" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"
материал (1,2,3,4 класс) на тему
Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probleme__zdorovya__detey__segodnya__kak__nikogda__aktualna.doc | 124 КБ |
zdorovesberegayushaya_pedagogika.ppt | 281 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.Цель современной школы- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребёнка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности мед. работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Поэтому в своей работе я решила главный акцент сделать на сохранениии здоровья детей , т.к с каждым новым набором детей отмечался рост снижения уровня здоровья. К тому же все больше детей из социально- неблагополучных семей, а школа на селе - это и
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья . с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Ни для кого не секрет, что количество детей, Пришедших в 1 класс и имеющих физические недостатки или хронические заболевания( 25-30%), увеличивается к концу обучения в школе, Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми. Как же так мы учим детей, что они выходят из школы неполноценными членами общества?. А сегодняшние больные дети- это больне будущее поколение нашего народа.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа соответственно реагирует на эти изменения. Как педагог, я осознаю свою причастность к ответственности за состояние здоровья учащихся и вижу решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
На самом деле нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса.Это может быть образовательный процесс медико- гигиенической направленности ( осуществляемые при тесном контакте педагог- медицинский работник-ученик); физкультурно- оздоровительной ( отдаётся приоритет занятиям физ. Направленности); экологической( создание гармоничных отношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Только тогда можно сказать, что учебно- образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Можно выделить следующие приоритеты для педагогики оздоровления:
Здоровый ребёнок- практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление- не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально- дифференцированный подход- основное средство оздоровительно- развивающей работы с учащимися,( что особенно актуально для нашей школы, т.к приходят дети не только с психофизиологическими проблемами, но и дети из социально- неблагополучных семей).
Исходя из данных приоритетов можно поставить цели здоровьесберегающих технологий:
1. обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
2. сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
3. научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения составляют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы- это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.
Принцип сознательности и активности- нацеливает на формирования у учащихся глубокого понимания , устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип наглядности- обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.Он предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи ЗУН. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и. опираясь на него . приступить к рознанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно- аоспитательном процессе на пртяжении всего периода обучения в школе. Обеспечивают принцип систематичности.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются димаческие стереотипы. Характер элементов деятельности может прояаляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих технологий.Назначение принципа видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом чередования нагрузок и отдыха.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребёнка, функциональные возможности организма развиваются в процессе здоровьесберегающих технологий на сонове принципа учета возрастных и индивидуальных осорбенностей учащихся.
Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое. Интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению предполагает тесное взаимодействие педагогов и мед. работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения( обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др)
у Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой- призывает настойчиво приучать уч-ся применять свои знания по формированию . сохранению и укреплению здоровья здоровья на практике, используя окружающую действительность не только какисточник знаний, но и как место их практического применения.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления. Важнейшим можно назвать принцип: Не навреди!- одинаково актуальный как для медиков. Так и для педагогов.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- средства двигательной направленности;
- 2) оздоровительные силы природы;
- 3) гигиенические факторы.
К средствам двигательной направленности относятся- движение. Физ. Упражнения, физ. Минутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика дыхательная, оздоровительная, пальчиковая, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости.; лечебная физкультура, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков; массаж и самомассаж, психогимнастика. Тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающего обучения.Это проведение занятий на свежем воздухе, солнечные ванны, водные прцедуры, витаминотерапия и др.
К гигиеническим средствам относятся: выполнение санитарно- гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение режима дня, питания и сна, обучение детей элементарным приёмам ЗОЖ. Простейшим навыкам оказания первой мед. помощи при порезах, укусах. ожогах, ссадинах, организация порядка проведения прививок. Ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик. С применением функциональной музыки, удиосопровождение уроков. С чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью, в виде реабилитационных мероприятий. Через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники. Тематические праздники здоровья, выход на природу. Экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьёй с целью пропаганды здорового образа жизни.
Под методами здоровьесберегающих технологий понимаются способы примения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические( характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические( применяемые во всех случаях обучения и воспитания. Ни одним из методов нельзя ограничиваться как наилучшим. Только оптимельное сочетание методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей пед. практики можно выделить следующие методы:
Метод обучения | специфические | общепедагогические |
Рассказ Дидактический рассказ Беседа Лекция Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация Видеометод Упражнения Наглядность Лабораторный метод Практический метод Познавательная игра Методы прграммированного обучения Обучающий контроль Ситуационный метод Игровой метод Соревновательный метод Активные методы обучения Воспитательные, просветительские и образовательные программы | + + + + + + + + + + + + + | + + + + + + + + + + + + + + + + + + + |
В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть. Отдельный шаг в реализации метода.
Приёмы можно классифицировать следующим образом:
Защитно- профилактические( личная гигиена и гигиена обучения);
Компенсаторно- нейтрализующие( физкультминутки, оздоровительная пальчиковая. Корригирующая. Дыхательная и др. гимнастика. Лечебная физкультура. Массаж. Самомассаж, психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтразовать стрессовые ситуации;
Стимулирующие( элементы закаливания, физ. Нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии и др;
Информационно- обучающие( письма, адресованные родителям, уч-ся, педагогам)
Использование методов и приёмов зависит от многих условий: от профессионализма педпгого, уровня города. Района. Школы. Класса. Только при условии , что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа:
- Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель- сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Основные задачи:
1) Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения( на уровне первоначального умения)
- П редупредить непонимание основных понятий здорового о браза жизни.
Решение этих задач осуществляется поочерёдно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагого, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений. Возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдения за действиями других учащихся.
- Этап углубленного изучения.
Цель - сформировать представленияе об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3. Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приёмов деятельности.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптисмального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя метод активного обучения, необходимо в комплексе применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия.
На этом этапе широко использкется комплекс разнообразных средств( двигательной направленности, Оздоровительные силы природы, гигиенические факторы)
- Этап закркпления ЗУН по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
- 2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в сответствии с требованиями их практического примения.
- 3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.
В целях совершенствования ЗУН по здоровьесбережению использую различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный , игровой, соревновательный метод, воспитательные, просветительские программы для родителей и детей.
Средства, выбирала , исходя из конкретных возможных условий работы. Это элементарные движения во время занятий, Физкульминутки и подвижные перемены, которые помогали проводить мои бывшие выпускники, « минутки покоя», которые очень эффективны на уроках, следующих после уроков физкультуры, различные виды гимнастики( оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, которая подбирается индивидуально, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний,для бодрости); подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребёнка( занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), самомассаж, элементы фитотерапии и ароматерапии, витаминизация, во время работы оздоровительного лагеря, рекомендации родителям по использованию аминокислоты глицина дважды в год- в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников.), массовые оздоровительные мероприятия(
Спортивно- оздоровительные мероприятия, тематические праздники здоровья.
В связи с наличием детей с неуравновешенной психикой, пониженным уровнем обучения и трудностями в развитии большую пользу оказали психологические тренинги. В 3 и 4 классе мы прошли целый психологический курс коррекционно- развивающих занятий для младших школьников, разработанный Т. Н. Князевой. Задания помогли решать комплекс задач по интеллектуально- личностно- деятельностному развитию младших школьников и подготавливающий их к переходу на следующую ступень школьного образования и преодоления возможной дезадаптации.
Первая часть спецкурса ( 3 клас) рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуаль- психических свойств ребёнка, несформированность которых может затруднять обучение уже в нач. школе.
Цель данного этапа- активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребёнка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной днятельности и собственные возможности ребёнка в этой сфере.
В качестве основных развивающих задач 1-шо этапа выделены следующие:
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия
-формирование приёмов образного и логического запоминания, расширение объёма памяти.
-обучение приёмам аналитико- синтетической деятельности.
Развитие рефлексивно- регулятивных и контрольно- оценочных действий.
-знакомство с приёмами целеполагания и планирования деятельности
-формирование связной и последовательной речи.
На 2-ом этапе продолжается данная работа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детеей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у-ся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.
Таким образом, в целом вводимый психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно- целевые блоки
- Коррекция и развитие основных интеллектуально- познавательных функций.
- .Обучение способам решения интеллектуально-познаваткльных задач
- . Формирование социально- коммуникативных действий.
- Формирование общих представлений уч-ся о характкре учебной деятельности в основной школе и развитие приёмов адаптивного поведения при переходе на вторую ступень.
Совместно проводилась работа по курсу Обучение жизненно важным навыкам» , разработанному
Целью курса является развитие у детей и подростков социально значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы
Работа велась по таким направлениям:
- Навыки общения и взаимодействия
- Навыки самооценки и понимания партнера
- Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях
- Навыки принятия и исполнения решений
- Навыки работы с информацией
- Навыки творчества.
В отличие от Психоразвивающего курса , это скорее программа тренинга социализации, что очень важно для многих детей в условиях сельской школы.
Детям было интересно работать. Они стали терпимее друг к другу, повысилась заниженная самооценка многих учащихся , научились принимать правильные решения в трудных ситуациях. А главное- эта методика помогла безболезненно влиться в коллектив « новеньким».
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ.
Наиболее распространены в деятельности нашей современной школы технологии: традиционные и развивающее обучение.
Существенную особенность традиционного обучения составляет « авторитарная педагогика, превращающая нашу школу в « школу знаний», что в немалой степени способствует возникновению глубокого переутомления у основной массы уч- ся к концу учебного года.
В системе развивающего обучения весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагогаи учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребёнка. Основные характеристики технологии РО , разработанной Д..Б. Элькониным и В.В. Давыдовым , в отличие от традиционного обучения, отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики, поэтому в своей работе я применяю элементы развивающего обучения.
Игровые технологии, протекающие в специальноорганизованных условиях по определённым правилам , разворачиваясь на деятельной основе путями и средствами, адекватными возрасту уч-ся, постепенно разовьются в учебную деятельность
Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинает говорить о своём нежелании идти в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к стране знаний. И здоровье детей играет здесь не последнюю роль.
Только при правильной организации учебной деятельности ( строгое соблюдение режима школьных занятий, построение уроков с учётом работоспособности детей, использование ср-в наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, создание «ситуации успеха» на уроке и др) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики- сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.
Огромное влияние на развитие умственной деятельности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья уч-ся. Паспортный возраст ребёнка не всегда соответствует уровню его биологического развития., физической подготовленности уровню психической зрелости. Это говорит о необходимости более внимательного отношения к детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. С целью повышения уровня учебно- воспитательного процесса постоянно изменяю условия организации младших школьников на уроках, провожу физкультминутки, обязательно в содержание учебного материала вношу игровые ситуации.
Особого внимания требуют дети , имеющие низкий уровень развития. Только путём ежедневной индивидуальной работы можно добиться успехов в развитии их умственной работоспособности. Родителям таких детей даю определённые рекомендации по развитию детей.( памятки, упражнения на развитие речевого аппарата, психологические тренинги , рекомендации по выполнению заданий , тестовые задания) .
Очень важно использовать динамику работоспособности при составлении расписания. Работоспособность ребёнка претерпевает изменения не только в течение дня, но и на протяжении недели, года. Например. ( по данным М. В. Антроповой) у детей 6-7 лет во вторник функциональное состояние нервной системы наиболее благоприятно, а работоспособность самая высокая. Самые низкие показатели отмечены в понедельник. Соответственно и расписание составляю согласно рекомендациям опытных психологов, например согласно гигиенически рациональным характеристикам В.Р. Кучмы.
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики. .
Исследованиями гигиенистов установлено , что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно- физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Поэтому урок должен быть валеологически обоснованным, построенным с учетом потребностей детей: в саморазвитии., в подражании, приобретении опыта. Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков. Такие уроки проходят на « ура».
Это : уроки- игры.
Уроки- дискуссии
Уроки- соревнования
Театрализованные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения уч-ся
Уроки творчества
Уроки- конкурсы
Уроки- аукционы
Уроки- фантазии
Уроки- концерты
Уроки- экскурсии и др.
Чтобы урок соответствовал условиям здоровьесберегающей педагогики, руководствуюсь основными гигиеническими критериями рациональной организации ( по Н. К. Смирнову). См. Приложение № стр32
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения детей, обращено одной стороной к дошкольным учреждениям. Другой к среднему звену школы.
Содержание обучения в значительной степени определяется перспективностью работы воспитателя ДОУ по отношению к начальной школе. Очень важно . чтобы воспитатель и будущий учитель стояли на единых позициях в понимании исходных принципов, признавали их и придерживались в своей работе. Каждый воспитатель должен знать те требования, которые предъявляются к будущему первокласснику. В то же время, каждый учитель обязан владеть содержанием программы воспитания в ДОУ и не выходить за рамки необходимого как в сторону уменьшения , так и в сторону увеличения требований. Преемственность требует плавной стыковки между дошкольным воспитанием и нач. классами. Поэтому я старалась как можно теснее сотрудничать с ДОУ « Журавлик», т.к почти все дети посещали детский сад. Я присутствовала на занятиях, провела несколько занятий сама. С выпускниками 4 класса мы приходили в ДОУ с целью оказания помощи( ремонтировали игрушки. подклеивали книги). Малыши с удовольствием знакомились со школьниками , принимали участие в совместной деятельности. Были организованы спектакли для детей в школе. Дети с воспитателем приходили на экскурсию в школу и будущий класс. Учитывая данные воспитателям характеристики на детей, собственные наблюдения, было проведено родительское собрание с родителями будущих первоклассников., на котором были даны общие и индивидуальные рекомендации.
Дети , не посещающие ДОУ приглашались с родителями в школу. Таким образом дети были знакомы и с учителем , и со школой.
Вопросы преемственности при переходе в среднее звено были решены следующим образом: Будущие учителя предметники посещали уроки , а также приглашали нас с детьми присутствовать на своём уроке. В конце учебного года состоялось заседание « Круглого стола» , на котором присутствовали будущие педагоги и родители. По каждому ребенку были даны конкретные рекомендации и результаты его ЗУН по основным предметам. Очень активно был вовлечен в работу будущий классный руководитель. Такое тесное сотрудничество дало свои несомненно положительные результаты. Адаптация детей прошла безболезненно. По отзывам учителей, дети очень активны, работоспособны . Работа с ними приносит радость .
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
В младшем школьном возрасте продолжается рост и окостенение почти всех 206 костей скелета. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти, предплечья. Полностью не сформирован череп. Очень чувствителен позвоночник. Эти особенности требуют особого внимания педагогов к подбору игр и физических упражнений. Поэтому упражнения я подбираю совместно с учителем физкультуры и согласно рекомендациям медиков.
Как правило день мы начинали с утренней гимнастики с обязательным проветриванием класса. Сначала я демонстрировала упражнения , через полгода дети сами по очереди их проводили, а затем стали привлекать и учащихся соседнего класса.
Физические упражнения и игры проводились на формирование правильной осанки, упражнения для укрепления « мышечного корсета», для мышц шеи, для плечевого пояса, для туловища, для ног. Физкультминутки проводились . обязательно с учетом специфики предмета. Например, на уроке письма обязательны пальчиковая гимнастика.
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ,
Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Однако, чтобы они стали привычкой . необходимо обучать и закреплять их ежедневно, не только дома, но и в школе. А чтобы правила легче запоминались. Мы их изучали в игровой форме. Неоднократно проводились праздники здоровья. Например: « Праздник чистоты»! , « К нам приехал Мойдодыр»,
В целях соблюдения гигиены помещения ежемесячно проводилась генеральная уборка класса.
ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание .От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме . Поэтому ежедневно в качестве физкультминуток использовала дыхательную гимнастику., а также соблюдала правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений. Очень полезны для дыхательных упражнений скороговорки, которые мы не только произносили в классе, но и рекомендовались родителям для домашнего задания детям.
Следующее эффективное средство для профилактики заболеваний – это закаливание. Однако при закаливании необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, наличие необходимых приспособлений, а также климатические условия. Основными средствами закаливания являются вода. Воздух и солнце. Поэтому , исходя из имеющихся возможностей наши мероприятия сводились к занятиям на свежем воздухе , поддержании оптимальной температуры в помещении, купанию в летнем лагере. Особенно детям нравились зимние прогулки на лыжах и санках.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Профилактика нарушений осанки
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно- двигательного аппарата школьников. В первый класс из 10 же пришли с признаками сколиоза. Возникновению нарушений способствуют перегрузка ребёнка, неправильное сидение за партой , несоответствие мебели росту ребёнка. Поэтому особое внимание уделялось посадке детей , подбору мебели. В настоящее время в школе приобретена индивидуальная мебель для учащихся, которая как нельзя лучше твечает требованиям СанПиНа. Обязательно 2 раза в год дети менялись рядами. Что во- первых исключало одностороннюю ориентацию головы и туловища, относительно доски, а во- вторых, создает более равномерные условия освещения.
Профилактика плоскостопия
Плоскостопи довольно частое заболевание опорно- двигательного аппарата детей и подростков, вызывающее жалобы на быструю утомляемость и боль в ногах при длительной ходьбе. Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, применялись профилактические упражнения, например, ходьба на носочках, на пятках, на внешних и внутренних краях стоп. Очень полезна ходьба босиком, поэтому в летнем лагере мы с удовольствием это делали.
Профилактика близорукости.
Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. В деле охраны зрения детей важную роль играет создание рациональных условий учебной работы в школе и дома. Очень важно четко соблюдать рекомендации медиков по профилактике близорукости, а именно организации рабочего места. Правилам чтения и письма. Освещению, занятию спортом. Обязательно использовала игры и упражнения для глаз, релаксационные упражнения для мимики лица. ПРИЛОЖЕНИЕ
Профилактика повреждений и травм у младших школьников
Травматизм у школьников явления , несовместимое с оздоровительными целями педагогики здоровьесбережения. Во избежание травматизма важно правильно организовать не только учебные занятия, но и перемены. На переменах дети играют с вожатой или шефами из старшего звена. Дети разучивают игры не только нашего народа, но и народов разных стран. На уроках трудового обучения соблюдаются правила безопасности с колющими, режущими предметами. В целях предупреждения ДТП привлекались работники ГИБДД, которые знакомили детей с правилами ДД.
Проводилось много мероприятий по правилам ДД, как классных, так и общешкольных. Несколько лет ученики моего класса принимали участие в районном мероприятии» Безопасное колесо» и дважды занимали призовые места.
Большое внимание уделялось обучению оказания первой помощи при при ожогах, укусах, отравлениях, солнечных и тепловых ударах. Отморожениях. Укачивании и др.
Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления младших школьников.
Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения работоспособности и восстановления здоровья.
Освоить технику релаксации мне позволяли такие приемы:
- метод подражания ( имитации), например-« поза дремлющего кучера»
- метод удобного положения, в т.ч. лежа; например « тянем мысленно канат»,
- метод смены напряжения и расслабления мышц ( « поза фараона»)
- дыхание по кругу; дыхание с мысленным проговариванием)
- словесный метод ( « волшебные свойства улыбки)
Очень полезно проводить такие упражнения под расслабляющую музыку или легкое насвистывание мелодии « с настроением»
Игры на релаксацию помогают и сплочению коллектива, например» Подари тепло другу», От улыбки солнечной одной» и др.
Главное почаще предлагать учащимся показывать радость и удовольствие, почаще радоваться самим- и усталости как не бывало.
В своей работе я опробовала гимнастику маленьких волшебников ( автор Чупаха И.В.). Эта методика подразумевает самомассаж. Например, такие упражнения как « Скульптор, замешивающий глину». « Заводим машину», « лебединая шея», « Чебурашка», « Покачай малышку», « Велосипед».
Я предлагаю немного расслабится стр 134.
Работа с родителями по вовлечению их в процесс здоровьесбережения.
На протяжении всех лет работы я очень тесно сотрудничаю с родителями.
Они очень внимательно прислушивались к рекомендациям, ответственно относились к их выполнению, а главное принимали активное участие в мероприятиях, направленных на здоровьесбережение детей. Это и праздники здоровья, и походы и совместные путешествия по родному краю( поездки в г. Валдай, г. Тверь, г. Осташков на оз. Селигер. Даже выпускной в 4 классе единоглассно было решено провести на природе на оз. Бельское.
Были проведены родительские собрания на тему:
« Содружество врача, педагога и семьи в обучении мл. школьников»,
« От чего зависит работоспособность мл. школьников»,
« Формирование навыков личной гигиены» ( с рекомендательным письмом). « Здоровые и вредные привычки»,
« Профилактика детского травматизма».
Результаты ( в виде диаграмм)
1) Заболевания опорно- двигательного аппарата
2) зрение
3) качество удовлетворённости школьной жизнью ( адаптация в 5 классе).
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ:
На основании полученных результатов, продолжить работу по данной теме, изучив нейро- психофизиологические особенности младших школьников.
Тест готовности детей к школьному обучению
Варианты ответов: (+) да, всегда( N) иногда, частично(-) нет; редко(0) не знаю
- Хорошо ли ребёнок слышит?
- Хорошо ли ребёнок видит?
- Выглядит ли ребёнок весёлым среди товарищей и дома?
- Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
- В состоянии ли ребёнок рассказать историю, какой – нибудь случай, происшедший с ним?
- Является ли ребёнок здоровым и бодрым?
- Способен ли ребёнок посидеть спокойно в течение 30 минут?
Если нет, то укажите, сколько минут он может сидеть спокойно.
- Ладит ли ребёнок с другими детьми, в том числе в своей семье?
- Способен ли ребёнок слушать других( Вас) не перебивая?
- Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник, утюг , телевизор?Может ли ребёнок назвать большинство заглавных, строчных букв алфавита?
- Способен ли ребёнок пересказать историю, сказку, сохранив основную мысль и последовательность действий?
- Способен ли ребёнок нарисовать нечто неожиданное?
- Внимательно ли и с удовольствием слушает ребёнок , когда ему читают вслух?
- Задаёт ли ребёнок вопросы о значении слов, а также вопросы типа: Почему? Зачем? Откуда?
- Сообщали ли Вам воспитатели о каких -либо особых успехах ребёнка?
- Посещали ли Вы родительские собрания и следовали ли Вы после них советам педагогов, психологов?
- Стараетесь ли Вы не оставлять ребёнка дома без уважительной причины, регулярно ли Вы приводили ребёнка в ДОУ ?
- Интересовались ли Вы программами развития и обучения Вашего ребёнка, разработанными в ДОУ?
- Посещает ли Ваш ребёнок Учреждения дополнительного образования?
- Развиваете ли Вы физическое здоровье ребёнка? ( спорт, закаливание, зарядка)
- Приглашаете ли Вы к себе друзей ребёнка?
- Играете ли Вы с ребёнком в какие- нибудь подвижные и тихие игры?
- Есть ли у ребёнка место, отведённое только для него?
- Ограничиваете ли Вы возможность ребёнка в просмотре телепередач?
- Возите ли ребёнка в театры, музеи, цирк и др?
- Читаете ли Вы ребёнку книги и беседуете с ним по содержанию прочитанных книг?
- Стараетесь ли подавать пример тем, что сами регулярно читаете книги, газеты, журналы?
- Задаете ли ребёнку вопросы о смысле увиденного по телевизору?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здоровье – это не все, но без здоровья – все ничто».
Классификация образовательных технологий. Технологии управленческой деятельности. Технологии организации учебного процесса. Технологии организации познавательной деятельности учащихся. Технологии воспитательной работы. Частнопредметные технологии.
Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении. Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и физическом развитии.
Здоровье- сбережение Медико- гигиеническая направленность Физкультурно- Оздоровительная направленность Экологическая направленность Психо- Физиологическая направленность
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления: Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно – развивающей работы.
Цель здоровьесберегающей педагогики: Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения. Сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающей педагогики: Общеметодические Специфические
Средства здоровьесберегающих технологий: Средства двигательной направленности Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы
Методы здоровьесберегающих технологий Специфические Общепедагогические
Приемы здоровьесберегающей педагогики Защитно – профилактические Компенсаторно- нейтрализующие Стимулирующие Информационно - обучающие
3. Этап закрепления и совершенствования. 2. Этап углубленного изучения. Этап Начального ознакомления Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики. Традиционное обучение Развивающее обучение
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Практические аспекты здорового образа жизни. Гимнастические комплексы и игры; Физические упражнения и игры; Личная гигиена; Гигиена помещения; Правильное дыхание; Закаливание;
Адаптация младших школьников в условиях здоровьесберегающей педагогики. Преемственность С ДОУ «Журавлик» Преемственность при переходе в среднее звено ОУ
Профилактика заболеваний Плоскостопие, сколиоз Близорукость Профилактика повреждений и травм
Присихофизическая тренировка Коррекционно – развивающие упражнения Упражнения, направленные на социальную адаптацию
Вовлечение родителей в процесс здоровьесбережения.
Результаты работы: Заболевания опорно-двигательного аппарата
Близорукость
Качество успеваемости
Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.
В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...
"Технология метапредметной педагогики в начальной школе"
Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная отечественная технология, позволяю...
Формы и методы музейной педагогики в начальной школе
В статье раскрываются формы и методы сочетающих в себе музейную педагогику и образовательный процесс, для реализации единой системы «урок - внеурочная деятельность»Ключевые сло...
Музейная педагогика в начальной школе
Практика взаимодействия музея и школы находит свое отражение в комплексных программах, являющихся действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры ребенка....
Методы театральной педагогики в начальной школе.
В статье описываются методы и формы использования театральной педагогики с учащимися начальных классов....