Конспект урока развития речи "Путешествие по городу Здоровейску".
план-конспект урока по зож (4 класс)
Материал предназначен для уроков развития речи в начальных классах коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мантуровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Костромской области»
УРОК РАЗВИТИЯ
УСТНОЙ РЕЧИ
« ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ»
4 класс
учитель Кустова М.Л.
Мантурово 2015
Тема урока : « ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ»
Цель: уточнение и систематизирование знаний учащихся о здоровом образе жизни, закрепление основных понятий: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты».
Задачи:
Обучающие: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.
Коррекционные: развивать слуховое внимание, слуховую память; формировать развитие связной речи; обогащать словарный запас; развивать воображение; расширять кругозор.
Воспитательные: воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие: чередовать различные виды учебной деятельности; использовать различные методы, способствующие активизации инициативы и творчества, что снижает утомительную нагрузку.
Оборудование :
1.Карта-схема города Здоровейска; куклы или рисунки с изображением сказочных героев: Доктор Пилюлькин, Доктор Чистюлькин, Медуница, Доктор Физкультурник, Веселый Повар, Незнайка;
2. Плакаты «Режим дня», «Правила личной гигиены»
3. Полотенце, зубная паста и щетка, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка;
4. Рисунки с изображением продуктов: мясо, морковь, рыба, молоко, орехи; слова-таблички для схемы «Наши помощники в сохранении здоровья».
ХОД УРОКА
Сегодня мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если вы все-таки заболели.
Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску!
Учитель открывает доску. Дети видят, что на ней расположены рисунки с изображением домов сказочных героев.
Над дверью первого домика написано «Доктор Пилюлькин»:
Давайте-ка навестим доктора Пилюлькина.
Учитель стучит в дверь домика. В класс входит школьный врач.
Учитель: А вот и наш доктор.
Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! А что привело вас в наш город?
Учитель: Мы хотели бы побольше узнать о том, как быть здоровым долгие годы, познакомиться с нашими помощниками в сохранении здоровья.
Доктор Пилюлькин: Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим-это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Посмотрите на этот плакат (вывешивается плакат «Режим дня»). Я советую вам придерживаться такого распорядка (режима) дня.
Дети «по цепочке» читают записи на плакате:
РЕЖИМ ДНЯ
7ч. – 8ч. | Подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак; |
8ч. – 13ч. | Занятия в школе; |
13ч. – 14ч. | Возвращение домой, обед; |
14ч. – 16ч. | Отдых; прогулка; магазин; |
16ч. – 18ч. | Приготовление уроков; |
18ч. – 19ч. | Отдых; ужин; помощь по дому; |
19ч. – 20ч. 45мин. | Чтение; игры дома; |
20ч. 45мин. – 21ч. | Подготовка ко сну. |
Далее дети рассказывают о своем режиме дня.
Учитель: А теперь давайте поиграем и узнаем, хорошо ли вы знаете режим дня:
На доске карточки с изображением режимных моментов – девочка смотрит телевизор, девочка встает, девочка поливает цветы, девочка умывается, девочка идет в школу, девочка делает зарядку, девочка завтракает, девочка рисует, девочка делает уроки.
Задание – расставить карточки в правильном порядке.
Доктор Пилюлькин: Тот режим дня, который вы прочитали на плакате примерный. Он может немного меняться. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались.
Учитель: спасибо, доктор Пилюлькин, за ваш рассказ. Я думаю, что ребята постараются придерживаться ваших рекомендаций.
Доктор Пилюлькин: До свидания, ребята. Советую вам посетить доктора Чистюлькина.
На доске открывается схема:
Учитель: Давайте воспользуемся советом и зайдем в гости к доктору Чистюлькину.
Учитель стучит в дверь соседнего домика. Из домика «выходит» доктор Чистюлькин –
учитель надевает на руку куклу и озвучивает доктора измененным голосом.
Доктор Чистюлькин: Здравствуйте, здравствуйте! Как вовремя вы пришли ко мне. Я – доктор Чистюлькин, слежу за тем, чтобы жители нашего города соблюдали правила личной гигиены.
- Дети, что обозначают эти слова – «личная гигиена»? ( ответы детей)
Доктор Чистюлькин: ЛИЧНАЯ – то есть каждый человек выполняет эти правила. ГИГИЕНА – это те действия, выполняя которые, жители нашего города поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Я слежу за тем, чтобы каждый гражданин нашего города мыл руки перед едой, правильно ухаживал за зубами, не реже одного раза в неделю мылся горячей водой, ухаживал за ногтями и волосами, содержал в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живет. Но вот незадача. В моем доме живет очень непонятливый щенок. (Учитель вывешивает на доске рисунок с изображением щенка) Он не хочет соблюдать правила личной гигиены, постоянно путает предметы – какими он должен пользоваться сам, а какими мы можем пользоваться вместе. Помогите мне, ребята, объяснить это щенку.
Работа выполняется в группах. Класс делится на три группы. Учитель выдает каждой группе предметы:
1.полотенце, зубная щетка, зубная паста.
2.шампунь, мыло, мочалка.
3.расческа, ложка, тарелка.
Дети обсуждают, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а каким могут пользоваться все члены семьи. Затем от каждой группы выходит один ученик и объясняет решение команды.
Учитель: Доктор Чистюлькин благодарит ребят за выполнение задания и просит закончить правила личной гигиены.
На доску вывешивается плакат «Правила гигиены»:
ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НАДО ДВА РАЗА В ДЕНЬ……(утром и вечером)
ПЕРЕД ЕДОЙ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО …………(мыть руки)
ВО ВРЕМЯ ЕДЫ НЕЛЬЗЯ……………………………….(разговаривать с набитым ртом)
НИКОГДА НЕ ЕШЬ НЕМЫТЫЕ……………………….(овощи и фрукты)
СВЕТ ПРИ ПИСЬМЕ ДОЛЖЕН ПАДАТЬ………….(слева)
Дети коллективно заканчивают предложения, предлагают свои правила личной гигиены, объясняют щенку необходимость выполнения данных правил.
Например: « Во время еды нельзя разговаривать с набитым ртом потому что, во-первых, можно подавиться, во-вторых, это просто невежливо по отношению к другим людям».
Выполнив упражнение, дети прощаются с доктором Чистюлькиным, он благодарит их за помощь и советует зайти к Медунице, которая может рассказать много интересного.
Учитель : Давайте узнаем, как поживает Медуница.
На доске, рядом с домиком Медуницы, учитель прикрепляет рисунок с изображением бабушки – пчелки.
Учитель: О чем расскажет нам Медуница мы узнаем, если отгадаем загадку:
Когда мы едим –
Они работают,
Когда не едим –
Они отдыхают.
Не будем их чистить –
Они заболеют.
( зубы)
Учитель: А какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему? (ответы детей)
Учитель: Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Не забывайте мудрую народную поговорку: «Кто долго жует, тот долго живет». Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека. Как же сохранить зубы здоровыми? Что вы об этом знаете? (ответы детей)
Учитель: Ребята, давайте поблагодарим Медуницу. Я думаю, что вы хорошо запомнили все правила, и будете обязательно их выполнять. А сейчас мы пойдем дальше, к следующему домику, в котором живет Веселый Повар.
В класс входит ученик , одетый в спортивную форму.
Ученик: Здравствуйте, я Доктор Физкультурник.
Учитель: Здравствуйте, Доктор Физкультурник. Мы идем к Веселому Повару, чтобы узнать еще один секрет сохранения здоровья.
Доктор Физкультурник: И я могу вам рассказать, как сберечь здоровье. Думаете. Почему меня прозвали Физкультурником? (ответы детей)
Доктор Физкультурник: Я очень люблю физкультуру. Ведь еще один наш помощник в сохранении здоровья – это движение.
По ходу урока учитель открывает на доске схему:
Доктор Физкультурник: Я слежу за тем, чтобы жители нашего города каждый день выполняли зарядку, больше ходили пешком, играли в подвижные игры, не пропускали без причины уроки физкультуры, катались на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым. А сейчас я предлагаю вам выполнить физкультминутку:
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Учитель: Как мы хорошо подвигались! Спасибо тебе, доктор Физкультурник! Приглашаем тебя отправиться вместе с нами к Веселому Повару. (ученик садится за парту)
Учитель подходит к домику Веселого Повара, стучит в дверь и прикрепляет рядом с домиком картинку с изображением повара.
Учитель: Ребята, посмотрите, какой румяный, здоровый и веселый наш повар. Думаете, почему он такой? Наверное, потому, что правильно питается. А что значит «правильное питание»?
(ответы детей)
Учитель: Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Есть лучше всего в одно и то же время, желательно 4-5 раз вдень. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. И будете здоровы!
А сейчас давайте попрощаемся с Веселым Поваром и отправимся в гости к еще одному жителю города Здоровейска. Посмотрите, в этом домике живет Незнайка.
Учитель подходит к доске и стучит в дверь следующего домика. В класс входит ученик, одетый в костюм Незнайки .Он очень грустный.
Учитель: Незнайка, что случилось, почему ты такой грустный?
Незнайка: Я заболел, и не знаю, что мне делать.
Учитель: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что надо делать, если вы все-таки заболели.
( ответы детей)
Учитель: В больнице очень много разных врачей. К какому доктору должен обратиться Незнайка?
Он должен обратиться к педиатру ( дети хором проговаривают это слово). Это врач, который лечит детей от простуды и некоторых других внутренних болезней.
А какие еще специальности врачей вы знаете?
( дети называют специальности врачей, хором проговаривают названия, объясняют, что эти врачи лечат.)
На доске окончательно получается следующая схема:
Дети делают вывод: если ты заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровейску. Чему вы научились сегодня? Что нового узнали?
- Назовите помощников в сохранении здоровья.
- Что такое режим дня?
- Что такое личная гигиена?
- Как ухаживать за зубами?
- Что такое правильное питание?
- Почему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой?
- Что делать, если вы все-таки заболели?
В конце урока детям предлагается прослушать песню «Нужно спортом заниматься».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Тема: «Мой любимый город». Природа и архитектура Владимирского края. 3 класс УМК "Школа России".
Факультативный курс "Наш край" 3 класс. Изучение нового материала....
Урок зоровья "Путешествие по городу Здоровейску"
Разработка урока и презентация помогут сформировать у обучающихся представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Конспект урока по теме "В городе и в деревне" для 4 класса
Данный урок является первым в разделе "Being happy in the country and in the city"(УМК Биболетовой М.З.). Цели урока: учить рассказывать о городе, сельской местности, используя оборот thereis/th...
Урок здоровья "Путешествие в город Здоровейск" 4 класс
В игровой форме ученики обобщают знания о факторах, влияющих на здоровье, о взаимосвязи здоровья и образа жизни человека.Урок воспитывает самостоятельность, осторожность ...
Урок здоровья "Путешествие по городу Здоровейску"
Урок проводится в игровой форме, цель занятия - формирование навыков здорового образа жизни....
Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в город Здоровейск"
Данное мероприятие направлено на формирование основ здорового образа жизни учащихся начальной школы....