Методическое пособие по профилактике и коррекции вредных привычек у младшего школьника
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Данное методическое пособие направлено на профилактику и коррекцию вредных привычек у детей младшего школьного ввозраста и предназначено для родителей и учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическое пособие по профилактике и коррекции вредных привычек у младшего школьника | 125.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра психолого – педагогических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Преподаватель: Ульянова Т.А. | Составители: Стратулат Г., Дырина Е., Баранова А., Сарафанова И. |
Челябинск 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | |
| 5 |
| 7 |
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК | |
2.1. Профилактика вредных привычек у младшего школьника в условиях школьной жизни | 11 |
2.2. Методы, приемы и формы работы для предотвращения и коррекции вредных привычек у младшего школьника | 17 |
2.3. Практические рекомендации для родителей направленные на предупреждение формирования вредных привычек у младшего школьника | 19 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 22 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В Российской Федерации происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Сегодня можно предвидеть, что эти изменения приведут к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь скажутся на воспитании, развитии, социальном формировании детей, а особенно на детях младшего школьного возраста. Рост социально – обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркомания и др.) являются сегодня особенностью «социальной среды» в которой живут и развиваются дети.
По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности от разных причин у лиц, даже умеренно потребляющих алкоголь, наркотики в 3 – 4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом (ПРИЛОЖЕНИЕ А.). Статистика свидетельствует о том, что в России средний возраст начала употребления алкоголя снизился до 12,5 лет. Многие наркоманы начали приобщаться к наркотическим препаратам с 8 лет. С каждым годом их число возрастает, но особенно в возрасте 13-15 лет.
Врачи, демографы, ученые бьют тревогу – Россия вымирает! В своем докладе на заседании Государственной Думы депутат А. Дмитриева отметила, что в условиях нынешней демографической ситуации и распространения вредных привычек среди населения такой страны, как Российская Федерация, может не стать через 50 лет!
В младшем школьном возрасте формируется модель будущей жизни, приоритеты, предпочтения. Возникает вопрос: «Как уберечь ребенка от пагубных привычек?»
Анализируя работу по профилактике вредных привычек у школьников, можно сказать, что в школе каждый год происходит увеличение числа детей матерей – одиночек, неполных и малообеспеченных семей. Часто причиной неблагополучия семьи, разрыва семейных отношений становится алкоголь. В таких семьях очень часто находятся дети, составляющие «группу риска». (ПРИЛОЖЕНИЕ Б.)
Распространение вредных привычек в подростковой среде – это общая тенденция, характерная как для России в целом, так и для отдельных регионов. Совершенно очевидно, что традиционный подход в организации и проведении профилактической работы в образовательных учреждениях потребностям современного общества. При проведении профилактической работы выяснилось, что наиболее эффективным методом искоренения вредных привычек является установление доверительных отношений с детьми, а в ходе общения – ненавязчивое консультирование по данной проблеме, а главное вовлечение их в активную деятельность (учебную, творческую, трудовую, спортивную и т.д.).
Исходя из выше приведенных данных, мы считаем необходимым создание методического пособия для педагогического коллектива и родителей методического пособия «Профилактика и коррекция вредных привычек у младших школьников».
Цель: на основании теоретических и практических данных разработать методическое пособие для коррекции и предупреждения девиантного поведения младших школьников.
Объект исследования: методы социального и педагогического воздействия для коррекции и предупреждения девиантного поведения детей.
Предмет исследования: особенности профилактической работы по борьбе с вредными привычками у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- выделить основные составляющие вредных привычек;
- определить основные направления и пути профилактического воздействия на детей;
- исследование особенностей позиций детей относительно вредных привычек и их склонность к вредным привычкам;
- разработать методическое пособие «Профилактика и коррекция вредных привычек у младших школьников».
ГЛАВА 1
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
- Вредные привычки детей младшего школьного возраста, как проявление девиантного поведения
Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.
Давайте для начала узнаем что же такое девиантное поведение.
Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие - то социальные и культурные нормы. (В.М.Цулейко).
Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).
В обыденном понимании учащийся с девиантным поведением – это так называемый “трудный ребенок”.
Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в различных областях научного знания, относится к категории наиболее сложных, неоднозначных и одновременно актуальных. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа детей с отклонениями в поведении. Кроме того, проблема девиантного поведения в младшем школьном возрасте остается на сегодняшний день недостаточно изученной. Девиантное поведение как определенный конструкт изучалось разными научными направлениями и школами на протяжении многих лет. Разнообразие теорий, принципов, подходов к толкованию данного понятия очень широко. Рассмотрим некоторые из них.
С.Ю. Беличева, В.И.Ковалев, Фирсов отклоняющееся (девиантное) поведение определяют, как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
По мнению Н.В. Басаева, С.А. Беличевой, В.Н. Кудрявцева девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
По утверждению В.В. Ковалева, чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека в зависимости от его возраста, противоречащее принятым в обществе не только правовым или нравственным нормам, но и ролевым предназначениям.
Обобщим изложенные выше точки зрения. В большинстве научных трудов, несмотря на некоторые различия, девиантное (отклоняющееся) поведение в целом описывается как действия и поступки людей, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Однако многие ученые также считают, что девиантное поведение - это, как правило, отрицательные поступки и действия личности, вступающей в конфронтацию с господствующими в обществе правилами, стандартами и ценностями.
- Распознавание и предотвращение вредных привычек у младших школьников
В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодежи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение и омоложение вредных привычек в большом масштабе, в отдельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенственностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни ее уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение ее связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и каждый человек должен осознать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться ним. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. Поэтому необходимо как можно раньше начинать профилактику вредных привычек у младших школьников и даже с дошкольного возраста, чтобы каждая личность вела здоровый образ жизни. Предупреждение вредных привычек очень тесно связано со здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни – это понятие, которое включает в себя как медицинские, социальные, психологические, так и педагогические проблемы.
Его основными составляющими являются материальное благосостояние, жилищные условия, соблюдение рационального режима труда и отдыха, принцип регулярного сбалансированного питания, навыков необходимой и достаточной физической нагрузки, правила личной гигиены, отказ от вредных привычек, бережное отношение к окружающим нас объектам внешней среды.
Здоровый образ жизни должен быть одним из эффективных средств увеличения активного дееспособного периода жизни личности. Он должен способствовать формированию у человека разумных потребностей, общественно полезных ценностей. Очевидно, что в сложившихся условиях поиск путей укрепления здоровья для каждого члена общества является не разовой мерой, а долгосрочной программой. Одним из направлений этой программы является пропаганда занятий спортом, отказ от вредных привычек.
В наше время все чаще и чаще слышим на первый взгляд несовместимые слова, как сигарета и дети, алкоголь и дети, наркотики и дети. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана.
В наши дни резко снижается возраст первого знакомства с табаком, спиртным, наркотиками. Как свидетельствуют данные наркологических служб, 12% несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали пагубное вещество в 8 – 12 лет. А к 14 – 15 годам у каждого второго школьника уже имеется эпизодический опыт одурманивания.
Между тем, золотое правило медицины – «болезнь легче предупредить, чем лечить», - в полной мере справедливо и в отношении к дурману.
Поэтому предупреждение вредных привычек должно начинаться задолго до встречи с пагубным соблазном.
Исследования показали, что началу знакомства с наркотиками у молодых людей всегда предшествуют использование алкоголя и курения. Вообще все три группы веществ можно назвать родственниками. В медицине есть один термин для этих трех групп – наркотизм.
Поэтому ранняя профилактика наркотизма среди младших школьников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.
Важно чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних. Как оказалось, /проведя тестирование/, большенство малышей впервые узнали вкус алкоголя в 5-7 лет, пробуют курить в 7-10 лет. Знакомство же с наркотическими и токсикоманическими веществами /как уже говорилось выше/ происходит значительно позже. Поэтому, при работе с младшими школьниками основное внимание следует сосредоточить на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсикоманическими веществами, рассматривать лишь в общем плане. Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей к 5- 6 годам уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ.
Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее, альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.
При организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной информации». Это значит, что полностью исключается использование сведений способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения.
И еще одно очень существенное замечание. Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья.
Одурманивание психологи неслучайно называют саморазрушающим поведением. Поклонник дурмана действительно разрушает свое тело и душу. Поэтому столь необходимо, чтобы уже в раннем возрасте дети хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.
Для организации педагогической профилактики вредных привычек у младших школьников, был поведен курс «Гномик Здоровячок и его друзья», состоящий из 16 тем и рассчитан на младших школьников.
Большое внимание в содержании курса уделяется формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации /умение общаться со сверстниками и старшими, умение преодолевать негативные эмоциональные состояния и т. д./. В организации педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников преобладают игровые формы: конкурсы, ролевые игры, соревнования. Такие методы и приемы, которые соответствуют возрастным психологическим особенностям детей.
Перед началом курса было проведено тестирование, которое позволило выявить особенности восприятия и самой проблемы, о которой идет речь.
Затем было проведено пол курса, где использовались всевозможные рассказы, сказки, игры, загадки из которых дети узнали много нового о себе, о здоровье и т. д, дети учились доброте, вниманию, взаимопомощи. Дети учились вести здоровый образ жизни. Параллельно проводились классные часы, на которых
проводилось: тестирование, анкетирование, тренинги, опыты, решение ситуативных задач, где выяснялось отношение детей к данной проблеме, взаимоотношение в семье, уровень воспитанности и многое другое.
В конце курса так же было проведено контрольное тестирование результат, которого 100% . Следовательно, курс был проведен эффективно.
Вредные привычки и здоровый образ жизни несовместимы. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки.
На первых порах необходимо запретить рекламу алкоголя и табака. Так как реклама подсознательно наталкивает детей на употребление наркогенных веществ. Мы считаем, что в нашей стране необходимы специальные профилактические программы обязательные для всех школ. Параллельно необходимы программы для родителей и учителей. Только нашими общими усилиями мы сможем изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
ГЛАВА 2
ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
2.1. Профилактика вредных привычек у младшего школьника в условиях школьной жизни
Вредные привычки - навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии.
Вредные привычки - распространённые действия, которые люди повторяют вновь и вновь, несмотря на то, что они не полезны или даже вредны. Вредные привычки могут иметь в себе элементы невроза.
Привычка - это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь -- это вредная привычка.
Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Но существуют вредные привычки, вызванные иными причинами, например, привычка не выполнять обещанное вызвана неумением отказывать в невыполнимой просьбе, привычка опаздывать -- отсутствием некоторых полезных привычек. Некоторые вредные привычки сохраняются, потому что человек не подозревает о своей привычке либо не считает её вредной
Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и онанизм. Однако ими круг вредных привычек не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, «по привычке», и которые производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты («ну», «вот», «значит», «короче») и т.п. Все они могут наблюдаться у одного ребенка.
Причины:
Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один - привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.
Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т. п.
Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали.
Часто вредная привычка, выражающаяся в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмический акт, как сосание груди, - это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга. Поэтому «война» с соской или сосанием пальца, например, у двухлетнего малыша физиологически и психологически не оправдана.
Если вредная привычка сформировалась, родители должны бороться с нею, с привычкой, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако за подобным «излечением» всегда лежит тяжелое потрясение, так что психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он даст, но, скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой - чувство вины и неуверенности в себе.
Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения такой привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, которые породили неприятные действия. Борьба с вредной привычкой - это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.
Профилактика:
В валеопсихологии, т.е. психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию "внутреннего наблюдателя" (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо "прикоснуться", обратить внимание на свой внутренний мир.
Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В результате этого “душа человека -- потемки”. И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт.
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в 1-ый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:
1. стрессовая тактика авторитарной педагогики;
2. интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объёма учебной нагрузки);
3. раннее начало дошкольного систематического обучения;
4. несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
5. недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
6. массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
7. существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.
В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.
Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:
1. формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;
2. нормализация учебной нагрузки;
3. подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;
4. разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
5. создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;
6. создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.
С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей издан совместный Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
Государственный Комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы.
Однако на заседании коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ 31 марта 1998 г. при рассмотрении вопроса об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России отмечено, что «с целью обеспечения физического и психического здоровья учащихся будут пересмотрены и утверждены новые федеральные санитарные нормы, учитывающие адаптивные возможности и мотивацию обучающихся». По справедливому утверждению А.Н. Тихонова, в мотивации личности учащихся к образованию, а не только в объеме часов лежит ключ здоровья учащихся, к борьбе с перегрузками в школе.
Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.
2.2. Методы, приемы и формы работы для предотвращения и коррекции вредных привычек у младшего школьника
Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.
Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
Главная задача здоровье сберегающей деятельности – формировать у учащихся умение противостоять и бороться с вредными привычками.
Классными руководителями регулярно проводятся мероприятия, посвященные проблемам здорового образа жизни (классные часы, тренинги, интерактивные игры). Большое внимание уделяется в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того, чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. Учитывая, что все дети разные и в работе по профилактике вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни, стандарта работы нет.
Каждый классный руководитель применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации:
- Индивидуальные: такие как беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
- Групповые: такие как советы дел, творческие группы, органы самоуправления.
- Коллективные: такие как коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении чаще всего используются следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- обсуждение кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
- тематические викторины, классные часы, беседы;
- выступление агитбригад;
- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа;
- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
- интерактивные игры.
2.3. Практические рекомендации для родителей направленные на предупреждение формирования вредных привычек у младшего школьника
Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями во всём мире и доказали свою эффективность.
Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.
Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.
Учитесь слушать.
Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.
Давайте советы, но не давите советами.
Подумайте о своём примере.
Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.
Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.
Пожалуй, это самое важное и трудное. Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам
Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете.
В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.
"Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми", - считает один из организаторов исследования Элизабет Плэнет. Как выяснилось в ходе исследования, 84 процента подростков "предпочитают обсуждать свою жизнь с родителями во время семейного ужина".
В исследовании приняли участие более тысячи подростков в возрасте от 12 до 17 лет, а также их родители.
Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:
— Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей.
— Организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением.
— Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать.
— Больше доверяйте своим детям.
— Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы.
— Никогда не угрожайте детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь курить, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
— Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения. — Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети.
— Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.
Итог. Притча. Заканчивая свое выступление, я расскажу вам притчу.
“Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…“Разве тебе безразлична судьба детей?” – спросили спасатели. Третий путник им ответил: “Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это”.
Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы вредных привычек. Можно спасать “тонущих” детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей –«добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.
Игра «Личный пример»
Игра начинается со следующих слов: « Когда я была меленькой, я…(любила облизывать сосульки, грызть карандаши обманывать, драться и так далее). Дети очень любят слушать действующие рассказы о своих родителях, когда они были маленькими.
Когда ребенок слышит, что мама в детстве делала что-то похожее, что и он, то ваше чадо наверняка поделиться с вами радостями и проблемами. Будьте готовы к последнему – не оставляйте без внимания сказанное малышом. Раз он озвучил это вслух, значит, данная проблема по-настоящему его волнует и о надеется на вашу помощь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Приказ Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».
- Гамаюнова, А.Н. Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта / А.Н. Гамаюнова // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 6. - С. 34-38.
- Евсюкова В.В. Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков [сайт]: URL: https://17orsha.schools.by/pages/rekomendatsii-roditeljam-po-profilaktike-vrednyh-privychek-u-podrostkov
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика вредных привычек у младших школьников
Разговор на трудную тему...
Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение уч...
Методическое пособие по русскому языку:«Формирование грамматической правильности речи младших школьников (на примере работы с просторечными ошибками)»
Грамматические просторечные ошибки относятся к числу тех отклонений от норм литературного языка, по которым можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития человека, о его внутренней кул...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....
Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников...