Уроки здоровья в начальной школе. Лаборатория юных здоровячков.
рабочая программа по зож (1 класс)

Много лет я работаю над проблемой: «Повышение качества знаний обучаемых в процессе внедрения ИКТ и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе». Вижу цель своей работы в  эффективном и разумном воздействии на учеников и развитии их творческого и интеллектуального потенциала, в становлении валеологической культуры школьников, повышении качества знаний обучаемых за счет внедрения  ИКТ с учетом здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. В своей работе я исследую влияние информационно-коммуникативных технологий на качество знаний обучаемых, возможности их дозирования со стороны здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование уроков факультативного курса «Уроки здоровья». В первом классе курс уроков здоровья для детей во внеурочной деятельности можно назвать:  «Лаборатория юных  здоровячков, исследователей нашего тела»

Факультативный курс для первого класса  рассчитан на 34 часа: один час в неделю.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Рекомендации

1.

Беседа по теме «Знаешь ли ты свое тело».

1 час

Рекомендуется завести тетрадь «Тетрадь здоровячков», занести в нее антропометрические данные ребенка (вес, рост, возраст).

Мультимедийное сопровождение – презентация «В страну Здоровья приглашаем».

2.

Экскурсия в медкабинет. Любимые доктора.

1 час

Мультимедийное приложение – презентация «Доктора здоровячков».

3.

6.Невидимки живущие в нашем теле.  Сердце.

1 час

Дети обводят контур своего тела на ватмане или обоях и вырезают модель своего тела. На нее в виде аппликации наносится модель сердца. Презентация «Строение тела человека»

4.

Невидимки живущие в нашем теле.  Легкие.

1 час

На моделях тел выполняется аппликация модели легких. Презентация «Строение тела человека»

5.

5. Зачем делать зарядку?

1 час

Разучивается комплекс утренней зарядки.

6.

7.Неведимки живущие в нашем теле. Кровообращение.

1 час

Рисуется на моделях тел основные кровеносные сосуды и подписываются их названия. Презентация «Строение тела человека»

7.

Невидимки живущие в нашем теле. Путешествие пищи

1 час

Наносится на модели тел пищеварительная система человека.

Презентация «Строение тела человека»

8.

Невидимки живущие в нашем теле. Желудочно-кишечный тракт.

1 час

9.

Невидимки живущие в нашем теле. Желудочно-кишечный тракт.

10.

Невидимки живущие в нашем теле. Скелет.

1 час

Отмечается на моделях тел части скелета.

11.

Загадки нашего тела. Кости, суставы.

1 час

12.

Силачи нашего тела. Мышцы.

Отмечаются мышцы на моделях тел.

13.

Телохранители нашего тела. Головной мозг

1 час

Модель головного мозга наносится на модель тела Презентация «Строение тела человека».

14.

Телохранители нашего тела.

Органы чувств. Зрение.

1 час

Подписываются органы чувств на моделях тел.

15

Помощники и друзья нашего тела. Слух.

1 час

16

Помощники и друзья нашего тела. Вкус и обоняние.

1 час

17

Помощники и друзья нашего тела. Осязание и боль.

1 час

18

Помощники и друзья нашего тела. Мышление.

1 час

19

Здоровые привычки.

1 час

Презентация «Здоровье» - о вредных и полезных привычках.

20

Здоровое питание.

1 час

Презентация «Витамины»

21

Здоровое питание.

1 час

Презентация «Исследование вредных продуктов»

22

Наши помощники – закалка и тренировка.

1 час

23

Как победить простуду?

1 час

24

Как стать самим собой?

1 час

25

Как побороть страх?

1 час

26

Как быть стройным?

1 час

27

Массаж. Пальчиковая гимнастика.

1 час

Песня «Повертели головами»

28

Доктора фитоаптеки.

1 час

29

Создание творческих проектов. Журнал «Мое здоровье»

1 час

Издаются коллективные проекты журналы по здоровью.

30

Создание творческих проектов. Журнал «Мое здоровье»

1 час

31

Пословицы  поговорки и загадки о здоровье.

1 час

32

Театр сказок о здоровье. Сказка «Лень и ее друзья»

1 час

Театр сказки. Подготовка  к инсценированию.

33

Театр сказок о здоровье. Сказка «Лень и ее друзья»

1 час

Отчетное занятие.

Запись песни «Закаляйся» для сопровождения праздника.

34

Деловая игра «Азбука здоровья»

1 час

Итоговое занятие в виде игры – опроса по всем темам курса.  Музыкальная заставка  к передаче «Здоровье» .

Примерное планирование 2 занятий
факультативного курса «Уроки здоровья» в 1 классе

Содержание и методика проведения занятий

Занятие № 1 Мультимедийное сопровождение – презентация «В страну Здоровья приглашаем».

Тема: Знаешь ли ты свое тело?

Цели занятий: выявить уровень осведомленности каждого ребенка об анатомии человеческого тела и дать первичные представления о собственных антропометрических данных (вес, рост, возраст).

На первых занятиях ставится задача создания интереса к наблюдению за развитием своего организма, состоянием его здоровья и фиксированию получаемых результатов в дневнике здоровья

Детям предлагается уточнить, что они понимают под словом «здоровье»?

Дается время для обдумывания и объяснения пословицы : «Здоровье дороже богатства».

Предлагается детям завести дневник наблюдения за своим здоровьем.

Вступительное слово учителя:

- Наши занятия необычны, их можно назвать «Уроки здоровячков» или «Лаборатория юных здоровячков  исследователей строения тела».  На них вы побываете в «стране Здоровья» и познакомитесь  с «жителями страны» – «Сеньором Бегом», «Сеньоритой Зарядкой», «Сеньоритой Закалкой», «Почемучкой», «Всезнайкой». Да и сами станете настоящими здоровячками.

Предлагается просмотр презентации о «стране Здоровья».

- Главный житель «страны здоровья» - дедушка Здоровячек, он вам поведает в этом году, как устроено человеческое тело,поистине замечательное изобретение природы. На дальнейших уроках вам понадобится вырезать модель своего тела из бумаги в полную величину( можно воспользоваться ватманом, обоями). На своих моделях вы будете размещать невидимок, которые живут в нашем теле. За весь учебный год на наших занятиях вы узнаете что же за органы у человека внутри, выучите много новых и полезных упражнений здоровячков и научитесь самостоятельно заботиться о своем здоровье.

Демонстрация модели «тела»

-Сегодня мы самостоятельно будем конструировать из тетради свой дневник Здоровячка…(добавляем имя каждого ученика), придумываем оформление своей обложки. На первой странице запишем печатными буквами «вес», «рост» - эти данные мы добудем для себя на следующем занятии на экскурсии в медкабинет.

Можно предложить нарисовать здоровячка – жителя «страны Здоровья».

Во второй половине занятия проводятся практические упражнения.

- Сегодня мы познакомимся с первым комплексом упражнений Здоровячков, поможет их провести «сеньора Зарядка»:

1.Мы любим делать все зарядку

Чтобы расти и не болеть.

Мы повторим все по порядку,

Нам стоит только захотеть.

(Дети идут по кругу или на месте).

Раз, два, три (прыжки на двух ногах).

Ну-ка повтори (ходьба).

Раз, два, три (прыжки на двух ногах).

Ну-ка повтори (ходьба).

Не хватает слов (прыжки),

Повтори-ка вновь (ходьба). 2 раза.

2. Сейчас мы птички, а не дети –

Свободно можем мы лететь.

Мы вам покажем все на свете,

Нам стоит только захотеть.

(Легкий бег)

Чик-чири! Ну –кА, повтори!(2-4 раза)

(Взмахи руками вниз – вверх).

Не хватает слов, повтори-ка вновь.

(Наклоны, руки назад, голова вперед. 4 раза)

3. Вот кошка села на окошко

И стала лапки свои мыть,

А мы как будто бы котята

Ее движенья можем повторить.

(Дети выполняют «пружинки»)

Раз, два, три.

Ну-ка повтори.

(Поглаживающие движения рук правой левую, левой – правую 2-4 раза).

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

(Руки накрест, похлопывание по плечам).

4. В лесу медведь голодный бродит,

Он хочет меду раздобыть.

А мы, как будто медвежата,

Его движенья можем повторить.

(Имитация движения «Как ходит медведь»).

Раз, два, три.

Ну-ка повтори

(Ходьба на четвереньках)

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

5.Вот мышка в норку забежала,

Хвостом боится шевелить,

Она от кошки убежала,

Ее движенья можем повторить.

(Сидя на полу, обхватив колени, поворот головы вправо, влево)

Раз, два, три.

Ну-ка повтори

(Можно пропищать)

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

6.По веткам обезьяны скачут,

Как хорошо им в джунглях жить,

А мы ребята- первоклашки,

Движенья их мы можем повторить.

(Подпрыгивание с плавными движениями рук вверх, вниз).

Раз, два, три,

Ну-ка повтори.

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

(Попеременные прыжки, чередуя ноги и руки вверх, вниз).

7. Повторяется первый куплет.

Занятие № 2. Мультимедийное приложение – презентация «Доктора здоровячков».

Тема : Экскурсия в медкабинет. Любимые доктора.

Цели занятий: выявить уровень осведомленности каждого ребенка об анатомии человеческого тела и дать первичные представления о собственных антропометрических данных (вес, рост, возраст).

Уточнить и расширить представление о назначении медицинского кабинета.

На втором занятии ставится задача подвести к пониманию роли регулярного медицинского обследования человека, необходимого для поддержания его здоровья, через демонстрацию  труда врача и старшей медсестры учреждения, осознание необходимости самостоятельного наблюдения за своим здоровьем.

  1. Предложить детям угадать кто главные доктора в стране Здоровячков?

Для этого познакомить детей с загадками дедушки Здоровячка:

Чтобы тело было чистым,

А не как у трубочиста,

Регулярно нужно мыться

Чистой теплою …(.водой).

Первый доктор страны Здоровячков, как вы и догадались Чистая вода.

Можно обсудить каким образом помогает всем нам здоровячкам чистая вода.

Второй доктор организовывает правильное питание здоровячков, она рекомендует:

Есть в большом количестве овощи и фрукты,

А также нам советует употреблять белковые продукты.

Кто же этот доктор в волшебной стране?

Доктор сеньора  диета.

Третий доктор тренирует мышцы, формирует осанку – это доктор физкультура.

Четвертый доктор позволяет здоровячкам отдохнуть и восстановить силы. Это доктор – сон.

Пятый доктор – чистый воздух.

Шестой доктор – солнечный свет.

Давайте хором выучим слова:

Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья.

Если дружить с этими докторами и заботиться о своем организме – хорошо питаться, пить чистую воду, заниматься физическими упражнениями к вам никогда не пристанут главные враги здоровячков – болезни.

Попробуйте отобразить в рисунке свое представление, о том, что такое болезнь.

Посмотрите на изображение оранжевого пятна на рентгеновском снимке. Так фиксируется болезнь в легких человека. (Демонстрация презентации).

Давайте рисунки своих болезней покажем друг другу, а затем сомнем, порвем и выбросим со словами: «Болезнь уходи и никогда не приходи!» и выучим еще один девиз здоровячков: «Нам некогда болеть, мы хотим быть здоровыми!»

Давайте вспомним, что должны делать здоровячки, чтобы поскорее выздороветь во время болезни и никогда не болеть?

Кто следит за здоровьем у здоровячков,  вы узнали, а кто следит за здоровьем людей?

Дедушка Здоровячок дает справку:

Медицина – это наука о болезнях человека и методах их лечения и предупреждения. Когда наше самочувствие ухудшается  врачи помогают определить, каким недугом мы заболели. Благодаря этому они могут назначить правильное лечение –лекарства процедуры или операцию.

Что такое медосмотр?

На что обращают врачи при медосмотре?

Для чего проводится медосмотр?

  1. Предложить пойти в медицинский кабинет и рассмотреть оборудование, необходимое для медицинского осмотра детей.
  2. Рассматривание ростомера, весов. Если нет возможности выполнить измерения в медицинском кабинете, можно измерить в классе свой вес и рост, заранее приготовив весы и ростомер.
  3. Заносим свои данные в тетрадь здоровячков –«вес», «рост».
  4. Вопросы: Хотят ли дети сами следить за своим здоровьем?
  5. Познакомить детей с планом последующих занятий по исследованию собственного тела в полный рост обведенного и вырезанного из бумаги и постепенно на нем появятся все невидимки, которые есть в организме каждого из людей.
  6. Демонстрация образца модели контура человеческого тела, задание заготовить данную модель на следующее занятие.
  7. Выполнение физических упражнений

Вытягивающие упражнения (мой рост)

1 . И. п.: встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Очень медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться земли. Не поднимая ягодиц (они должны находиться на пятках), попытаться как можно дальше вытянуть руки и потянуть спину.

2. Потягивание – «кошечки». Встать и походить на носках, поднимая руки вверх. Поднять одну руку вверх в направлении потолка, потом вторую, пытаясь вытянуться  как можно выше.

3. И. п.: лечь на пол, спина прямая, руки вдоль тела.

По диагонали вытягивать правую руку и левую ногу, потянуться, потом вытягивать левую руку и правую ногу, снова потянуться.

4.  И. п.: встать на четвереньки. Отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуться. Тоже самое сделать левой ногой. Дети на каждое занятие приносят свои коврики, на которых по 20 мин осуществляют разучивание нового комплекса упражнений и закрепление изученного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие в начальной школе "День юного солдата", посвящённое Дню защитника Отечества.

  Данный утренник я разработала для учащихся 2х классов. В параллели у нас четыре класса. Дети были задействованы из всех классов. Читали стихи, пели песни, участвовали в игровой программе...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Структурирование учебного материала на уроках математики в начальной школе в рамках здоровье сберегающих технологий

Об оптимальном распоожении учебного материала во время урока и на классной доске....

Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.

Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе....

Рабочая программа по курсу "Лаборатория юных здоровячков" 1-4 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 1-4 классов. В соответсвии с ФГОС....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле -...