Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс
рабочая программа по зож (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра", 4 класс
2021/2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika-azbuka_dobra.doc | 956 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе начального общего образования
(для 1-4 классов)
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка «Этика: азбука добра» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учетом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Программа разработана для курса 34 часа (1час в неделю), реализуемая в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1» в 2020-2021 учебном году.
Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы И. С. Хомяковой и В. И. Петровой.
Основная цель — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика. Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Задачи направлены прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
- Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты. В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Метапредметные результаты. Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В результате изучения факультатива «Этика: азбука добра» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
Ученик научится:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге:
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств. воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека. использовать в общении доброжелательный тон;
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Ученик получит возможность научиться:
- высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
- высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
2. Содержание программы
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
- Школьный этикет. -9ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
- Правила общения. -5ч
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление
ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
- О трудолюбии. -5ч
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Культура внешнего вида.-7ч
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
- Внешкольный этикет -8ч
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
Тема 1. Школьный этикет (9 ч.) | |||||
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | 1 | |||
2 | Забота о младших. | 1 | |||
3 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | |||
4 | Поступки человека и его характер. | 1 | |||
5 | Поступки человека и его характер. | 1 | |||
6 | Культура общения. | 1 | |||
7 | Культура общения. | 1 | |||
8 | Отзывчивость и доброта | 1 | |||
9 | Отзывчивость и доброта | 1 | |||
Тема 2. Правила общения (5 ч.) | |||||
10 | Культура общения. Игра «Город вежливости». | 1 | |||
11 | Вежливый ли я дома? | 1 | |||
12 | Приветствия и знакомства | 1 | |||
13 | Приветствия и знакомства | 1 | |||
14 | Верность слову | 1 | |||
Тема 3. О трудолюбии (5 ч.) | |||||
15 | Культура физического и умственного труда. | 1 | |||
16 | Золотые руки. | 1 | |||
17 | Золотые руки. | 1 | |||
18 | Герои труда. | 1 | |||
19 | Герои труда. | 1 | |||
Тема 4. Культура внешнего вида (7 ч.) | |||||
20 | Что такое культура внешнего вида? | 1 | |||
21 | Что такое культура внешнего вида? | 1 | |||
22 | Одежда и осанка. | 1 | |||
23 | Вежливость и внешний вид. | 1 | |||
24 | Вежливость и внешний вид. | 1 | |||
25 | Чувство, настроение, характер человека | 1 | |||
26 | Чувство, настроение, характер человека | 1 | |||
Тема 5. Внешкольный этикет (7 ч.) | |||||
27 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 1 | |||
28 | «Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол. | 1 | |||
29 | Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | |||
30 | Цветы в жизни человека. | 1 | |||
31 | Праздничный этикет | 1 | |||
32 | Готовимся к празднику. | 1 | |||
33 | Готовимся к празднику. | 1 | |||
34 | Праздник «Азбука добра» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" содержит: пояснительную записку, УУД, содержание, учебный план. учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"
Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добра" для 2 класса
Данная программа адресована обучающимся 2-ых классов и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Азбука добра» реализуется в...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука добра"
Данная программа адресована обучающимся 1-ых классов и рассчитана на 1учебный час в неделю, что составляет 33 учебных часа в год. Курс внеурочнойдеятельности «Азбука добра&ra...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра»...