ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по зож
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbakov_sa_zozh.docx | 52.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Щербаков С.А., педагог дополнительного
образования МБОУ «Большереченская СОШ»,
Омская область.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1.Раскрытие понятия культуры здорового образа жизни 2.Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника 3.Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников Заключение Список использованных источников Приложение | 3 5 7 14 16 18 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования:
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной.
Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей младшего школьного возраста: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому [14, c. 118].
Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как в школе, так и в Центрах дополнительного образования.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей. Этой проблемой занимались многие учёные по методике «здоровьесберегающие технологии». Результаты исследований В.Ф.Базарного, Н.Т.Лебедевой, Г.К.Зайцева подтвердили, что основные факторы нарушений здоровья учащихся имеютповеденческую основу и напрямую связаны с процессом обучения.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [9, c. 128].
“Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов”. (Определение Всемирной организации здравоохранения) [2, c. 25].
Здоровье учащихся - одна из основных проблем современной жизни.
Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.
Цель: применение эффективных форм и методов формирования здорового образа жизни у младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Раскрыть понятия культуры здорового образа жизни.
- Определить составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника.
- Определить формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.
1.Раскрытие понятия культуры здорового образа жизни
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека.
Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.Признаками здоровья являются:специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;показатели роста и развития;функциональное состояние и резервные возможности организма;наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [6, c. 56].
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением [12, c. 148].
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой [3, c. 86].
2.Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Педагогическая задача состоит не в том, чтобы дать ребенку поток неосознанной информации, она состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить составляющие компоненты здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.Все, чему учат детей в школе, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ [10, c. 78]:
1. Физическая активность - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательный режим абсолютно необходим ребёнку. Физическая активность должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма. Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
2. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой.
Малоподвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
В свою очередь учитель обязан правильно организовать занятия, которые не заставят учащегося сидеть весь урок за партой, а разнообразить урок физкультминутками, динамическими играми, разнообразить урок разными видами деятельности.
3. Среди всей совокупности факторов, определяющих здоровый образ жизни, питанию принадлежит весьма важная роль.
Рациональное питание - это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
4. Не менее важным фактором при формировании здорового образа жизни является "личная гигиена".
Личная гигиена предполагает следование правил, прежде всего: рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.
Чаще всего у школьников загрязняются руки. Родители должны привить привычку мыть руки перед едой, после посещения туалета, после контакта с больными людьми, животными, после игр на улице. Следите, чтобы ногти были вовремя острижены и вычищены, так как грязь под ногтями служит источником заражения ребёнка инфекционными заболеваниями.
Соблюдение рационального суточного режима представляет собой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие её элементы. Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности.
5. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Поэтому воспитателю необходимо донести не только о том, что организацию свободного времени с преобладанием физической активности полезна для здоровья, также они вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.
6. В школьные годы у детей возникает немало вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. В связи с этим задача воспитателя - донесение до детей о вредном воздействии и о последствиях курения и употребления алкоголя.
Рассмотрев основные критерии, влияющие на формирование здорового образа жизни, мы выяснили, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер, которые так необходимо донести младшим школьникам, у которых именно в этот период является самым благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни [15, c. 125].
Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам [13, c. 145].
Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, сейчас достаточно распространена трудовая деятельность школьников во внеурочное время.
Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для ребёнка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых — обеспечивать полное функциональное восстановление организма
Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством [16, c. 157].
Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие [11, c. 58].
Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с воздействием компьютера на детей, организацией учебной и игровой деятельности в процессе освоения им компьютера [16, c. 92].
В общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям. Связаны они с неправильной организацией в семье деятельности ребенка.
В возрасте 6—8 лет дети очень любопытны и стремятся подражать взрослым, в 9—10 лет считают себя взрослыми и стремятся к завоеванию авторитета среди товарищей. Это основные мотивы, почему младшие школьники начинают курить. И хотя они знают, что курение вредит здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку, что на детский организм никотин воздействует в 10—15 раз сильнее, чем на организм взрослого. К летальному исходу могут привести 2—3 сигареты, выкуренные подряд. Люди, начавшие курить с 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, кто стал курить после 25 лет. Губительная для здоровья привычка и употребление алкоголя. Всего за 8 секунд он достигает клеток головного мозга, вызывая его отравление — опьянение.
Поэтому пьяный человек теряет контроль над своим поведением, говорит и делает то, на что не решился бы в трезвом состоянии. По данным некоторых исследований, к 9-10 годам половина мальчиков и треть девочек уже знают вкус спиртных напитков. Причём по собственному желанию попробовали лишь 3,5 % из них. Приобщиться к наркотикам ребёнок также может в раннем возрасте. Известны случаи токсикомании (вдыхание клея, лака) среди детей 7-8 лет. Токсикомания — один из самых опасных видов наркомании. Уже в течение первых недель снижаются умственные способности, слабеет концентрация внимания. Полностью деградирует сфера эмоций. Под действием токсинов происходит распад мозговой и нервной ткани и поражение центральной нервной системы [1, c. 69].
Младшие школьники, как правило, наркотики не пробуют, но интересуются их действием, способами употребления, а информацию о последствиях употребления всерьёз не воспринимают. В младшем школьном возрасте закладывается первое эмоциональное отношение к наркотикам, и если первая информация, полученная от кого-то из детей (во дворе, в школе), положительная, то у ребёнка может возникнуть желание попробовать их. Поэтому важно как можно раньше, ещё в дошкольный период, формировать у детей однозначно отрицательное отношение к наркотикам. Следует отметить еще один компонент, который мы считаем особо важным в формировании ЗОЖ младшего школьника – это пример педагогов и родителей.
В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Стандарты поведения, полученные в семье, кажутся нам самыми правильными и важными. Строгая система ценностей может помочь детям отказаться от пагубных привычек. Не существует единых стандартов воспитания, но ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваш образ жизни, и станет перенимать ваши стандарты поведения[7, c. 147].
Стремление быть здоровым, красивым, успешным в работе тоже является семейной ценностью. Как хорошо, когда в семье все бодры и энергичны, полны жизненных сил, с интересом проводят свободное время, дружно справляются с домашней работой, увлекаются спортом! В семье должно царить убеждение, что свое поведение надо контролировать всегда. Пример в этом подают в первую очередь родители, разговаривая со своими детьми. Какие бы проступки ни совершили дети, в обращении с ними мы должны придерживаться правил эффективного общения. Если мы умеем контролировать себя, наши дети в любой ситуации тоже сумеют отдавать отчет своим поступкам.
Между тем, если у родителей недостаточно развита культура ЗОЖ (нарушение режима дня, отсутствие гимнастики и закаливания, недостаточная двигательная активность, превышение гигиенических норм просмотра телепередач, низкий уровень культуры питания, употребление алкоголя и курение), то влияние семьи в формировании ЗОЖ младшего школьника сведено к минимуму [15, c. 69].
Таким образом, ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.
При использовании всех этих факторов создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
3.Формы и методы формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников
Одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о здоровом образе жизни формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: "урокам здоровья", практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм [5, c. 115].
В настоящее время очень популярны "Уроки здоровья", которые проводятся не реже раза в месяц. Темы подбираются разные, актуальные для учеников данного класса. На такие уроки дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Не менее популярным методом при формировании у младших школьников основ здорового образа жизни являются практические занятия. Учитель может показать на практике,например,последовательность мытья рук, чистки зубов.
Беседы - очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек и т.д.
Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Учитель может попросить детей подумать о вещах, которые они могли бы сделать, чтобы сохранить себя здоровыми, и нарисовать как можно больше этих вещей.
Игра – это самый эффективный вид деятельности, позволяющий дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, раскрывается огромный потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов. В подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества как личность, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развитие фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически.
Подвижные игры закрепляют навыки двигательной активности, а также обеспечивают социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Они легкодоступны практически в любом месте, будь то полянка в лесу, или просто небольшая площадка во дворе. В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Желательно, чтоб подвижные игры проводились на воздухе, что улучшает обмен веществ и работу органов.
Интеллектуальные игры - игры направлены на закрепление понятий, знаний, знаний по теме здорового образа жизни [17, c. 147].
Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников проводятся любые методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр кинофильмов. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки - путешествия, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников, должны составлять комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.
Наибольшей эффективности можно ожидать лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
С самого младшего возраста в школе необходимо воспитывать понимание необходимости заботы о здоровье и стремление к здоровому образу жизни как важному элементу общей культуры человека. Знания о здоровье, которые закладываются на младшей ступени обучения, закрепляются у человека на всю жизнь. Навыки здорового образа жизни, которые приобретены в раннем возрасте, становятся основой жизнедеятельности человека и превращаются в привычку.
Тема "Здоровье", "Здоровый образ жизни" должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя, как средства достижения жизненных успехов.Именно поэтому педагогами должно рассматриваться формирование здорового образа жизни не только как отсутствие болезней или физических дефектов, но и как полное физическое, нравственное, психическое и социальное благополучие. Приобретение навыков и привычек здорового образа жизни - залог успешной социализации личности.
Таким образом, в работе направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование, просмотр кинофильмов, важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины и др. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов, форм и личного примера педагога и родителей.
“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым” - Ж.-Ж.Руссо.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ананьева Н.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников [Текст]: под ред. Н.А.Ананьева, Ю.А. Ямпольская. - М.: 2002. - 224 с.
- Березин И.П. Школа здоровья [Текст]: учеб. пособие И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. –Минск.:Вышейшая школа, 2004. – 179с.
- БрехманИ.И. Валеология – наука о здоровье [Текст]: учеб. пособие– М.: 2005. – 208 с.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст]: учеб. пособие - М.: 2003. - 360 с.
- Воронцова В.Г. Нравственное и физическое здоровье детей: заботится ли о нем наша школа?[Текст]: – СПб.: 2000 - 197 с.
- ЗмановскийЮ.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст]: – М.: Медицина, 2004. - 356 с.
- Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников[Текст]: - М.: Педагогика, 2001. - 176 с.
- Кузина Р.А. Школа здоровья [Текст]:– М.: Луч, 2000. – 202с.
- Кумко В.Д. Педагогика [Текст]: –Минск.: Веды, 2002. – 287с.
- Лещинский Л.А. Берегите здоровье [Текст]:– М.: Физкультура и спорт, 2001. – 303с.
- Лисицын Ю.П. Образ жизни населения [Текст]: - М.: 2003.- 159с.
- РапацевичЕ. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия[Текст]:М.: Современное слово, 2005. - 116 с.
- Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]: – М.: 2003. - 288 с.
- Сластенин В.А. Педагогика[Текст]: под ред. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаеф, Е.Н. Шиянова. – М.: 2007. – 250 с.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков[Текст]: – М.: 2000. - 274 с.
- Фомина Т. А. Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников [Текст]: - М.: Молодой ученый, 2016. - 200 с.
- ЮковчицЛ.К. Педагогическое воспитание [Текст]: - СПб.: 2007. - 292 с.
Приложение 1
Мы – за здоровый образ жизни
(конкурсно-игровая программа)
Цели и задачи: пропаганда здорового образа жизни, обучение ребят работе в группе, выявление и развитие творческих и физических способностей обучающихся.
Программа состоит из двух частей:
1 часть - интеллектуально-творческая;
2 часть - спортивная эстафета (проводится в спортивном зале учителем физкультуры).Спортивная эстафета проводится с учетом возрастных особенностей школьников.
Участники: школьники 2-4 класс.
Домашнее задание:
- выбрать команду из 10 человек;
- каждой команде необходимы: капитан, название, девиз, эмблема.
-выбранная команда готовит «Рекламный ролик», т.е.агитационное выступление по теме: «Мы - за ЗОЖ», используя стихи, песни, плакаты, т.д. с рассказом на заданную тему.
1часть:
Под музыку команды поднимаются на сцену и занимают места за игровыми столами.
Конкурс «Будем знакомы»:
-команда представляет свое название, девиз, эмблему.
Конкурс «Споемте друзья»:
-вспомнить и спеть как можно больше песен, где встречаются слова «спорт», «здоровье», «солнце», «воздух», «вода», где есть название различных видов спорта, или песня призывы вести здоровый образ жизни.
Конкурс «Неспортивные песни о спорте»:
- подобрать к каждой строчке из популярной песни вид спорта, о котором они напоминают.
«Мы на лодочке катались…» «Вот кто-то с горочки спустился…» «Мои мысли - мои скакуны…» «Я по жизни загулял, словно в темный лес попал…» «Твоя вишневая «девятка» меня совсем с ума свела…» «Не думай о секундах свысока…» «Кони в яблоках, кони серые…» «Я буду долго гнать велосипед…» | Велогонки Конный спорт Бег на короткие дистанции Автомобильные гонки Спортивное ориентирование Шашки, шахматы Лыжный спорт Академическая гребля. |
Конкурс «Спорт»
-дописать по горизонтали недостающие буквы слов, в которых «спорт» является составной частью.
С | П | О | Р | Т | ||||||
С | П | О | Р | Т | ||||||
С | П | О | Р | Т | ||||||
С | П | О | Р | Т |
Конкурс «Замени пословицей, поговоркой»:
-выражение «Береги здоровье»
Конкурс «Поэтический»:в этом конкурсе карточек должно быть столько, сколько играет команд. Каждая команда выбирает карточку путем вытягивания.
- есть начало, придумай конец.
«Чтобы часто не болеть…»
«Чтоб здоровым быть всегда..»
«Если хочешь долго жить…»
Конкурс «Друг- карандаш».
Для этого конкурса необходимы альбомный лист или ватман, цветные карандаши или маркеры разных цветов. Каждая команда рисует плакат на тему «Мы - за здоровый образ жизни».
Возможны варианты этого конкурса:
-принимает участие 1человек из команды-художник;
-принимает участие вся команда-первый начинает, рисует один элемент, второй продолжает, затем по очереди следующие члены команд и, наконец, последний заканчивает. После завершения этого конкурса капитан каждой команды представляет плакат жюри.
Конкурс «Закончи логическую цепочку»:
ТАЙМ-футбол.
ПЕРИОД-…
СЕТ-…
РАУНД-…
Конкурс «Превращалки»:
-подобрать и вписать в клетки такие слова, чтобы верхнее слово превратилось в нижнее.
Каждое слово отличается от предыдущего только одной буквой. На выполнение этого задания -1мин.
М | Я | Ч |
Г | О | Л |
Конкурс «Домашнее задание».
«Рекламный ролик», т.е. агитационное выступление по теме: «Мы за ЗОЖ», используя стихи, песни, плакаты, т.д. с рассказом на заданную тему.
После выполнения всех конкурсов жюри подводит и объявляет результаты игры.
Эту программу можно проводить как игру по станциям.
Перед началом игры каждой команде выдается маршрутный лист, на котором указаны названия станций и маршрут передвижения. На каждой станции находится взрослый (педагог), он оценивает ответ, отмечает в маршрутном листе. Все команды начинают маршрут одновременно по общему сигналу. Команда-победитель награждается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Наша работа, в первую очередь, была нацелена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...
Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста.
В статье рассказывается об опыте работы учителей начальной школы по теме " Формирование системы потребностей и мотивации здорового образа жизни детей младшего школьного возраста". Представле...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Одна из самых актуальных тем во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья школь...
Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.
Статья раскрывает развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....
Особенности формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.
Данная статья будет полезна учителям, родителям и учащимся...
Технологии формирования здорового образа жизни в младшем школьном возрасте
Проблема формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является одной из наиболее значимых в современной педагогике. С одной стороны, в текущем периоде происходит значи...
Статья "Основы здорового образа жизни ребенка младшего школьного возраста"
сознание жизни, смерти и бессмертия&helli...