Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
рабочая программа по логопедии ( класс) на тему

Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_korrektsii_smeshannoy_disgrafii.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пудожа Республики Карелия

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РК

Гроль Е. П.

«___» _____________________ 2015 г.

Профилактика и коррекция смешанной дисграфии

у младших школьников (1 – 4 классов)

Рабочая программа по логопедии

Составитель:

Бригоцкая Ю. А.

Учитель-логопед

Пудож, 2015


Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………3

Календарно – тематическое планирование. 1 класс …………………………………………..7

Календарно-тематическое планирование. 2 класс……………………………………………..8

Календарно-тематическое планирование. 3 класс ………………………………………….....9

Календарно-тематическое планирование. 4 класс …………………………………………...10

Список литературы …………………………………………………………………………….11


Пояснительная записка

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка, навыков свободного и адекватного пользования этими средствами в целях общения.

Однако, за последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы школ, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует полноценному усвоению школьной программы. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия. В ее  структуру входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. Процент распространенности  смешанных форм дисграфии значительно выше, чем в одном ее варианте. Смешение, сочетание, процентное соотношение дисграфий разнообразно и индивидуально для каждого ребенка.

При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что она почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи. В большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);

- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);

- поэтапное формирование умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин);

- учет зоны ближайшего развития (Л. С. Выготский)

Содержание и структурирование программы опирается на основные дидактические принципы: научности, доступности, последовательности и систематичности, индивидуального подхода, сознательности  и активности, наглядности.

Целью программы является: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников, восполнение пробелов в знаниях.

Основными задачами программы являются:

- уточнение и развитие пространственно-временных представлений;

- развитие функций фонематического анализа и синтеза; звуко-слоговой структуры слова; языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи;

- развитие связной речи, ее устной и письменной форм;

- развитие высших психических функций.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи у младших школьников. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы.

С учащимися, зачисленными на логопедический пункт, проводятся групповые (2-4 человека) и индивидуальные занятия. Продолжительность группового занятия – 30 - 45 минут в зависимости от возраста обучающихся, индивидуального занятия – 20 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Содержание программы

Коррекционная работа осуществляется с учётом программного материала по русскому языку. Программа рассчитана на 34 учебные недели. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на усмотрение учителя – логопеда и исходя из возможностей детей.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:

- на фонетическом уровне;

- на лексико- грамматическом уровне;

- на синтаксическом уровне.

Коррекционная работа на фонетическом уровне:

1)  коррекция дефектов произношения;

2) формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

1) Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;

2) Дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

1) Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций.

2) Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. 

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I этап. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Примерные темы занятий:

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуковой анализ слов. Звукобуквенный анализ и синтез.

Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.

Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.

Дифференциация гласных (согласных) звуков и букв по артикуляторно-акустическим и графическим признакам. И др.

II этап. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Примерные темы занятий:

Понятия: слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, многозначность слов.

Корень слова и однокоренные слова.

Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.

Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.

Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Примерные темы занятий:

Составление предложений. Выделение их из текста.

Связь слов в предложении.

Согласование существительных, прилагательных, глаголов.

При работе над предложением следует учить:

выделять предложения из сплошного текста;

учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;

формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Оценка эффективности коррекционной работы проводится путем повторной проверки навыков письма  и анализом различных видов письменных работ детей.


Календарно - тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Диагностический этап

3

Подготовительный этап

1

4-я нед сентября

Коррекционный этап

 

 1

Речь, слово

1

1-я нед октября

 2

Слова - предметы

1

2-я нед октября

 3

Слова - действия

1

3-я нед октября

4

Дифференциация слов – предметов и слов - действий. Составление простых двусоставных нераспространенных предложений

1

4-я нед октября

 5

Слова - признаки. Распространение простого двусоставного предложения определением.

1

5-я нед октября

 6

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки

1

2-я нед ноября

 7

Составление распространенных предложений

1

3-я нед ноября

 8

Дифференциация понятий предложение – слово

1

4-я нед ноября

 9

Работа с предлогами в, на

1

1-я нед декабря

 10

Работа с предлогами к, от

1

2-я нед декабря

 11

Работа с предлогами в – из , на – с (со)

1

3-я нед декабря

 12

Работа с предлогами около (у), из-за

1

4-я нед декабря

 13

Работа с предлогами над, под, по

1

3-я нед января

 14

Составление предложений с предлогами

1

4-я нед января

 15

Звуки и буквы

1

5-я нед января

 16

Гласные звуки и буквы. Гласные второго ряда

1

1-я нед февраля

 17

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю

1

2-я нед февраля

18

Слог. Деление слов на слоги.

1

3-я нед февраля

 19

Ударение

1

1-я нед марта

20

Звукослоговой состав слов

1

2-я нед марта

 21

Твердые и мягкие согласные

1

3-я нед марта

 22

Звонкие и глухие согласные

1

4-я нед марта

23

Дифференциация согласных б – п

1

2-я нед апреля

24

 Дифференциация согласных в - ф

1

3-я нед апреля

 25

Дифференциация согласных д – т

1

4-я нед апреля

 26

Дифференциация согласных г – к

1

1-я нед мая

 27

Дифференциация согласных з – с

1

2-я нед мая

28

Дифференциация согласных ж - ш

1

3-я нед мая

29

Чему мы научились (итоговое занятие)

1

4-я нед мая


Календарно - тематическое планирование

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата проведения

Диагностический этап

4

Коррекционный этап

 

 1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква”

1

1-я нед октября

 2

Гласные звуки и буквы

1

2-я нед октября

 3

Согласные звуки и буквы

1

3-я нед октября

 4

Слог. Слогообразующая роль гласного

1

4-я нед октября

 5

Слоговой анализ и синтез слов

1

5-я нед октября

6

Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда .

1

2-я нед ноября

 7

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными

I и II ряда

1

3-я нед ноября

 8

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными

а – я

1

4-я нед ноября

 9

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными

о – ё

1

1-я нед декабря

 10

Обозначение твердости и мягкости согласных

гласными у – ю

1

2-я нед декабря

 11

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и

1

3-я нед декабря

 12

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

1

4-я нед декабря

 13

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

1

3-я нед января

 14

Разделительный “ь”

1

4-я нед января

 15

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

5 нед января

16

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а

1

1-я нед февраля

 17

Звук и буква о. Дифференциация гласных а – о

1

2-я нед февраля

 18

Звук и буква у. Дифференциация гласных о – у

1

3-я нед февраля

 19

Звук и буква и. Дифференциация гласных и – у

1

4-я нед февраля

 20

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных п –б

1

1-я нед марта

 21

Дифференциация согласных ф –в

1

2-я нед марта

 22

Дифференциация согласных т –д

1

3-я нед марта

 23

Дифференциация согласных к –г

1

4-я нед марта

 24

Дифференциация согласных с –з

1

2-я нед апреля

 25

Дифференциация согласных ш –ж

1

3-я нед апреля

 26

Дифференциация графически сходных букв п – т,  б –д,

1

4-я нед апреля

 27

Дифференциация графически сходных букв л –м, х -ж

1

1-я нед мая

 28

Предложение.  Составление предложений.

Распространение предложений

1

2-я нед мая

 29  

Выделение предложений из текста

1

3-я нед мая

 30

Чему мы научились (итоговое занятие)

1

4-я нед мая


Календарно - тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Диагностический

4

Коррекционный

 

 1

Гласные и согласные звуки и буквы.  

1

1-я нед октября

 2

Слоговой анализ и синтез слов

1

2-я нед октября

 3

Звукобуквенный анализ и синтез слов

1

3-я нед октября

 4

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

1

4-я нед октября

 5

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

1

5-я нед октября

 6

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

1

2-я нед ноября

 7

Обозначение мягкости согласных буквой ь

1

3-я нед ноября

 8.

Разделительный “ь”

1

4-я нед ноября

 9.

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

1-я нед декабря

 10

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б –п, в – ф

1

2-я нед декабря

 11

Дифференциация согласных г – к, д – т

1

3-я нед декабря

 12

Дифференциация согласных з – с, ж – ш

1

4-я нед декабря

 13

Дифференциация согласных с – ш, з – ж

1

3-я нед января

 14

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц

1

4-я нед января

 15

Дифференциация согласных ц – ч

1

5-я нед января

 16

Дифференциация согласных ч – ть

1

1-я нед февраля

 17

Дифференциация согласных ч – щ

1

2-я нед февраля

 18

Однокоренные слова

1

3-я нед февраля

 19

Безударные гласные в корне слов

1

4-я нед февраля

 20

Суффикс. Словообразование

1

1-я нед марта

 21

Приставка. Словообразование

1

2-я нед марта

 22

Предлоги

1

3-я нед марта

 23

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

1

4-я нед марта

 24

Существительные, прилагательные. Согласование

1

2-я нед апреля

 25

Существительные, глаголы. Согласование

1

3-я нед апреля

 26

Синонимы

1

4-я нед апреля

 27

антонимы, многозначность слов

1

1-я нед мая

 28

Предложение. Связь слов в предложении. Составление предложений.

1

2-я нед мая

 29

Распространение предложений. Выделение предложений из текста. Работа с деформированными предложениями

1

3-я нед мая

 30

Чему мы научились (итоговое занятие)

1

4-я нед мая


Календарно - тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Диагностический

4

Коррекционный

 

 1

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы

1

1-я нед октября

 2

Согласные звуки и буквы

1

2-я нед октября

 3

Слоговой анализ и синтез слов

1

3-я нед октября

 4

Фонематический анализ и синтез слов

1

4-я нед октября

 5

Твердые и мягкие согласные.

1

5-я нед октября

 6

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

1  

2-я нед ноября

 7

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

1

3-я нед ноября

 8

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

1

4-я нед ноября

 9

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

1-я нед декабря

 10

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных з – с

1

2-я нед декабря

 11

Дифференциация согласных б – п.

1

3-я нед декабря

 12

Дифференциация согласных д – т.

1

4-я нед декабря

 13

Дифференциация согласных г – к – х

1

3-я нед января

 14

Дифференциация согласных ж – ш

1

4-я нед января

 15

Дифференциация акустически сходных согласных: ц – ч

1

5-я нед января

 16

Дифференциация согласных ч – ть

1

1-я нед февраля

 17

Дифференциация согласных ч – щ

1

2-я нед февраля

 18

Словоизменение имен существительных

1

3-я нед февраля

 19

Словоизменение имен прилагательных

1

4-я нед февраля

 20

Согласование существительных с прилагательными и глаголами

1

1-я нед марта

 21

Словообразование. Однокоренные слова

1

2-я нед марта

 22

Безударные гласные в корне слов

1

3-я нед марта

 23

Суффиксальное словообразование

1

4-я нед марта

 24

Словообразование при помощи приставок

1

2-я нед апреля

 25

Приставки и предлоги.

1

3-я нед апреля

 26

Дифференциация  приставок и предлогов.

1

4-я нед апреля

 27

Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы

1

1-я нед мая

 28

Предложение. Связь слов в предложении

1

2-я нед мая

 29

Текст. Выделение предложений из текста.

1

3-я нед мая

 30

Чему мы научились (итоговое занятие)

1

4-я нед мая


Список литературы

  1. Гайдина Л. И., Обухова Л. А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 112 с. – (Мастерская учителя).
  2. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  5. Игры и упражнения для развития речи на Iэтапе коррекционного обучения детей  с ОНР. Практическое пособие для логопедов./ Авт. – сост.: Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 192 с.
  6. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  7. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: Дельта, 2000
  8. Парамонова Л. Г. Правописание шаг за шагом. – СПб.: Дельта, 1998
  9. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  11. Яровская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7 – 11 лет. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с. – (Серия «Мастер – класс логопеда»)
  12. Яровская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3 – 4 классы). – СПб.: КАРО, 2010. – 144 с. : ил. – (Серия «Мастер – класс логопеда»).
  13. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
  14. Преодоление нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н. .Яковлевой - СПб.: КаРО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушений письма младших школьников с ОВЗ (I вариант обучения)

Обучению русскому языку в коррекционной школе уделяется большое внимание. От того, как учащиеся овладевают навыками грамотного письм, во многом зависит обучение данной категории детей в целом....

Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Рабочая программа "По профилактике и коррекции агрессивного поведения младших школьников"

Программа составлена на основе "Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"Фомченковой Н.А.Программа адаптирован...

Профилактика и коррекция застенчивости у младших школьников

Чтобы детская нерешительность не превратилась в серьёзную психологическую проблему, очень важно знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость....

Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников

13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...