Методическая разработка "Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Методическая разработка программы профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов).

Лепадату Л.А., учитель-логопед, ГБОУ СОШ 120.

Пояснительная записка

    За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечаетсясмешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Данная программа составлена с учетом степени проявления речевой патологии и основывается на следующих теоретических положениях:

  • комплексное взаимодействие анализаторов (И.П. Павлов);
  • компенсаторные возможности развивающегося мозга в условиях стабилизации патологического процесса (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.С. Ляпидевский, П.К.Анохин, В.В. Лебединский);
  • поэтапное формирование умственных операций (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин).

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

Задачи

Основными задачами программы являются: упорядочение и развитие у детей звуковых, морфемных и синтаксических обобщений; формирование и совершенствование связной речи, ее устной и письменной формы.

Программа направлена на осуществление профилактики и коррекции смешанной дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Программа адресована учащимся 1-4 классов начальной школы для детей с нарушением речи. Прием в школу осуществляется на основе заключения районной психолого–медико-педагогической комиссии.

С учащимися проводятся групповые (2-6 человек) и индивидуальные логопедические занятия. Продолжительность группового занятия – 20-25 минут, индивидуального занятия – 15 минут учебного времени. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Обследование речи учащихся проводится в начале и в конце учебного года.

Содержание

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях :

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико- грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.
  1. Коррекционная работа на фонетическом уровне:

а коррекция дефектов произношения;

б формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

  1. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Учитель-логопед вправе менять этапы коррекционного обучения, исключать темы логопедических занятий или добавлять, если это необходимо, количество часов для повторения.

Диагностический этап. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

Подготовительный этап. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками.

I Этап.. Коррекционная работа на фонетическом уровне. Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова. Совершенствования звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слогоритмической структуры слова.

Темы :

  • Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки.
  • Звуковой анализ слов. Простые и сложные формы звукового анализа.
  • Звукобуквенный анализ и синтез.
  • Звукослоговой анализ слов. Слоговой анализ и синтез.
  • Обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда, буквой “ь”.
  • Разделительный “ь”.
  • Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

  • Дифференциация согласных звуков и букв по артикуляторно-

акустическим и графическим признакам.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.

Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II этапКоррекционная работа на лексико – грамматическом уровне. Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Темы:

  • Понятия : слова-предметы, слова- действия, слова-признаки.
  • Уточнение и расширение словарного запаса учащихся:

синонимы, антонимы, многозначность слов.

  • Состав слова.
  • Корень слова и однокоренные слова.
  • Безударные гласные в корне слов. Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения.
  • Приставка, суффикс. Словообразование. Правописание.
  • Обобщение знаний учащихся о составе слова.
  • Предлоги.
  • Приставки и предлоги. Дифференциация и правописание.

III этапКоррекционная работа на синтаксическом уровне.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств, для построения высказывания.

Темы:

  • Составление предложений. Выделение их из текста.
  • Связь слов в предложении.
  • Согласование существительных, прилагательных, глаголов.
  • Развитие навыков самостоятельного высказывания.

При работе над предложением следует учить:

  • выделять предложения из сплошного текста;
  • учить умению писать предложение с заглавной буквы и ставить знаки препинания в конце, отличать главные и второстепенные члены;
  • формировать умение устанавливать связь слов в предложении, разграничивать предложение, его главные члены и словосочетание.

Тематическое планирование

1 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

7

Подготовительный этап

 

Коррекционный этап

 

 

Работа над словом

2

 

Слова, обозначающие предмет

2

 

Слова, обозначающие действие предмета

2

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действие предмета

2

 

Простое двусоставное нераспространенное предложение

2

 

Слова, обозначающие признак предмета

2

 

Распространение простого двусоставного предложения определением

2

 

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки

2

 

Составление распространенных предложений

2

 

Дифференциация понятий предложение – слово

2

 

Работа с предлогами в, на

2

 

Работа с предлогами к, от

2

 

Работа с предлогами в – из , на – с (со)

2

 

Работа с предлогами около (у), из-за

2

 

Работа с предлогами над, под, по

2

 

Составление предложений

2

 

Составление рассказа

2

 

Гласные и согласные звуки и буквы

2

 

Гласные звуки и буквы

2

 

Согласные звуки и буквы

2

 

Слог. Деление слов на слоги. Ударение

2

Звукослоговой состав слов

2

 

Твердые и мягкие согласные

2

 

Обозначение мягкости согласных гласными я, е, ё, ю

8

 

Звонкие и глухие согласные

2

 

Дифференциация согласных б – п

2

 

Дифференциация согласных д – т

2

 

Дифференциация согласных г – к

2

 

Дифференциация согласных з – с

2

 

Дифференциация звонких и глухих согласных

2

 

Текст. Работа над текстом

2

Тематическое планирование

2 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический этап

7

Коррекционный этап

 

 

Звуки и буквы. Дифференциация понятий “звук” и “буква”

1

 

Гласные звуки и буквы

1

 

Согласные звуки и буквы

1

 

Слог. Слогообразующая роль гласного

1

 

Слоговой анализ и синтез слов

2

Гласные I и II ряда. Образование гласных II ряда .

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными I и II ряда

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными а – я

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными о – ё

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными у – ю

2

 

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными ы – и

2

 

Дифференциация гласных ё – ю

2

 

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в конце слова

2

 

Обозначение мягкости согласных буквой “ь” в середине слова

2

 

Разделительный “ь”

2

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

 

Дифференциация гласных звуков и букв по артикуляторно – акустическому и оптическому сходству. Звук и буква а

1

 

Звук и буква о

1

Дифференциация гласных а – о

1

 

Звук и буква у

1

 

Дифференциация гласных о – у

1

 

Дифференциация гласных ё – ю

2

 

Звук и буква и

1

 

Дифференциация гласных и – у

1

 

Звонкие и глухие согласные

2

 

Дифференциация согласных п –б

2

 

Дифференциация согласных ф –в

2

 

Дифференциация согласных т –д

2

 

Дифференциация согласных к –г

2

 

Дифференциация согласных с –з

2

 

Дифференциация согласных ш –ж

2

 

Дифференциация графически сходных букв п – т

2

 

Дифференциация графически сходных букв б –д

2

 

Дифференциация графически сходных букв л –м

1 – 2

 

Дифференциация графически сходных букв х -ж

1 – 2

 

Предложение

2

 

Составление предложений

2

 

Распространение предложений

2

 

Выделение предложений из текста

2

 

 

 

Тематическое планирование

3 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический

6

Коррекционный

 

 

Звуки и буквы

1

 

Гласные звуки и буквы

1

 

Согласные звуки и буквы

1

 

Слоговой анализ и синтез слов

2

 

Звукобуквенный анализ и синтез слов

2

 

Твердые и мягкие согласные

2

 

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

2

 

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

2

 

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

2

 

Дифференциация гласных ё – ю

2

 

Обозначение мягкости согласных буквой ь

2

 

Разделительный “ь”

2

 

Дифференциация твердых и мягких согласных

2

 

Звонкие и глухие согласные

2

 

Дифференциация согласных б –п

2

 

Дифференциация согласных в – ф

2

 

Дифференциация согласных г – к

2

 

Дифференциация согласных д – т

2

 

Дифференциация согласных з – с

2

 

Дифференциация согласных ж – ш

2

 

Дифференциация согласных с – ш

2

 

Дифференциация согласных з – ж

2

 

Дифференциация акустически сходных согласных: с – ц

2

 

Дифференциация согласных ц – ч

2

 

Дифференциация согласных ч – ть

2

 

Дифференциация согласных ч – щ

2

 

Однокоренные слова

3

 

Безударные гласные в корне слов

2

 

Суффикс. Словообразование

2

 

Приставка. Словообразование

2

 

Предлоги

2

 

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

2

 

Существительные, прилагательные. Согласование

2

 

Существительные, глаголы. Согласование

2

 

Синонимы, антонимы, многозначность слов

3

 

Предложение Связь слов в предложении

2

 

Составление предложений

2

 

Распространение предложений

2

 

Выделение предложений из текста

2

 

Работа с деформированными предложениями

2

Тематическое планирование

4 класс

Номер

п/п

Тема

Кол-во

часов

Диагностический

6

Коррекционный

 

 

Звуки и буквы

1

 

Гласные звуки и буквы

1

 

Согласные звуки и буквы

1

 

Слоговой анализ и синтез слов

1

 

Фонематический анализ и синтез слов

1

 

Твердые и мягкие согласные.

1

 

Буквы а – я после твердых и мягких согласных

1 –

 

Буквы о – ё после твердых и мягких согласных

2

 

Буквы у – ю после твердых и мягких согласных

2

 

Обозначение мягкости согласных буквами ё – ю

2

 

Дифференциация твердых и мягких согласных

2

 

Звонкие и глухие согласные.

2

 

Дифференциация согласных б – п

2

 

Дифференциация согласных д – т

2

 

Дифференциация согласных з – с

2

 

Дифференциация согласных г – к – х

2

 

Дифференциация согласных ж – ш

2

 

Дифференциация акустически сходных согласных: ц – ч

2

 

Дифференциация согласных ч – ть

2

 

Дифференциация согласных ч – щ

2

 

Словоизменение имен существительных

6

 

Словоизменение имен прилагательных

2

 

Согласование существительных с прилагательными

2

 

Согласование существительных с глаголами

2

 

Словообразование. Однокоренные слова

2

 

Безударные гласные в корне слов

2

 

Суффиксальное словообразование

2

 

Словообразование при помощи приставок

2

 

Приставки и предлоги. Дифференциация, правописание

2

 

Многозначность слов

2

  

Синонимы

2

 

Антонимы

2

 

Фразеологизмы

2

 

Предложение. Связь слов в предложении

2

 

Текст. Выделение предложений из текста

2

 

Работа над текстом

2

Составление рассказа

2

Список литературы

 

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,2020.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.:Сфера, 2005.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
  6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001.
  9. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Милостивенко Л.Т. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. –СПб., 1995.
  11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,1994.
  12. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1969.
  13. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997.
  14. Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1995.
  15. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль профилактики в "борьбе" с дисграфией у младших школьников.

Статья раскрывает вопрос о важности профилактики нарушений письменной речи, рациональности её проведения еще в детском саду, задолго до начала обучения ребенка в школе. Описываются пердпосылки успешно...

«Программа профилактики и коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-х классов»

Программа опирается на основные принципы: системность, комплексность, последовательность и систематичность, доступность, индивидуальный подход, онтогенетический принцип развития речевой системы.Цель: ...

Методика профилактики и коррекции оптической дисграфии у младших школьников с применением план-схем

Учителя начальных классов, сталкиваясь со специфическими нарушениями письма, не знают, как их преодолеть, в связи с этим в процессе обучения встаёт проблема -- создать инструментарий по профилактике и...

Упражнения на закрепление оптико-графических навыков в системе коррекции смешанной дисграфии у младших школьников «Расшифруй словарное слово».

Представленные дидактические материалы могут быть использованы логопедами на занятиях по устранению конкретных оптико-кинетических ошибок, учителями начальных классов на уроках русского языка в качест...

Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников (1 – 4 классов). Рабочая программа по логопедии.

Целью данной программы является профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников, восполнение пробелов в знаниях....

«Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников»

Применение светового планшета, как метод коррекции смешанной дисграфии у младших школьников В последнее время резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении. Часто встречаю...

Методическое пособие по профилактике и коррекции вредных привычек у младшего школьника

Данное методическое пособие направлено на профилактику и коррекцию вредных привычек у детей младшего школьного ввозраста и предназначено для родителей и учителей начальной школы....