ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
методическая разработка по зож (2 класс)

Гуляева Светлана Владимировна

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле - здоровый дух» - гласят народные пословицы. А что такое здоровье? Как оно проявляется? Современная медицина под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия. Не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Если в природе есть какая - либо болезнь, то природа знает и способ, как избавиться от неё. Ведь не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

За ответом на вопрос: «Как сформировать у подрастающего поколения ценностное отношение к здоровью? - мы обратились к многовековой народной мудрости - к пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти абсолютно все, в том числе и народное мнение о здоровье и правильном образе жизни. Веками, из одного поколения в следующее поколение передавались пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, они были актуальны раньше и сейчас не утратили своей актуальности. Удивительно, как все точно подмечено о здоровом образе жизни и сохранено до наших дней и, естественно, обязательно будет передано и следующим поколениям.

Актуальность данной работы объясняется снижением здоровья современных детей.  Следовательно, самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. В свою очередь, народная мудрость, весь опыт народа, которые заложены в пословицах и поговорках, позволяют заложить основы формирования ценностного отношения к здоровью.

В методической разработке раскрывается необходимость использования пословиц и поговорок на уроках здоровья в начальной школе с целью формирования ценностного отношения к здоровью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                                                                                                                     Составитель:

Воспитатель в группе продленного дня

МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара

Гуляева С.В.

г. Сыктывкар

2020г.

Содержание

1.Введение

4

2. Основная часть

7

    2.1. Ценностное отношение к здоровью

7

    2.2. Многообразие, значение и функции пословиц и поговорок.

11

    2.3. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках здоровья в начальной школе.

15

4. Заключение

23

Список использованной литературы

24

Приложение 1

25

Введение

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему «Формирование

ценностного отношения к здоровью через работу с пословицами и поговорками

на уроках здоровья в начальной школе»

Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению, активному участию в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности.

       В свою очередь, среди планируемых результатов внеурочной деятельности учащихся

 1 – 4 классов, согласно рабочей программе развивающего курса «Уроки здоровья» для учащихся 1-4 классов - программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся, которая составлена педагогическим коллективом Прогимназии, автором которой являюсь и я, имеется такой результат, как формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека. На наш взгляд, это один из основополагающих личностных результатов в освоении данной программы. [11, с. 3-57].

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по-настоящему может познать радость жизни. Ему легко работать и учиться. Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава? Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

К сожалению, многие не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм человека и как можно сохранить, развивать и использовать эти резервы (разного рода рецепты, режимы, комплексы физических упражнений и т. п.), чтобы долгие годы жить здоровой и счастливой жизнью.

      В конечном итоге, все они направлены на сохранение бодрости тела и духа человека. В основе правильного образа жизни, согласно всем оздоровительным системам, лежат достаточная двигательная активность, режим сна и отдыха и некоторые другие положения.

    Но, увы, как писал академик Н.М. Амосов, для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле - здоровый дух» - гласят народные пословицы. А что такое здоровье? Как оно проявляется? Современная медицина под здоровьем понимает состояние полного физического, психического и социального благополучия. Не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

    Если в природе есть какая - либо болезнь, то природа знает и способ, как избавиться

 от неё. Ведь не случайна пословица: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

За ответом на вопрос: «Как сформировать у подрастающего поколения ценностное

отношение к здоровью? - мы обратились к многовековой народной мудрости - к пословицам и поговоркам. Пословицы и поговорки – это действительно кладезь народной мудрости. В них можно найти абсолютно все, в том числе и народное мнение о здоровье и правильном образе жизни. Веками, из одного поколения в следующее поколение передавались пословицы и поговорки о здоровом образе жизни, они были актуальны раньше и сейчас не утратили своей актуальности. Удивительно, как все точно подмечено о здоровом образе жизни и сохранено до наших дней и, естественно, обязательно будет передано и следующим поколениям.

              Актуальность данной работы объясняется снижением здоровья современных детей.  Следовательно, самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. В свою очередь, народная мудрость, весь опыт народа, которые заложены в пословицах и поговорках, позволяют заложить основы формирования ценностного отношения к здоровью.

Однако отсутствие методических разработок и указаний по этому вопросу не позволяет педагогам в полной мере использовать этот богатейший материал.

.Цель: Раскрыть необходимость использования пословиц и оговорок на уроках здоровья в начальной школе с целью формирования ценностного отношения к здоровью.

             Задачи:

  • Изучить психологическую, философскую и педагогическую литературу по данной теме.
  • Определить понятие и сущность ценностного отношения к здоровью.
  • Изучить многообразие, значение и функции пословиц и поговорок.
  • выделить из числа русских пословиц и поговорок те, в которых так или иначе отражена тема здоровья
  • Описать способы и приемы работы с пословицами и поговорками на уроках здоровья в начальной школе в целях формирования ценностного отношения к здоровью;

Тезаурус: здоровье, ценностное отношение к здоровью, пословица, поговорка, начальная школа, прием, урок здоровья, учащиеся.

2.1. ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ

В процессе изучения и анализа литературы по философии, психологии и педагогике мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью».

В словаре современных понятий и терминов понятие «ценности» рассматривается как      1) положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества; 2) стоимость, цена; 3)ценный предмет, явления; материальные,  духовные ценности; общечеловеческие ценности — мировоззренческие идеалы, нравственные нормы, отражающие опыт всего человечества и являющиеся общими для всех людей независимо от каких-либо различий» [12, с. 617].

  • энциклопедическом словаре по этике категория «ценности» выделяются как «одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя интенциональной структуры личности — в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания — обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), — которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие».

В понимании  В. Оллпорт Гордона ценность представляется «личностным смыслом». В труде «Личность в психологии» он указывает, что «ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность» [8, с. 133].

       С другой стороны, некоторые исследователи считают, что ценности должны иметь только положительное значение для человека. Так, по мнению Н.Ф.Бучило и А.Н.Чумакова, «ценностью является только то, что обладает положительной значимостью для человека» [1, с. 366]. «Ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности» [1, с. 371].

    Таким образом, в психологической, педагогической, философской и другой литературе нет единой дефиниции понятия «ценность». Также как и нет, с точки зрения В.П. Петленко [2, с. 68], абсолютного типа отношения личности к здоровью. Исследования по данному направлению позволили ему выделить следующие признаки различных типов отношения к здоровью:

Во-первых, здоровье как ценность воспринимается личностью всегда эмоционально.  Этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребностей в укреплении здоровья. В данном случае ценностная ориентация не преобразуется в деятельность, сохраняется лишь как факт сознания. Такие люди убеждены, что здоровьем управлять нельзя, потому и установка на его укрепление отсутствует. Этот тип может быть назван безразличным (эмпатичная инерция).

Во-вторых, личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознает его социальной значимости. В данном случае возможно возникновение установки на укрепление здоровья, но она будет очень неустойчива и при изменении обстоятельств может не реализоваться и не сохраниться в поведении индивида. Данный уровень развития личностной концепции здоровья характеризует спонтанно-деятельный тип личности по отношению к здоровью. Имея представление о норме, он находит в себе признаки различных заболеваний. Под влиянием различных «модных» путей ле-чения часто применяет их для себя. Воспринимая здоровье как необходимость, личность начинает действовать бессистемно (стихийно). Выполняя отдельные приемы оздоровительной деятельности, при определенных условиях легко отказывается от них до нового эмоционального подъема (колеблющаяся эмпатия).

В-третьих, ценность здоровья воспринимается личностью как социально значимая. Потребности в укреплении здоровья сформированы и проявляются в устойчивых знаниях. Однако, как правило, ценностная ориентация остается на вербальном уровне, не выполняет регулятивной функции и установка на деятельность отсутствует. Другими словами, личность не включена в оздоровительную деятельность. Такого уровня концепцию имеет пассивный тип (спонтанная эмпатия).

В-четвертых, здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждения. В данном случае потребности в укреплении здоровья формируют устойчивую социальную установку. В связи с этим, поведение человека полностью соответствует ценностной ориентации. Он осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности. Эта концепция характерна для активно-деятельного типа (рациональная эмпатия).

«Ни один тип отношения личности к здоровью не встречается в абсолютном виде. Исследования доказывают, что личность, как правило, имеет признаки различных типов отношения к здоровью, однако признаки одного из них ярче и более устойчивы, что позволяет одному типу доминировать над признаками остальных», — считает В.П. Петленко [2, с. 68].

      Термин «ценностное отношение» также употребляется в различных значениях и в ряде исследований рассматривается как «ценностная ориентация». Так, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, изучая проблему ценностных ориентаций, определяют их как «1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости» [6, с. 163].

В словаре по психологии «ценностные ориентации» определяются как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектом индивидов по их значимости. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности» [6, с. 441—442].

      «Становление ценностного отношения личности к различным объектам социальной действительности предполагает осознание и знание ценности объекта, его «переживание» и прогнозирование будущего поведения. Этот процесс включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческо - деятельностный. При этом когнитивный (информационно-содержательный) компонент будет выступать как система усвоенных личностью на уровне убеждений социальных знаний — понятий, правил, норм, оценок, ценностей. Эмоционально-оценочный компонент — личностный смысл, который придается отношению. Поведенческо - деятельностный  компонент — совокупность обобщенных приемов познавательной деятельности — это приемы фактического и оценочного анализа ситуаций и явлений, приемы актуализации личных ценностей, целеполагания (процесса выбора и постановки личных целей, вмешательства в жизненные ситуации), а также приемы выбора способов воздействия с целью превращения исходных ситуаций в желания, коррекции намеченных целей и способов поведения».

Таким образом, изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил выделить содержание и структурные компоненты понятия «ценностное отношение». Ценностное отношение представляет и процесс осмысления личностью ценности какого-либо социального объекта, и результат этого процесса — отношение человека к чему-либо как к личной ценности. Одновременно структура рассматриваемой категории включает три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческо - деятельностный. Следовательно, понятие «ценностное отношение к здоровью» — это отношение человека к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья.

Итак, ценностное отношение к здоровью включает в себя:

-когнитивный компонент;

-эмоционально-ценностный компонент;

-поведенческо - деятельностный компонент.

2.2 МНОГООБРАЗИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

«Пословица – коротенькая; сама же она говорит, что голая речь не пословица. Это- суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности…

При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье. Сборник же пословиц - свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданья, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый…» [3, с. 38].

                                                                                                                 В.И. Даль.

   Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская.

     Никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в  мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век жизненные различные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы и поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками следующему поколению. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать  правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.

       « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин.

Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю народа. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.

     Пословиц очень много. В.И. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький.

            Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках и во внеклассной работе. Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей или поговоркой! «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится» - так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.

      Пословицы и поговорки очень близки между собой. Они различаются тем, что первые обычно выражаются самостоятельным законченным предложением. ( Шило в мешке не утаишь; Где тонко, там и рвется), а  вторые входят в предложение как отдельные его части (предложение – Он бьет баклуши – включает поговорку бить баклуши, но само не является ни пословицей, ни поговоркой). Многие пословицы и поговорки употребляются в переносном значении. Любишь кататься, люби и саночки возить – такими словами можно упрекнуть мальчика, который, в самом деле, не хочет возить санки, но с удовольствием катается.

      Часто первоначальный смысл пословицы забывается, т.к. породившее ее явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется. Такова пословица: Любить тепло – дым терпеть. Она возникла тогда, когда крестьянские избы не имели трубы и отапливались по- черному, т.е. дым из печи шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму нельзя было получить.

     Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Говорят, например: « работать спустя рукава», « узнать подлинную правду», « узнать всю подноготную». Каждая из этих поговорок возникла на основе действительных явлений. Выражение « работать спустя рукава» пошло со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду с рукавами, доходившими до колен. Безусловно, с такими рукавами невозможно было что-либо делать. Существовала пословица: Не скажешь подлинную, так скажешь подноготную. Здесь речь шла о пытках. « Подлинная, правда» - те показания обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, таким образом, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда – « подноготная».

      Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой и художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский и социальный опыт и передают его последующим поколениям.

            Постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, все трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Прежде счастье на одно счастье, а теперь навек; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

     Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовства, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый могилы не стоит.

     Сознанием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается их жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

      В начале XII века летописец включил в « Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погиб Оша, ахи обре (погибли, как обры). Речь шла об обрах, или аварах, которые нападали на славянские племена и покорили некоторых из них, но в конце VIII века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб ( или пропал), как швед под Полтавой,  которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословицы: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917 году - возникло такое изречение: Погиб без славы, как орел двуглавый.

    Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. Счастливые часов не наблюдают; Числом поболее, ценою подешевле -                    вот изречения из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц: Любви все возрасты покорны; Мы все глядим - в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других писателей прошлого и нашего времени.

   Собирание пословиц начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца XVIII века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы  XIX столетия собиранием пословиц занимается русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборнике « Пословицы русского народа», впервые изданный в 1861-1862 годах (отдельными выпусками), вошло около 30000 текстов. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но и в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным. Пословицы и поговорки и теперь записывают ученые, студенты, школьники, многие любители родного слова.

2.3. ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассмотрим приемы работы с пословицами и поговорками, в процессе которых формируется ценностное отношение к здоровью, Данные приемы были использованы процессе моей воспитательной деятельности на уроках здоровья.

    Прежде чем подойти к вопросу правильного воспитания жизненных ориентиров, направленных на сохранение здоровья смолоду, стоит немного времени уделить обоснованию того, зачем это нужно. Действительно, зачем он нужен, этот здоровый образ жизни? Почему к нему непременно стоит стремиться?

    Нас учили в детстве: «Курить — здоровью вредить!» Или: «Кто спортом занимается, тот силы набирается». Это всё простые пословицы, которые с детства нам закладывали правильное направление мысли. Чтобы ответить на вопросы, связанные с обоснованием необходимости здорового образа жизни, достаточно вспомнить самые популярные пословицы и поговорки на эту тему. И любые вопросы о том, для чего нужен здоровый образ жизни, отпадут, потому что народная мудрость, весь опыт народа, которые заложены в пословицах и поговорках, передаются из поколения в поколение. Но, конечно, могут появиться другие характерные вопросы.

    Вот, например, такая поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух»! Оказывается, здоровое тело нужно человеку, чтобы сохранить здоровым дух. И здесь у многих возникают вопросы «о вечном»: что такое дух, как сохранить его чистоту? На эти вопросы тоже есть ответы, стоит только о них задуматься и поискать нужную информацию.

     А вот такая поговорка — «Крепок телом — богат делом» — говорит о том, что больной слаб для необходимости решать жизненные задачи. Т. е., сохраняя здоровье, мы увеличиваем свой жизненный потенциал.

     Или вот: «Пешком ходить — долго жить». Значит, соблюдение каких-то простых правил здорового образа жизни продлевает жизнь и дарует нам долголетие.

А как вам такая поговорка: «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья!» Это изречение говорит о тесной связи человека и двух природных стихий (вода, воздух). Солнечные лучи также дают нам силу и оказывают положительное влияние на организм и его здоровье. Эта поговорка раскрывает уже секреты здорового образа жизни. 

Итак, давайте попробуем вспомнить ещё несколько пословиц о здоровом образе жизни, которые очень популярны и знакомы нам чуть ли ни с детства.

Кому так говорили: «Еле-еле душа в теле»? Обычно так говорят, если человек слабенький, болезненный, плохо реагирует на физические нагрузки.

Или вот ещё пословица с подобным смыслом: «Его и муха крылом убьёт».

А вот пословицы с противоположным смыслом:

  • Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое не здорово.
  • Здоровому и горе не в горе и беда не в зарок.
  • Кто не боится холеры, того она боится.

Эти пословицы говорят о том, что в здоровье — сила тела и крепость духа. Только заботясь о своём организме, можно остаться крепким, бодрым, позитивным человеком.

А вот несколько изречений о том, какие ориентиры стоит выбирать, придерживаясь здорового образа жизни.

  • Отдай физкультуре время - взамен получи здоровье.
  • Холода не бойся - сам по пояс мойся.
  • Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

Эти несколько пословиц красочно описывают простые правила сохранения здоровья. В них говорится о том, что нужно закаляться, уделять время физкультуре тела, отказаться от вредных излишеств. Ну а главное, что нужно, — это беречь своё здоровье смолоду. Ведь чем раньше человек осознаёт, что ЗОЖ — это единственный метод сохранения красоты, молодости, физического и духовного здоровья, тем проще ему будет получить от жизни всё, чего он хочет, и сохранить при этом силу, здоровье, бодрость тела и духа.

    Рассмотрим несколько популярных и не очень пословиц о здоровом образе жизни, которые можно рассматривать на уроках здоровья. Полная классификация пословиц и поговорок представлена в Приложении 1.

«Где здоровье — там и красота». Эта пословица говорит о том, что только здоровый человек гармоничен и красив. Вряд ли кого-то болезнь украсит. А быть красивыми хочется и детям, и их родителям.

«Добрый человек здоровее злого». Эта пословица говорит нам о том, что нужно быть добрее. Ведь негативные эмоции вредны для нервов. Злые люди притягивают отрицательную энергию. Этому нужно учить с детства. Дети должны понимать, что лучше быть добрыми, а не злыми.

«Здоровому всё здорово». Эта пословица указывает на то, что здоровое тело, светлый дух — это база, которая нужна для достижения счастья и гармоничного бытия. И детям, и взрослым полезно понимать, что физическое здоровье является залогом благополучия и удачливости.

«Здоровье не купишь». Такая пословица с немного прагматичным оттенком указывает на то, что здоровье не купишь, его стоит беречь, о нём нужно заботиться. А если уж упустишь, то следующая поговорка будет в тему:

«Здоровье уходит пудами, а приходит золотниками». Правду ведь говорят: не убережёшь здоровье, потом кучу денег истратишь, да не восстановишь полностью. И следующая пословица тоже схожа по смыслу, однако, повествует слегка о другом.

«Здоровью цены нет». Да, здоровье бесценно. Только здоровье физическое и духовное делает человека сильным, способным преодолеть жизненные трудности и достигнуть успеха в своих делах.

«Кто встал до дня, тот днём здоров». Эта пословица указывает на то, что нужно рано вставать, не лениться, не тратить жизненное время впустую. Есть ещё похожая поговорка: Кто рано встаёт, тому Бог даёт. Имеется в виду, что раньше вставать полезно для повседневных свершений и дел. Ведь, проспав целый день, человек упускает ценное время, которое можно потратить с пользой. А ещё спать до обеда не очень полезно для физического здоровья.

«Не всякий умирает, кто хворает». Эта пословица о том, что всегда нужно и можно бороться за себя, своё здоровье, благополучие. То есть, если уж человек понял, что жил не так, и, хоть и позже, чем хотелось бы, стал на путь исцеления, то есть большие шансы, что всё у него получится.

«С курами ложись, с петухами вставай». Вот такая весёлая пословица, говорящая о том, что режим дня — это правильно и для сохранения здоровья полезно.

«Паруса да снасти у физически развитого человека во власти». Это очень хорошая поговорка, которая указывает на то, что сильному, физически закалённому человеку многое под силу и доступно то, что в тягость слабенькому да ленивому.

«Начинай новый день не с понедельника, а с утренней зарядки». Очень хорошая пословица говорит о том, что физическая активность полезна для здоровья и саморазвития. Действительно, стоит уделять внимание физической гимнастике. Желательно её делать по утрам и вечерам.

«Кто активен, тот и прогрессивен». Это тоже пословица о том, что жизнь — это движение, а движение — это здоровье. Нельзя сидеть на одном месте, надо больше двигаться.

 Далее рассмотрим несколько интересных пословиц о вкусной и здоровой пище и культуре питания, с которыми можно работать, изучая тему «Школа здорового питания».

  • Каждому овощу свое время.
  • Всходы крепнут от воды, ребенок здоровеет от полезной еды.
  • Готовь столько, сколько сможешь съесть.
  • Еда любит меру.
  • Ешь, пей в меру – не будешь болеть животом.

Вот такие есть поговорки, которые, так или иначе, указывают на то, что правильное питание и соблюдение культуры поглощения еды так же важны для здорового образа жизни, как физкультура, позитивное мышление и гармония с природой.

        При изучении раздела «Самопознание через чувство и образ», темы «Я познаю себя», во вступительной беседе, в целях формулирования  темы урока, можно использовать следующий прием.                                                              

     - Существует такая легенда:  давным – давно, спросили одного мудреца: «Что является для          человека наиболее ценным и важным в жизни:  богатство или слава?»  Как вы думаете,  что он    ответил?  (варианты ответов детей)    

       Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым», - и    затем добавил фразу, ставшую пословицей. Расшифруйте её:                                                                                                                                                                                              

ольногокороля

частливееб

йнищийс

здоровы

       Ответ: Здоровый нищий счастливее больного короля.                    

  - Как вы объясните смысл этого высказывания?  (Лучше быть небогатым, но  здоровым, чем иметь власть и деньги, но быть больным.)

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни. Ему легко учиться и работать, заниматься любимыми увлечениями.

          -  Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

      - Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об основных правилах здорового образа жизни,  

 ведь наше здоровье – в наших руках.

           При закреплении знаний по теме «Гигиена тела»:

            - Что такое гигиена? (Гигиена – это наука о здоровье.) 

            - Назовите правила гигиены. (Ответы детей)

             Представьте себе: на одном квадратном сантиметре грязной кожи может находиться до     40000 микробов! Достаточно небольшой ссадины, чтобы микробы попали внутрь и вызвали    различные заболевания. А на чистой коже микробы погибают!

              Вот почему существует так много пословиц и поговорок о чистоте. Расшифруйте     некоторые из них (на доску)

КТОАККУРА

ТЕНТОТЛЮД

ЯМПРИЯТЕН

         Ответ: Кто аккуратен, тот людям приятен.  (Читаем строчками)

              -Как вы понимаете эту пословицу? (Если человек будет аккуратен, то и общаться другим людям с ним будет приятно.)

                                      ТОЧИС ЖИТЬ – РОВЫМЗДО БЫТЬ                

             Ответ: Чисто жить – здоровым быть. (Читаем слова по слогам, начиная с выделенного)

              -Объясните смысл пословицы. (Человек только в том случае будет здоровым, если будет     соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты перед    употреблением, своевременно принимать ванны, ухаживать за телом.)

            -Выберите пословицы, похожие по смыслу на пословицу Чисто жить – здоровым быть.

Чистая вода, для хворобы беда.

Делу - время, потехе - час.

Чаще мойся, воды не бойся!

Еда любит меру

Ответ: по смыслу подходят пословицы № 1, 3

При закреплении знаний по разделу «Самопознание через чувство и образ». Класс разбит на 5 групп. У детей набор карточек, на которых написана часть пословицы. Нужно найти вторую часть и соединить карточки в пословицу. Раскрыть ее смысл.
1группа. «Забота о здоровье -…(лучшее лекарство)».
2группа. «Здоровье сгубишь -…(новое не купишь)».
3группа. «Береги платье снову,…(а здоровье смолоду)».
4группа. «Кто аккуратнее,…(тот людям приятнее)».
5группа. «Не думай быть нарядным,…(а думай быть опрятным).

При изучении темы  «Человек в мире людей», можно использовать прием выбора пословицы из заданных пословиц,  которая будет соответствовать теме урока:

Кто зря сердит, у того голова болит

Терпенье и труд- все перетрут

От того, кто сквернословит, здоровье уходит.

В гнев впадаешь – здоровье теряешь

Ответ: темой урока можно выбрать пословицы № 1,2,3.

Нужно жить в согласии с миром, с самим собой, и это подарит человеку эмоциональное здоровье.

При прохождении раздела «Ослепительная улыбка на всю жизнь», дети знакомятся с темой «Правила ухода за зубами».

-Скажите, ребята, какую тему мы начали изучать на прошлом занятии?  (Зачем человеку рот и что в нем находится).

-Из чего состоит ротовая полость? (Язык, щеки, слюнные железы, зубы, губы)

-Ребята, я расскажу вам историю про двух сестер, которые живут в соседней квартире– их зовут Маша и Даша. Эта история поможет нам сформулировать тему урока.

Однажды я услышала их спор. Маша утверждает, что в ее ротовой полости все зубы ровные и красивые, и поэтому ей не нужно ухаживать за ними, ходить к стоматологу - они у нее и так не болят.

-Даша же утверждает, что, хоть зубы и кажутся внешне здоровыми, все же ухаживать за ними необходимо, ведь в один прекрасный момент они могут начать разрушаться, и тогда они будут болеть и их придется лечить.

-Что вас удивило в споре Маши и Даши? (Маша утверждает, что за зубами можно не ухаживать, а Даша – что необходимо ухаживать.)

-Мы можем разрешить их спор?

-Значит, о чем будем сегодня беседовать? (О том, нужно ли ухаживать за зубами)

-Какие цели поставим для себя на уроке?  (вопросы записываем на доску)

Узнать:

-Для чего нужны зубы;

-От чего «плачут» зубки;

-познакомиться с полезными продуктами для зубов и продуктами, которые наносят вред зубам;

-Как ухаживать за зубами;

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?  (слова)    - Прочитайте.

Здоровью        зубы       здоровые      любы

-Подумайте и скажите, что мы будем делать  этими словами? (Составим из слов предложение и узнаем тему нашего урока)

-Какое предложение составили? «Здоровые зубы  – здоровью любы».

-Что заметили интересного? Это простое предложение? (это пословица, потому что она нас учит народной мудрости: если мы будем беречь наши зубки и заботиться о них, наш организм тоже будет здоров).

При изучении раздела «Безопасность детей на дорогах», при введении в тему, можно использовать следующий прием:

-Прочитайте пословицы. Что они означают? Какую мысль они хотят до нас донести?

Всякая дорога вдвоем веселей

В темную ночь дорога далека

Домой и дорога прямее

- Какое слово повторяется в пословицах, какую тему они затрагивают? (дороги)

- Как дорога может быть связана с нашими уроками здоровья?

Ответ. Мы будем изучать безопасное поведение на дороге. Как себя вести на дороге, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье.

При закреплении изученного можно использовать такой прием, как рисование плаката, раскрывающего смысл пословицы, а также выпуск стенгазеты.

«Береги платье снову, а здоровье смолоду»

«Двигайся больше – проживёшь дольше»

«Физкультурой заниматься будешь – про болезни забудешь»

Данные пословицы раскрывают пользу здорового образа жизни. Дети изображают на плакатах принципы здорового образа жизни: здоровое питание, занятия спортом, контрастный душ, соблюдение режима дня.

Итоговое занятие урока здоровья.

По двум словосочетаниям детям необходимо вспомнить пословицы, с которыми они встречались в процессе изучения тем.

Сбережешь-уйдешь (Здоровье сбережешь – от беды уйдешь)

Будешь – добудешь (Здоров будешь – все добудешь)

Больше – дольше (Двигайся больше – проживёшь дольше)

С зарядки – в порядке (Кто день начинает с зарядки, у него дела в порядке).

Итак, в результате проведенной нами работы, можно сделать вывод, что работа с пословицами и поговорками на уроках здоровья действительно формирует ценностное отношение учащихся к здоровью. Ведь в них заключается кладезь мудрости русского народа. Пословица учит тому, что здоровье для человека – всего дороже, пословицы рассказывают детям о пользе активного образа жизни, о необходимости режима дня. Также пословицы и поговорки указывают на пользу гигиены и закаливания, правильного питания и эмоционального спокойствия в процессе общения. И если педагог в процессе беседы на уроках здоровья будет вносить вышеуказанные приемы работы с пословицами и поговорками, то у детей будет формироваться осознание значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению.

Заключение

Итак, подведя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Изучение и анализ литературы по философии, психологии и педагогике позволили определить содержание понятия «ценностное отношение к здоровью», которое представляет отношение человека к здоровью как к ценности, включающее знания о ценности здоровья как необходимой предпосылки для полноценной жизни человека и сопровождающееся позитивными эмоциями в различных видах деятельности, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья. При этом процесс формирования ценностного отношения к здоровью школьников включает следующие структурные компоненты: когнитивный (представления, знания, суждения), эмоционально-оценочный (эмоции, оценка) и поведенческо - деятельностный (поведенческие реакции, деятельностная направленность).

      Мы  выделили из числа русских пословиц и поговорок те, в которых отразилась тема здоровья,  попробовали сгруппировать выбранный пословичный материал, сравнили народные представления о здоровье и здоровом образе жизни с некоторыми современными понятиями о здоровье и пришли к таким выводам:

Состояние здоровья человека полностью зависит от его образа жизни. Эта мысль подтверждается и в науке, и в пословицах и поговорках русского народа.

Русские пословицы и поговорки формируют достаточно полное представление народа о здоровье и здоровом образе жизни.

Пословицы и поговорки формируют у учащихся  представления о том, что полезно и что вредно для организма.

 Эффективность процесса формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста в ходе образовательного процесса на уроках здоровья обеспечивается путем использования педагогом различных приемов работ с пословицами и поговорками, потому что они несут себе кладезь мудрости русского народа. Пословица учит тому, что здоровье для человека – всего дороже, пословицы рассказывают детям о пользе активного образа жизни, о необходимости режима дня. Также пословицы и поговорки указывают на пользу гигиены и закаливания, правильного питания и эмоционального спокойствия в процессе общения. Работа с пословицами и поговорками должна вестись регулярно, из урока в урок, чтобы систематизировать знания учащихся о данных жанрах фольклора.

Библиографический список

  1. Бучило, Н.Ф. Философия: учеб. пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 447 с.
  2. Валеология человека / сост. В.П. Петленко. — СПб.: Петроградский и К, 1998. — 300 с.
  3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: «Диамант», 1998
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: «РИПОЛ», 2010
  5. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2010. – № 11. – С. 75–78.
  6. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2000. — 176 с.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: «АЗЪ», 1992
  8. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии / В.Гордон Оллпорт. — М.: Ювента, СПб.: Ленато, 1998. — 345 с.
  9. Педагогика здоровья. Программа и методическое руководство для учителей начальной школы / Под редакцией В.Н. Касаткина, Линка-Пресс, 2000.
  10. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  11. Рабочая программа развивающего курса «Уроки здоровья» для учащихся 1 – 4 классов, Сыктывкар, 2018г- 57с.
  12. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: «Вече», 2006
  13. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. — М.: Гардарики, 2001. — 617 с
  14. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Досуг и занятия в группе продлённого дня. Начальная школа: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс., 2005
  15. Сайт Всемирной Организации Здоровья. Режим доступа:  http://www.who.int/ru/
  16. Большой вопрос.ru. Режим доступа:  http://www.bolshoyvopros.ru
  17. Пословицы и поговорки //Литературный сервер. Режим доступа:  http://fplib.ru/literature/proverbs.html

Приложение 1.

Классификация пословиц и поговорок о здоровье

В данном приложении мы привели классификацию пословиц и поговорок, которые в полной мере отражают современные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Все эти пословицы можно выбирать и использовать на уроках здоровья во внеклассной работе, в зависимости от цели урока.

Типология

Примеры пословиц

Описание

Ценность здоровья

Здоровье всего дороже.                                                                                                 Здоров будешь – все добудешь.
Здоровому врач не надобен.                                                                                                                          Здоровому все здорово.
Здоровье сбережёшь – от беды уйдёшь.
Здоровье – всему голова, всего дороже. 
Здоровья за деньги не купишь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Береги платье снову, а здоровье смолоду.                                                      
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Где здоровье, там и красота.                                                                                                Кто не болел, тот здоровью цены не знает.                                                                                                                                   Пока здоровье служит – человек не тужит.                                                            
Юн и в старости тот, кто смолоду здоровье бережёт.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Пословицы указанной группы подчеркивают, что здоровье - величайшая ценность, несоизмеримая ни с какими богатствами мира. Народная мудрость здоровье соотносит со счастьем, и оба этих понятия всецело зависят от самого человека.

Здоровье дается Богом раз и навсегда, его нужно беречь как зеницу ока. Утрата этой ценности - величайшая беда.

Болезнь как беда человека.

Болезнь скачет в дом на переменных, а выбирается на долгих.                                         Болезнь не по лесу ходит, а по людям.                                                          Боль без языка, да сказывается.                                                                                Болезнь да горе изведут скоро.                                                              Болезнь,  что пожар: чем раньше её обнаружишь, тем меньше вреда она причинит.                                                                                                            

Больной лечится, здоровый бесится.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Дай боли волю, уморит.                                                                                  

Если человек не бережет свое здоровье, он заболевает. В пословицах этой группы болезнь рассматривается как кара человеку, не сумевшему сохранить то, что ему дано Богом. Народная молва утверждает, что болезнь всегда труднее вылечить, чем предупредить.

Польза активного образа жизни.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.                                                                                          Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.                                    

Двигайся больше – проживёшь дольше.                                                                     Лучшая из диет – ходьба, бег, велосипед.                                                        От бессонницы трудом лечатся.      

Сидеть да лежать – болезни поджидать.
Физкультурой заниматься будешь – про болезни забудешь.                                     Ходи больше,  жить будешь дольше.

Здоровье в порядке - спасибо зарядке.                                                                    

Мы предположили, что пословицы этой группы более поздние, так как раньше люди работали физически больше, чем сейчас. Встречаются слова, вошедшие в наш обиход сравнительно недавно: «физкультура», «зарядка», «диета», «прогулка», «велосипед».

Необходимость режима дня.

Кто встал до дня, тот днем здоров.                                                                               Кто рано встаёт, тот вдвое живёт.                                                                               Кто день начинает с зарядки, у него дела в порядке.                                                                           Не досыпаешь – здоровье теряешь.                                                                         После обеда полежи, после ужина походи!                                                                    Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.  

Живёшь каково, и здоровье таково.                                                                                                                                                                                            

Пословицы этой группы говорят о пользе сна, вечерних прогулок, зарядке утром. Эти пословицы тоже возникли относительно недавно, так как раньше не было необходимости доказывать, что вставать надо «до дня».

Роль гигиены и закаливания.

Где душно, там и недужно.
Затхлый воздух и грязная вода для здоровья беда.                                                            Чистая вода – для хвори беда.
Чистота – залог здоровья.                        Чистота – половина здоровья.                                                                                  

Эти пословицы сообщают, что чистота и порядок могут спасти человека от вредных микробов и предотвратить болезни. Также говорится о пользе закаливания.

Правильное питание.

Больше овощей – краше стол.                                                                                                                                                                                      Где пиры да чаи, там и немочи.
Ешь, да не жирей – будешь здоровей.                                                                      
Если много съешь, то и мёд горьким покажется.                                          

Коли ешь всё подряд, еда – яд.                                                                          Кусочек тортика мимо ротика – не будет животика.                                                                            Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.                                           Сладко есть и пить – по врачам ходить.                                                                                                                       Умеренность в еде полезнее ста врачей.                                                                   Хлеб да вода – здоровая еда.                                                                                Хороший повар доктора стоит.                                                                                                                                                  Чеснок да редька, так и на животе крепко.                                                                

Народная мудрость утверждает, что пищи должно быть в меру.

Сейчас  люди стали в неограниченных количествах употреблять вредную пищу, поэтому появились болезни, связанные с ожирением. Это приводит как к физическим страданиям, так и психологическим.

     В пословицах сказано, что пища может и исцелять. Известны целебные свойства чеснока, лука, редьки и т.д.

Вредные привычки.

За вредные привычки не держись.                                                                                 Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет. 
Курить – здоровью вредить.                                                                                          
Много бед от сигарет.                                                                                                           От наркоты не жди доброты.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Эта группа пословиц возникла сравнительно недавно. В конце 20 века стал очевиден вред табака, наркотических веществ, поэтому и народ в пословицах стал осуждать и эти явления.

Эмоциональное здоровье человека.

В здоровом теле – здоровый дух.                                                                                                                                    В гнев впадаешь – здоровье теряешь.                                                                                                                Всегда будь бодр и весел.                                                                                        Весёлые люди быстрее выздоравливают и дольше живут.                                      Гнев человеку кости сушит и рушит сердце.                                                                                                Добрый человек здоровее злого.                                                                                 Добрым быть – долго жить.                                                                                      Жадность здоровью – недруг.                                                                                           Здоровьем слаб, так и духом не герой.                                                                         Кто зря сердит, у того голова болит.                                                                                От того, кто сквернословит, здоровье уходит.          

Важной составляющей здоровья считают эмоциональное и психическое благополучие человека. Мы нашли небольшую группу пословиц, посвященную этой проблеме. Главное, что подчеркивается в них, это нужно жить в согласии с миром, с самим собой, и это подарит человеку душевное равновесие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Цель работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка - развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.Алгоритм работы и виды работ с русскими народ...

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальных классах.

Требования ФГОС в реализации содержания предметной области филология.Развитие речи учащихся.Алгоритм работы с пословицей.Виды работ с пословицей....

Статья "Различные виды работ с пословицами и поговорками на уроках в начальной школе".

В статье представлен опыт работы с пословицами и поговорками на уроках....

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка в начальной школе

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка....

Работа над малыми фольклорными жанрами на уроках литературы в начальной школе

Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, так ка на этих уроках учащиеся получают те умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями на других предметах. Фоль...