Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»
статья по зож

Тулина Людмила Петровна

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование здорового образа жизни учащихся начальной школы»

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации учебного процесса, недостаточная квалификация педагогов и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.

Более успешным и продуктивным является такой процесс обучения, который  включает чередование видов деятельности, физкультминутки, активный отдых на переменах, отдых для глаз, умелое использование наглядных и технических средств обучения. Все это способствует положительной мотивации учебной деятельности. Учитель, опираясь на знания в области психологии, физиологии человека, осуществляет индивидуальный подход к образованию учащихся.

Серьезное внимание нужно обратить на оптимизацию двигательного режима учащихся. Используемые для этого средства вполне доступны и не требуют каких-либо значительных материальных затрат. И это совсем не означает, что нужно изобретать и применять только такие-то новые формы и методы обучения. Главное – изменить свое отношение и всегда помнить, что человек – это саморазвивающая система, каждый ученик – это яркая индивидуальность, которую надо обогатить и развить в соответстви с требованиями времени. К такому выводу я пришла, изучая теоретические вопросы здоровьесбережения.

Общество предъявляет социальный заказ системе образования — усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни (ЗОЖ).

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

Проблемы, обусловившие необходимость разработки моего опыта по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся:

- ухудшение экологической обстановки, убыстряющийся темп жизни – основные факторы, влияющие на здоровье учащихся.

-  возрастающие учебные нагрузки, стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся.

- наличие заболеваний с наследственной предрасположенностью у учащихся.

- недостаточность знаний основ гигиены, правильного питания, о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационнные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья, осознании его, как ценности. Системный здоровьесберегающий подход способствует воспитанию здоровых, социально – активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Здоровая среда в процессе обучения связана с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Основной целью в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни является сохранение, укрепление, приращение жизненных сил ребёнка, активное включение в познавательную учебную деятельность. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Проведение гимнастики до занятий способствует более организованному началу занятий и позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятия, внимания, памяти и др.)  Во время урока я использую валеологические паузы, комфортное начало и окончание урока, минутки релаксации, психологической разгрузки, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. В ходе урока мною применяются элементы активного отдыха – физкультминутки. Они способствуют переключению внимания, позволяют устранить или предупредить утомление, восстанавливают умственную работоспособность. Для профилактики зрительных нагрузок использую упражнения, снимающие утомление глаз.

Системный подход к пониманию здоровья обусловил значительные изменения модели школы, педагогические аспекты здорового образа жизни в школе многообразны. Обобщая свой педагогический опыт, я пришла к пониманию, что любой учебный процесс должен:  сохранять здоровье ребёнка;  быть корректным к личности ученика;  быть развивающим;  быть интересным для обучающегося;  быть результативным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»

В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....

«Использование здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни учащихся начальной школы».

Особенности здоровьесберегающих технологий, используемые мною в начальной школе,  позволяют решить одну из самых актульных задач современного образования-формирование здорового образа жизни младш...

СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья посвящена актуальной проблеме формирования здорового образа жизни обучающихся, раскрывает содержание деятельности учителей начальных классов в данном направлении....