Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся.
статья по зож
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_negativno_vliyayushchie_na_zdorove_korneeva_t.v.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.
Например, среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века
Однако решение этой проблемы будет успешным только в том случае, если будут предложены и реализованы способы с учетом всех факторов, обуславливающих данную проблему. Попробуем разобраться во всем их многообразии.
Не буду говорить о внешкольных социально-экономических и экологических факторах. Иногда приходит мысль о том, что влияние всех внешкольных факторов, подрывающих здоровье детей, настолько велико, что усилия учителей и всех работников образования по обеспечению сохранности здоровья этих же детей в условиях школы кажутся ничтожными. Возможно, это и так, но каждый, кто причастен к судьбе подрастающего поколения, к его будущему , должен с позиций своих возможностей и своей совести обеспечить нормальные условия для сохранения и улучшения здоровья детей. Здесь, не может быть оправдывающих ситуаций «мало зависит», «много зависит». Главное, что «зависит», а так как ребенок, учащийся в образовательном учреждении находится солидную часть своей жизни, то понятно, сколь значимо влияние школы на его здоровье.
Итак, о факторах, негативно влияющих на здоровье растущей личности в условиях школы.
1. В современных условиях, когда в системе общего образования наблюдается некоторая неустойчивость в отборе содержания обучения, разноуровневость сложности, особо заметно стала проявляться дискоординация в обучении детей данному содержанию. Она выражается в том, что учителя, во-первых, нередко предъявляют различные требования на уровне общеучебных навыков. Требования к учебной деятельности, безусловно, могут и должны отличаться у каждого учителя , но только не на уровне общеучебных навыков. Потому-то такие навыки и называются общеучебными, что позволяют при овладении различными учебными предметами той или иной общеобразовательной области пользоваться обобщенными планами деятельности. В российской дидактике уже давно разработаны обобщенные планы учебной деятельности при работе с книгой, составлении своего выступления, изучении той или иной закономерности, выдвижении гипотезы и т.д. Эти обобщенные подходы формировались многие годы и являются оптимальными. Если у учащихся они сформированы на уровне навыка, то это значительно облегчает им процесс познания учебной дисциплины. К сожалению, в последнее время учителя мало внимания уделяют формированию общеучебных навыков. В этом случае учащиеся вынуждены «подстраиваться» под каждого учителя, что влечет за собой лишние нагрузки.
2. Анализ современных учебных программ, содержания школьных учебников, наблюдения за деятельностью учащихся и учителей позволяют сделать вывод о том, что учебный материал часто подается громоздко, сложным для учащихся языком. Здесь далеко не всегда учитываются возрастные особенности учащихся. Особенно по ряду программ в начальной школе. Это значительно перегружает детей и, что очень печально, отторгает их от познавательного процесса.
3. Негативно на учебный процесс влияет отсутствие у учащихся видения логики изучаемого предмета, закономерностей в его построении и вынуждает детей заучивать весь материал, что, безусловно, резко увеличивает нагрузку. Но так как учащиеся и учитель «привязаны» к учебнику, то далеко не каждый учитель в состоянии «переделать» его согласно той или иной логически обоснованной структуре, и продолжается изучение материала «по параграфам» этого учебника. Отменить учебники? Безусловно, нет. Учебник должен стать книгой для чтения по тому или иному предмету, а основное содержание и структура материала есть плод деятельности учителя и учащихся (при неукоснительном следовании государственным стандартам!). Хотя, конечно, учителю, безусловно, легче работать «по параграфам» учебника, не надо много думать, в этом случае все перекладывается на плечи учащихся, которые должны дома эти параграфы «выучить».
4. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц и т.д., то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости.
5. Весьма существенным фактором, влияющим на здоровье учащегося, является состояние отношений между ним и другими учащимися, между ним и учителями. Многие проблемы со здоровьем детей, стрессы, хронические расстройства их нервной системы и другие заболевания связаны с дискомфортом, который постоянно довлеет над каждым учеником, если он попадет в область негативных отношений. К сожалению, нельзя назвать редким явление, когда не складываются отношения между конкретным учеником и учителем. В круг таких негативных отношений втягиваются, безусловно, родители, которые часто только усложняют эти отношения. Пути снятия этого негативного явления известны — они кроются в системе духовно-нравственного воспитания, о котором говорят сейчас много, но его практическая реализация пока далека от необходимой.
6. Наконец, существенно влияют на здоровье детей, обучающихся в школе, санитарно-физиологические факторы. Эти факторы наиболее известны, и когда говорят о сохранении здоровья обучающихся детей, то часто имеют в виду только эти факторы. Понятно, что здоровье детей существенно зависит от того, за какой партой (столом) он сидит, как много он сидит, как освещается его рабочее место, каков доступ свежего воздуха в классную комнату, как он питается в процессе нахождения в школе, как составлено расписание занятий, какой ручкой он пишет, сколько времени он проводит за компьютером, как налажен его отдых во время перерывов между уроками и т.д. и т.п. Однако если обеспечить только нормальные санитарно-физиологические условия (подчеркну еще раз — очень необходимые и важные), но не обратить внимание на дидактические и воспитательные факторы, о которых я сначала говорила, то проблему сохранения здоровья детей в школе мы не решим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для формирования всесторонне развитой личности."
В современном учебно-воспитательном процессе огромное внимание уделяется физическому здоровью учащихся....
Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей
Организация процесса спортивной подготовки детей на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...
Использование Кёкусинкай каратэ для преодоления влияния негативных факторов Крайнего Севера на здоровье детей
Организация процесса спортивной подготовки детей на Крайнем Севере требует иного подхода, чем в средней полосе. Изучение особенностей физического развития, физической подготовленности, региональ...
Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»
В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
Сообщение "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школекак фактор сохранения здоровья учащихся"
В сообщении ислайдам к нему рассказаны и показаны разные способы и приемы укрепления и сохранения здоровья учащихся во время уроков....
Оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка.
Оригами – это древнее японское искусство складывания бумажных фигурок. Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми....