Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
методическая разработка по логопедии (1 класс)
Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_profilaktiki_i_korrektsii_smeshannoy_disgrafii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов).
Лепадату Л.А., учитель-логопед, ГБОУ СОШ 120.
Пояснительная записка
За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечаетсясмешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.
Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.
Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.
Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:
- комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
- компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
- поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.
Задачи
Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.
Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи. Прием в школу осуществляется на основе заключения районной психолого–медико-педагогической комиссии.
С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.
Содержание
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :
- на фонетическом уровне;
- на лексико- грамматическом уровне;
- на синтаксическом уровне.
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
а коррекция дефектов произношения;
б формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
- Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.
Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.
I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.
Темы :
- Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
- Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
- Звукобуквенный анализ и синтез.
- Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
- Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
- Разделительный “ь”.
- Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
- Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-
акустическим и графическим признакам.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
- Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
- Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
II этап. Коррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Темы:
- Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
- Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:
синонимы, антонимы, многозначность слов.
- Состав слова.
- Корень слова и однокоренные слова.
- Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
- Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
- Обобщение знаний учащихся о составе слова.
- Предлоги.
- Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.
III этап. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.
Темы:
- Составление предложений. Выделение их из текста.
- Связь слов в предложении.
- Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
- Развитие навыков самостоятельного высказывания.
При работе над предложением следует учить:
- выделять предложения из сплошного текста;
- учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
- формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.
Тематическое планирование
1 класс
Номер п/п | Тема | Кол-во часов |
Диагностический этап | 7 | |
Подготовительный этап |
| |
Коррекционный этап |
| |
| Работа над словом | 2 |
| Слова, обозначающие предмет | 2 |
| Слова, обозначающие действие предмета | 2 |
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета | 2 | |
| Простое двусоставное нераспространенное предложение | 2 |
| Слова, обозначающие признак предмета | 2 |
| Распространение простого двусоставного предложения определением | 2 |
| Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки | 2 |
| Составление распространенных предложений | 2 |
| Дифференциация понятий предложение – слово | 2 |
| Работа с предлогами в, на | 2 |
| Работа с предлогами к, от | 2 |
| Работа с предлогами в – из , на – с (со) | 2 |
| Работа с предлогами около (у), из-за | 2 |
| Работа с предлогами над, под, по | 2 |
| Составление предложений | 2 |
| Составление рассказа | 2 |
| Гласные и согласные звуки и буквы | 2 |
| Гласные звуки и буквы | 2 |
| Согласные звуки и буквы | 2 |
| Слог. Деление слов на слоги. Ударение | 2 |
Звукослоговой состав слов | 2 | |
| Твердые и мягкие согласные | 2 |
| Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю | 8 |
| Звонкие и глухие согласные | 2 |
| Дифференциация согласных б – п | 2 |
| Дифференциация согласных д – т | 2 |
| Дифференциация согласных г – к | 2 |
| Дифференциация согласных з – с | 2 |
| Дифференциация звонких и глухих согласных | 2 |
| Текст. Работа над текстом | 2 |
Тематическое планирование
2 класс
Номер п/п | Тема | Кол-во часов |
Диагностический этап | 7 | |
Коррекционный этап |
| |
| Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква” | 1 |
| Гласные звуки и буквы | 1 |
| Согласные звуки и буквы | 1 |
| Слог. Слогообразующая роль гласного | 1 |
| Слоговой анализ и синтез слов | 2 |
Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда . | 2 | |
| Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда | 2 |
| Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я | 2 |
| Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё | 2 |
| Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю | 2 |
| Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и | 2 |
| Дифференциация гласных ё – ю | 2 |
| Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова | 2 |
| Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова | 2 |
| Разделительный “ь” | 2 |
Дифференциация твердых и мягких согласных | 1 | |
| Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а | 1 |
| Звук и буква о | 1 |
Дифференциация гласных а – о | 1 | |
| Звук и буква у | 1 |
| Дифференциация гласных о – у | 1 |
| Дифференциация гласных ё – ю | 2 |
| Звук и буква и | 1 |
| Дифференциация гласных и – у | 1 |
| Звонкие и глухие согласные | 2 |
| Дифференциация согласных п –б | 2 |
| Дифференциация согласных ф –в | 2 |
| Дифференциация согласных т –д | 2 |
| Дифференциация согласных к –г | 2 |
| Дифференциация согласных с –з | 2 |
| Дифференциация согласных ш –ж | 2 |
| Дифференциация графически сходных букв п – т | 2 |
| Дифференциация графически сходных букв б –д | 2 |
| Дифференциация графически сходных букв л –м | 1 – 2 |
| Дифференциация графически сходных букв х -ж | 1 – 2 |
| Предложение | 2 |
| Составление предложений | 2 |
| Распространение предложений | 2 |
| Выделение предложений из текста | 2 |
|
|
|
Тематическое планирование
3 класс
Номер п/п | Тема | Кол-во часов | |
Диагностический | 6 | ||
Коррекционный |
| ||
| Звуки и буквы | 1 | |
| Гласные звуки и буквы | 1 | |
| Согласные звуки и буквы | 1 | |
| Слоговой анализ и синтез слов | 2 | |
| Звукобуквенный анализ и синтез слов | 2 | |
| Твердые и мягкие согласные | 2 | |
| Буквы а – я после твердых и мягких согласных | 2 | |
| Буквы о – ё после твердых и мягких согласных | 2 | |
| Буквы у – ю после твердых и мягких согласных | 2 | |
| Дифференциация гласных ё – ю | 2 | |
| Обозначение мягкости согласных буквой ь | 2 | |
| Разделительный “ь” | 2 | |
| Дифференциация твердых и мягких согласных | 2 | |
| Звонкие и глухие согласные | 2 | |
| Дифференциация согласных б –п | 2 | |
| Дифференциация согласных в – ф | 2 | |
| Дифференциация согласных г – к | 2 | |
| Дифференциация согласных д – т | 2 | |
| Дифференциация согласных з – с | 2 | |
| Дифференциация согласных ж – ш | 2 | |
| Дифференциация согласных с – ш | 2 | |
| Дифференциация согласных з – ж | 2 | |
| Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц | 2 | |
| Дифференциация согласных ц – ч | 2 | |
| Дифференциация согласных ч – ть | 2 | |
| Дифференциация согласных ч – щ | 2 | |
| Однокоренные слова | 3 | |
| Безударные гласные в корне слов | 2 | |
| Суффикс. Словообразование | 2 | |
| Приставка. Словообразование | 2 | |
| Предлоги | 2 | |
| Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание | 2 | |
| Существительные, прилагательные. Согласование | 2 | |
| Существительные, глаголы. Согласование | 2 | |
| Синонимы, антонимы, многозначность слов | 3 | |
| Предложение Связь слов в предложении | 2 | |
| Составление предложений | 2 | |
| Распространение предложений | 2 | |
| Выделение предложений из текста | 2 | |
| Работа с деформированными предложениями | 2 |
Тематическое планирование
4 класс
Номер п/п | Тема | Кол-во часов | |
Диагностический | 6 | ||
Коррекционный |
| ||
| Звуки и буквы | 1 | |
| Гласные звуки и буквы | 1 | |
| Согласные звуки и буквы | 1 | |
| Слоговой анализ и синтез слов | 1 | |
| Фонематический анализ и синтез слов | 1 | |
| Твердые и мягкие согласные. | 1 | |
| Буквы а – я после твердых и мягких согласных | 1 – | |
| Буквы о – ё после твердых и мягких согласных | 2 | |
| Буквы у – ю после твердых и мягких согласных | 2 | |
| Обозначение мягкости согласных буквами ё – ю | 2 | |
| Дифференциация твердых и мягких согласных | 2 | |
| Звонкие и глухие согласные. | 2 | |
| Дифференциация согласных б – п | 2 | |
| Дифференциация согласных д – т | 2 | |
| Дифференциация согласных з – с | 2 | |
| Дифференциация согласных г – к – х | 2 | |
| Дифференциация согласных ж – ш | 2 | |
| Дифференциация акустически сходных согласных: ц – ч | 2 | |
| Дифференциация согласных ч – ть | 2 | |
| Дифференциация согласных ч – щ | 2 | |
| Словоизменение имен существительных | 6 | |
| Словоизменение имен прилагательных | 2 | |
| Согласование существительных с прилагательными | 2 | |
| Согласование существительных с глаголами | 2 | |
| Словообразование. Однокоренные слова | 2 | |
| Безударные гласные в корне слов | 2 | |
| Суффиксальное словообразование | 2 | |
| Словообразование при помощи приставок | 2 | |
| Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание | 2 | |
| Многозначность слов | 2 | |
| Синонимы | 2 | |
| Антонимы | 2 | |
| Фразеологизмы | 2 | |
| Предложение. Связь слов в предложении | 2 | |
| Текст. Выделение предложений из текста | 2 | |
| Работа над текстом | 2 | |
Составление рассказа | 2 |
Список литературы
- Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,2020.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
- Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
- Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
- Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль профилактики в "борьбе" с дисграфией у младших школьников.
Статья раскрывает вопрос о важности профилактики нарушений письменной речи, рациональности её проведения еще в детском саду, задолго до начала обучения ребенка в школе. Описываются пердпосылки успешно...
«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»
Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...
Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем
Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...
Упражнения на закрепление оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников «Расшифруй словарное слово».
Представленные дидактические материалы могут быть использованы логопедами на занятиях по устранению конкретных оптико-кинетических ошибок, учителями начальных классов на уроках русского языка в качест...
Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.
Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....
«Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников»
Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников В последнее время резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении. Часто встречаю...
Методическое пособие по профилактике и коррекции вредных привычек у младшего школьника
Данное методическое пособие направлено на профилактику и коррекцию вредных привычек у детей младшего школьного ввозраста и предназначено для родителей и учителей начальной школы....