Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования
опыты и эксперименты (4 класс) по теме
Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, когда он вступит в самостоятельную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obruch_e.p._statya.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с задержкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования
Обруч Е.П., Шеенко И. В.
МОУ «Майская гимназия
Белгородского района
Белгородской области»
Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, когда он вступит в самостоятельную жизнь. Рисуя образ будущего, педагог исходит из требований времени, в условиях которого воспитаннику придется жить и работать. Ведь сегодняшний ученик - это будущее государства.
Законодателям и разработчикам новых документов видится, что на выходе из школы ребенок должен быть способным решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта. С этой точки зрения, если рассматривать учащихся как строителей собственной жизни, задача школы не сводится к их обеспечению строительным материалом в виде знаний. Задача школы — научить «строить дом».
И вот что на это говорит статистика, полученная в результате исследования Центра социологических исследований и социального проектирования. Участникам социологического исследования был предложен спектр из 16 ключевых компетенций, востребованных сегодня как самой школой, так и окружающим ее социумом. На диаграмме ниже представлены наиболее популярные ответы, полученные в результате опроса.
Как видим, современная школа призвана готовить человека, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного. Но не упоминается о том, что выпускник должен быть, прежде всего, здоров и физически развит. Только в этом случае можно будет добиться желаемых результатов.
По статистике, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, детей 15-17 лет на 65%. Хронические заболевания обнаружены у 30% школьников средних и старших классов. По разным статистическим данным процент учеников с задержкой психического развития составляет от 30% до 80% от неуспевающих детей. Помимо экологических и генетических факторов, которые, в большинстве случаев, мы не в силах изменить, большую роль играет человеческий фактор.
Помочь ребенку сохранить здоровье поможет забота, внимание родителей и, как это ни банально звучит, правильный образ жизни. Спорт, здоровое питание (без лимонадов и чипсов), свежий воздух могут оказать неоценимое влияние на здоровье. Профилактика и качественное своевременное лечение заболеваний способствует укреплению организма в целом. А гармоничное воспитание и защита ребенка от чрезмерных стрессов помогут ему вырасти счастливым.
Сохранения здоровья школьника на сегодняшний день стало важнейшей государственной задачей. Ответственность за ухудшение здоровья детей лежит не только на семье, но и на современной школе. Следуя техническому прогрессу, увеличивая объём информации, мы должны помнить о физической и психологической переносимости детьми школьных нагрузок. [САВИНА Л.Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников// Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского №14 (18) 2009 г.]
Закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан» (23.11.2011 г.) в своих положениях формулирует необходимость заботы о здоровье. Необходимость разработки учебных программ, направленных на борьбу с потреблением алкоголя, табака, наркотических и психотропных веществ, а также формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для занятий физкультурой и спортом.
В школе, где обучаются дети с задержкой психического развития любая деятельность должна иметь оздоровительно - педагогическую направленность. Сначала мы воспитываем у детей привычки здорового образа жизни, а затем привычки перерастают в потребности поддержания и укрепления своего здоровья. Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Поэтому в работе с такими детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К.С. Станиславским: «Трудное надо сделать привычным, а привычное – легким и приятным».
Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения.
Чтобы работа велась систематически, мы разработали программу формирования здорового образа жизни у детей с задержкой психического развития.
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из пяти блоков, которые тесно переплетаются между собой:
- создание здоровьесберагающей среды;
- рациональная организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- эффективная организация физкультурно - оздоровительной работы;
- реализация дополнительной образовательной программы «Разговор о правильном питании»;
- просветительской работы с родителями.
Здоровьесберегающая среда включает в себя: соответствие состояния и содержания здания и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; организация горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; наличие медпункта; наличие специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса: снижение чрезмерного утомления, создание условий для снятия перегрузки, рационального чередования труда и отдыха, строгое соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств, учёт индивидуальных особенностей психофизического развития.
Физкультурно – оздоровительная работа направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима. В школе, кроме эффективных уроков физкультуры, проводится динамическая пауза между 3 и 4 уроками. Во внеурочное время работают спортивные секции. Регулярно проводятся спортивно - оздоровительные мероприятия: день здоровья, эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные олимпиады.
В качестве дополнительной образовательной программы для детей с задержкой психического развития мы реализуем учебно - методический комплект «Разговор о правильном питании», который включает рабочие тетради для детей 6 – 8 лет, «Две недели в лагере здоровья» для работы с детьми 9 – 11 лет и «Формула правильного питания» для работы с детьми 12- 14 лет. Методические рекомендации для педагогов «Разговор о правильном питании» и книгу для родителей.
Работа с родителями включает в себя родительские собрания с приглашением медицинского работника и лектории, лекции, семинары, консультации. Привлечение родителей к организации спортивно-оздоровительных мероприятий.
Программа формирования навыков здорового образа жизни у детей с задержкой психического развития обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Литература:
- Савина Л.Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников// Известия ПГПУ имени В.Г. Белинского №14 (18) 2009 г.
- Тихомирова Л. Ф., Симановский А. Э., Смирнов В. Е. //Ярославский педагогический вестник –– № 3 – Том II 2013г.
- Зайцев, Д. В. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учебно-метод. пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. – Саратов, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"
Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников
Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...
Статья. Основы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Основы формирования навыков здорового образа жизни млад...
Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"
Проект направленный на создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...
Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...
Формирование навыков здорового образа жизни младших школьников средствами внеурочной деятельности
В условиях современной природной и социально-экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. В настоящее время она является первой по актуальности среди множества други...