячом. Называю звонкий или глухой согласный и бросаю мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч.

4) Развивать фонематический слух и умение слышать звук в слове помогает игра «Какой звук чаще слышим?».

Произношу стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.

У Сени и сани в сетях сом с усами.

Зоиного зайку звать Зазнайка.

Нарушения чтения и письма у младших школьников часто связаны с недостаточным развитием речевой функции в целом или нарушением какой-либо отдельной стороны речи. Одним из таких отклонений может стать недоразвитие слоговой стороны слов. Для коррекционной работы подбираю следующие игры:

1) «Весёлые нотки»

Совместно с детьми придумываем слова, которые бы начинались слогами из двух звуков, а заканчивались названием музыкальных нот: …- до, …- ре, …- ми, …- фа, …- соль, …- ля, …- си. Ответы детей: чудо, море, сами, арфа, фасоль, Валя, неси).

2) Для развития умения делить слова на слоги играем с «Чудесным мешочком».

Дети по очереди выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяют по слогам или делят для переноса. Игра идёт как соревнование.

Работа по формированию связной правильной речи не может проводиться без определения и дифференциации понятий «слово» и «предложение». Чтобы разнообразить и сделать интересными занятия также можно использовать различные игровые приёмы :

Игра «Редактор» (формирование умения учащихся делить сплошной ряд слов на предложения.

Предлагаю представить, что каждый ребёнок – редактор, и ему необходимо исправить текст, поделив его на предложения.

«Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;

«Кто как голос подает?» Воробей (чирикает, ворона (каркает,собака (лает) и т. д.

«Кто чей ребенок?» Указать стрелками:

Корова жеребенок,

Курица теленок;

Лошадь цыпленок

«Исправь ошибки»

верблют (д,каза (о,ачки (о,званок (о,агарот (о,о,д,загатка (д, даска (о,со\нце (л,гарох (о, внушка (ч,ана (о, крушка (ж);

«Кто где живет?» соотнести стрелками:

медведь нора

Белка берлога

лиса дупло

«Какое слово спрятано?» : внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;

«Замени цифры словами» 100л (стол,пи100лет-пистолет, о5- опять, ви3на (витрина).

Дети делают анализ и синтез, делают обобщения.

Игра «Найди ошибки».

На карточках записаны предложения, в которых неправильно употреблен предлог. Надо исправить ошибки и записать правильный вариант.

Крот прорыл ход над землёй.

Под рекой поднимался густой туман.

Собака спала над столом.

Самолёт летит под лесом.

«Один – много».

Игра проводится с мячом. Дома- дом, кроты- крот и т. д.

Таким образом, дети учатся работать со словами с безударными гласными в корне и подбирать к ним проверочные.

Игра «Собери предложение».

На доске записаны слова из пословиц и поговорок. Необходимо поставить слова в нужном порядке, чтобы сложилась пословица. Записать в тетрадь.

За, один, одного, за, всех, все.

Время, час, делу, а, потехе.

Использую игры в целях коррекции неправильной речи у детей.

Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря;

рю – рю – рю – репу я варю;

ор – ор – ор – у Ромы топор и т. д.

Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Привез Пров Егору во двор дров гору.

На горе, на горке горько ревет Егорка.

Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.

Полминутки на шутки.

Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»… (звери)

Нужно всегда помнить:

1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать ЦЕЛИ использования игры.

2. В играх должно быть задействовано как можно больше обучающихся.

3. Игры должны соответствовать возрасту, т. е. быть ДОСТУПНЫМИ.

4. Игры служат развитию всех видов речевой деятельности.

5. Необходимо соблюдать умеренность в использовании игр на занятиях.

Коррекционно-развивающие игры таят в себе нераскрытые возможности. Ведь игра это не только развлечение, это труд ребенка, это его жизнь. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания.

Очень важным приёмом работы по коррекционно-развивающему обучению, являются упражнения на релаксацию. Упражнения на мышечное расслабление необходимо знать и применять на практике с целью уметь управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребёнка возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами, я учу детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, снимать его расслабляя определённые группы мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствуют профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течение 3 – 5 минут. Приведу пример ряд таких упражнений«Роняем руки»«Стряхиваем воду с пальцев»«Твёрдые и мягкие руки»«Мельница»«Трясём кистями», правостороннее, левостороннее, перекрёстное расслабление и напряжение и т. д. Сами названия упражнений не требуют особого разъяснения по проведению, следует только применить фантазию.

Физкультминутка является одним из приёмов коррекционно-развивающего обучения. Она должна быть тесно связана с темой урока, и являться как бы переходным мостиком к следующей части урока.

 Основные задачи физкультминутки:

• снять усталость и напряжение;

• внести эмоциональный разряд;

• совершенствовать общую моторику;

• выбрать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью, способствующие толерантности.

При планировании физкультминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Физкультминутка провожу в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился, на медведя напали пчёлы). Стараюсь, чтобы выполнение было эмоциональным, с участием стихотворных текстов в ритме движений. Выполняются упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки Особое внимание уделяю выполнению специальных упражнений для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения я провожу вместе с общеразвивающими.

Практически доказано, что на основе двигательного анализатора формируется речедвигательный анализатор. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение.

Задачи пальчиковой гимнастики:

*стимуляция развития речи у детей раннего школьного возраста;

*подготовка руки к письму;

*тренировка внимания;

*координация движений.

Организм ребёнка младшего школьного возраста, обучающегося в школе, отличается незавершённостью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем. В этой связи использование коррекционно-развивающих и игровых форм обучения способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками, но и формированию толерантного поведения, благоприятному росту и развитию ребёнка, укреплению его здоровья.

А. С. Макаренко подчеркивал большое значение игры в воспитании и формировании подрастающей личности. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Применяя на занятиях игровые технологии наблюдаются следующие результаты у обучающихся :

формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

создается положительный морально — психологический климат в группе для развития личности учащихся;

повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Заключение

Системное применение коррекционно – развивающих упражнений и дидактических игр на занятиях, правильная психолого–педагогическая диагностика позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать толерантное поведение, обеспечить успешность обучения. Сделав материал доступным, интересным, коррекционно – развивающая система обучения создаёт богатые возможности для выявления у обучающихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся уважения и понимания, влияет на отношение ученика и учителя, делая их более доброжелательными. Оптимальное сочетание традиционных форм обучения с нетрадиционными, поддерживает процесс преподавания на возможно более высоком научном уровне. Моя главная задача - непрерывное совершенствование своей профессиональной компетентности в организации образовательного процесса.

Применяя на занятиях игровые технологии наблюдаются следующие результаты у обучающихся :

формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

создается положительный морально — психологический климат в группе для развития личности учащихся;

повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знакомых вещах.

Список литературы

1. Бондаренко А. А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. – 1987. – N 1.

2. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

4. Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная школа. – 1990. – N 7.

5. Коррекционно - развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие/ М. Ю. Гаврикова: 2-е изд., дополненное. - М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.-176 с. - (Школа).

6. Лопухина И. С. Буквы и звуки. – Спб. : Детство-пресс,2000.

7. Лопухина И. С. Логопедия – 550 упражнений для развития речи. – Спб. ; Дельта, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование компьютерных технологий на уроках английского языка при обучении младших школьников".

Чтобы заинтересовать ребят изучением английского языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к пре...

Использование компьютерных технологий на уроке английского языка при обучении младших школьников

Методическая разработка о целях и методах использования компьютерных технологий на уроке английского языка в младшей школе...

" Коррекционно-развивающие упражнения для развития мышления младших школьников с ЗПР"

Коррекционно-развивающие упражнения предназначены для развития мышления младших школьников с ЗПР....

Статья "Игровые технологии и их место в процессе обучения младших школьников".

В данной статье игра раскрывается как метод обучения младших школьников. Более подробно раскрываются  требования к организации дидактических игр. на уроке....

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....

Приёмы игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ.

Тема: Приемы игровых технологий на коррекционно-развивающих занятиях с обучающимися с ОВЗ.Слайд 1.Добрый день, уважаемые коллеги, я хотела бы поделиться с вами приемами игровых технологий, которые исп...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...