«Здоровьесберегающая педагогика»
статья по теме

Долгаева Татьяна Анатольевна

       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchaya_pedagogika.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающая педагогика»

Актуальность выбранной темы

       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.  

       

Общее представление о здоровьесберегающих образовательных технологиях

         В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

        В классификации образовательных технологий, которая наверняка представлена достаточно условно, можно выделить следующие группы:

         1.Технологии управленческой деятельности.

         2.Технологии организации учебного процесса.

         3. Технологии организации познавательной деятельности учащихся.

           4. Технологии воспитательной работы.

           5. Частнопредметные технологии.

         6. Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в  

            учебе и поведении.

         7. Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственном и

            физическом развитии.

        Среди перечисленных технологий отсутствует термин «здоровьесберегащие технологии».

          Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегащие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

         Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

        Достижение названной цели  в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами — планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

      Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

      1.    Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.

      2.   Оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

      3. Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.                  

Принципы здоровьесберегающей педагогики

         Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

        Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

        Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

       Принцип активности — предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

       Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

       Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

       Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов (Noli nocere!).

        Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

          Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

         Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения  к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

         Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

        Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

       Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.

        Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

        Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

        Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии  и др.).

       Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

      Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Средства здоровьесберегающих технологий

       Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) средства двигательной направленности;

2) оздоровительные силы природы;

3) гигиенические факторы.

       Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

        К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

       Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д.

      Учет влияния метеорологических условий на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

        Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию. Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов — фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

        К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и привитие детям элементарных навыков личной; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Методы и приемы здоровьесберегающих технологий

        Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий бучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические  и общепедагогические.

       Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером — перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни: самочувствие, боль, настроение, сон, аппетит и т.д.

         В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.

    Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики

      Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

           В одно и тоже время существуют и практически применяются несколько различных видов обучения, которые не отрицаются друг другом, а эволюционируют к более совершенным. В каждой из известных технологий можно назвать ряд преимуществ либо недостатков. Наиболее распространены в деятельности нашей современной школы технологии: традиционное и развивающее обучение.

  В системе РО (технологий развивающего обучения) весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся, что влияет в первую очередь на успешность развития ребенка. Основные характеристики технологии РО, разработанной Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, в отличие от традиционного обучения, отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.

Игровые технологии, протекающие в специально организованных условиях по определенным правилам, разворачиваясь на деятельностной основе путями и средствами, адекватными возрасту учащихся, постепенно разовьются в учебную деятельность.

Общеизвестно, что мотивы познавательного характера, с которыми дети пришли в школу, имеют важное значение для организации учебного процесса, поскольку они помогают ребёнку быстрее осваивать то, что ему интересно. К концу первого года обучения большинство детей начинают говорить о своём нежелании ходить в школу. Поэтому не случайно цель начальной школы звучит как развитие устойчивого интереса к «стране знаний». И здоровье учащихся играет здесь не последнюю роль. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики — сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся.

         Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность учащихся. В современной школе от детей ожидают не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной аналитико-синтетической деятельности, большей работоспособности, чем прежде.

Умственная работоспособность  —  это  возможность ребенка продуктивно и длительно выполнять определенную умственную деятельность, доступную его возрасту, при экономных нервно-физиологических затратах; это одно из важных условий успешного обучения в школе. Критериями умственной работоспособности служат такие показатели, как продуктивность, качество и точность. У младших школьников умственная работоспособность может достигать высоких пределов, особенно при обучении по инновационным программам. На практике мы отмечаем, что у части младших школьников быстро развивается утомление, в результате чего возникают предпосылки для их будущей учебной неуспеваемости. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояние здоровья.

 Паспортный возраст ребенка не всегда конгруэнтен уровню биологического развития, физической подготовленности. При поступлении в школу в шестилетнем возрасте у 39% детей выявляется отставание биологического возраста от паспортного. 6- и 7-летний возраст отнюдь не свидетельствует о психологической зрелости и готовности организма ребенка к обучению в школе. Это говорит о необходимости более внимательного отношения к детям с различными отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии. 90 % от общего числа детей со слабой работоспособностью очень пассивны на уроках: редко отвечают на вопросы, часто не справляются с различными заданиями, быстро устают. У них отсутствует интерес к учению, к конкретным заданиям, которые требуют умственного напряжения. С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса необходимо постоянно изменять условия организации младших школьников на уроках, проводить физкультминутки, а в содержание учебного материала больше вносить игровых ситуаций.

Особого внимания требуют дети, имеющие низкий уровень развития. Только путем ежедневной индивидуальной работы можно добиться определенных успехов в развитии их умственной работоспособности. Увеличение ежедневной двигательной активности младших школьников посредством физических упражнений и подвижных игр положительно сказывается на предотвращении утомления и сохранении у них умственной работоспособности в течение всего учебного года. По сравнению с учащимися, работающими по обычному двигательному режиму, для таких школьников характерна тенденция к увеличению объема выполняемой работы и повышению ее качества.

          Вывод:   Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, но и физически.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

         Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни  (профилактическим методам – оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж; простейшим навыкам оказания медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью); через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие основ двигательных навыков); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги); массовых оздоровительных мероприятий (спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии); внедрение здоровьесберегающей технологии «Утренний сбор», использование в практике нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки творчества, театрализованные уроки, уроки-аукционы, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки взаимообучения учащихся и т.д.); беседы о правильном питании; а также в работе с семьей (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий с родителями).

Список использованной литературы:

Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М.: Педагогика, 1986.-176 с.

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, — 1971.

Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. — М., 1974. — 136 с.

Антропова М.В. Физическое развитие ребенка / Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. - М., 1983 - С. 224 - 254.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982-192с.

Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. — Киев: Здоровье, - 1987.- 222с.

Бардин К.В. Как научить детей учиться. — М.: Просвещение, 1987-111с.

Выготский Л.С. Развитие высших психич. функций. — М.: 1960. — С.

Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью.- практическая психология для учителя.- Мн.: «Амалфея», 1998-С.239.

Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Материалы научно-практической конференции. — Самара, 2000.

Гринене Э. Адаптация к учебной деятельности детей, начавших обучение с 6 лет. // Новые исследования по возрастной физиологии. - М., 1988. - № 1 (30).

Дубровина Т.Н., Силвестру А.И. Учет психофизиологических особенностей 6-летних детей в процессе обучения. - Кишинёв, 1986. -   41с.

ДьяченкоВ.К. Общие формы организации процесса обучения.- Красноярск,. 1984.

Калинова ГС, Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников//

Попова Н.М. Шестилетние в школе и дома — М., 1988. — 56 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий  обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности....

" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"

Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....

Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики

Для обеспечения качества образования, необходимо создание соответствующих условий в процессе обучения. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно...

Здоровьесберегающая педагогика

Здоровьесберегающая педагогика...

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

Принципы,средства здоровьесберегающей технологии....

Обобщение опыта Здоровьесберегающая педагогика

Здоровьесберегающая педагогика Базарнова В. и другие технологии...