Сообщение "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школекак фактор сохранения здоровья учащихся"
статья по зож на тему

Иванова Светлана Владимировна

В сообщении ислайдам  к нему рассказаны и показаны разные способы и приемы укрепления и сохранения здоровья учащихся во время уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 «Здоровьесберегающие технологии

в начальной школе как фактор сохранения

и укрепления здоровья учащихся»

подготовила

учитель начальных классов

 МБОУ УДСОШ №2

Иванова Светлана

Владимировна

2017

(Слайд №1,2)Модель выпускника СОШ – это человек здоровый физически, морально, психически и социально. 

В настоящий момент уровень материально-технического оснащения школы достаточен. С активным использованием ИКТ – технологий возникает проблема сохранения здоровья ученика и учителя. Исходя из ранее названной  цели мы выделяем для сохранения и укрепления здоровья учащихся   следующие задачи:

(слайд№3) Задача № 1

«Организовать здоровьесберегающую  деятельность на уроках и внеурочной деятельности»

  • Соблюдение гигиенических требований на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Благоприятный эмоциональный настрой на уроке и внеурочной деятельности.
  • Проведение физкультминуток и динамических пауз.
  • Построение урока с учетом работоспособности учащихся .
  • Проведение Дней здоровья и других спортивно-массовых мероприятий.
  • Физкультурные занятия.
  • Разнообразные  спортивные секции.
  • Внеурочная деятельность в объединениях.
  • Подвижные игры  на переменах в начальном звене.
  • Флешмоб на переменах с помощью старшеклассников.
  •  Организацию чередования различных видов деятельности;
  • Построение расписания уроков с позиций  здоровьесбережения.
  • Ежегодные медицинские осмотры.

(Слайд №4)Задача № 2

«Проведение  диагностики  создания  оптимальных условий  путем  ведения  мониторинга  по определению  доли  учащихся, занимающихся самостоятельным  контролем  работы  за компьютером»

  • Ведение дневников здоровья учащихся.
  • Мониторинг физического развития учащихся.
  • Мониторинг по ЗОЖ.
  • Распространение памяток по сохранению здоровья: «Упражнения  для глаз»,
  • «Требования к рабочему месту», «Правила работы за компьютером», «Комплекс упражнений за компьютером»,  Памятка для родителей по использованию Интернета ребенком» 
  • Мини-проекты на тему сохранения здоровья по предметам и на занятиях внеурочной деятельностью.
  • Проведение анкетирования учащихся: «Соблюдаете ли вы правила безопасной работы за компьютером?»
  • Организацию учета динамики работоспособности школьников во время образовательного процесса.
  • Анкета для учащихся на выявление мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
  • Анкета для родителей "ИКТ в школе".        

   ( Слайд №5) Главной целью моей педагогической деятельности считаю  создание благоприятных условий для самореализации творческого потенциала моих учеников, обеспечение благоприятной воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей.

Главными  задачами в своей работе считаю использование  педагогических здоровьесберегающих технологий в учебной и во внеурочной деятельности.

Это позволяет:

  1. Конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;
  2. Повысить эффективность урока, сделать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;
  1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
  1. Сохранить высокую работоспособность  учащихся  во  время  учебной деятельности.
  1. Отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников.
  1. Создать условия для самореализации личности учащихся.
  1. Создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
  1. Осуществить   дифференцированный   подход  к   учащимся,
  1. Сплотить детский коллектив и привлечь родителей к организации внеурочной деятельности в классе.
  1. Способствовать  пропаганде здорового образа жизни.

А теперь хочется остановиться подробнее на содержании работы по использованию здоровьесберегающих технологий:

-Ряд требований должен присутствовать в организации урока: весьма важно правильное построение уроков, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности, утомительности.

(СЛАЙД 6)Лучше всего показывают себя на разных этапах урока игровые технологии. Я использую игры всегда обучающего характера. Например: на русском языке даю такое отдыхающее и в тоже время закрепляющее знание задание: «Если услышите существительное женского рода – прыгайте на месте, сущ. мужского рода- приседайте, среднего рода –хлопайте в ладоши»; на математике- например с использованием чертежа-схемы, где задания рифмуются с рисунком, типа « Мы подпрыгнем столько раз, сколько елочек у нас, сколько белок усмотрели - столько раз мы и присели…» и т.п.,Очень нравится детям на уроке изучения мер длины вставать, ходить по классу и по заданиям «Смешариков» в конвертах находить задаваемые «Смешариками»предметы-их измерять, переводить из одних единиц –в другие, сравнивать и составлять таблицу мер предметов класса. На таких уроках дети и двигаются, и исследуют, и обучаются, и, в тоже время…отдыхают. на литературном чтении начало урока мы посвящаем жужжащему чтению нового или домашнего текста или другим распечатанным рассказам изучаемого автора. Детям азарт соревнования интересен. Они и не замечают, что все-таки они учатся! Через урок мы занимаемся на чтении артикуляционной гимнастикой речевого аппарата по видеоурокам специалистов или отработкой 1-2 скороговорок, или речевой разминкой, где в конце упражнения придумываем сами рифму и дети предлагают разные варианты. Например: рарара -…спать уже пора, но-но-но- всей семьей пошли в кино. Очень нравятся учащимся игры «Фотоглаз» и чтение вверх ногами. Одним из условий здоровьесберегающего урока является позитивный настрой учащихся.

(Слайд №7)Все ребята в классе очень любят чтение по ролям с использованием перчаточных кукол, масок, импровизированный пересказ-экспромт в виде сценок без домашней подготовки. Особенно нравится учащимся пересказы историй от лица цыпленка, бабушки, случайного «очевидца» какой-либо истории. Дети стараются рассказывать выразительно, даже меняя голоса. Все эти приемы создают положительный эмоциональный настрой в классе, вызывает у ребят чувство радости и комфорта. Для укрепления здоровья детей  используется в работе «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной школе, являются:

-занятия в режиме смены динамических поз (парты, конторки); движения наглядного учебного материала;

-использование схем зрительных траекторий, «Экологического букваря - картины-панно; специальных художественно-образных каллиграфических прописей;

-обязательный предмет – хоровое пение.(на уроках музыки и во внеурочной деятельности, обучающая театрализация и т. п.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Практическая и исследовательская деятельность относится к развивающим технологиям, поэтому так же является здоровьесберегающей.. На уроках окружающего мира мы с детьми не упускаем ни одной возможности для практической и исследовательской деятельности.

(Слайд №8)Например – делаем разные виды облаков из ваты;

исследуем – почему парашютики сразу не опускаются на пол; почему пламя свечи по-разному ведет себя около пола и выше;

(слайд№9)как влияет запах чеснока, цитрусовых или гвоздики на воздух в помещении, как легко сделать амулеты для профилактики ОРВИ и гриппа подручными средствами и т.д

Практическое исследование «Спрятанный сахар».

(Дети приносили этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)

- Рассмотрим этикетки, найдём слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мёд, мальтоза, фруктоза).

- Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.

- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Доктор Здоровая Пища советует есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.)

(слайды №10)Последнее занятие во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании» в этой четверти «Кулинарное путешествие по России» прошло в виде заочного путешествия и практической части –конкурса на изготовление полезных салатов с последующей дигустацией, наблюдениями и выводами.

Рефлексия в конце уроков и внеклассных занятий всегда должна быть с положительным эффектом. («Дерево успеха»,  «Дерево настроения», «Букет лучших ответов», )( СЛАЙД11)

-У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает в них? (Улыбки)

Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.

Итак, ваши маски ожили. Некоторые из них я прикреплю на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе.

      Личностно-ориентированные технологии стараюсь использовать в комплексе:

Это:  педагогика сотрудничества –где важнейший приоритет –воспитание над обучением;

 технологии развивающего обучения, где знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

- Первые   признаки   утомления   служат мне  сигналом   к   выполнению физкультминуток с ребятами.  

С самого начала урока слежу за тем, чтобы задания были интересны и посильны каждому ученику. Настрой и интрига урока может начинаться по-разному. Это может быть: красивый «волшебный» ларец с заданием к уроку, письма от мультгероев, запись  голоса волшебницы с заданиями и даже «настоящий», пришедший на урок, герой из любимых детских произведений. Для сохранения психологического здоровья каждого ребенка следует применять дифференцированное обучение.

(слайд №12) Физминутки всегда продумываю. Например, после урока физкультуры хорошо подходят физминутки - релаксации,  цветотерапия:  а после середины урока, перед объяснением нового материала провожу физминутки с атрибутами, чтобы взбодрить ребят. Использую физминутки с перчаточными куклами, где кроме выполнения движений дети выразительно говорят слова физминутки или небольшого стихотворения из литературного чтения. Очень часто использую физминутку на дыхание и развитие артикуляционного аппарата  «Как на нашем на пригорке…»

Все это хорошо  активизирует у  ребят мыслительную деятельность. для дальнейшей работы, развивает фонематический слух.

Использую следующие виды физкультминуток: расслабляющие, успокаивающие, стимулирующие к действию, тонизирующие.Очень часто использую физминутку на дыхание и развитие артикуляционного аппарата  «Как на нашем на пригорке…»

                    1.упражнения для снятия общего или локального утомления;

(слайд №13)-( например, это упражнения для глаз. Они не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зрительные гимнастики проводятся обычно  в середине и в конце урока в течение 1 минуты.

Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд  в окно  на несколько секунд.

Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (слайд14)(определение изображения, спрятанного на рисунке). На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.)

                     2.  упражнения для кистей рук;

3.гимнастика для улучшения слуха

4.упражнения для профилактики плоскостопия;

5.дыхательная упражнения.(как на нашем на пригорке…)

                    (слайды)14,15   6.  физминутки с атрибутами.

                      7. упражнения для осанки

(Все упражнения есть в книгах и Интернете в огромном количестве. Нужно только подбирать подходящие возрасту)

Необходимо постоянно поддерживать положительный  эмоциональный  фон  на уроках  и во внеурочное  время. Не секрет, что физическое здоровье  детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и  окончание  урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

Это,например, использование кинезеологической гимнастики, гимнастики для глаз и    упражнения, корректирующие осанку. Профилактика нарушений осанки и зрения осуществляется в двух направлениях - это  создание оптимальных гигиенических условий  и  в то же время  проведение воспитательной работы. Больше  внимание   нужно уделять правильной посадке.

Не нужно  требовать  от учеников сохранения неподвижной позы  в течение всего урока и поэтому стоит использовать следующую форму  организации деятельности учащихся на уроках:

           1. работа в парах сменного состава;

2.работа в группах (как статическая, так и подвижная);

           3.фронтальный опрос с использованием предмета (например: мяч, карточки, «цветик-семицветик» сигнальный круг, карточки различного цвета, сорбонки);

           4.использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов                  одноклассников;

5.хлопанье в ладоши;

6.построение парт необычным способом.

-На переменах  между   уроками  стараюсь  занять детей  полезными коррекционными играми: игры на внимание (н-р коррегирующая проба,;  игры, помогающие раскрыть личностные   возможности   ребенка;   игры,   развивающие   глазомер, наблюдательность;    игры,   развивающие   творческие   способности   и воздействующие на эмоции чувств детей.)

Необходимо постоянно поддерживать положительный  эмоциональный  фон  на уроках  и во внеурочное  время. Не секрет, что физическое здоровье  детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и  окончание  урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

Здоровьесберегающее пространство школы прежде всего –инклюзивное. Поэтому особо хочется рассказать об ученике с ОВЗ. Он – инвалид .

( органическое поражение ЦНС (плохо говорит). ПМПК определила ему 7 вид обучения. И все-таки он необычный. Ребята в классе его любят. Вместе со всеми он посещает такие уроки, как: окружающий мир, музыка, технология, уроки внеурочной деятельности. Участвует во всех мероприятиях класса. Для обучающегося есть своя маршрутная карта, которой  педагоги придерживаются и, благодаря которой, наблюдаются успехи в обучении. Ученику в коллективе интересно. С ним отдельно занимается психолог, логопед-дефектолог, учитель информатики, учителя ритмики, физкультуры и классный руководитель. И у каждого педагога для мальчика есть своя  программа обучения, тот «маршрутный лист», который,  должен привести его к 5 классу к хорошим результатам обучения, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. Сейчас мальчик - дружен и с компьютером, несмотря на трудности речи - один из лучших пересказчиков материала по окружающему миру и чтению. Он, благодаря совместной и дружной работе команды педагогов  вычитал норму по чтению во 3 четверти, написал контрольные на «удовлетворительно». В своей работе начала использовать интересную методику для работы с детьми ОВЗ с нарушениями речи. Это «Самомассаж с ложками». И мы начали заниматься по ней. (слайд№15-17)Благодаря развитию коммуникативных навыков мальчику стало комфортно с детьми. Вслед за ребятами класса и с их помощью ученик увлекся бисероплетением.(слайд 18) Это занятие очень стимулирует мозг и речь ребенка. Мальчик не просто вяжет фигурки, а придумывает каждой название, историю. Стал интересно рисовать. Захотел… и сочинил несколько сказок прямо в классе, красиво оформил (как смог) работы и допустил совсем мало ошибок. Стал рифмовать строки, любит ходить на перемене по классу и распевать «оперным» голосом песни собственного сочинения. Дети улыбаются и удивляются этому ребенку. Я не препятствую его начинаниям. Может из этого что-нибудь хорошее и выйдет.

 Желаю и Вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья и солнечных дней!

(слайд 19)



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 «Здоровьесберегающие технологии

в начальной школе как фактор сохранения

и укрепления здоровья учащихся»

подготовила

учитель начальных классов

 МБОУ УДСОШ №2

Иванова Светлана

Владимировна

2017

(Слайд №1,2)Модель выпускника СОШ – это человек здоровый физически, морально, психически и социально. 

В настоящий момент уровень материально-технического оснащения школы достаточен. С активным использованием ИКТ – технологий возникает проблема сохранения здоровья ученика и учителя. Исходя из ранее названной  цели мы выделяем для сохранения и укрепления здоровья учащихся   следующие задачи:

(слайд№3) Задача № 1

«Организовать здоровьесберегающую  деятельность на уроках и внеурочной деятельности»

  • Соблюдение гигиенических требований на уроках и во внеурочной деятельности.
  • Благоприятный эмоциональный настрой на уроке и внеурочной деятельности.
  • Проведение физкультминуток и динамических пауз.
  • Построение урока с учетом работоспособности учащихся .
  • Проведение Дней здоровья и других спортивно-массовых мероприятий.
  • Физкультурные занятия.
  • Разнообразные  спортивные секции.
  • Внеурочная деятельность в объединениях.
  • Подвижные игры  на переменах в начальном звене.
  • Флешмоб на переменах с помощью старшеклассников.
  •  Организацию чередования различных видов деятельности;
  • Построение расписания уроков с позиций  здоровьесбережения.
  • Ежегодные медицинские осмотры.

(Слайд №4)Задача № 2

«Проведение  диагностики  создания  оптимальных условий  путем  ведения  мониторинга  по определению  доли  учащихся, занимающихся самостоятельным  контролем  работы  за компьютером»

  • Ведение дневников здоровья учащихся.
  • Мониторинг физического развития учащихся.
  • Мониторинг по ЗОЖ.
  • Распространение памяток по сохранению здоровья: «Упражнения  для глаз»,
  • «Требования к рабочему месту», «Правила работы за компьютером», «Комплекс упражнений за компьютером»,  Памятка для родителей по использованию Интернета ребенком» 
  • Мини-проекты на тему сохранения здоровья по предметам и на занятиях внеурочной деятельностью.
  • Проведение анкетирования учащихся: «Соблюдаете ли вы правила безопасной работы за компьютером?»
  • Организацию учета динамики работоспособности школьников во время образовательного процесса.
  • Анкета для учащихся на выявление мотивации учащихся к занятиям физической культурой.
  • Анкета для родителей "ИКТ в школе".        

   ( Слайд №5) Главной целью моей педагогической деятельности считаю  создание благоприятных условий для самореализации творческого потенциала моих учеников, обеспечение благоприятной воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей.

Главными  задачами в своей работе считаю использование  педагогических здоровьесберегающих технологий в учебной и во внеурочной деятельности.

Это позволяет:

  1. Конструировать и проводить уроки с учётом требований здоровьесберегающей педагогики;
  2. Повысить эффективность урока, сделать его более интересным, занимательным, познавательным за счёт использования здоровьесберегающих технологий;
  1. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся.
  1. Сохранить высокую работоспособность  учащихся  во  время  учебной деятельности.
  1. Отодвинуть утомление и исключить переутомление школьников.
  1. Создать условия для самореализации личности учащихся.
  1. Создать устойчивый положительный эмоциональный фон в классе.
  1. Осуществить   дифференцированный   подход  к   учащимся,
  1. Сплотить детский коллектив и привлечь родителей к организации внеурочной деятельности в классе.
  1. Способствовать  пропаганде здорового образа жизни.

А теперь хочется остановиться подробнее на содержании работы по использованию здоровьесберегающих технологий:

-Ряд требований должен присутствовать в организации урока: весьма важно правильное построение уроков, подразумевающее оптимальное чередование различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности, утомительности.

(СЛАЙД 6)Лучше всего показывают себя на разных этапах урока игровые технологии. Я использую игры всегда обучающего характера. Например: на русском языке даю такое отдыхающее и в тоже время закрепляющее знание задание: «Если услышите существительное женского рода – прыгайте на месте, сущ. мужского рода- приседайте, среднего рода –хлопайте в ладоши»; на математике- например с использованием чертежа-схемы, где задания рифмуются с рисунком, типа « Мы подпрыгнем столько раз, сколько елочек у нас, сколько белок усмотрели - столько раз мы и присели…» и т.п.,Очень нравится детям на уроке изучения мер длины вставать, ходить по классу и по заданиям «Смешариков» в конвертах находить задаваемые «Смешариками»предметы-их измерять, переводить из одних единиц –в другие, сравнивать и составлять таблицу мер предметов класса. На таких уроках дети и двигаются, и исследуют, и обучаются, и, в тоже время…отдыхают. на литературном чтении начало урока мы посвящаем жужжащему чтению нового или домашнего текста или другим распечатанным рассказам изучаемого автора. Детям азарт соревнования интересен. Они и не замечают, что все-таки они учатся! Через урок мы занимаемся на чтении артикуляционной гимнастикой речевого аппарата по видеоурокам специалистов или отработкой 1-2 скороговорок, или речевой разминкой, где в конце упражнения придумываем сами рифму и дети предлагают разные варианты. Например: рарара -…спать уже пора, но-но-но- всей семьей пошли в кино. Очень нравятся учащимся игры «Фотоглаз» и чтение вверх ногами. Одним из условий здоровьесберегающего урока является позитивный настрой учащихся.

(Слайд №7)Все ребята в классе очень любят чтение по ролям с использованием перчаточных кукол, масок, импровизированный пересказ-экспромт в виде сценок без домашней подготовки. Особенно нравится учащимся пересказы историй от лица цыпленка, бабушки, случайного «очевидца» какой-либо истории. Дети стараются рассказывать выразительно, даже меняя голоса. Все эти приемы создают положительный эмоциональный настрой в классе, вызывает у ребят чувство радости и комфорта. Для укрепления здоровья детей  используется в работе «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной школе, являются:

-занятия в режиме смены динамических поз (парты, конторки); движения наглядного учебного материала;

-использование схем зрительных траекторий, «Экологического букваря - картины-панно; специальных художественно-образных каллиграфических прописей;

-обязательный предмет – хоровое пение.(на уроках музыки и во внеурочной деятельности, обучающая театрализация и т. п.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Практическая и исследовательская деятельность относится к развивающим технологиям, поэтому так же является здоровьесберегающей.. На уроках окружающего мира мы с детьми не упускаем ни одной возможности для практической и исследовательской деятельности.

(Слайд №8)Например – делаем разные виды облаков из ваты;

исследуем – почему парашютики сразу не опускаются на пол; почему пламя свечи по-разному ведет себя около пола и выше;

(слайд№9)как влияет запах чеснока, цитрусовых или гвоздики на воздух в помещении, как легко сделать амулеты для профилактики ОРВИ и гриппа подручными средствами и т.д

Практическое исследование «Спрятанный сахар».

(Дети приносили этикетки от продуктов, которые часто едят дома.)

- Рассмотрим этикетки, найдём слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мёд, мальтоза, фруктоза).

- Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.

- Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов? (Доктор Здоровая Пища советует есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.)

(слайды №10)Последнее занятие во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании» в этой четверти «Кулинарное путешествие по России» прошло в виде заочного путешествия и практической части –конкурса на изготовление полезных салатов с последующей дигустацией, наблюдениями и выводами.

Рефлексия в конце уроков и внеклассных занятий всегда должна быть с положительным эффектом. («Дерево успеха»,  «Дерево настроения», «Букет лучших ответов», )( СЛАЙД11)

-У вас на столах лежат маски. Лица у них какие-то безликие, чего-то не хватает в них? (Улыбки)

Давайте оживим эти лица. А чтобы нам работалось веселей, включим музыку (звучит песня «Улыбка»). Дети оживляют маски.

Итак, ваши маски ожили. Некоторые из них я прикреплю на доску. Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе.

      Личностно-ориентированные технологии стараюсь использовать в комплексе:

Это:  педагогика сотрудничества –где важнейший приоритет –воспитание над обучением;

 технологии развивающего обучения, где знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

- Первые   признаки   утомления   служат мне  сигналом   к   выполнению физкультминуток с ребятами.  

С самого начала урока слежу за тем, чтобы задания были интересны и посильны каждому ученику. Настрой и интрига урока может начинаться по-разному. Это может быть: красивый «волшебный» ларец с заданием к уроку, письма от мультгероев, запись  голоса волшебницы с заданиями и даже «настоящий», пришедший на урок, герой из любимых детских произведений. Для сохранения психологического здоровья каждого ребенка следует применять дифференцированное обучение.

(слайд №12) Физминутки всегда продумываю. Например, после урока физкультуры хорошо подходят физминутки - релаксации,  цветотерапия:  а после середины урока, перед объяснением нового материала провожу физминутки с атрибутами, чтобы взбодрить ребят. Использую физминутки с перчаточными куклами, где кроме выполнения движений дети выразительно говорят слова физминутки или небольшого стихотворения из литературного чтения. Очень часто использую физминутку на дыхание и развитие артикуляционного аппарата  «Как на нашем на пригорке…»

Все это хорошо  активизирует у  ребят мыслительную деятельность. для дальнейшей работы, развивает фонематический слух.

Использую следующие виды физкультминуток: расслабляющие, успокаивающие, стимулирующие к действию, тонизирующие.Очень часто использую физминутку на дыхание и развитие артикуляционного аппарата  «Как на нашем на пригорке…»

                    1.упражнения для снятия общего или локального утомления;

(слайд №13)-( например, это упражнения для глаз. Они не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Зрительные гимнастики проводятся обычно  в середине и в конце урока в течение 1 минуты.

Так же для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради и за компьютером рекомендуется учащимся при первых симптомах усталости глаз отводить взгляд  в окно  на несколько секунд.

Для укрепления глазных мышц, снятия усталости глаз очень полезно использовать стереограммы (слайд14)(определение изображения, спрятанного на рисунке). На уроке начинает присутствовать элемент соперничества, в котором зарядка для глаз не воспринимается как серьезный этап урока.)

                     2.  упражнения для кистей рук;

3.гимнастика для улучшения слуха

4.упражнения для профилактики плоскостопия;

5.дыхательная упражнения.(как на нашем на пригорке…)

                    (слайды)14,15   6.  физминутки с атрибутами.

                      7. упражнения для осанки

(Все упражнения есть в книгах и Интернете в огромном количестве. Нужно только подбирать подходящие возрасту)

Необходимо постоянно поддерживать положительный  эмоциональный  фон  на уроках  и во внеурочное  время. Не секрет, что физическое здоровье  детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и  окончание  урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

Это,например, использование кинезеологической гимнастики, гимнастики для глаз и    упражнения, корректирующие осанку. Профилактика нарушений осанки и зрения осуществляется в двух направлениях - это  создание оптимальных гигиенических условий  и  в то же время  проведение воспитательной работы. Больше  внимание   нужно уделять правильной посадке.

Не нужно  требовать  от учеников сохранения неподвижной позы  в течение всего урока и поэтому стоит использовать следующую форму  организации деятельности учащихся на уроках:

           1. работа в парах сменного состава;

2.работа в группах (как статическая, так и подвижная);

           3.фронтальный опрос с использованием предмета (например: мяч, карточки, «цветик-семицветик» сигнальный круг, карточки различного цвета, сорбонки);

           4.использование элементов игры в качестве обратной связи и оценки ответов                  одноклассников;

5.хлопанье в ладоши;

6.построение парт необычным способом.

-На переменах  между   уроками  стараюсь  занять детей  полезными коррекционными играми: игры на внимание (н-р коррегирующая проба,;  игры, помогающие раскрыть личностные   возможности   ребенка;   игры,   развивающие   глазомер, наблюдательность;    игры,   развивающие   творческие   способности   и воздействующие на эмоции чувств детей.)

Необходимо постоянно поддерживать положительный  эмоциональный  фон  на уроках  и во внеурочное  время. Не секрет, что физическое здоровье  детей невозможно без психологического комфорта. Комфортное начало и  окончание  урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся.

Здоровьесберегающее пространство школы прежде всего –инклюзивное. Поэтому особо хочется рассказать об ученике с ОВЗ. Он – инвалид .

( органическое поражение ЦНС (плохо говорит). ПМПК определила ему 7 вид обучения. И все-таки он необычный. Ребята в классе его любят. Вместе со всеми он посещает такие уроки, как: окружающий мир, музыка, технология, уроки внеурочной деятельности. Участвует во всех мероприятиях класса. Для обучающегося есть своя маршрутная карта, которой  педагоги придерживаются и, благодаря которой, наблюдаются успехи в обучении. Ученику в коллективе интересно. С ним отдельно занимается психолог, логопед-дефектолог, учитель информатики, учителя ритмики, физкультуры и классный руководитель. И у каждого педагога для мальчика есть своя  программа обучения, тот «маршрутный лист», который,  должен привести его к 5 классу к хорошим результатам обучения, сохранив при этом его физическое и психическое здоровье. Сейчас мальчик - дружен и с компьютером, несмотря на трудности речи - один из лучших пересказчиков материала по окружающему миру и чтению. Он, благодаря совместной и дружной работе команды педагогов  вычитал норму по чтению во 3 четверти, написал контрольные на «удовлетворительно». В своей работе начала использовать интересную методику для работы с детьми ОВЗ с нарушениями речи. Это «Самомассаж с ложками». И мы начали заниматься по ней. (слайд№15-17)Благодаря развитию коммуникативных навыков мальчику стало комфортно с детьми. Вслед за ребятами класса и с их помощью ученик увлекся бисероплетением.(слайд 18) Это занятие очень стимулирует мозг и речь ребенка. Мальчик не просто вяжет фигурки, а придумывает каждой название, историю. Стал интересно рисовать. Захотел… и сочинил несколько сказок прямо в классе, красиво оформил (как смог) работы и допустил совсем мало ошибок. Стал рифмовать строки, любит ходить на перемене по классу и распевать «оперным» голосом песни собственного сочинения. Дети улыбаются и удивляются этому ребенку. Я не препятствую его начинаниям. Может из этого что-нибудь хорошее и выйдет.

 Желаю и Вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья и солнечных дней!

(слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе....

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника.

laquo;Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&helli...

Здоровьесберегающие технологии, как фактор сохранения здоровья школьника.

quot;Забота о здоровье - это важнейший труд учителя. От жизнидеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозренние, учмственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы..." В...

Здоровьесберегающие технологии ,как фактор сохранения здоровья школьников

В статье освещается информация об использовании здоровьесберегающих технологий в начальной школе....