"Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для формирования всесторонне развитой личности."
методическая разработка по теме

 В современном  учебно-воспитательном процессе огромное внимание уделяется физическому здоровью учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Физическое здоровье учащихся как необходимый фактор для  формирования всесторонне развитой личности.»

Цель : формирование представлений о здоровом образе и его влиянии на сохранение здоровья детей.

Задачи: дать информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; сформулировать рекомендации для родителей.

Классный руководитель.

Как говорится, что имеем, не храним, потерявши - плачем. С давних времен люди разных стран в своих приветствиях и поздравлениях желают друг другу здоровья, понимая, как это важно в разных сферах жизни. Однако практика показывает, что у большинства из нас либо отсутствуют необходимые знания о правилах сохранения здоровья, либо не воспитана потребность их выполнять. В результате мы наносим непоправимый вред здоровью.

Какие составляющие входят в это понятие? Это три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое здоровье , психическое здоровье, душевное здоровье.

Физически здоровым считается человек, который редко болеет, без осложнений, у него хорошая иммунная система, он не нуждается в лекарствах, достаточно развит и закален, стремится к соблюдению режима. Здоровье зависит от условий жизни, соблюдения режима труда и отдыха, хорошей иммунной защиты, отсутствия вредных привычек, сбалансированного питания и других факторов. Влияет на него подчинение законам, связанным с суточными ритмами Земли. Желателен и учет индивидуальных особенностей «сов», «жаворонков», «голубей». Определить тип работоспособности, соответствующий индивидуальному суточному ритму, можно по тесту.

Физиологи установили, что у большинства людей наивысшая активность . наблюдается с 8 до 12 и с 14 до 18ч. В середине дня работоспособность начинает снижаться, а после 18 ч происходит резкий спад работоспособности.. Эти данные необходимо учитывать при составлении режима дня школьника, организации отдыха. Многие родители, стремясь с младшего школьного возраста дать как можно больше знаний, записывают его к различным репетиторам, на дополнительные |занятия. Рабочий день школьника бывает до отказа наполнен умственной деятельностью. В итоге такой интенсивный труд без полноценного отдыха приводит к переутомлению. Это, в свою очередь, снижает иммунитет, приводит к появлению соматических заболеваний.

В младшем школьном возрасте для предупреждения переутомления показан дневной сон, если это возможно организовать. Вообще, полноценный сон - это самый эффективный вид отдыха. Еще древние Греки заметили, что он очищает организм, улучшает обменные процессы. Ученик начальной школы должен спать не менее 8-10 часов в сутки. Постоянное нарушение режима сна провоцирует возникновение стрессовой ситуации, способствует возникновению стойкого переутомления, что, в свою очередь, приводит к заболеванием внутренних органов, частым OP3 и ОРВИ. Спать лучше с приоткрытой форточкой, постель должна быть не очень мягкой, подушка - невысокой, так как способствует хорошему кровоснабжению мозга.

Следующий фактор сохранения здоровья - это укрепление ной системы. На пользу организму идут физическая активность, закаливание,  соблюдение правил личной гигиены, водные процедуры, отказ от вредных привычек, правильное питание и многое другое. Специалисты считают, что современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность школьника. Поэтому для профилактики гиподинамии просто необходимы: поведение зарядки; прогулки на свежем воздухе; оздоровительный бег;

занятия зимними видами спорта - катание на лыжах, коньках: плавание;

езда на велосипеде;

командные виды спорта: волейбол, футбол и т. п.; туризм;

занятия аэробикой, спортивными танцами и т. п.

Все эти меры способствуют профилактике простудных заболеваний и ритмичному сокращению сердца, снимают нервное напряжение, активизируют дыхание и кровоснабжение, создают хорошее настроение, укрепляют волю и развивают такое качество характера, как выносливость.

Что касается закаливания, то все мы, конечно, помним песню:

Закаляйся, если хочешь быть здоров!

Постарайся позабыть про докторов! В самом деле, этот метод укрепляет защитные силы организует и повышает тонус, улучшает кровоснабжение и работу мышц, нормализует обмен веществ. Также давно подмечено, что закаленные люди лучше переносят перепады температуры, поэтому в период межсезонья реже болеют простудными заболеваниями. Существуют следующие виды закаливания: закаливание солнцем; закаливание воздухом закаливание водой; обтирание; полоскание горла; баня.:

Следует отметить, что перебор в применении этих мер бесполезен ,а порой и вреден для организма. Начинать закаливание надо постепенно, лучше в летний период. Перед этим необходимо посоветоваться с врачом-педиатром.

Предлагаем вам некоторые рекомендации по этим видам закаливания. Значительную роль играют привычки. Одни из них сохраняет здоровье, другие разрушают. Вот что сказал по этому поводу известный педагог К. Ушинский: «Сколько прекрасных начинаний и даже людей пало под бременем дурных привычек».   Этой   теме   посвящены   материалы   учебников   по   ОБЖ   и природоведению, мы говорим с детьми на классных часах, и все же приходится поднимать эти вопросы снова и снова. Это связано с тем, что в подростковом возрасте мнение взрослых в глазах ребенка обесценивается. Мнение сверстников становится более значимым. А если в этот период возникают конфликтны с родителями, то дети могут делать что-то назло, чтобы показать, что они взрослые. Поэтому важно сохранить с детьми доверительные отношения. Массовый характер в период подростковых кризисов приобретает такая вредная привычка, как курение. Главный вред состоит в том, что табак обладает наркотическим действием, а дым, являясь скрытым убийцей ,оседает в легких и всасывается в кровь. При этом в первую нарушается работа сердца, головного мозга, а впоследствии внутренних органов. Особенно активно курение разрушает здоровье детей, т. к. их организм очень восприимчив к различным ядам. Для отравления табачным дымом необязательно курить самому. Так называемое пассивное курение наносит такой же вред. Установлено ,что у детей курящих родителей наблюдаются расстройства психики, замедляется развитие таких познавательных процессов, как память, мышление.  Ещё один опасный яд - алкоголь. Он также обладает наркотическим воздействием, способен вызывать болезни внутренних органов, парализовать нервную систему и даже, при сильном отравлении, вызвать смерть. Опасность употребления алкоголя подростками состоит еще и в том, что он вызывает агрессивность. Поэтому шоком для родителей является то, что их, такой уравновешенный всегда ребенок, вдруг, оказывается в компании сверстников, совершает правонарушения в состоянии опьянения. Задача родителей в период подростковых кризисов - показать ребёнку другие пути самоутверждения. Как показывает жизнь, безделье, скука, праздность- благодатная почва для алкоголизма.

Тоже самое можно сказать и об употреблении наркотиков. Эту чрезвычайно опасную болезнь называют -наркомания. Часто попробовав раз, человек уже не может обойтись без него. Этот порок поражает все органы тела, разрушает систему, вызывает психические расстройства и полную деградацию личности. Поэтому важно сохранить с ним доверительные отношения.

Примером здорового поведения должны являться сами родители .Не стоит устраивать праздники, где алкоголь - центр событий, если в семье пьет или курит один из родителей, не надо пытаться скрывать это от сына или дочки. Будет лучше, если ребенок будет знать, что вредная привычка, и папа или мама не могут пока избавиться.

Следующим фактором сохранения здоровья является полноценное питание. Уже в третьем классе на уроках мы с детьми говорим о том, что полезно для нашего здоровья, а что нет. Младшие школьники знают основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины. Давайте и мы вспомним сведения по этой теме.

Питание должно быть осторожным, умеренным и разнообразным. Нужно употреблять в пищу экологически чистые продукты. Пища должна содержать все компоненты в необходимом количестве. Сразу хочется заострить внимание на следующей проблеме. Некоторые родители идут на поводу детей и отказываются от горячих обедов и завтраков, заменяя полноценное питание покупками вредных для организма .сухариков ,чипсов. Страдает детский организм, что приводит к возникновению различных заболеваний.

.Итак ,мы познакомились со следующими факторами сохранения здоровья детей: соблюдение режима дня, организация отдыха детей, отказ от вредных привычек, укрепление иммунной системы, полноценное питание детей. Но чтобы чувствовать по-настоящему здоровым   необходимо беречь психику. Нагрузки, которые испытывает современный человек, очень велики, и часто психика не выдерживает. Более подвержены этому школьники, т. к. их организм еще не так силён и они не умеют управлять своими эмоциями. Различают эмоции положительные и отрицательные. Положительными мы отзываемся на чью-то любовь, вежливость, доброжелательность, благодарность, сочувстие, заботу или на радостное событие. Отрицательные возникают в результате страха, переутомления, боли, голода. Их могут вызвать грубость, зависть, равнодушие, бестактность, жестокость окружающих. Человек может стать по-настоящему здоровым, если научится подавлять в себе раздражение, не допускать нервных срывов, не позволять эмоциям управлять собой. Как научить этому ребенка? Лучше в этом возрасте регулировать эмоциональное состояние физическими упражнениями, при помощи занятий различными видами искусств. Помогут прогулки, выезды за город. Можно научить ребенка приёмам снятия напряжения.

Самый простой способ, который знают дети, - это посчитать до десяти ,прежде чем дать выход своему гневу.

Хорошо, если у вас есть домашние животные. Помогает расслабление, созерцание струящейся воды, огня зажженной свечи.

Не менее важно иметь душевное здоровье. Это наш внутренний мир, нравственные принципы, убеждённость, гуманность. Если красота физическая даётся от природы. то духовная характеризуется поступками, отношением к другим людям. Чтобы научить ребёнка

следующие правила:

не пытаться перевоспитать другого человека, а самому изменить свое отношение к нему;

не увлекаться критикой;

обсуждать ситуацию, которая возникла сейчас, а не вспоминать прошлые «грехи» человека;

во время конфликта следить за своей речью: неосторожное слово может тяжело ранить душу другого человека;

уметь искренне восхищаться достоинствами другого человека;

быть внимательным к чувствам, настроениям другого человека;

вести себя так, как хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к тебе.

Подлинно культурный, духовно здоровый человек не только одевается со вкусом и грамотно говорит, но и дарит окружающим положительные эмоции.

В условиях сложной экологической, экономической действительности проблемы сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни особенно актуальны. В современном обществе реализовать себя, свои способности, быть успешным в профессиональной деятельности и личной жизни может только по-настоящему здоровый человек. Но одни только знания не помогут ребенку. Необходимо, чтобы идея бережного отношения к здоровью стала его внутренним убеждением.

Анализ анкетирования детей. При подготовке к собранию мы провели тестирование среди учащихся «Как ты относишься к своему здоровью?» Предлагаем вам ознакомиться с его результатами.

Подведение итогов

Классный руководитель. Как видите, есть над чем задуматься, о чем поговорить с детьми. Не забывайте и о личном примере!

Решение родительского собрания по 1 вопросу:

1.Обсудить дома с остальными членами семьи информацию, услышанную на

собрании и полученную в результате выполнения практических работ. 2.Использовать ее в повседневной жизни.

 3.Наблюдать за питанием своего ребенка.

Рекомендации по закаливанию

Закаливание водой. Эффект этого вида закаливания основан на механическом и термическом воздействии на кожу. Можно начинать со ступней ног. Постепенно снижать температуру воды от 18-20 градусов до 5-7 °С. Обливание всего тела выполняют водой 25-30 постепенно доводя ее до 10-15 °С. Продолжительность процедуры 1-2 мин. После этого тело надо насухо вытереть полотенцем. Это са мый агрессивный вид закаливания, поэтому необходимо посоветоваться с врачом.

Обтирание. Выполняют полотенцем, смоченным водой комнатной температуры. Сначала обтирают руки, затем шею, грудь, живот, спину, ноги. После этого необходимо растереть тело сухим полотенцем.

Закаливание солнцем. Принимая солнечные ванны, необходимо помнить, что длительное пребывание под палящими лучами приводит к солнечным ожогам и перегреву организма. Передозировка солнечной радиации разрушает иммунную систему, что может стать причиной возникновения онкологических заболеваний. Лучше загорать утром с 9 до12 ч и вечером с 16 до 18 ч. Продолжительность процедуры в первый день не должна превышать 10-15 мин. Постепенно ее увеличивают на 10 мин и доводят до 2 ч.

Закаливание воздухом. Это один из самых эффективных методов укрепления иммунитета. Процедуры начинают принимать при температуре 16-18 °С. Затем постепенно переходят к более низкой и доводят до 5-7 'С. В первый день продолжительность воздушных ванн не должна превышать 10-15 мин. Одна из форм такого закаливания - сон при открытой "форточке.

Баня. Эффект парной бани - в сочетании горячего, насыщенного парами воздуха, горячей воды и своеобразного массажа веником. При этом расширяются поры, через которые выделяется пот, выводятся токсические вещества, лучшается обмен веществ. Специалисты советуют делать 1-2 захода в парилку по -10 мин при температуре не выше 70-90 "С, затем прохладный душ с температурой воды 18-25 °С. Не рекомендуется после парилки пользоваться общим бассейном для купания, т. к. еще в течение нескольких минут поры остаются открытыми и активно втягивают внутрь любые растворы, которые затем попадают в кровь и лимфу.

Полоскание горла. Этот вид закаливания показан при частых заболеваниях верхних дыхательных путей. Полоскания горла производят водой, температура которой 25-30 °С. Постепенно снижают температуру до 10°С Вначале достаточно 1-2 процедур в день, а через 2-3 недели их количество доводят до 3-5.

Тест для учащихся «Как вы относитесь к своему здоровью»

Ответьте на вопросы теста и подсчитайте очки.

1.        Как часто вы моете руки?

а)        довольно часто, несколько раз в день - 0 очков;

б)        обычно перед едой и после туалета - 5 очков;

в)        когда сильно испачкаю - 20 очков.

2.        Сколько раз в день вы чистите зубы?

а)        2 раза в день (утром и вечером) -10 очков;

б)        1 раз в день - 5 очков;

в)        не каждый день - 15 очков.

3.        Как часто вы моете ноги?

а)        каждый вечер перед сном - 0 очков;

б)        когда заставит мама - 10 очков;

в)        а зачем их мыть? - 20 очков.

4.        Как часто вы делаете зарядку?

а)        ежедневно - 0 очков;

б)        когда заставляют родители - 15 очков;

в)        никогда - 20 очков.

5.        Как часто вы простужаетесь?

а)        1 раз в 2 года - 0 очков;

б)        1 раз в год - 5 очков;

в)        несколько раз в год -15 очков.

6.        Как часто вы едите сладости?

а)        по праздникам и воскресеньям - 0 очков;

б)        почти каждый день - 20 очков;

в)        несколько раз в день - 30 очков. *

7.        Как часто вы плачете?

а)        не могу вспомнить, когда это было последний раз - 0 очков;

б)        пару раз в неделю - 15 очков;

в)        почти каждый день - 25 очков.

8.        От чего вы плачете?

а)        от боли - 0 очков;

б)        от обиды - 10 очков;

в)        от злости - 20 очков.

9.        Сколько вы гуляете?

а)        ежедневно по 1,5-2 часа - 0 очков;

б)        ежедневно, но меньше часа - 10 очков;

в)        иногда по выходным - 20 очков.

10.        Когда вы ложитесь спать?

а)        в 21.00-21.30-0 очков;

б)        с 22 до 24 ч - 10 очков;

в)        после 24 ч - 35 очков.

11.        Соответствует ли ваш вес росту и возрасту?
а) соответствует или чуть меньше - 0 очков;
б )немного больше -10 очков;

в )значительно превышает норму - 30 очков.

12.        Сколько времени вы проводите у телевизора?

а)        не больше 1,5 ч, часто с перерывом - 0 очков;

б)        около 3 ч - 10 очков;

в)        почти весь день - 30 очков.

13.        Сколько времени вы тратите на уроки?

а)        около 1,5 ч- 0 очков;

б)        почти 2 ч - 15 очков;

в )больше 3 ч - 30 очков.

14.        Можете ли вы взбежать на 5-й этаж?

а)        с легкостью - 0 очков;

б)        под конец устаю - 15 очков;

в)        с трудом - 25 очков;

г)        не могу - 35 очков.

15.        Ходите ли вы в спортивную секцию или танцевальный кружок?
а) да - 0 очков;

б) нет - 5 очков.

Теперь займемся подсчетом.

Если набралось от 0 до 20 очков - вы в полном порядке!

От 20 до 70 очков - у вас уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!

От 70 до 110 очков- вы твердо стоите на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте с него скорее!

От 110 и выше - как вы еще не развалились? Начинайте борьбу за здоровье с этой же секунды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".

Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...

Ителлектуально-речевая среда на уроках русского языка как условие всестороннего развития личности ребёнка

" Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова и не получило навыка распоряжаться им с изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка" К.Д.Ушинский Данны...

Всестороннее развитие личности школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Всестороннее развитие личности ребенка через игру.

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пыт...

Роль внеклассной работы по предмету в формировании всесторонне развитой личности школьника

выступление на заседании МО учителей математического цикла....

Педагогическое творчество как фактор формирования и развития личности.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ведь неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестан...


 

Комментарии

Полезный материал для родителей.