Внеклассное групповое занятие с детьми начальной школы "Ключи от злости" (Первое занятие. Игры с изобразительными материалами и воздушными шарами)
план-конспект на тему

Огонькова Анна Сергеевна

Данный материал может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста учителем начальных классов во внеурочной деятельности или воспитателем.

Цель: коррекция агрессивного поведения детей через расширение проявлений агрессии, обыгрывание ее с помощью арт – технологии.

Задачи:

сплочение группы;

снятие агрессивных состояний, мышечного напряжения;

улучшение эмоционального состояния;

формированию навыка самоуправления;

обучение способам  выражения гнева в косвенной форме;

содействие осознанию своей агрессии и возможностей;

развитие творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2

 г.о. Электросталь Московской области»

 Внеклассное групповое занятие

 с детьми начальной школы

«Ключи от злости»

(Первое занятие.  Игры с  изобразительными

материалами  и воздушными шарами)

                                                

                                                       

Воспитатель: Огонькова А.С.

2015 – 2016

Цель: коррекция агрессивного поведения детей через расширение проявлений агрессии, обыгрывание ее с помощью арт – технологии.

Задачи:

  • сплочение группы;
  • снятие агрессивных состояний, мышечного напряжения;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • формированию навыка самоуправления;
  • обучение способам  выражения гнева в косвенной форме;
  • содействие осознанию своей агрессии и возможностей;
  • развитие творческих способностей.

Содержание занятия.

1.Вступление.

Ребята, рада приветствовать вас сегодня на нашем необычном занятии. Мы будем искать ключи от злости, от гнева, от обиды. И не для того, чтобы их запереть, они такие коварные, что все равно вырвутся наружу. А для того, чтобы открыть дверь нашего сердца, и гневные чувства ушли из него.

Согласны? (дети отвечают)

РАЗМИНКИ С ШАРАМИ

Необходимые материалы: воздушные шары по количеству участников и запас; 2 пластмассовых стакана (200 г); магнитофон; веселые музыкальные фрагменты.

1. Участники выбирают себе шары, надувают их. Вся группа встает в круг и разворачивается «в затылок» друг к другу. Шары помещаются между участниками так, чтобы они держались без рук. Для этого подростки должны встать достаточно близко друг к другу. По сигналу ведущего (под веселую музыку) начинается движение по кругу. Двигаться нужно так, чтобы удерживать шары. Помогать руками нельзя. Ведущий может в начале игры оговорить с подростками разный темп разминки. Допустим, будет пять скоростей движения. Тогда при сигнале «первая скорость» подростки двигаются очень медленно, а при сигнале «пятая» — очень быстро. Скорости движения можно чередовать. Следующий шаг: всему кругу развернуться для движения в другую сторону так, чтобы не потерять шары. Затем разминка повторяется при движении в другую сторону.

2. Откладываем все шары и оставляем только один. Его надо будет передавать по кругу, но не руками, а головой, коленками, локтями, подбородками и пр. По сигналу ведущего подростки начинают разминку. Чтобы усложнить ее, предложите одновременное движение по кругу двух шаров с разных сторон круга и разными частями тела. Например, справа от ведущего шар будет передаваться головой, а слева — коленками.

3. Группа делится на две подгруппы-команды. Каждая подгруппа получает один надутый воздушный шар и одноразовый пластмассовый стаканчик. Участники каждой подгруппы выстраиваются в параллельные шеренги. Впереди каждой шеренги на расстоянии трех метров стоит стул. В руках у первого в шеренге подростка шар и стаканчик. По сигналу ведущего необходимо положить шар на стаканчик и как можно быстрее, не уронив шара и не помогая себе руками, только балансируя, обежать вокруг стула и передать шар в стакане следующему участнику. Если шар упадет и коснется пола, участник начинает движение сначала. Побеждает та подгруппа, участники которой быстрее и точнее справятся с испытанием.

2.Основная часть.

ИГРА «ДВА ОТРАЖЕНИЯ»

Материалы: журналы, ножницы, клей, чистая бумага, кусочки ткани разных цветов и фактуры.

Ведущий. Весь мир состоит из противоположностей – черное и белое; день и ночь; добро и зло... В каждом из нас тоже достаточно противоположностей.  

У нас с вами есть волшебное зеркало, которое отражает не только наш внешний вид, но и внутренний мир. Одна его сторона отражает наши положительные, позитивные качества, другая – наоборот – наши негативные качества.  Сейчас вам предстоит с помощью коллажа (используя вырезки из журналов, кусочки ткани)  изобразить себя таким, каким вы бываете, когда проявляете свои негативные качества – это будет ваше первое отражение. А на втором листе изобразить себя таким, каким вы бываете, когда проявляете свои позитивные качества – это будет ваше второе отражение в нашем волшебном зеркале.

Обсуждение:

- Какими вы бываете в разных ситуациях своей жизни?

- Какие качества хотели бы сохранить в дальнейшем, а от каких хотели бы отказаться?

– Что было самым сложным в этой работе?

– Для чего миру так необходимы противоположности и что они дают нам?

– Что происходит с человеком, если в нем есть только одна сторона?

– Есть ли цвета или символы, объединяющие обе стороны?

СКУЛЬПТУРЫ

(создание и разрушение)

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы (по 3–5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне).

1. Группа делится на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.

2. Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии...). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах).

3. К готовому «монстру» необходимо подобрать музыку, отражающую его характер. Придумать ему имя, биографию, характер — где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько у него жизней.

4. «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой группы рассказывает о своем чудовище под музыкальное сопровождение.

5. «Битва с монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп — используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газеты), справиться с монстром как можно быстрее (все шары должны лопнуть). Никакими другими средствами, кроме бумажных мечей, в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил.

6. Обсуждение (в кругу):

— Что вы сейчас чувствуете?

— Что делает монстра монстром и можно ли справиться с ним? Какими способами?

— Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри живет монстр? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?

— Сейчас, как опытные победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать?

БИТВЫ НА ШАРАХ

Необходимые материалы: воздушные шары разной формы по количеству участников и запас; мел.

1. Подростки выбирают для себя шары и надувают их. При надувании можно предложить им вдохнуть в шар вместе с воздухом свою злость, обиду, гнев и пр.

2. Ведущий делит группу на пары. Взяв шары, пары выстраиваются друг напротив друга. По команде ведущего сначала один участник из пары становится нападающим, другой только отражает нападение, не имея права сам нападать. По сигналу участники меняются ролями. Интересно сочетать в парах битву на шарах разной формы и размера. Если подросток небольшого роста, а его напарник выше, можно предложить первому длинный шар, а второму небольшой круглый.

3. Затем группа делится на две подгруппы-команды. Между командами оставляется расстояние около двух метров. Участники выстраиваются в линию напротив друг друга. На полу перед командой мелом проводится граница, через которую нельзя переступать. В руках у каждого участника надутый воздушный шар. По сигналу ведущего необходимо «забомбить» группу противника шарами. Фактически подростки перебрасывают шары на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой окажется меньшее количество шаров (бомб).

4. Обсуждение.

3.Рефлексия.

  • Нашли мы свами ключи от злых эмоций?
  • Научились вы сегодня открывать сердце, чтобы выпускать гнев, злость, ярость?
  • Какие чувства вы сейчас испытываете?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2

 г.о. Электросталь Московской области»

 Внеклассное групповое занятие

 с детьми начальной школы

«Ключи от злости»

 (Второе  занятие.

Игры с мягкой проволокой)

                                                

                                                       

Воспитатель: Огонькова  А.С.

2015 – 2016


Цель: коррекция агрессивного поведения детей через расширение проявлений агрессии, обыгрывание ее с помощью арт – технологии.

Задачи:

  • сплочение группы;
  • снятие агрессивных состояний, мышечного напряжения;
  • улучшение эмоционального состояния;
  • формированию навыка самоуправления;
  • обучение способам  выражения гнева в косвенной форме;
  • содействие осознанию своей агрессии и возможностей;
  • развитие творческих способностей.

Содержание занятия.

1.Вступление.

ПРОВОЛОЧНАЯ РАЗМИНКА

Необходимые материалы: куски проволоки разной длины (лучше алюминиевой).

1. У каждого подростка в руках кусок проволоки. По сигналу ведущего участники гнут проволоку, придавая ей ту форму, о которой говорит ведущий, например: круг, треугольник, прямая линия, квадрат, зигзаг, пружина. Все манипуляции проводятся только с одним куском проволоки. Фигуры можно чередовать по сложности.

2. Проволока остается на столах, а подростки свободно располагаются в пространстве помещения (оно должно быть освобождено от стульев). Участникам предлагается почувствовать себя проволокой. По команде ведущего они начнут двигаться, образуя группой заданную фигуру. Фигуры те же, что и в первой части игры. Время: 10–12 минут.

ПРОВОЛОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Необходимые материалы: медная или алюминиевая проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции по выбору подростков.

1. Детям предлагается из проволоки сделать фигуру человека.

2. Группа делится на пары. Участники внутри пары обмениваются фигурами проволочного человека и пытаются что-то рассказать о том, какой он, чем отличается от других и т.д. Затем партнеры встают друг напротив друга и один, держа в руках проволочного человека, начинает управлять им: поднимать руку, сгибать тело, наклонять голову. Хозяин проволочного человека должен отражать все эти действия, как зеркало. Последним действием проволочный человек возвращается в первоначальное состояние. На это упражнение отводится 3–5 минут и затем партнеры меняются. Этот процесс можно сопровождать фоновой музыкой.

3. Выставка и обсуждение. В течение 5 минут подростки рассматривают всех проволочных человечков. Затем проводится обсуждение:

— Что отражает мой проволочный человек?

— Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

— Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

— Что такое самоуправление и самоконтроль? Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

СКУЛЬПТУРА СОСТОЯНИЯ (НАСТРОЕНИЯ)

Необходимые материалы: проволока (любая, какую найдете), кусачки для проволоки.

1. Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему).

2. Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом со скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы: походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации). В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий каждой скульптуры. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор представляет свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, ее легенду, а также свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями от работы и от выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников создал скульптуру плохого настроения или деструктивного состояния, но хотел бы избавиться от этого настроения, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог.

3.Рефлексия.

  • Какие чувства вы сейчас испытываете?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Очень выгодной с точки зрения работы с агрессивными подростками является арт-терапия. Это связано с такими ее достоинствами, как полное отсутствие дискриминации по какому бы то ни было признаку; возможность невербального общения, так как часто подростки из неблагополучных семей недостаточно хорошо владеют речью; возможность актуализации латентных ролей и состояний, тех форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявлены у подростка в повседневной жизни; возможность свободного самовыражения и самопознания и многое другое.

Эффективно организовать работу по снижению агрессивности и модификации поведения помогут игры и упражнения, целью которых является проявление, переживание и обыгрывание агрессии.

Хотелось бы к классическому арт-набору добавить некоторые материалы, которые представляют особый интерес с точки зрения работы с агрессивными подростками.

Проволока

Свойства: жесткая, гнется, наматывается, пружинит.

Это один из самых любимых материалов агрессивных подростков. Проволока отражает их состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стальным стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, готовой выстрелить в любую минуту.

Глина, соленое тесто, пластилин

Свойства: пластичность, гибкость, мягкость, возможность трансформации.

Из этих трех материалов лучшим, конечно, является глина. На этапе лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ. Глина помогает утилизировать злость, гнев, негативизм и другие агрессивные чувства.

Воздушные шары

Свойства: легкость, объемность, тягучесть.

Шары хороши своей многофункциональностью. Во-первых, они актуализируют внутреннего ребенка в каждом подростке, возрождая ощущения праздника, волшебства. Во-вторых, есть очень много игр с шарами на снятие напряжения, в-третьих, воздушные шары в надутом состоянии замечательный строительный материал, который с помощью широкого скотча превращается и в замок, и в корабль, и в монстра. Особо хочется сказать о способности воздушных шаров громко лопаться. Это действие очень способствует снижению агрессивности. (попробуйте надуть и сделать так, чтобы лопнули 10 шаров подряд, и поймете!)

Одноразовая посуда, пустые пластиковые бутылки

Свойства: объемность, ломкость, разнообразность форматов, возможность наполнения, звучание.

Этот материал может использоваться как строительный при создании индивидуальных и групповых инсталляций, скульптур и др. Посуду можно облеплять пластилином и расписывать красками, заполнять содержанием, из бумажных тарелок делать маски и многое другое. Кроме этого, из одноразовой посуды получаются интересные костюмы. Из пустых пластиковых бутылок можно создать замечательные музыкальные инструменты, наполняя их различным содержимым, а также скульптуры.

Старые журналы, газеты и плакаты

Свойства: объемность, красочность или бесцветность, горючесть, наличие готовых образов, метафор, букв и слов; кроме того, их можно рвать.

Журналы и газеты – первые помощники при работе с агрессивными подростками. Самое простое упражнение – рвать газеты и журналы всеми возможными способами (руками, зубами, ногами и др). Незаменимы они при работе с подростками, которые имеют низкий рефлексивный уровень, которым сложно понять себя и разобраться со своими состояниями и чувствами. Из журналов и газет можно взять все то, что сложно выразить словами, то, что так хорошо иллюстрирует состояние агрессивного подростка. Затем вырезать и скомпоновать под поставленную психологом задачу. Подростки очень любят коллажи. Коллаж, как ничто другое, отражает их внутреннюю задачу: разрушить до основания конструкты взрослых и построить что-то новое, свое, отличающееся от реальности.

Ткани

Свойства: пластичность, прочность (тонкость).

Ткань может быть использована самая разнообразная: от обрезков до старых штор. С помощью ткани легко организовать пространство, разделив кабинет на зоны. Из ткани можно изготовить различные костюмы. Ткань можно рвать, резать и затем работать с лоскутами (вязка из лоскутов, лоскутные одеяла и пр.). Ткань широко используется при изготовлении кукол-марионеток, служит декорацией.

Грим или краски для лица

Свойства: яркость, большая палитра цветов, легкость нанесения и удаления.

Грим позволяет усилить эмоциональное состояние злости или гнева через гримирование лица, через создание на лице маски злости, гнева, обиды, раздражения и последующего проигрывания. Таким образом проигрываются и другие состояния, противоположные агрессивным. Зеркало поможет увидеть изменения, эффект снятия агрессивных состояний. При работе в парах можно с помощью грима отразить на лице партнера его наиболее часто переживаемые эмоции, что помогает подростку осознать, каким видят его другие в моменты гнева и злости или в минуты радости.

Сам процесс смывания с лица маски злости является отличной метафорой удаления излишней агрессивности. В такие моменты с подростком необходимо проводить обсуждение, например: «Что ты чувствуешь, когда количество красной и черной краски на твоем лице уменьшается?», «Как меняется твое состояние, настроение?», «Что в такой момент хочется сделать более всего?».


Используемая литература:

Журнал «Школьный психолог» № 21, 22, 24/2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздушные шары для веселья и игры.

Развлечение для детей начальной школы, которое включает театрализацию, игры, эстафеты и творческие задания....

Открытое занятие во второй младшей группе "Путешествие на воздушном шаре"

Задачи данного занятие:-формировать у детей понятие, что цвет и величина являются признаком разнообразных предметов и могут быть использованы для их обозначения;- учить детей по сигналам, которые дают...

Внеурочное занятие с детьми начальных классов по английскому языку с использованием авторской методики

Данная методика является авторским упражнением с детьми, написанном на английском языке. Её можно применять в качестве внеурочного занятия с детьми начальных классов. Название упражнения "I have the e...

Учебное занятие по изо "В космос на воздушном шаре"

В школе проходило образовательное событие "Космос". Учебное заняти было проведено для разновозрастных групп. Дети отправились в космос на воздушнм шаре и приземлились на разных воздушных шар...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...

Конспект внеклассного занятия с детьми начальных классов "Японский журавлик"

Конспект занятия по оригами направленный на развитие познавательных интересов, творческой фантазии на основе исторического материала....

Развивающие занятия с детьми начальной школы

Представлены коррекционно-развивающие материалы Забрамной С.Д.Одним из условий эффективности коррекционно-развивающей ра­боты является ее регулярность. Важно, чтобы занятия были интересны­ми д...