Рабочая программа внеурочной деятельности "Якутские настольные игры"
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс)
Рабочая программа создана для детей 1-2 классов. Якутские настольные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, находчивость, и умственные способности. Детям очень интересно играть в игры, как "Хабылык", "Тырыынка", "Хаамыска". Кружок не требует больших финансовых затрат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Якутские настольные игры | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа № 22 (VII вида)»
городского округа «город Якутск»
677009 , г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Якутские настольные игры»
Учитель: Сивцева М.Ф.
2020-2021уч год.
Пояснительная записка.
Данная программа способствует углублению, расширению знания традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребёнок может успешно учиться. Якутские настольные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления и воображения. Например игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных детей. А это значит, что они развивают мелкую моторику пальцев, координацию движений, ловкость, выносливость и глазомер; овладевают навыками счета и запоминают последовательность.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и способствует обеспечению сохранения физического здоровья учащихся, а также даёт основу для самоорганизации здорового образа жизни.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы с учащимися 1-2. Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче развивать с младшего школьного возраста. Якутские настольные игры призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр
Задачи:
- содействие правильному физическому и психическому развитию;
- воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
- обучение основной технике настольной игры.
Содержание программы
Материал программы включает:
- основы знаний;
- общую и специальную физическую подготовку;
- техническую подготовку
«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.
«Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
«Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приёмам игры.
В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр. Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой метод даёт наибольший эффект при сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и реализовать детям свои знания и умения, т.е тому, чему научились. Участие в организации и проведении КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:
1 уровень - Приобретение школьниками социальных знаний
2 уровень - Формирование ценностного отношения к социальной реальности
3 уровень - Получение опыта самостоятельного социального действия
Ожидаемые результаты:
-Овладение техникой и способами игр предков;
- Знание правил игры, умение выполнять технические приѐмы;
- формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям
- Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении.
Режим работы
Режим работы занятий – 1 день в неделю. Продолжительность одного занятия – 20-30минут
Количество учебных недель – для 1,2 классов – 32 (в первом классе), 33(во втором классе)
Количество детей в группе – по 6 учащихся в одной группе. Количество детей может меняться в зависимости от желания учащихся.
Тематическое планирование уроков
№ | Тема уроков | Содержание урока | Дата урока 1 класс | Дата урока 2 класс |
Знакомство (4ч) | Сентябрь | |||
1 | Знакомство с якутскими настольными играми. | Беседа «Что мы знаем о якутских настольных играх» «Знакомство с атрибутами якутских настольных игр» Разучивание пальчиковой игры «Пошли пальчики гулять» | 09 | 09 |
2 | Чему учат якутские настольные игры? | Беседа «Чему учат якутские настольные игры» (честности,ловкости,вниманию,памяти, счету) | 09 | 09 |
3 | Якутские орнаменты | Знакомство с якутскими орнаментами Знакомство с настольной игрой – домино «Якутские орнаменты» Учимся рисовать орнаменты и сделать самим домино | 09 | 09 |
4 | Якутские игры | Беседа «Какие мы знаем Якутские игры?» Смотр видеоролики «Якутские игры» Дидактическая игра «Веселые задачки» | 09 | 09 |
Игра «Тыксаан(фишки)»(5ч) | Октябрь | |||
5 | Знакомство с игрой «Тыксаан(фишки)» | Знакомство с настольной игрой «Тыксаан» История происхождения игры «Тыксаан» Беседа о значении игры в развитии ловкости пальчиков, внимания, терпения | 10 | 10 |
6 | Правила игры. Пробная игра «Тыксаан» | Рассказываем правила игры «Тыксаан» друг к другу» Дидактическая игра «Из чего сделано?» Игра «Тыксаан» Дать задание родителям сделать «Тыксаан» из тальника | 10 | 10 |
7 | Повторение игр «Куерчэх», «Тыксаан» | Разучивание пальчиковой игры на якутском языке «Талах тыксаан биир, талах тыксаан икки…» Настольные игры «Куорчэх», «Тыксаан» | 10 | 10 |
8 | Обобщающий урок | Смотреть видеофильм «Якутские народные игры» Самостоятельная игра «Тыксаан», «Куерчэх» | 10 | 10 |
9 | «Лучший игрок по тыксаан» | Соревнование по игру «Тыксаан» Игра по желанию. | 10 | 10 |
Игра«Тырыынка(Палочки)» (3ч) | Ноябрь | |||
10 | Знакомство с игрой «Тырыынка(Палочки» | Что такое игра «Тырыынка?» История происхождения игры Знакомство с пальчиковой игрой «Пальчик – мальчик» Правила игры. Пробная игра «Тырыынка» | 11 | 11 |
11 | На что похожа? | Беседа: На что похожа? Почему народ саха придумал такую игру. Дидактическая игра «Делаем из тырыынок разные фигуры» Игра «Тырыынка» | 11 | 11 |
12 | Настольная игра «Тырыынка» | Смотрим видеоролики, как играют в палочки Пальчиковая гимнастика Игры «Тырыынка» | 11 | 11 |
Игра «Хаамыска(камешки)»(4ч) | Декабрь | |||
13 | Знакомство с игрой «Хаамыска» | Что такое игра «Хаамыска?» История происхождения. Правила игры. Пробная игра. | 12 | 12 |
14 | Настольная игра «Хаамыска» | Беседа: На что похожи камышки? На какие игры похожа? В каких странах есть похожие игры Игра «Хаамыска» | 12 | 12 |
15 | Обобщающий урок | Повторение пройденного материала. Играем в настольные игры, в которых мы научились. | 12 | 12 |
16 | Турнир по якутским настольным играм (1 полугодие) | Соревнование по играм: «Тыксаан», «Тырыынка», «Хаамыска» | 12 | 12 |
Игра «Хабылык (в лучинки)» 6ч | Январь | |||
17 | Повторение | Повторение пройденного материала. Играем в настольные игры, в которых мы научились. | 01 | 01 |
18 | Знакомство с игрой «Хабылык» | Что такое игра «Хабылык?» История происхождения игры Пальчиковая игра «?» Правила игры. Пробная игра «Хабылык» | 01 | 01 |
19 | Настольная игра «Хабылык» | Мастер класс от педагога (Ловля по одному хабылыку) Разучивание скороговорки «Хаарыан хабылык биир, хаарыан хабылык икки…» Самостоят игра | 01 | 01 |
Февраль |
20 | На что похожа? | Беседа: На что похожа? Почему народ саха придумал такую игру. Якутский мультфильм Игра парами «Хабылык» | 02 | 02 | |
21 | Обобщающий урок | Рассказ детей о куорчэх с чем его едят(ягоды, варенье, лепешки) Соревнование между учащимися Сам. Игра | 02 | 02 | |
22 | Папа и я «Лучшие игроки по «Хабылык» | Соревнование «Папа и я- лучшие игроки» Поздравления наших пап с днем 23 февраля | 02 | 02 | |
Игра «Куерчэх (кёрчях)» 3ч | Март | ||||
23 | Знакомство с якутской игрой «Куерчэх» | Беседа «Игры связаны с жизнью и бытом народа» История происхождения игры «Куерчэх» Правила игры. Пробная игра «Куерчэх» | 03 | 02 | |
24 | Мастер-класс от наших мам | Мастер – класс от наших мам. Мамы показывают игру детям. Игра с мамами «Куерчэх» Поздравления детей с 8 марта | 03 | 03 | |
25 | Настольная игра «Куерчэх» | Повторение пальчиковой игры. Видеоролики с играми «Куерчэх». Дидактическая игра «Назови сходства и различия» Самостоятельная игра . | 03 | 03 | |
Повторение 8ч | Апрель | ||||
26 | Турнир по якутским настольным играм (2 полугодие) | Беседа «Какие игры мы узнали?, какая игра вам понравилась?» Соревнование между учащимися по играм: «Хабылык», «Куерчэх». | 04 | 03 | |
27 | Повторение игры «Тыксаан (фишки)» | Игра «Тыксаан» Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции. Уметь выполнять технические приёмы игры «Тыксаан» | 04 | 04 | |
28 | Повторение игры «Тырыынка (палочки)» | Игра «Тырыынка» Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции. Уметь выполнять технические приёмы игры «Тырыынка» | 04 | 04 | |
29 | Повторение игры «Хаамыска (камешки)» | Игра «Хаамыска» Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции. Уметь выполнять технические приёмы игры «Хамыска» | 04 | 04 | |
Май | |||||
30 | Повторение игры «Хабылык (в лучинки)» | Правила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек | 05 | 04 | |
31 | Повторение игры «Куерчэх (Кёрчях)» | Игра «Кёрчях» Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позиции. Уметь выполнять технические приёмы игры «Кёрчях» | 05 | 05 | |
32 | Турнир по якутским настольным играм (Итоговое) | Итоговый турнир «Знатоки якутских настольных игр» с вручением грамот и подарков. | 05 | 05 | |
33 | Обобщающий урок | Самостоятельная игра в любимые якутские настольные игры | 05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Развивающие игры
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развивающие игры", разработана в соответствии с ФГОС. Расчитана на учащихся 1 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Подвижные игры» для 1-х классов
Рабочая программа по внеурорчной деятельности для учащихся 1 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Час игры" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование (спортивно-оздоровительное направление). Курс "Час игры". 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности. (Подвижные игры)
Пояснительная записка.Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Акту...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Творчество, фантазия, инициатива и увлеченность, настойчивость в преодолении тр...
Рабочая программа внеурочная деятельность. Подвижные игры.
Внеурочная деятельность.Курс "Подвижные игры"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3 класс...