Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
рабочая программа по логопедии ( класс) на тему
Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsii_smeshannoy_disgrafii.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пудожа Республики Карелия
Утверждаю
Директор МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РК
Гроль Е. П.
«___» _____________________ 2015 г.
Профилактика и коррекция смешанной дисграфии
у младших школьников (1 – 4 классов)
Рабочая программа по логопедии
Составитель:
Бригоцкая Ю. А.
Учитель-логопед
Пудож, 2015
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………3
Календарно – тематическое планирование. 1 класс …………………………………………..7
Календарно-тематическое планирование. 2 класс……………………………………………..8
Календарно-тематическое планирование. 3 класс ………………………………………….....9
Календарно-тематическое планирование. 4 класс …………………………………………...10
Список литературы …………………………………………………………………………….11
Пояснительная записка
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.
Однако, за последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы школ, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия. В ее структуру входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. Процент распространенности смешанных форм дисграфии значительно выше, чем в одном ее варианте. Смешение, сочетание, процентное соотношение дисграфий разнообразно и индивидуально для каждого ребенка.
При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что она почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи. В большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин);
- учет зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский)
Содержание и структурирование программы опирается на основные дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности и активности, наглядности.
Целью программы является: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников, восполнение пробелов в знаниях.
Основными задачами программы являются:
- уточнение и развитие пространственно-временных представлений;
- развитие функций фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговой структуры слова; языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи, ее устной и письменной форм;
- развитие высших психических функций.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у младших школьников. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы.
С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (2-4 человека) и индивидуальные занятия. Продолжительность группового занятия – 30 - 45 минут в зависимости от возраста обучающихся, индивидуального занятия – 20 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
Содержание программы
Коррекционная работа осуществляется с учётом программного материала по русскому языку. Программа рассчитана на 34 учебные недели. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на усмотрение учителя – логопеда и исходя из возможностей детей.
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
- на фонетическом уровне;
- на лексико- грамматическом уровне;
- на синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
1) коррекция дефектов произношения;
2) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
1) Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
2) Дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
1) Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций.
2) Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
I этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Примерные темы занятий:
Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуковой анализ слов. Звукобуквенный анализ и синтез.
Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
Дифференциация гласных (согласных) звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам. И др.
II этап. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Примерные темы занятий:
Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.
Корень слова и однокоренные слова.
Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Примерные темы занятий:
Составление предложений. Выделение их из текста.
Связь слов в предложении.
Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
При работе над предложением следует учить:
выделять предложения из сплошного текста;
учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Оценка эффективности коррекционной работы проводится путем повторной проверки навыков письма и анализом различных видов письменных работ детей.
Календарно - тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Диагностический этап | 3 | ||
Подготовительный этап | 1 | 4-я нед сентября | |
Коррекционный этап |
| ||
1 | Речь, слово | 1 | 1-я нед октября |
2 | Слова - предметы | 1 | 2-я нед октября |
3 | Слова - действия | 1 | 3-я нед октября |
4 | Дифференциация слов – предметов и слов - действий. Составление простых двусоставных нераспространенных предложений | 1 | 4-я нед октября |
5 | Слова - признаки. Распространение простого двусоставного предложения определением. | 1 | 5-я нед октября |
6 | Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки | 1 | 2-я нед ноября |
7 | Составление распространенных предложений | 1 | 3-я нед ноября |
8 | Дифференциация понятий предложение – слово | 1 | 4-я нед ноября |
9 | Работа с предлогами в, на | 1 | 1-я нед декабря |
10 | Работа с предлогами к, от | 1 | 2-я нед декабря |
11 | Работа с предлогами в – из , на – с (со) | 1 | 3-я нед декабря |
12 | Работа с предлогами около (у), из-за | 1 | 4-я нед декабря |
13 | Работа с предлогами над, под, по | 1 | 3-я нед января |
14 | Составление предложений с предлогами | 1 | 4-я нед января |
15 | Звуки и буквы | 1 | 5-я нед января |
16 | Гласные звуки и буквы. Гласные второго ряда | 1 | 1-я нед февраля |
17 | Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю | 1 | 2-я нед февраля |
18 | Слог. Деление слов на слоги. | 1 | 3-я нед февраля |
19 | Ударение | 1 | 1-я нед марта |
20 | Звукослоговой состав слов | 1 | 2-я нед марта |
21 | Твердые и мягкие согласные | 1 | 3-я нед марта |
22 | Звонкие и глухие согласные | 1 | 4-я нед марта |
23 | Дифференциация согласных б – п | 1 | 2-я нед апреля |
24 | Дифференциация согласных в - ф | 1 | 3-я нед апреля |
25 | Дифференциация согласных д – т | 1 | 4-я нед апреля |
26 | Дифференциация согласных г – к | 1 | 1-я нед мая |
27 | Дифференциация согласных з – с | 1 | 2-я нед мая |
28 | Дифференциация согласных ж - ш | 1 | 3-я нед мая |
29 | Чему мы научились (итоговое занятие) | 1 | 4-я нед мая |
Календарно - тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Диагностический этап | 4 | ||
Коррекционный этап |
| ||
1 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква” | 1 | 1-я нед октября |
2 | Гласные звуки и буквы | 1 | 2-я нед октября |
3 | Согласные звуки и буквы | 1 | 3-я нед октября |
4 | Слог. Слогообразующая роль гласного | 1 | 4-я нед октября |
5 | Слоговой анализ и синтез слов | 1 | 5-я нед октября |
6 | Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда . | 1 | 2-я нед ноября |
7 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда | 1 | 3-я нед ноября |
8 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я | 1 | 4-я нед ноября |
9 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё | 1 | 1-я нед декабря |
10 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю | 1 | 2-я нед декабря |
11 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и | 1 | 3-я нед декабря |
12 | Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова | 1 | 4-я нед декабря |
13 | Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова | 1 | 3-я нед января |
14 | Разделительный “ь” | 1 | 4-я нед января |
15 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | 5 нед января |
16 | Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а | 1 | 1-я нед февраля |
17 | Звук и буква о. Дифференциация гласных а – о | 1 | 2-я нед февраля |
18 | Звук и буква у. Дифференциация гласных о – у | 1 | 3-я нед февраля |
19 | Звук и буква и. Дифференциация гласных и – у | 1 | 4-я нед февраля |
20 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных п –б | 1 | 1-я нед марта |
21 | Дифференциация согласных ф –в | 1 | 2-я нед марта |
22 | Дифференциация согласных т –д | 1 | 3-я нед марта |
23 | Дифференциация согласных к –г | 1 | 4-я нед марта |
24 | Дифференциация согласных с –з | 1 | 2-я нед апреля |
25 | Дифференциация согласных ш –ж | 1 | 3-я нед апреля |
26 | Дифференциация графически сходных букв п – т, б –д, | 1 | 4-я нед апреля |
27 | Дифференциация графически сходных букв л –м, х -ж | 1 | 1-я нед мая |
28 | Предложение. Составление предложений. Распространение предложений | 1 | 2-я нед мая |
29 | Выделение предложений из текста | 1 | 3-я нед мая |
30 | Чему мы научились (итоговое занятие) | 1 | 4-я нед мая |
Календарно - тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Диагностический | 4 | ||
Коррекционный |
| ||
1 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | 1-я нед октября |
2 | Слоговой анализ и синтез слов | 1 | 2-я нед октября |
3 | Звукобуквенный анализ и синтез слов | 1 | 3-я нед октября |
4 | Буквы а – я после твердых и мягких согласных | 1 | 4-я нед октября |
5 | Буквы о – ё после твердых и мягких согласных | 1 | 5-я нед октября |
6 | Буквы у – ю после твердых и мягких согласных | 1 | 2-я нед ноября |
7 | Обозначение мягкости согласных буквой ь | 1 | 3-я нед ноября |
8. | Разделительный “ь” | 1 | 4-я нед ноября |
9. | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | 1-я нед декабря |
10 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б –п, в – ф | 1 | 2-я нед декабря |
11 | Дифференциация согласных г – к, д – т | 1 | 3-я нед декабря |
12 | Дифференциация согласных з – с, ж – ш | 1 | 4-я нед декабря |
13 | Дифференциация согласных с – ш, з – ж | 1 | 3-я нед января |
14 | Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц | 1 | 4-я нед января |
15 | Дифференциация согласных ц – ч | 1 | 5-я нед января |
16 | Дифференциация согласных ч – ть | 1 | 1-я нед февраля |
17 | Дифференциация согласных ч – щ | 1 | 2-я нед февраля |
18 | Однокоренные слова | 1 | 3-я нед февраля |
19 | Безударные гласные в корне слов | 1 | 4-я нед февраля |
20 | Суффикс. Словообразование | 1 | 1-я нед марта |
21 | Приставка. Словообразование | 1 | 2-я нед марта |
22 | Предлоги | 1 | 3-я нед марта |
23 | Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание | 1 | 4-я нед марта |
24 | Существительные, прилагательные. Согласование | 1 | 2-я нед апреля |
25 | Существительные, глаголы. Согласование | 1 | 3-я нед апреля |
26 | Синонимы | 1 | 4-я нед апреля |
27 | антонимы, многозначность слов | 1 | 1-я нед мая |
28 | Предложение. Связь слов в предложении. Составление предложений. | 1 | 2-я нед мая |
29 | Распространение предложений. Выделение предложений из текста. Работа с деформированными предложениями | 1 | 3-я нед мая |
30 | Чему мы научились (итоговое занятие) | 1 | 4-я нед мая |
Календарно - тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Диагностический | 4 | ||
Коррекционный |
| ||
1 | Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы | 1 | 1-я нед октября |
2 | Согласные звуки и буквы | 1 | 2-я нед октября |
3 | Слоговой анализ и синтез слов | 1 | 3-я нед октября |
4 | Фонематический анализ и синтез слов | 1 | 4-я нед октября |
5 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | 5-я нед октября |
6 | Буквы а – я после твердых и мягких согласных | 1 | 2-я нед ноября |
7 | Буквы о – ё после твердых и мягких согласных | 1 | 3-я нед ноября |
8 | Буквы у – ю после твердых и мягких согласных | 1 | 4-я нед ноября |
9 | Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | 1-я нед декабря |
10 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных з – с | 1 | 2-я нед декабря |
11 | Дифференциация согласных б – п. | 1 | 3-я нед декабря |
12 | Дифференциация согласных д – т. | 1 | 4-я нед декабря |
13 | Дифференциация согласных г – к – х | 1 | 3-я нед января |
14 | Дифференциация согласных ж – ш | 1 | 4-я нед января |
15 | Дифференциация акустически сходных согласных: ц – ч | 1 | 5-я нед января |
16 | Дифференциация согласных ч – ть | 1 | 1-я нед февраля |
17 | Дифференциация согласных ч – щ | 1 | 2-я нед февраля |
18 | Словоизменение имен существительных | 1 | 3-я нед февраля |
19 | Словоизменение имен прилагательных | 1 | 4-я нед февраля |
20 | Согласование существительных с прилагательными и глаголами | 1 | 1-я нед марта |
21 | Словообразование. Однокоренные слова | 1 | 2-я нед марта |
22 | Безударные гласные в корне слов | 1 | 3-я нед марта |
23 | Суффиксальное словообразование | 1 | 4-я нед марта |
24 | Словообразование при помощи приставок | 1 | 2-я нед апреля |
25 | Приставки и предлоги. | 1 | 3-я нед апреля |
26 | Дифференциация приставок и предлогов. | 1 | 4-я нед апреля |
27 | Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы | 1 | 1-я нед мая |
28 | Предложение. Связь слов в предложении | 1 | 2-я нед мая |
29 | Текст. Выделение предложений из текста. | 1 | 3-я нед мая |
30 | Чему мы научились (итоговое занятие) | 1 | 4-я нед мая |
Список литературы
- Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 112 с. – (Мастерская учителя).
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
- Игры и упражнения для развития речи на Iэтапе коррекционного обучения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов./ Авт. – сост.: Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 192 с.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
- Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 2000
- Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. – СПб.: Дельта, 1998
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
- Яровская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с. – (Серия «Мастер – класс логопеда»)
- Яровская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3 – 4 классы). – СПб.: КАРО, 2010. – 144 с. : ил. – (Серия «Мастер – класс логопеда»).
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
- Преодоление нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н. .Яковлевой - СПб.: КаРО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)
Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"
Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...
Комплекс упражнений по профилактике и коррекции дизорфографии у младших школьников с ОВЗ
Комплекс упражнений...
Профилактика и коррекция застенчивости у младших школьников
Чтобы детская нерешительность не превратилась в серьёзную психологическую проблему, очень важно знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость....
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников
13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...