ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ СВОИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
статья
Как правило, палитра эмоций у детей не развита: количество переживаний, которые постоянно использует ребёнок, небольшое. Палитру этих переживаний надо расширять (хотя бы до восьми: спокойствие, радость, весёлость, удовольствие, любопытство, плохое самочувствие, раздражение, напряжённость) и особенно важно научить детей их осмысливать, осознавать. Необходимо создавать условия для осознанного чувственного самовыражения. Как это сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ САМОПОЗНАНИЯ СВОИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
ФИСЕНКО Т.В.
Учитель начальных классов, МАОУ гимназия №1 имени А.А. Пушкина г. Томска
Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье является одним из пунктов программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, изложенной в ФГОС начального общего образования [1].
Безусловно, здоровье – это очень важное для человека качество. Каждый хочет быть здоровым. В современной школе уделяется пристальное внимание проблеме сохранения здоровья младших школьников. Существует великое множество причин, по которым ребёнок теряет здоровье. Одна из них заключается в том, что дети эмоционально не устойчивы.
Как известно, эмоции – это переживания, которые мы испытываем под влиянием различных событий. Они возникают быстро и часто также быстро проходят, улучшая или ухудшая наше настроение.
Школьники должны понимать, что эмоции бывают как полезными, так и вредными.
Полезные эмоции – это приятные, положительные переживания: радости, удовольствия, нежности, любви, веселья, спокойствия и другие.
Вредные эмоции – это неприятные, отрицательные переживания: плохого самочувствия, тоски, безнадёжности, гнева, печали, огорчения, раздражения, напряжённости и другие. Детям важно разъяснять, что именно вредные эмоции обладают болезнетворным действием, т.е. вызывают различные болезни.
От таких переживаний необходимо уметь защищаться. Методика защиты от отрицательных переживаний описана в работах А.А. Вострикова [2, 3, 4].
Как правило, палитра эмоций у детей не развита: количество переживаний, которые постоянно использует ребёнок, небольшое. Палитру этих переживаний надо расширять (хотя бы до восьми: спокойствие, радость, весёлость, удовольствие, любопытство, плохое самочувствие, раздражение, напряжённость) и особенно важно научить детей их осмысливать, осознавать. Необходимо создавать условия для осознанного чувственного самовыражения. Как это сделать?
На занятиях у детей нужно развивать подвижность частей лица: лба, бровей, щёк, носа, губ, подбородка. Неоценимую помощь оказывает здесь мимическая гимнастика. Для её проведения необходимо научить учащихся работать с зеркалом, например, по следующей методике:
Погладь кожу лба и почувствуй её.
1.Нахмурь лоб и сделай сердитые глаза. Посмотри на себя в зеркало. Какое у тебя выражение лица? Такое как на схеме? Повторяй эту мимику до тех пор, пока она не станет убедительной и выразительной.
2. Сморщи лоб и сделай удивлённые глаза. Посмотри на себя в зеркало. Какое у тебя выражение лица? Такое как на схеме? Повторяй эту мимику до тех пор, пока она не станет убедительной и выразительной.
Необходимо изготовить для первоклассников «линейку настроения», на которой изображены 8 масок переживаний (см. рисунок 1). Квадратная рамка должна свободно передвигаться по всей линейке.
На начальном этапе ребёнку необходимо вспомнить, какую эмоцию отражает каждая маска, назвать её, показать мимикой. Дети осваивают названия переживаний, знакомятся с характером этих переживаний, учатся их описывать и узнавать на схемах и на лице друг у друга.
Надо дать возможность детям познакомиться с переживанием, представив ситуацию, в которой такое переживание может возникнуть, осмыслить, в чём оно проявляется, и вообразить себя в этой ситуации, вызвав на лице и в интонациях соответствующее переживание. Когда дети знакомятся с новыми для них переживаниями, важно закрепить этот опыт коллективным обсуждением: что они чувствовали, что у них получается при демонстрации мимики друг другу. Идёт коллективная работа в парах по тренировке мимических упражнений.
Рисунок 1 – Примерный вид «линейки настроения» для первоклассника
Для освоения навыков эмоциональной выразительности дети должны овладеть умениями: узнавать эмоции, называть и рассказывать о них, показывать их мимикой. Дети показывают друг другу и оценивают особыми оценками: «верю – не верю», «выразительно – невыразительно». Они должны узнавать эмоциональные схемы, принять выражение лица, соответствующее этой схеме эмоции. Когда эта палитра чувств усвоена, можно научиться пользоваться линейкой переживаний для самооценки.
На этапе самооценки нужно: сосредоточиться на своих переживаниях в эту минуту, посмотреть маски на линейке и выбрать ту, которая больше всего соответствует переживанию, выделить эту маску.
Получив эмоциональную линейку, каждый ученик оценивает себя и отдаёт её учителю для того, чтобы он смог зафиксировать номер переживания в протоколе. Он представляет собой таблицу, в которой есть две графы. В первую записывается номер эмоции на начало занятия, а во 2-ой фиксируется показатель в конце дня или занятия (в таблице 1 в качестве примера представлен реальный протокол, иллюстрирующий итоги самостоятельной работы детей дома, поэтому в нём имеются графы: «утро» и «день»; имена и фамилии учащихся опущены).
Таблица 1– Протоколы переживаний (линейка эмоций)
№ п/п | Ф.И.О. ученика | 25.01 | 26.01 | 27.01 | 03.02 | 06.02 | |||||
утро | день | утро | день | утро | день | утро | день | утро | день | ||
1. | 3 | 1 | 3 | 5 | 1 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | |
2. | 6 | 3 | 3 | 3 | 6 | 3 | 3 | 1 | 6 | 6 | |
3. | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |
4. | 3 | 7 | 1 | 5 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
5. | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 7 | 3 | 7 |
Каждый ученик кратко комментирует, почему выбрал ту или иную эмоцию. У детей моего класса эта работа вызывает живой интерес.
Применяя эту методику, педагогу важно анализировать получаемые данные. Если первичная эмоция не поменялась или улучшилась, повода для беспокойства нет. А если эмоции отрицательные, необходимо выяснить у ученика причину его плохого настроения. Важно, чтобы для детей эти отрицательные эмоции были незначительными. Или они даже могут стать противниками вредных эмоций.
Первоочередная задача учителя научить детей не поддаваться отрицательным переживаниям, не терять контроль над собой, т.е. развить у них эмоциональную устойчивость, которая в значительной степени позволит сохранить здоровье. Курс развития способностей к общению и эмоциональной выразительности, разработанный А.А. Востриковым, даёт возможность успешно с этим справляться, т.к. в его основу положены здоровьесберегающие технологии.
Апробированные и представленные в данной статье приёмы культуры эмоций создают предпосылки для развития личности учащихся, пробуждает в детях желание заботиться о своём здоровье и соответствует новым требованиям ФГОС начального общего образования. Их можно порекомендовать для использования в своей педагогической деятельности другим учителям.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
2. Востриков А.А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель. Монография. – Томск: Изд-во «Школа свободного развития», 2006. – 218 с.
3. Востриков А.А. Самозащита от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. – Москва, Томск: Издательство «Школа свободного развития», 2009. – 176 с.
4. Востриков А.А. Курс развития способностей к общению и эмоциональной выразительности. Учебное пособие для учащихся, учителей, родителей. – Томск: Издательство «Школа свободного развития», 2011. – 209 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»
Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII -го ВИДА
1.1.Основные понятия о здоровье, традициях и культуре здорового образа жизни.1.2. Состояние здоровья школьников с интеллектуальной недостаточностью, его влияние на успешность обучени...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Современный уровень формирования культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...
Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.
Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки....
Доклад на тему «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫТема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»...
Формирование культуры здорового образа жизни на занятиях во внеурочной деятельности у детей с ОВЗ
Одной из главных задач специальной (коррекционной) школы, где мы работаем, является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой зад...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании шко...