Статья на тему: Стимулирование здорового образа жизни - как одно из эффективных условий личностного развития детей.
статья по зож

Мороз Наталья Ивановна

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование здорового образа жизни - как одно из эффективных условий личностного развития детей

Перед современным обществом ставится множество глобальных задач - одна из них преодоление разобщенности, равнодушие, межнациональные конфликты и т.п. Но немаловажной является и задача по сохранению физического, соматического, психического и духовного здоровья человека. При этом физическое здоровье создает основу для осанки, статики, координации движений, роста и веса. Соматическое здоровье обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов. Психическое здоровье обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к себе и к окружающим. Духовное здоровье включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.

На сегодняшний день процент рождаемости здоровых детей сводится к единичным цифрам. По статистике здоровых людей насчитывается не более 30 %. Становится очевидным, что избежать конфликтности, агрессивности, жестокости, нравственной глухоты возможно только в том случае, если мы будем исходить из того, что каждый ребенок, прежде всего, должен быть здоров, что его жизнь охраняется взрослыми.

Каким же образом построить работу в количественном и качественном отношении педагогам, чтобы ребенок был подготовлен к взрослой жизни был способен проявить чуткость и заботу, смог противостоять ситуациям стрессогенного характера? В первую очередь, это должна быть работа по формированию потребности быть здоровыми, желания вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своею здоровья, как физического, так и психического, что сделает процесс становления личности более успешным.

Что включает в себя здоровый образ жизни (ЗОЖ):

- настрой на ЗОЖ;

- достаточную двигательную активность;

- умение регулировать своё психологическое состояние;

- правильное питание;

- чёткий режим жизни;

- отказ от вредных привычек;

- выполнение гигиенических требований;

- умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

Работая с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, с детьми, с ослабленным соматическим состоянием, важно, в первую очередь, создать, благоприятную среду, которая позволила бы развиваться каждому ребенку в полной мере, способствовала бы формированию позитивного, эмоционально-положительного отношения ко всему окружающему

Одним из путей достижения этой цели является регулярнее проведение в классе бесед, в ходе которых обсуждаются проблемы, предстоящие дела, оцениваются и анализируются поступки с тем, чтобы скорректировать отрицательное, где педагог не только сам выносит решения, а пытается подвести ребенка к размышлениям. Используем в работе тетради контроля за учебной и трудовой деятельностью. |Где оцениваются режимные моменты, отмечаются качественно выполненные трудовые поручения.

В беседах могут участвовать не все дети: если вопрос касается старших, они проводятся с подгруппой, либо индивидуально с учетом психофизического состояния детей. Это позволяет лучше понять, детей, дает возможность приблизиться к ним, помогает правильно оценивать собственные действия, выступать не только в роли наставника, но и старшего друга. Эффективность такой работы проявляется в том, что дети становятся более открытыми, не прибегают ко лжи.

Чтобы дети чувствовали личную заинтересованность педагога, достижения и стремления детей должны быть важными:

- самому соответствовать тем критериям, которые предъявляются детям;.

- быть справедливым;

- стараться, чтобы слова не расходились с делом;

- не скупиться на похвалу и поощрение;

- не сокрушаться «ужас, сколько дел...», «как много домашних заданий» и т.п.;

- учить детей избегать общаться со злобными, нервными людьми;

- использовать шутки и юмор.

Но случается так, что стрессов не избежать, тем более детям, имеющим природные наследственные недостатки. Поэтому помимо благоприятного микроклимата важным становится и тесная взаимосвязь работы по созданию с медицинским персоналом, психологом, учителями, которые своими рекомендациями, учетом индивидуальных особенностей детей помогают выработать педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Это в свою очередь позволяет сделать более сохранным психическое здоровье детей.

Важным является и создание настроя на здоровый образ жизни. Для положительного отношения к той же зарядке, физкультуре, соблюдению режима дня и т.п. для детей необходимо донести значимость всех составляющих здорового образа жизни, необходимо развивать знания и представления в этой области. Занятия в группе проводятся по разделу «Личная гигиена», где освещаются вопросы по уходу за своим телом, и особенностях ухода, средствах и предметах личной гигиены и т.п. В разделе «Будем здоровы» воспитанники знакомятся с медицинскими учреждениями, врачами-специалистами, получают знания по уходу за больным и т.п.

Эти знания не заканчиваются на теории, они отрабатываются, закрепляются в период режимных моментов, в ходе практикующихся походов в магазин, экскурсий, различных бытовых ситуаций. Формированию умения предупредить опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении способствуют также занятия по охране здоровья, и инструктажи, в ходе которых дети овладевают знаниями и умениями, необходимыми в каждодневной жизни человека.

Повышению интереса к этой проблеме способствуют организованные встречи - занятия с врачом, работающим вне школы, который раскрывает детям в доступной форме вопросы о способах сохранения своего здоровья, отвечает на интересующие вопросы. Такие встречи дают положительный результат. Но, как показывает практика, недостаточно одних только знаний о способах сохранения своего здоровья. Ведь знания лишь ориентируют детей в окружающем мире, но не определяют их поведение. Поэтому важно научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни, проводить самонаблюдение, анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье. Полезно также уметь освобождаться от ненужного шума, стрессов, суеты, отрицательных эмоций. Для этого необходимо научить детей:

        - рефлексии (осмыслению состояния), (ясно: наелась...);

        - релаксации (расслаблению), (полежу немного, посижу-помолчу);

        - массаж (воздействию на кожу), (поглажу, погрею).

Для повышения позитива, снятия напряжения возможно использование тихой музыки, мелодий и звуков живой природы, которые будут способствовать расслаблению, а, соответственно, дадут возможность организму самовосстановиться. Полезной может быть также лепка на свободную тему, где детям предлагается вылепить «всё что угодно», поощряется творчество, если ребёнок затрудняется, можно предложить индивидуальное задание по работе с пластилином (размять, скатать и т.д.). Учитывая, что основной контингент детей имеет ослабленную нервную систему, чувствует неуверенность в себе,  становится необходимой работа по коррекции эмоционального состояния детей, обучение навыкам саморегуляции, которые могу быть сформулированы в свод правил.

Прежде, чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп» можно «Стоп» нарисовать в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано «Стоп». Этот кружок , лучше сделать из картона и положить в карман одежды.

Полезно предложить ему:

  1. глубоко вдохни, посчитай до 10;

2сильно сожми кулаки и разожми их (до 10 раз);

  1. остановись и подумай, а надо ли это делать и зачем?

Поскольку наличие отрицательных эмоций блокирует нервную систему, подавляет волю, ухудшает здоровье, эффективным становится работа в отношении эмоций радости, которые способствуют повышению уверенности в себе, делают межличностные отношения более позитивными. Своим примером, в различных бытовых ситуациях пытаюсь не усиливать внимание на возникшей трудности, а стараюсь отвлечь на что-то веселое, доброе, убедить в том, что все трудности преодолимы. Это может быть и изменение голоса, вхождение в роль, одушевление предмета, из-за которого возникла трудность.

Как бы ни прошел день, подводя его итог с детьми, мы ищем плюсы и находим их, опираемся на девиз: «Шутка - лучшее лекарство от неприятностей» Разбираем конфликтные ситуации сточки зрения их вреда здоровью. Знакомимся с вариантами выхода из них:

- уступить;

- войти в положение противника;

- поговорить (обсудить).

Коррекции эмоционального настроя в процессе общения способствую! Индивидуальные беседы «Когда мне радостно и весело в группе» или открытый разговор «Что ты посоветуешь своему товарищу, если у лею крикливое, капризное, гневное настроение?». Разбираем ситуации, которые могут вызвать чувство радости («Чему я радуюсь?»), где ситуации у всех свои. Детям предлагается нарисовать на листе бумаги различные ситуации («Я радуюсь, когда...», «Мне приятно, когда...»). После чего каждый рассказывает, что он нарисовал (обсуждение). Затем рисунки вывешиванию! (их обобщение). Таким образом, подводим к выводу о том, что есть радости и много ситуаций, которые могут вызвать чувство радости, а не печали. Выявляем, что в течение дня принесло радость (за себя, за товарища, за группу), «У кого день со знаком плюс?».

Справиться с тревогой, раздражением помогает путешествие в мир сказок, организованные вечера, когда воспитанники перед сном читают друг другу сказки, обсуждают и выбирают наиболее понравившуюся. Большую роль в поддержании и сохранении здоровья играют и прогулки и та организованная педагогом деятельность детей, которая делает их жизнерадостными, активными, обогащает эмоции, способствует накоплению жизненного опыта, восстанавливает умственную работоспособность, является источником эстетических переживаний. Помимо прогулок, направленных на активизацию и закрепление различных знаний, детям нравятся прогулки-развлечения, (подвижные игры, загадки, стихи, рассказы о природе, игры-инсценировки).

Прогулка-наблюдение тоже не оставляет детей равнодушными. Дети обращают внимание на красоту деревьев, неба, пение птиц, шум ветра... Пусть дети кричат, прыгают, топают ногами, хлопают в ладоши, бегают, резвятся и т.д. Всё это способствует ослаблению напряжения вызванного накопленными эмоциями. Например игра «Рычи, лев, рычи» ит. п.

В досуговой деятельности используется организация изобразительной деятельности как возможность переключить внимание, отдохнуть, выплеснуть свои эмоции и переживания. Рисуем на темы: «Что мне страшное снится», «Чего я боюсь больше всего», «Чего я боюсь днем», «Что было со мной самое хорошее/плохое» (коррекция страхов). Хорошо успокаивает и снимает агрессию рисование собственного гнева. После рисунка беседуем:

        - что изображено на рисунке?

        - что чувствовал, когда рисовал?

        - можешь ли поговорить от «лица» рисунка?

        - изменилось ли состояние, когда прорисовал рисунок?

Если есть желание, то рисунок можно порвать, скомкать.

Развитию чуткости, миролюбия, правдивости способствуют организованные игры-упражнения:

        - «Заботимся о теле и душе»,

        - «Красивое тело и душа»,

        - «Волшебный стул»,

        - «Человек будущего» и т. п.

Обыгрываются инсценировки «Что такое здоровый образ жизни», «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?» и т. п.

В целом, такая работа даёт положительный результат, достичь эффективности позволяет использование конкретных примеров, обращение к примерам поведения взрослых. Важным является не столько метод наказаний, который малоэффективен, сколько метод убеждения, поощрения положительных поступков и самостоятельных действий, опора на хорошее, доброе в ребенке, а эти качества есть в каждом человеке, а в ребенке особенно.

В класс нет курящих или склонных к употреблению алкогольных напитков; у некоторых выявился интерес к медицине. Старшие напоминают младшим о соблюдении режима дня, помогают преодолевать отрицательные эмоции, следят за правильным подбором одежды младшим дни прогулки.

Но поскольку все дети находятся под прессингом современных психогенных факторов жизни, работу в отношении здорового образа жизни важно построить таким образом, чтобы дети овладели не только знаниями, но и могли применять их в повседневной жизни. Необходимо строить работу в отношении психического здоровья детей таким образом, чтобы соответствовать высказыванию. А. Эпиктета: «Кто здоров душевно, тот в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость и остальные чувства».

На основании накопленного нами опыта можно сделать вывод о том, что коррекционно-педагогическая работа по привитию здорового обрати жизни, позволяет ослабить природные недостатки, обеспечивши эффективность учебно-воспитательного процесса, делает здоровый образ жизни существенным компонентом воспитания, личностного развития детей. Такая целенаправленная работа делает возможным формирование способности детей оценивать собственные достоинства и недостатки, понимать своё поведение, учить позитивно, общаться. Это, в свою очередь, способствует благоприятной адаптации в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бергер С.А., Шелейко Е.Е. «Развитие нравственных качеств школьники» «Красико-Принт». - Минск: 2006.
  1. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». - Практический и методический журнал №4, 2002.
  1. Косачёва И.П. «Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания». - М.: 2005.
  1. Степанов И.Н., Лузина Л.М. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания». Творческий центр «Сфера». - М.: 2008.
  1. Строганова Л.В. «Подсказки учителю в коррекционной рабою с младшими школьниками». Центр педагогического образования - М : 200/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях интерната

Формирование у детей привычки здорового образа жизни  актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровь...

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды образовательного учреждения

Формирование ценности здоровья   и здорового образа жизни как одна из задач воспитывающей среды  образовательного учреждения ...

Проект на тему: «Привитие здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»».

Мой проект направлен на развитие здорового образа жизни у детей от 9 до 11 лет. Я считаю,  чтобы сохранять и улучшать здоровье ребёнка, необходима огромная, каждодневная работа. Здоровый педагоги...

Выступление на ШМО по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми....

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»...