Мастер - класс. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках "Здоровья" в начальной школе.
методическая разработка по теме

Епищева Марина Николаевна

 

 Мы познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья» в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no2_master_-_klass_16_nobrya_2011g.doc551 КБ

Предварительный просмотр:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут   Епищева Марина  Николаевна - классный руководитель 4 класса.

       Сегодня мы  познакомим вас с  нашим опытом работы по формированию здоровьесберегающего пространства и применением  здоровьесберегающих технологий на уроках « Здоровья».

      В рамках реализации здоровьесбережения в школе введён кружок  «На ЗДОРОВЬЕ» с 1 по 5 классы 1 час в неделю. 

 Актуальность программы очень велика, так как она является звеном в общей системе здоровьесберегающего образовательного пространства и способствует формированию основ здорового образа жизни.

 Цель программы – формирование здоровьесберегающих умений у учащихся, научить детей быть здоровыми и душой и телом,  оздоровление учащихся путём повышение психической и физической подготовленности школьников к постоянно меняющимся условиям современной действительности

Данная программа внесет неоценимый вклад в работу по профилактике заболеваний у школьников; воспитает у детей чувства ответственности за своё здоровье; поможет решить одну из важнейших задач (обязанностей) школы – обучение школьников умению беречь и укреплять   своё  здоровье.

     Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления.

Основные  направления:  формирование физического здоровья,

                                                                                  психического здоровья

                                                                                  социального    здоровья

      В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д.,

 Для достижения целей и задач используются различные формы:

  • Подвижные игры на свежем воздухе,
  • Ролевые игры, встречи с доктором ВОДЫ и его помощником мылом.
  • Тренинги
  • Праздники, путешествие  с Доктором Пилюлькиным
  • Весёлые старты
  • Сказки-зарядки;
  • Ритмические движения - стретчинг;
  • Пальчиковые гимнастики;
  • Мотивационный психологический настрой    

Во все занятия включаем  упражнения для профилактики « школьных болезней»:

  • Упражнения по формированию осанки( с книгой,  мешочками и т. д.)
  • Упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
  • Укреплению мышц рук.
  • Упражнения для ног ( резиновые коврики для массажа, скалки)
  • Гимнастика для глаз ( метод Базарного, таблицы Шульца)
  •   Эмоциональные разрядки.  

Занятия   приносят детям чувство удовлетворения, лёгкости, радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера. Только личный пример в детях порождает заинтересованность.

Каждое занятие « На здоровье!» мы начинаем с игровых упражнений ---Энергизаторов.

Основная цель которых:  снять эмоциональное напряжение, стресс, создание благоприятной комфортной  психоэмоциональной среды, улучшение работоспособности, нацеленное  на сплачивание в игре коллектива, развитие внимания учащихся. Познакомим с упражнением, которое очень нравится ученикам.

  1. Упражнение «Посещение зоопарка»

      Ученики встают друг за другом. Учитель становится за последним и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Ученик должен понять действия учителя и повторить их на стоящем перед ним ребенке. Передается «по цепочке».

1.  В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2.   Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3.  Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

4.  Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5.  Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6.  Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

7.  Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

8.  А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

9.  А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

10.   Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Большое спасибо.   В тёплой  благоприятной комфортной  обстановке продолжим знакомиться  со следующими приёмами и упражнениями.

Серьёзное внимание отводитяся урокам

  1. Охрана и гигиена зрения

В программе « На здоровье» большое количество часов отводится  одной из основных тем:    «Глаза – помощники человека».

Близорукость и другие расстройства стали массовыми.

Выход из сложившейся ситуации   знакомить учащихся с  упражнениями  гимнастики  для глаз . 

ЦЕЛЬ  занятий :  расширить зрительно – пространственную активность глаза, профилактика  близорукости  у младших школьников.

    Познакомим с  некоторыми  приёмами, которые  используемых на занятиях по данной теме.  Достичь этого можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В. Ф. Базарным.

1. “Зрительные тренажеры”.    

Где заданы разного рода траектории, по  которым дети « бегают» глазами.

2. Упражнения на релаксацию глазных мышц: “Моргание глазами”, “Пишем (рисуем) глазами”, “Жмурки”, “Сосредоточенность взгляда”,. Упражнение: “Пишем носом”.

Кроме этих упражнений при проведении гимнастики для глаз чаще используем такие упражнения:     Ленивые восьмёрки

3. Расширения поля зрения:

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальчиком следит  свой глаз: за правым – правый , за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести их вместе. Свести и направить в противоположные стороны на чужие места.

  1. Электронные тренажёры для развития оптического зрения. ( ПАЛЬМИНГ)

 В какое то мгновение начнёт казаться, что геометрические фигуры начинают движение, значит упражнение можно заканчивать, цель достигнута.

Эффективность работы учащихся  на уроке на любом этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить занятия использованием различных  игровых и наглядных средств.

5. Игровые электронные тренажёры для профилактики близорукости, для зрительно-  пространственной активности мыщц глаз.                      

          ( Слайд  облака)

         

4 .  МУДРЫ. ( СКОРАЯ ПОМОЩЬ)

Как организм помогает самсебе,

   Большой блок в программе посвящён, таким темам « Как организм помогает сам себе» , «Профилактика заболеваний»,  « Оказание первой помощи»

       ЦЕЛЬ  :  познакомить и научить оказывать первую помощь  знакомым и себе самому  снять стресс и боль. Мы познакомим вас с универсальным способом, который  детям очень нравится.

Это – универсальный способ целительное воздействие, получаемое  обыкновенным сложением пальцев одной или обеих рук.  Или просто – МУДРЫ.

Мудра – это особое положение пальцев рук в соответствии с определенными правилами.

Мудра, в переводе с санскрита, означает "дарующий радость", другой вариант перевода – "печать

              Ребятам это, как правило, удается это без особого труда: для них складывать пальчики в замысловатые фигуры – это  игра, и удовольствие. Проследите за тем, чтобы малыши выполняли упражнения только по собственному желанию (заставлять их ни в коем случае нельзя!) и под наблюдением взрослых.

Слайд .  Мудра "Спасающая жизнь"

Оказывает лечебное действие при инфаркте миокарда, сердечных приступах, болях и дискомфорте в области сердца.

 Уметь выполнять эту мудру просто необходимо –ее своевременное применение аналогично действию нитроглицерина и может спасти жизнь человека.

 Указательные пальцы обеих рук согните таким образом, чтобы их подушечки касались оснований больших пальцев. Сложите вместо подушечки больших, средних и безымянных пальцев каждой руки. Мизинцы держите выпрямленными. Выполняйте мудру до тех пор, пока состояние не улучшится.

Мудра "Парящий Лотос"

Лотос – символ Духа. Он уходит корнями в землю, его стебель растет в воде, а цветок распускается в воздухе под огненными лучами солнца.

 Мудру применяют при заболеваниях полых органов –желудка, кишечника, желчного пузыря.

Соедините друг с другом кончики больших пальцев, а также средних и указательных. Безымянные пальцы и мизинцы переплетите так, чтобы они лежали у оснований средних пальцев

 

Слайд . Приложение 1Мудра "Голова Дракона"

В Тибете голова Дракона ассоциируется с духовностью.

 Эту мудру выполняют при болезнях носоглотки, легких и верхних дыхательных путей, а также для профилактики и лечения простудных заболеваний.

 Средним пальцем правой руки обхватите указательный палец той же руки. Таким же образом сложите пальцы левой руки. Соедините руки вместе. Большие пальцы сомкните боковыми поверхностями, остальные пальцы скрестите между собой.

5.  Занятия двигательной активности

Особенно нравятся детям  занятия, которые включают   двигательные и игровые упражнения :  бег, ходьба, двигательные упражнения. любые  виды  спорта, танцы.

Развитая мышечная система – свидетельство хорошего состояния здоровья человека

Формирование правильной осанки – первостепенная задача укрепления общего здоровья ребёнка. Так как при этом обеспечивается нормальное функционирование организма.  Для  этого  годятся  бег, ходьба, двигательные упражнения. любые  виды  спорта, танцы, все, что  угодно.   Академик  Павлов  назвал  это  «мышечной  радостью».

 В программе « На здоровье» отведено большое количество уроков и тем направленных на профилактику нарушений осанки, плоскостопия.  Это физические упражнения , подвижные игры.

3.  Занятия  двигательной активности очень важны.

 ТЕМА: на этих уроках знакомим ребят как влияют физические упражнения  на организм человека.

  ЦЕЛЬ:  Особое внимание уделяем формированию  правильной осанки, укреплению здоровья.         Познакомимся с несколькими  упражнениями  игрового  стретчинга. - : это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц. Стрейч, стрей-чинг) означают “растяжение”..

Стретчинг, выполняемый под успокаивающую музыку, эффективен для снятия стресса, уменьшает утомление, даёт ощущение покоя.

Занятия проводятся в медленном, наиболее оптимальным для тела темпе. При стретчинге не нужно делать резкие движения и торопиться. Растягиваются и сухожилия, и мышцы. Подобный темп позволяет глубоко воздействовать на тело.

Преимущества стретчинга

  • Способность расслабляться, снижать напряжение в мышцах;
  • Лучшая физическая форма, большая выносливость, способность выносить серьезные нагрузки
  • Исключение травм, связанных с растяжением ;
  • Более подвижные суставы, лучшая гибкость всего тела;
  • Более глубокое познание себя и возможностей тела
  • Раскрепощение тела, возможность двигаться без прямых мысленных приказов;
  • Отличное самочувствие и настроение!

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность, эффективен для снятия стресса, уменьшает утомление, даёт ощущение покоя.

                                           

                                  1.Упражнение «Кобра».  «Красивая осанка»:

Упражнения для мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад

 ИНСТРУКЦИЯ: Ноги на ширине плеч. Руки опущены. Представим себе, что мы кобры.

 На вдохе поднимаем и разводим руки в разные стороны и заведите их вверх, за голову. Слегка сгибая колени, наклонитесь назад от бедер. Будьте осторожны, не потяните спину

( Поднимает над головой скрещенные руки ). Вот так!. Тянемся за руками верхи смотрим на них.  Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы.) .Опустите руки.  (Руки уже не скрещивают.) Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох! (Два раза.)                                                                                                                  

— Во время упражнений на растягивание не забывайте правильно дышать. Самое главное в этом — не задерживать дыхание и не форсировать выдох. Лучше всего дышать обычно и спокойно, а в переры вах между упражнениями можно сделать глубокий вдох и полный выдох

Встать прямо. Руки на пояс. Голову запрокинуть назад, медленно вернуться в исходное положение.                  

  1. Упражнение.  «МАЯТНИК»  

 Это упражнение также хорошо растягивает мышцы плеч и спины.

 ИНСТРУКЦИЯ: Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч, руки вытяните перед собой так, чтобы ладони соприкасались друг с другом. Ноги слегка согните в коленях и на хорошей скорости поворачивайте корпус сначала вправо, а затем влево. При этом бедра остаются неподвижными. В хорошем темпе необходимо сделать 30 – 40 раз.

  1. Упражнение  « Веточка».   Наклоны туловища

Стретчинг упражнения для растягивания мышц верхнего плечевого пояса и спины.

ИНСТРУКЦИЯ. Для выполнения упражнения вам придется встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Поднимите правую руку над головой, начните ее вытягивать, одновременно при этом наклоняясь слегка влево. В таком положении необходимо задержаться примерно на секунд 20-30, повторить упражнение, при этом, не забыв поменять положение рук на противоположное описанному выше.                                                                                                                                

                                                                                                                           

  1. Упражнение  « Мельница»

Стретчинг упражнения направленные на растягивание мышц груди и задних поверхностей рук

ИНСТРУКЦИЯ:  Для выполнения упражнения вам потребуется завести руку за голову, согнуть ее в локтевом суставе. Затем левую руку необходимо опустить вниз, завести за спину, согнуть и потянуть к правой руке. В таком положении необходимо задержаться, повторить

упражнение, при этом, не забыв поменять положение рук на противоположное, описанному выше. Можно использовать карандаш. В  правую руку взять карандаш,  палочку,  руку поднять вверх, согнуть за спину . левая руку согнуть и постараться за спиной поймать карандаш и держать.

                                                                                                                      

                                            Упражнения 5   «Волчок»

              Правая нога согнута в колене. Две  руки на вместе сложены справа сбоку ниже пояса. Круговые движения ягодицами в правую сторону. 5 вращений и в обратную сторону.                            

                                              Упражнения 6 «Месяц»

                                                                                                       

ИНСТРУКЦИЯ:  Ноги на ширине плеч. Руки опущены.Наклонитесь вперед к правой ноге и потяните носок на себя. Приседайте на левой ноге до тех пор, пока не почувствуете натяжение мышц задней поверхности правого бедра. Задержитесь в этом положении.

Упражнение 7.  Стретчинг мышц шеи:

ИНСТРУКЦИЯ: Наклоните голову вперед, максимально приблизив подбородок к грудной клетке. Сохраняйте это положение в течение .  Глядя прямо перед собой, наклоните голову вправо так, чтобы максимально приблизить правое ухо к одноименному плечу. Сохраняйте это положение в течение 10 секунд. Повторите упражнение, наклонив голову влево . Поворачивая голову попеременно влево и вправо, старайтесь посмотреть через соответствующее одноименное плечо как можно дальше назад. В обоих случаях сохраняйте «крайнее» положение по 10 секунд.                                    

Повторим упражнение « Красивая осанка»  успокоим дыхание. Присядим.

В уроки здоровья включаем приёмы: релаксации,  сказкотерапии и музыкотерапии.

Сядьте удобно,  опустите руки , закройте глаза мы с вами отправимся на прогулку.

« ВВЕРХ ПО РАДУГЕ»

Сделайте спокойный вдох, и представьте что вы вместе с вдохом поднимаетесь по радуге, а съезжаете по ней.  Повторяем 3 раза. МУЗЫКА,

Спасибо за вашу активность  интерес и хорошее настроение.

   И  в  заключение  попробуем  составить  основную   формулу   « НА ЗДОРОВЬЕ»

  • Физический комфорт.
  •  Возможности:
  • Учиться
  • Работать и познавать мир. Большое СПАСИБО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...

Мастер класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

Приведены примеры АМО на уроках в начальной школе...

Пропаганда здорового образа жизни и применение здоровьесберегающих технологий в современной начальной школе.

В данной статье раскрываются понятия здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, представлена их классификация.  А также в статье дается обоснование необходимости их применения в нача...

Мастер-класс "Применение АМО на уроках в начальной школе"

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигаетцели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе".

В данной работе содержится материал из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся начальной школы....

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС, их виды и реализация».

Задачи:1)  Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.2) Показать практическую значимость использования здоров...