Формирование культуры здорового образа жизни на занятиях во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ
статья по зож (4 класс)

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где мы работаем, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская  (коррекционная)  общеобразовательная

школа – интернат №23»

Формирование культуры здорового образа жизни на занятиях

                      во     внеурочной деятельности у детей с ОВЗ

(доклад на МО воспитателей)

                      Подготовила:  

воспитатель Кузьмина С.Г.

 

Белгород,

Март, 2019

Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где мы работаем, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

        Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

     По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

-Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

-Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

-Дети с нарушением речи (логопаты);

-Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

-Дети с умственной отсталостью;

-Дети с задержкой психического развития;

-Дети с нарушением поведения и общения;

-Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).    

      В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой - относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка  этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в нашем образовательном учреждении школы-интерната составляет более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагогов и учеников.

В своей работе мы следуем таким принципам здоровьесбережения, как:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и педагога.
  • Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  • Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях учителей, воспитателей, психологов,сурдопедагогов, и врачей .
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым педагогомнеизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающая технология - это:

-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

-рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

-соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

-необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2.технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3.разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Критерии здоровьесбережения.        

  • Характеристика обстановка и гигиенические условия в классе.

  • Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители. Данные параметры одинаковы для всех детей.

  • Количество видов учебной деятельности. Для детей с ОВЗ количество видов ограничивается, по сравнению с нормально развивающимися школьниками.

  • Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. В интегрированном классе виды учебной деятельности распределяются с учётом особенностей детей с ОВЗ.

  • Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.Для учащегося коррекционной школы продолжительность может быть сокращена, либо, наоборот, увеличена.Так же и смена видов деятельности (например, для гиперактивного ребёнка надо чаще менять виды деятельности, а для ребёнка с ЗПР, умственной отсталостью-наоборот).

В своей работе мы используем такие виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.Учёт видов особенно актуален при обучении в классе детей с сенсорными нарушениями.Педагог использует больше тот вид, который позволит обучающемуся опираться в учебной деятельности на сохранные функции.

        В своей работе мы используем:

  • Чередование видов преподавания.

  • Наличие и место методов, способствующих активизации.

  • Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

  • Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

  • Умение педагога использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. ТСО могут стать хорошим помощником при снятии зрительного перенапряжения, применении зрительных гимнастик; при обучении детей со зрительными нарушениями.

  • Большое внимание уделяю позам учащихся и их чередованию в зависимости от характера выполняемой работы. Необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия педагога. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.Важно для всех детей, особенно для детей с опорно-двигательными нарушениями.

  • Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.Ни один урок не проходит без проведения оздоровительных минуток. За урок я провожу одну-две оздоровительные минутки. Оздоровительные минутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала (физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек).

  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

  • Психологический климат на уроке.Важно, чтобы  дети не чувствовали себя неуспешными, всем детям на уроке должно быть комфортно.

  • Взаимоотношения на уроке, самоподготовке: педагога— ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

  • Эмоциональные разрядки на уроке, занятии (шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие).

  • Темп окончания урока, внеклассного занятия. Немаловажное значение имеет и то, каким образом будет завершён урок, вовремя ли учащиеся выйдут на переменку, нельзя допускать, чтобы ребята задерживались в классе после звонка. После того, как все ученики покинули помещение класса, в классе открываются окна для проветривания. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Во время перемен дети также находятся под контролем учителей: играют в  подвижные игры, игры по интересам, ролевые игры. Игра – хороший отдых между уроками , они снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышает работоспособность. Активный отдых на перемене должен быть произвольным – ребенок сам выбирает игры в соответствии со своими интересами, однако мы ненавязчиво контролируем этот процесс с целью избежания конфликтных ситуаций.

Интересная и полезная форма работы с учащимся – проводимые экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно  проводится беседа с сурдопедагогом и воспитателем, где идёт работа над словарём учащихся, инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.

В нашей школе эффективным активным отдыхом для детей являются общешкольные праздники, конкурсы, соревнования - они проводятся ежемесячно. С сентября  2017 года наш класс принял самое активное участие во всех проводимых конкурсах:  «Дары Белгородской области», «Осенняя ярмарка», «Новогодний карнавал», «Новогодний снеговик», «Конкурс стихов». Ребята готовятся с большим желанием, очень ждут итогов конкурсов: ведь независимо от занимаемого места каждый будет отмечен, награждён. Вся атмосфера праздничная, приподнятая, а это – хорошее настроение.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Педагог должен учитывать, что дети с особыми потребностями утомляются значительно быстрее.

Исходя из этого, занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы   (учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья. Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен!

Литература:

  1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики /А.Д. Гонеев – М.: Академия, 1999. – С. 35-58.
  2. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П. Основы дефектологии / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов –М. Просвещение 1990.- С. 13-20.
  3. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика/ Е.Г. Речицкая – М. Владос, 2004. – С. 39-60.
  4.  Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ Н.К. Смирнов  – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 2-78
  5. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме./ Е.Д. Худенко. – М.: АРКТИ, 2007. – С.2-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель моей работы: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.Задачи:-...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ СВОИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Как правило, палитра эмоций у детей не развита: количество переживаний, которые постоянно использует ребёнок, небольшое. Палитру этих переживаний надо расширять (хотя бы до восьми: спокойствие, радост...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании шко...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕТема выбрана не случайно, ведь, как известно, в соответствии с законом РФ «Об образовании» зд...