Выступление на конференции «Федорино горе» Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.
опыты и эксперименты по зож (2 класс)

Агафонова Светлана Владимировна

Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

«Федорино горе»

Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Ада.                            

 Здравствуйте, уважаемые гости!

Мы-ученики 2 а класса 179 лицея.

На уроке окружающего мира мы изучали тему «Заботимся о своём здоровье» и узнали, что посуда может быть не такой чистой, как нам кажется.

Василиса.                                

 Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Неля.                                       

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза.

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

 Василиса.                           

 Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда?»

Ада.                                           

 И ответила посуда:

Неля.                                   

«Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

 Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

Василиса.                         

Оттого-то мы от бабы

Убежали, как от жабы,

И гуляем по полям

По болотам, по лугам,

А к неряхе-замарахе

Не воротимся!»

Ада.               

На уроке наш учитель - Светлана Владимировна рассказала нам о микробах. Это очень-очень маленькие существа, поэтому мы их не видим. А живут они везде: в земле, воде, в воздухе, на любых предметах и поверхностях, даже на нас с вами.

Видео фрагмент (микробы)

Ваня.           

Многие микробы безвредны, но есть и опасные. Если они через нос или рот попадут в человека, то у него может заболеть горло или живот.

Учитель.

Федора, есть из твоей посуды опасно для здоровья. Посуда устала быть грязной, обиделась и убежала от тебя.

 Настя.

Ну у вас-то посуда чистая!

 Ваня.

Не спеши, даже на такой чистой на первый взгляд посуде могут оставаться остатки пищи, а значит бактерии.

Учитель.

Это можно проверить. (учитель демонстрирует)

 

(дети выполняют опыт в парах)

Нанесём на поверхность тарелки несколько капель раствора йода.

Повернём тарелку на ребро и смоем струёй воды.

Посмотрите, появились синие и жёлто-коричневые следы.

Йод окрашивает налёт из бактерий и органических загрязнений в интенсивный коричневый цвет.

При наличии в остатках пищи крахмала йод взаимодействует с ним, образуя соединение синего цвета.

Это значит, что на поверхности тарелки есть остатки пищи, а значит бактериальное загрязнение.

Теперь вы понимаете, почему важно соблюдать чистоту!

А теперь давайте отдохнём и немного подвигаемся.

(Открыть окно)

Физкультминутка

Ада.

Чудо случилось с нею:

Стала Федора добрее.

Настя.

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

 Неля. (Настя моет посуду)

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она.

Настя. (моет посуду и ставит на салфетку)

«Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!»

Ну, теперь-то моя посуда чистая! Смотрите, как блестит!

Учитель.

Не спеши, Федора. Давай проверим, так ли это?

(учитель демонстрирует)

 

(дети выполняют опыт в парах)

Нанесём на сухую посуду раствор фенолфталеина.

Ребята, он какого цвета?

Дети.

Прозрачный.

Учитель.

Посмотрите, что произошло с посудой. Фенолфталеин вступил в реакцию с остатками моющего средства и окрасился в розово-малиновый цвет.

На посуде появились розовые полосы.

Это значит, что на посуде осталось моющее средство. Если есть из такой тарелки, то моющее средство вместе с пищей попадёт в организм. А это опасно для здоровья!

Химические опыты помогли вам убедиться в том, что не всякая посуда чистая, а значит, предупредить заболевания, связанные с нарушением правил гигиены.

Давайте их повторим.

Я начну, а вы продолжите предложение.

1. Руки нужно мыть перед    ……..   (едой).

2. Руки нужно мыть после     ………    (улицы, туалета).

3. Столовая посуда должна быть   ……..   (чистая).

4. Столовая посуда должна быть без остатков………(моющих средств).

5. Дома нужно делать влажную …..(уборку).

6. Чистота - залог …..(здоровья).

Хорошо, а теперь подведём итог урока.

Рефлексия  (с помощью кубика)

 Ребята, спасибо за работу! Вы молодцы!

Тезисы.

Демонстрационный химический эксперимент является одним из методов активного освоения знаний школьниками, помогает сформировать у детей познавательный мотив.

Ребята с нетерпением ждут следующего занятия, пробуют повторить некоторые опыты в домашних условиях, с интересом делятся впечатлениями о проделанной работе.

Подготовка, проведение химических опытов, обсуждение результатов в группе позволяют учащимся овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе и человеке.

Сотрудничество ребят и учителя создаёт ситуацию успеха, творчества.

Всё это способствует формированию у учеников универсальных учебных действий и достижению метапредметных и личностных результатов.

Полученные на уроках навыки ребята реализуют в проектных работах.

В нашем лицее ежегодно проходит межшкольная научно-практическая конференция для учащихся начальных классов «Мир вокруг нас». Учащиеся нашего лицея активно принимают в ней участие со своими исследованиями и уверенно побеждают.

 Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе. Федорино горе Агафонова Светлана Владимировна ГБОУ лицей №179 Калининского района г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Заботимся о своём здоровье» Цель урока: Проверить чистоту посуды и столовых приборов с помощью химико-экологических опытов.

Слайд 5

1 опыт : Определение бактериального загрязнения

Слайд 6

2 опыт: Определение остаточных моющих средств на поверхности посуды

Слайд 7

Демонстрационный химический эксперимент - познавательный мотив у ребёнка + Овладение основами практико-ориентированных знаний о природе и человеке + Ситуация успеха = Формирование УУД и достижение метапредметных и личностных результатов

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС

В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....

статья " Использование малых фольклорных жанров на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье рассматриваются формы работы с фольклорным материалом на уроках окружающего мира, приведён отрывок работы в группах....

Опыты на уроках окружающего мира в начальной школе

В данной статье представлены опыты, которые могут проводиться на уроках по окружающему миру....