Здоровьесберегающая педагогика
консультация по зож (1 класс)
Чтобы ребёнок имел возможность хорошо учиться в школе, он должен быть прежде всего здоров. Современный образ жизни диктует нам свои правила. Во главе угла - ЗОЖ. Что прежде всего должен знать учительначальных классов, заботясь о своих учениках?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_pedagogika_v_nachalnoy_shkole.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе
- Основы современной здоровьесберегающей педагогики.
- Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики.
- Организация учебной деятельности младших школьников в условиях здоровьесберегающей педагогики.
- Рациональная организация урока в начальной школе.
Литература
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2014. - 296 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. М., Педагогика, 1973. – 144 с.
- Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2012.
- Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова - М.: АПКиПРО, 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2013. – 272 с.
- Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор / Автор-составитель Г.Н. Петровский. – Мн.: НИО, 2016. - 92 с.
Основы современной здоровьесберегающей педагогики.
Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В современных классификациях образовательных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии» т.к. он объединяет в себе, все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Технологии здоровьесберегающей педагогики рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;
- сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает 3 этапа:
- Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель:
- сформировать у ученика основы здорового образа жизни;
- добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
- сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
- создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни;
- добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения);
- предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Ориентировочная основа формируется через:
- объяснения педагогом,
- восприятие показываемых движений (например, физминутки, комплекс утренней гимнастики),
- просмотр наглядных пособий,
- анализ собственных мышечных и других ощущений
- наблюдения за действиями других учащихся.
- Этап углубленного изучения.
Цель: сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
- уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения;
- добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
- формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
Для эффективности используются:
- методы активного обучения;
- применяется наглядность;
- метод словесного воздействия с анализом и разбором правил, беседа, дискуссия;
- комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).
Необходимым становится четкое соблюдение таких моментов:
- цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;
- структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;
- контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.
- Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель: умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения;
- добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
- обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Увеличивается количество повторений в обычных и новых условиях, чтобы выработать гибкий навык применения знаний.
Используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Средства в соответствии с конкретными условиями работы: элементарные движения во время занятия, физические упражнения, физкультминутки, подвижные перемены, «минутки покоя», различные виды гимнастики, лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка, массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги, фитотерапия, ароматерапия, витаминотерапия, различные реабилитационные мероприятия, массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники и др.
Организация учебной деятельности младших школьников в условиях здоровьесберегающей педагогики
Требования к организации учебной деятельности младших школьников:
- строгое соблюдение режима школьных занятий;
- построение урока с учетом работоспособности детей;
- использование средств наглядности;
- обязательное выполнение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой и т.д.
- использование эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность,
- постоянно изменять условия организации детей на уроках (проводить физминутки, в содержание много игровых ситуаций).
Динамика работоспособности в течение дня показывает 2 типа повышенной работоспособности, совпадающие по времени с периодами высокого уровня действия физиологических функций.
I - 8-12 часов;
II – 16-18 часов.
К 12 часам падение работоспособности.
Кроме того, в часы оптимального состояния работоспособность не постоянна, она изменяется в течение одного урока.
Динамика работоспособности в течение занятия (урока).
I период – фаза врабатывания (у 80% детей 2-7 минуты).
Работоспособность невелика.
Постепенно повышается.
II период – фаза оптимальной устойчивой работоспособности (20 минут). Наиболее сложные элементы вносить после 7 минут урока. Средняя продолжительность активного внимания – 15-17 минут.
III период – фаза снижения работоспособности.
После 15-20 минут у шестилеток, 20-25 минут у 7-летних резкое повышение количества отвлечений и возбуждение.
Последние 5-10 минут педагогически малопродуктивны.
Динамика работоспособности учебного дня.
1 урок не очень продуктивный, так как попадает на фазу врабатывания.
2-3 урок – соответствует периоду оптимальной устойчивой работоспособности.
4 урок – в фазе некомпенсированного утомления и является малоэффективным.
Последние уроки – явление «конечного прорыва» исследователями не наблюдалось.
Методики и технологии оценки психо-физиологического состояния младших школьников и их готовности к школе.
Динамика изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели.
Учет сложности предметов и преобладание динамического или статистического компонентов во время занятий.
Шкала трудности предметов (по В.И. Агаркову, И.Г. Сивкову, 1988)
№ п\п | Предмет | Баллы |
1. | Математика | 8 |
2. | Русский (национальный) язык (иностранный язык) | 7 |
3. | Природоведение (окружающий мир) | 6 |
4. | Русская (национальная) литература (литературное чтение) | 5 |
5. | История (4 класс) | 4 |
6. | Рисование и музыка | 3 |
7. | Труд | 2 |
8. | Физическая культура | 1 |
Расписание учебной недели по М.В. Антроповой для детей 6-7 лет.
Вторник – наиболее благоприятно функциональное состояние центральной нервной системы, работоспособность самая высокая и устойчивая.
Среда – суббота - работоспособность постепенно снижается.
Пятница – иногда улучшается работоспособность.
Понедельник – самая низкая работоспособность
Понедельник, суббота – дни облегченного характера.
Гигиенически рациональные характеристики школьного расписания (по данным В.Р. Кучмы и др., 2000)
Параметры расписания | Гигиенически рациональные характеристики параметров |
Начало занятий и их сменность | Учебные занятия должны начинаться не ранее 8 часов. Запрещается проведение нулевых уроков. Лучшее время для начала занятий – 8:30-9:00 с организацией их только в первую смену. Вторая смена может начинать работу в помещения 1-й смены только через 30-40 минут после ее окончания при хорошем предварительном проветривании помещений (не менее 15-30 минут). Желательно начинать занятия не позже 14 часов. В образовательных учреждениях, работающих в две смены, учащиеся 1-х, 5-х и выпускных классов должны обучаться в первую смену. Обучение в образовательных учреждениях с расширенным и углубленным содержанием учебных программ должно быть организовано только в первую смену. |
Продолжительность урока | Для учащихся начальной школы рекомендуется 35 минут, в остальных классах – 45 минут. |
Малые и большие перемены | Длительность малых перемен не должна быть менее 10 минут, а больших – 20-30 минут. 5-минутные перемены могут быть только после 30-35-минутных уроков. Лучше иметь две большие перемены по 20 минут с расположением их после 2 и 3-го уроков. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх средней интенсивности. |
Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах | При 6-дневной рабочей неделе максимально допустимое число часов в неделю: в 4-летлей начальной школе – 25 ч, 5-х кл. – 31 ч, 6-х кл. – 32 ч, 7-х – 34 ч, 8-9-х кл. – 35 ч, 10-11-х кл. – 36 ч. Часы факультативных занятий в школах с расширенным и углубленным содержанием обучения должны входить в объем предельно допустимой нагрузки учащихся. При 5-дневной учебной неделе предельно допустимое число учебных часов в неделю должно быть уменьшено: в 4-х летней начальной школе для учащихся 1-х кл. – 20 ч, 2-4 кл. – 22 ч, 5-х кл. – 28 ч, 6-х кл. – 29 ч, 7-х – 31 ч, 8-9-х кл. – 32 ч, 10-11-х кл. – 33 ч. Запрещается вводить 5-дневную учебную неделю для учащихся 5-11 классов всех видов общеобразовательных учреждений с расширенным и углубленным содержанием обучения. |
Распределение по урокам учебных предметов в зависимости от их трудности | Учебные предметы по трудности должны быть распределены в течение дня в соответствии с поурочной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы ставятся на те уроки, когда работоспособность у младших школьников отмечается на 1-3 уроках, причем оптимальная – на 2-м уроке. Учебные предметы по трудности (с условной оценкой в баллах) располагаются в ранговом порядке. В старших классах высокая работоспособность приходится на 2-3-й уроки. |
Распределение учебных предметов различной трудности по дням недели | Учебные предметы по трудности должны быть распределены в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Более трудные предметы должны приходиться на дни наиболее высокой работоспособности. Загруженность учебного дня можно определить количеством уроков и трудностью (по баллам) предметов. Целесообразно распределять учебную нагрузку следующим образом: Вторник и среда в 1 кл. – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 25-27 баллов; Во 2-4 кл. – по 5 уроков, до 29 баллов (2кл.) и до 30-32 баллов (3-4 кл.). Понедельник – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 20 баллов (1-2 кл.) и до 22 баллов (3-4 кл.). Четверг – 4 урока с суммарной трудностью предметов до 15-10 баллов (1-2 кл.) и до 17 баллов (3-4 кл.). Пятница - 4 урока с суммарной трудностью предметов до 18 баллов (1-2 кл.) и до 20 баллов (3-4 кл.). Суббота - 4 урока до 20 баллов (1-2 кл.) и до 20 баллов (3-4 кл.). |
Распределение по урокам сходных по характеру учебных действий предметов | При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий:
Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках. |
Сдвоенные уроки по изучению одного учебного предмета | В младших классах недопустимо ставить в расписание сдвоенные уроки по изучению одного предмета, т.к. это приводит к быстрому утомлению младших школьников. |
Место уроков физической культуры и труда в расписании дня недели | Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы следует ставить 3-4 уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница). |
Облегченный учебный день в течение недели | Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день в середине недели. Таким днем предпочтительно делать четверг. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или числа уроков, так и планированием на этот день двух-трех уроков по изучению легких предметов (физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование). |
«Ступенчатый» режим обучения первоклассников | Для облегчения адаптации первоклассников необходимо уменьшить число уроков на первой неделе. В течение первого года обучения используется «ступенчатый» режим: 1-я четверть – 3 урока по 35 минут, 2-я четверть – 4 урока по 35 минут, 3-я и 4-я четверти – 4 урока по 45 минут. |
Соотношение основных факторов учебного процесса обеспечивающих благоприятную и неблагоприятную реакцию младших школьников
на учебную нагрузку
Предлагаем вам познакомиться результатами исследования, представленными в книге С.М. Громбах «Школа и психическое здоровье учащихся», которые показывают, как влияют основные факторы учебного процесса на восприятие младшими школьниками учебной нагрузки.
В проведенном исследовании уроки в начальной школе оцениваются по трем факторам: трудность (Т), насыщенность (Н), эмоциональность (Э). Факторы соотносятся по трем уровням: высокий (В), средний (С), низкий (Н).
Т - трудность урока оценивается в зависимости от характера мыслительной деятельности школьников.
ТН - от учащихся требуется воспроизведение знаний без изменений;
ТС - воспроизведение знаний с элементами логических заданий;
ТВ - решение логических задач.
Н - насыщенность оценивается по числу общих видов, элементов урока, в которых были заняты школьники.
НН - от 1 до 5 видов учебной деятельности;
НС - от 6 до 8 видов учебной деятельности;
НВ - более 8 видов учебной деятельности.
Примеры общих видов учебной деятельности: записывание, чтение, слушание, переписывание, ответы на вопросы и т.д.
Э - эмоциональность – это положительная реакция на учебную нагрузку, особенности изложения, на формы и характер учебного задания.
ЭН - учебной работой заняты лишь часть учащихся, а их настроение обусловлено лишь ответственностью или боязнью получения плохой оценки;
ЭС - если увлеченно работают не более половины учащихся, и в основном те, кто получил определенные задания;
ЭВ - на уроке более 2/3 учащихся эмоционально с радостью и готовностью участвуют в учебном процессе.
Математика | |||||
Благоприятные соотношения | Неблагоприятные соотношения | ||||
Трудность | Насыщенность | Эмоциональность | Трудность | Насыщенность | Эмоциональность |
ТС | НС | ЭС | ТВ | НВ | ЭВ |
ТН | НН | ЭС | ТН | НС | ЭВ |
ТН | НС | ЭС | ТВ | НС | ЭВ |
ТС | НН | ЭН | |||
ТН | НН | ЭН | |||
Чтение | |||||
Благоприятные соотношения | Неблагоприятные соотношения | ||||
Трудность | Насыщенность | Эмоциональность | Трудность | Насыщенность | Эмоциональность |
ТВ | НВ | ЭС | ТН | НН | ЭВ |
ТВ | НС | ЭВ | ТН | НС | ЭС |
ТС | НВ | ЭС | ТС | НВ | ЭН |
|
| ТС | НС | ЭС | |
|
|
| ТС | НВ | ЭВ |
Русский язык | |||||
Благоприятные соотношения | Неблагоприятные соотношения | ||||
Трудность | Насыщенность | Эмоциональность | Трудность | Насыщенность | Эмоциональность |
ТС | НВ | ЭС | ТВ | НН | ЭН |
ТН | НС | ЭВ | ТС | НС | ЭН |
ТВ | НН | ЭВ | ТВ | НВ | ЭН |
ТС | НС | ЭС | ТН | НС | ЭС |
|
|
| Т(НС) | НН | ЭС |
Окружающий мир | |||||
Благоприятные соотношения | Неблагоприятные соотношения | ||||
Трудность | Насыщенность | Эмоциональность | Трудность | Насыщенность | Эмоциональность |
ТС | НС | ЭС | ТС | НВ | ЭВ |
ТС | НВ | ЭС | ТВ | НС | ЭВ |
ТВ | НВ | ЭС | ТС | НС | ЭВ |
ТВ | НН | ЭС | ТН | НС | ЭС |
Аспектный анализ урока с позиции реализации здоровьесберегающей технологии
Школа Класс Предмет Фамилия учителя Количество уч-ся по списку Из них присутствует на уроке | |||
Тема урока: Цели и задачи урока Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Здоровьесберегающие: | |||
Критерии анализа урока | Оценка критериев («+», «-») | ||
1. | Организационное начало урока: | ||
| |||
| |||
| |||
2. | Организационная структура урока: | ||
| |||
| |||
| |||
3. | Анализ содержания учебного материала урока: | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
4. | Общепедагогические и дидактические требования к уроку: | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
5. | Деятельность учителя | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
6. | Деятельность учащихся | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Выводы:
|
Вопросы при анализе и самоанализе урока:
- Какие образовательные, развивающие, воспитательные и здоровьесберегающие цели достигались на уроке? Какие из них были главным и почему? В чем их взаимосвязь?
- Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место урока в разделе, теме, курсе?
- Как учитывались индивидуальные особенности учащихся при планировании урока?
- Рациональна ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельных этапах урока с учетом особенностей учащихся?
- На каком этапе урока делается главный акцент?
- Каково обоснование выбора методом обучения и их сочетания?
- Как отбирались для урока формы обучения?
- Почему был необходим был дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
- Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний, учащихся?
- За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
- Каким образом предупреждались перегрузки у учащихся?
- Как проявлялась забота учителя о здоровье учащихся на уроке?
- Какие методы здоровьесберегающей педагогики были использованы?
- Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока? И т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности....
" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"
Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики
Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно...
Здоровьесберегающая педагогика
Здоровьесберегающая педагогика...
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
Принципы,средства здоровьесберегающей технологии....
Обобщение опыта Здоровьесберегающая педагогика
Здоровьесберегающая педагогика Базарнова В. и другие технологии...
«Здоровьесберегающая педагогика»
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения ...