Конспект урока развития речи "Путешествие по городу Здоровейску".
план-конспект урока по зож (4 класс)

Кустова Марианна Леонидовна

Материал предназначен для уроков развития речи в начальных классах коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Мантуровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Костромской области»

УРОК РАЗВИТИЯ

УСТНОЙ РЕЧИ

              « ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ»

4 класс

учитель Кустова М.Л.

Мантурово 2015

Тема урока :  « ПУТЕШЕВСТВИЕ ПО ГОРОДУ ЗДОРОВЕЙСКУ»

Цель: уточнение и систематизирование знаний учащихся о здоровом образе  жизни, закрепление основных понятий: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты».

Задачи:

Обучающие:  сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы.

Коррекционные: развивать слуховое внимание, слуховую память; формировать развитие связной речи; обогащать словарный запас; развивать воображение; расширять кругозор.

Воспитательные: воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие: чередовать различные виды учебной деятельности; использовать  различные методы, способствующие  активизации  инициативы и творчества, что снижает утомительную нагрузку.

Оборудование :

1.Карта-схема города Здоровейска; куклы или рисунки с изображением сказочных героев: Доктор Пилюлькин, Доктор Чистюлькин, Медуница, Доктор Физкультурник, Веселый Повар, Незнайка;

2. Плакаты «Режим дня», «Правила личной гигиены»

3. Полотенце, зубная паста и щетка, шампунь, мыло, мочалка, расческа, ложка, тарелка;

4. Рисунки с изображением продуктов: мясо, морковь, рыба, молоко, орехи; слова-таблички для схемы «Наши помощники в сохранении здоровья».

              ХОД  УРОКА

    Сегодня мы поговорим о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если вы все-таки заболели.

     Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску!

Учитель открывает доску. Дети видят, что на ней расположены рисунки с изображением домов сказочных героев.

C:\Users\Великий Властелин\Desktop\Скриншот 15-11-2015 193252.png

Над дверью первого домика написано «Доктор Пилюлькин»:

Давайте-ка навестим доктора Пилюлькина.

Учитель стучит в дверь домика. В класс входит школьный врач.

Учитель: А вот и наш доктор.

Доктор Пилюлькин: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! А что привело вас в наш город?

Учитель: Мы хотели бы побольше узнать о том, как быть здоровым долгие годы, познакомиться с нашими помощниками в сохранении здоровья.

Доктор Пилюлькин: Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим-это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Посмотрите на этот плакат (вывешивается плакат «Режим дня»). Я советую вам придерживаться такого распорядка (режима) дня.

Дети  «по цепочке» читают записи на плакате:

                                           РЕЖИМ   ДНЯ

7ч. – 8ч.

Подъём, зарядка, утренний туалет, завтрак;

8ч. – 13ч.

Занятия в школе;

13ч. – 14ч.

Возвращение домой, обед;

14ч. – 16ч.

Отдых; прогулка; магазин;

16ч. – 18ч.

Приготовление уроков;

18ч. – 19ч.

Отдых; ужин; помощь по дому;

19ч. – 20ч. 45мин.

Чтение; игры дома;

20ч. 45мин. – 21ч.

Подготовка ко сну.

Далее дети рассказывают о своем режиме дня.

Учитель: А теперь давайте поиграем и узнаем, хорошо ли вы знаете режим дня:

На доске карточки с изображением режимных моментов – девочка смотрит телевизор, девочка встает, девочка поливает цветы, девочка умывается, девочка идет в школу, девочка делает зарядку, девочка завтракает, девочка рисует, девочка делает уроки.

Задание – расставить карточки в правильном порядке.

Доктор Пилюлькин: Тот режим дня, который вы прочитали на плакате примерный. Он может немного меняться. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее  8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались.

Учитель: спасибо, доктор Пилюлькин, за ваш рассказ. Я думаю, что ребята постараются придерживаться ваших рекомендаций.

Доктор Пилюлькин:  До свидания, ребята. Советую вам посетить доктора Чистюлькина.

На доске открывается схема:

C:\Users\Великий Властелин\Desktop\Скриншот 15-11-2015 194550.png

Учитель: Давайте воспользуемся советом и зайдем в гости к доктору Чистюлькину.

Учитель стучит в дверь соседнего домика. Из домика «выходит» доктор Чистюлькин –

учитель надевает на руку куклу и  озвучивает доктора измененным голосом.

Доктор Чистюлькин: Здравствуйте, здравствуйте! Как вовремя вы пришли ко мне. Я – доктор  Чистюлькин, слежу за тем, чтобы жители нашего города соблюдали правила личной гигиены.

- Дети, что обозначают эти слова – «личная гигиена»?     ( ответы детей)

Доктор Чистюлькин: ЛИЧНАЯ – то есть каждый человек выполняет эти правила. ГИГИЕНА – это те действия, выполняя которые, жители нашего города поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют. Я слежу за тем, чтобы каждый гражданин нашего города мыл руки перед едой, правильно ухаживал за зубами, не реже одного раза в неделю мылся горячей водой, ухаживал за ногтями и волосами, содержал в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живет. Но вот незадача. В моем доме живет очень непонятливый щенок. (Учитель вывешивает на доске рисунок с изображением щенка)  Он не хочет соблюдать правила личной гигиены, постоянно путает предметы – какими он должен пользоваться сам, а какими мы можем пользоваться вместе. Помогите мне, ребята, объяснить это щенку.

Работа выполняется в группах. Класс делится на три группы. Учитель выдает каждой группе предметы:

1.полотенце, зубная щетка, зубная паста.

2.шампунь, мыло, мочалка.

3.расческа, ложка, тарелка.

Дети обсуждают, какие предметы у каждого человека должны быть личными, а каким могут пользоваться все члены семьи. Затем от каждой группы выходит один ученик и объясняет решение команды.

Учитель: Доктор Чистюлькин благодарит ребят за выполнение задания и просит закончить правила личной гигиены.

На доску вывешивается плакат «Правила гигиены»:

ЧИСТИТЬ ЗУБЫ НАДО ДВА РАЗА В ДЕНЬ……(утром и вечером)

ПЕРЕД ЕДОЙ НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО …………(мыть руки)

ВО ВРЕМЯ ЕДЫ НЕЛЬЗЯ……………………………….(разговаривать с набитым ртом)

НИКОГДА НЕ ЕШЬ НЕМЫТЫЕ……………………….(овощи и фрукты)

СВЕТ ПРИ ПИСЬМЕ ДОЛЖЕН ПАДАТЬ………….(слева)

Дети коллективно заканчивают предложения, предлагают  свои правила личной гигиены, объясняют щенку необходимость выполнения данных правил.

Например: « Во время еды нельзя разговаривать с набитым ртом потому что, во-первых, можно подавиться, во-вторых, это просто невежливо по отношению к  другим людям».

Выполнив упражнение, дети прощаются с доктором Чистюлькиным, он благодарит их за помощь и советует зайти к Медунице, которая может рассказать много интересного.

Учитель :  Давайте узнаем, как поживает Медуница.

На доске, рядом с домиком Медуницы, учитель прикрепляет рисунок с изображением бабушки – пчелки.

Учитель: О чем расскажет нам Медуница  мы узнаем, если отгадаем загадку:

           Когда мы едим –

           Они работают,

           Когда не едим –

          Они отдыхают.

          Не будем их чистить –

          Они заболеют.

                                                ( зубы)

Учитель: А какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему? (ответы детей)

Учитель: Здоровые зубы  прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Не забывайте мудрую народную поговорку: «Кто долго жует, тот долго живет». Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека. Как же сохранить зубы здоровыми? Что вы об этом знаете?       (ответы детей)

Учитель: Ребята, давайте поблагодарим Медуницу. Я думаю, что вы хорошо запомнили все правила, и будете обязательно их выполнять.  А  сейчас мы пойдем дальше, к следующему домику, в котором живет Веселый Повар.

В класс входит ученик , одетый в спортивную форму.

Ученик: Здравствуйте, я Доктор Физкультурник.

Учитель: Здравствуйте, Доктор Физкультурник. Мы идем к Веселому Повару, чтобы узнать еще один секрет сохранения здоровья.

Доктор Физкультурник: И я могу вам рассказать, как сберечь здоровье. Думаете. Почему меня прозвали  Физкультурником?                                     (ответы детей)

Доктор Физкультурник: Я очень люблю физкультуру. Ведь еще один наш помощник в сохранении здоровья – это движение.

По ходу урока учитель открывает на доске схему:C:\Users\Великий Властелин\Desktop\Скриншот 15-11-2015 195243.png

Доктор Физкультурник: Я слежу за тем, чтобы жители нашего города каждый день выполняли зарядку, больше ходили пешком, играли в подвижные игры, не пропускали без причины уроки физкультуры, катались на коньках и лыжах. Все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым. А сейчас я предлагаю вам выполнить физкультминутку:

                                        Вот мы руки развели,

                                         Словно удивились,

                                          И друг другу до земли

                                         В пояс поклонились.

                                          Ниже, дети, не ленитесь,

                                          Поклонитесь, улыбнитесь.

                                          Мы ладонь к глазам приставим,

                                          Ноги крепкие расставим.

                                          Поворачиваясь вправо,

                                           Оглядимся величаво.

                                            И налево надо тоже

                                             Поглядеть из-под ладошек.

                                             И – направо! И еще

                                             Через левое плечо!

Учитель: Как мы хорошо подвигались! Спасибо тебе, доктор Физкультурник! Приглашаем тебя отправиться вместе с нами к Веселому Повару.  (ученик садится за парту)

Учитель подходит к домику Веселого Повара, стучит в дверь и прикрепляет рядом с домиком  картинку с изображением повара.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой румяный, здоровый и веселый наш повар. Думаете, почему он такой? Наверное, потому, что правильно питается. А что значит «правильное питание»?

(ответы детей)

Учитель: Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Есть лучше всего в одно и то же время, желательно 4-5 раз вдень. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. И будете здоровы!

А сейчас давайте попрощаемся с Веселым Поваром и отправимся в гости к еще одному жителю города  Здоровейска.  Посмотрите, в этом домике живет  Незнайка.

Учитель подходит к доске и стучит в дверь следующего домика. В класс входит ученик, одетый в костюм Незнайки .Он очень грустный.

Учитель: Незнайка, что случилось, почему ты такой грустный?

Незнайка: Я заболел,  и не знаю, что мне делать.

Учитель: Ребята, давайте  расскажем Незнайке, что надо делать, если вы все-таки  заболели.

( ответы детей)

Учитель: В больнице очень много разных врачей. К  какому доктору должен обратиться Незнайка?

Он должен обратиться к педиатру ( дети хором проговаривают это слово). Это врач, который лечит детей от простуды и некоторых других внутренних болезней.

А какие еще специальности врачей вы знаете?    

( дети называют специальности врачей, хором проговаривают названия, объясняют, что эти врачи лечат.)

На доске окончательно получается следующая схема:

C:\Users\Великий Властелин\Desktop\Скриншот 15-11-2015 195807.png

Дети делают вывод:    если ты заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь.

Учитель:  Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Здоровейску. Чему вы научились сегодня? Что нового узнали?

- Назовите помощников в сохранении здоровья.

- Что такое режим дня?

- Что такое личная гигиена?

- Как ухаживать за зубами?

- Что такое правильное питание?

- Почему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой?

- Что делать, если вы все-таки заболели?

В конце урока детям предлагается прослушать песню «Нужно спортом заниматься».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок зоровья "Путешествие по городу Здоровейску"

Разработка урока и презентация помогут сформировать у обучающихся представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Конспект урока по теме "В городе и в деревне" для 4 класса

Данный урок является первым в разделе "Being happy in the country and in the city"(УМК Биболетовой М.З.). Цели урока:  учить рассказывать о городе, сельской местности, используя оборот thereis/th...

Урок здоровья "Путешествие в город Здоровейск" 4 класс

В игровой форме ученики обобщают знания о факторах, влияющих на здоровье, о взаимосвязи здоровья и  образа жизни человека.Урок  воспитывает  самостоятельность, осторожность ...

Урок здоровья "Путешествие по городу Здоровейску"

Урок проводится в игровой форме, цель занятия - формирование навыков здорового образа жизни....

Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в город Здоровейск"

Данное мероприятие направлено на формирование основ здорового образа жизни учащихся начальной школы....