Урок здоровья "Путешествие по городу Здоровейску"
план-конспект занятия (здоровый образ жизни) по теме
Урок проводится в игровой форме, цель занятия - формирование навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zdorovya.docx | 31.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок здоровья «Путешествие по городу Здоровейску»
Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
Оборудование: мультимедийная презентация; буквы «А», «В», «С», «D», пословицы, загадки
Ход урока.
- Человек и его здоровье.
Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу это хорошее, доброе слово при встрече. Они желают друг другу здоровья. Вот и мы говорим вам: «Здравствуйте!»
- А вы, ребята, знаете, что дороже всего на свет? Конечно. Это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили: здоровье дороже богатства, здоровья не купишь, дал бы бог здоровья, и счастье найдешь.
-Здоровье-это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
-Здоровье человека, прежде всего, зависит от него самого, от того, как он о нем заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретается в детском возрасте.
-Древний философ сказал: «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля»
-Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?
- Путешествие по городу Здоровейск (слайд №2)
-Сегодня, на уроке здоровья мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. На воротах Здоровейска – надпись (слайд №2)
«Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным - бегай»
-Правильна ли с вашей точки зрения пословица? Как вы понимаете ее смысл?
-Известна и другая поговорка: «Кто много ходит, тот долго живет». С каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребенок должен не менее 1,5 часов в день заниматься активными мышечными упражнениями. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.
-Прочитайте, по каким правилам живут в городе Здоровейске. (слайд №3)
Правила нашего города:
-Движение
-Режим дня
-Гигиена
-Правильное и здоровое питание
-Нет вредным привычкам
-Закаливание
Остановка Двигательная (слайд №4)
Ученик читает стихотворение
Надо всем нам твёрдо знать-
День с зарядки начинать!
И, конечно, закаляться-
Это так поможет вам!
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
ДЕЛАЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗАРЯДКУ!
Учитель:
-Во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, она согревает наше тело, добирается до клеток головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, а значит, и мы чувствуем себя здоровыми и сильными.
-Отгадав загадки, вы, ребята, узнаете, какие виды спорта полезны для здоровья: (слайд №4 с отгадками)
1. Два берёзовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (Лыжи)
2. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? … (Коньки)
3. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(Хоккей)
4. Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл
Мы играем в…. (Волейбол)
5. Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку-
Быстро делаю… (Зарядку)
(СЛАЙДЫ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗАРЯДКОЙ №5 - №16)
Остановка «Секреты успеваек » (слайд № 17 с режимом дня)
Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон. Он помогает школьнику становиться волевым, дисциплинированным.
Ученики разыгрывают сценку «Режим дня».
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять.
И завтрак съесть.
А потом за парту сесть!
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин.
Их коварных черных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай,
Но только не валяйся.
Дома маме помогай.
Гуляй, закаляйся!
Пообедав, можешь сесть
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни нипочём!
Остановка «Доктор Чистюлькин » (слайд № 18)
Учитель:
-Привитие школьникам навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранение от болезней. Все болезни от микробов. Замечательное правило есть у Мойдодыра. Давайте повторим его вместе – «От простой воды и мыла у микробов тает сила».
-Ребята, так почему надо умываться, дружить с водой и мылом?
-Мы должны запомнить главное: мыть руки с мылом и мыть все овощи и фрукты.
Запомнить нужно навсегда
Залог здоровья - чистота.
-Угадайте, что помогает поддерживать чистоту: (слайд № 19 с отгадками)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам. (Расческа)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пениться,
Руки мыть не лениться. (Мыло)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы там
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)
Чтобы все с вами дружили, надо никогда не забывать приучать себя соблюдать правила чистоты.
Остановка «Веселые поварята»
Учитель:
– Ребята, с пищей человек получает все вещества, необходимые для роста и развития организма, и для пополнения затраченной энергии. А знаете ли вы, что нужно для роста молодого организма? Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, что это такое. (слайд № 20 с кроссвордом)
1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)
2. Синий мундир,
Теплая подкладка,
А в середине сладко. (Слива)
3. Золотая голова –
Велика, тяжеля –
Золотая голова –
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
4. Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня ищи. (Капуста)
5. Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! (Смородина)
6. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
А из далекой Африки. (Апельсин)
7. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Вишня)
8. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них красные детки. (Помидоры)
-Молодцы, ребята! Правильно отгадали все овощи и фрукты. В свежих овощах и фруктах есть витамины, необходимые для того, чтобы наши глаза "хорошо видели, чтобы кожа была мягкой и гладкой, кости были крепкими, чтобы мы не болели. Витамины особенно нужны детям зимой и весной, когда мало зелени.
-Какие витамины знаете вы? (по ходу ответов у доски появляются ученики с табличками А, В, С, D).
Инсценировка «Кто важнее».
Учитель:
-Витамины А, В, С
Примостились на крыльце,
И кричат они, и спорят:
Кто важнее для здоровья?
Витамин А:
- Я, - промолвил важно А,
- Не росли бы без меня.
Витамин С:
- Я, - перебивает С,
- без меня болеют все.
Витамин В:
- Нет, - надулся гордо В,
- Я нужнее на земле.
Кто меня не уважает
Плохо спит и слаб бывает.
Ученик:
- Все вы, братцы, хороши
Для здоровья и души.
Если б вас я всех не ел,
Все болел бы и болел.
С вами всеми я дружу
Я здоровьем дорожу!
Учитель:
-Где же живут витамины? Чтобы еда была полезной для здоровья необходимо знать, какие витамины содержатся в каждом из продуктов.
Витамин А: (слайд № 21)
Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
Он и в масле, в жирном сыре.
И, конечно, в рыбьем жире.
И в печенке, и в желтке
Он бывает в молоке.
И морковь, и абрикосы
Витамин «А» в себе носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Учитель:
-Также витамин А находится в твороге, рыбе и зелени-шпинате, петрушке.
Витами А это витамин роста, он помогает нашим глазам сохранить зрение, а нашей коже - здоровый вид. При недостатке этого витамина возникает заболевание куриная слепота – неспособность видеть в слабоосвещенном помещение.
Витамин В: (слайд № 22)
Рожь, пшеница и гречиха,
Печень, дрожжи и сырок,
Вкусный от яиц желток
- Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.
Учитель:
-Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. При недостатке этого витамина возникает заболевание анемия, при этом заболевании человек бледен, быстро утомляется, появляется одышка.
Витамин С: (слайд № 23)
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
И в салате, в щавеле,
Поищите на земле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
Учитель:
-Витамин С повышает сопротивляемость организма инфекциям, благотворно влияет на центральную нервную систему. Недостаток этого витамина вызывает снижение сопротивляемости инфекциям, а также возникает заболевание цынга – болезнь десен.
Витамине Д: (слайд № 24)
Яйца, творог, сыр, грибы
Витамина D полны.
В них живу и процветаю,
Ваши кости укрепляю.
Ещё с солнышком дружу,
Детям пользу приношу.
Если с А я вместе буду,
Одолею я простуду.
Кожу тоже защитим.
Я вам всем необходим!
Учитель:
-Витамин Д участвует в обмене неорганических солей, особенно кальция и фосфора, участвует в образовании костей. В коже человека образуется под воздействием солнечных лучей. Недостаток витамина Д приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей (остеопороз) у взрослых, при этом заболевании часто происходят переломы костей.
-Ни один продукт не дает человеку всех питательных веществ, которые необходимы человеку. Одни продукты дают человеку энергию, чтобы он хорошо двигался, думал. Другие помогают сделать организм человека более сильным, а третьи содержат много витаминов и помогают организму расти и развиваться. Поэтому питание должно быть разнообразным!
-Но не все продукты, которые употребляет человек, ему полезны. Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:(слайд № 25)
Рыба, кола, молоко, фанта, сухарики, гречка, жирное мясо, подсолнечное масло, тортики, «МАРС», морковь, капуста, шоколадные конфеты, фрукты, ягоды, хлеб.
-Важнейшим пунктом в сохранении здоровья является правильное питание.
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность в еде и разнообразие. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, надо соблюдать некоторые правила: (слайд № 26)
-Старайся есть в одно и то же время.
-Есть четыре раза в день: утром дома – первый завтрак, в школе – второй завтрак, после школы – обед и вечером ужин.
-Не есть в сухомятку
-Никогда не оказываться от супа, ведь в нем много веществ, которые способствуют правильному пищеварению.
-Не перекусывать между основными приемами пищи.
-Нужно есть не спеша, хорошо прожевывая пищу.
-Во время еды не читать, не смотреть телевизор, не вести серьезных разговоров, а тем более споров. Пища из-за этого плохо переваривается.
Учитель:
-Проведем зарядку для ваших глаз и продолжим наше путешествие
(Музыкальные слайды 3 27- № 39 с гимнастикой для глаз)
Остановка «Почему нельзя»
Учитель:
-На остановке «Почему нельзя» мы поговорим о вредных привычках. Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, потому их называют полезными. Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью – это вредные привычки.
Некоторые неразумные школьники пробуют курить, не отказываются от пива и даже употребляют наркотики. Пока у вас не появились такие привычки, давайте выясним, почему они вредны для здоровья
(Слайд № 40)
-Давайте сравним легкое здорового человека и курильщика. Курение разрушает зубы. Никотиновая кислота разъедает эмаль. Курение вызывает раннее старение. Лицо человека покрывается морщинами. Желание пить спиртные напитки относится к числу особо вредных привычек.
(слайд № 41)
-Алкоголь- это особо опасный яд, вредное воздействие алкоголя сказывается на всех органах и системах человеческого организма (нервной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, но особенно поражает печень.
Остановка «Неболейка» (слайд № 42)
Учитель:
-Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Существует несколько видов закаливания:
-Закаливание воздухом. Бесценным даром природы будет свежий воздух, он тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные сосуды. Бывайте чаще на свежем воздухе! Вы отдохнёте, наберётесь сил и увидите красоту нашей природы.
- Закаливание солнцем повышает устойчивость нервной системы, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы.
Закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов.
-Хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям, и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.
Закаливание водой. Закаливание водой – это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества.
-Выберите характеристики здорового человека. (слайд № 43)
Учитель:
-Народ придумал много пословиц о здоровье, проверим, знаете ли вы их?
Слайд № 44 «Собери пословицы о здоровье»
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Здоровье сгубишь – новое не купишь.
- В здоровом теле здоровый дух.
- Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
- Чистота – залог здоровья.
- Чисто жить – здоровым быть.
- Кто аккуратен, тот людям приятен.
Учитель:
-Ребята, наше путешествие по городу Здоровейску подошло к концу. Итак …..(слайды № 45, № 46 с выводами занятия)
Чтоб сильным и здоровым быть, в спортивный зал надо ходить!
Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!
Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота!
Вредные привычки пусть горят, как спички!
Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!
РЕФЛЕКСИЯ (слайды № 47, № 48)
Я хочу быть здоровым!
Я могу быть здоровым!
Я буду здоровым!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
ЛИТЕРАТУРА.
1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе.ч 1» Практическое пособие. – Ростов-на- Дону: ТЦ «Учитель», 2004г.
2. И.П. Товпинец “Уроки здоровья” Книга для чтения в 3-4 классе. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература” 2007г
3. Интернет-ресурсы:
http://www.kalyakimalyaki.ru/paper241.p1.html
http://www.stihi.ru/2013/10/16/5819
http://ahdetki.ru/Stihi_dlya_detey/2012/07/10/stihi-pro-vitaminy.html#axzz31rPiVILX
http://chudesalegko.ru/zakalivanie/
http://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/298550/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (окруж. мир + матем.) "Если хочешь быть здоров. Путешествие по городу Здоровейску".
Интегрированный урок (окруж. мир + матем.) с использованием сюжетно-ролевых игр, ИКТ, музыкальной физкультминутки поможет сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человечес...
Урок зоровья "Путешествие по городу Здоровейску"
Разработка урока и презентация помогут сформировать у обучающихся представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....
Открытый урок по окружающему миру 2кл. "Путешествие по городу Здоровейску"
Представлен материал о правильном питании и здоровом образе жизни. Рекомендую использовать на уроке....
Урок здоровья "Путешествие в город Здоровейск" 4 класс
В игровой форме ученики обобщают знания о факторах, влияющих на здоровье, о взаимосвязи здоровья и образа жизни человека.Урок воспитывает самостоятельность, осторожность ...
Презентация урок - путешествие по городу Здоровейску.
Урок – играПутешествие по городу Здоровейску...
Конспект урока развития речи "Путешествие по городу Здоровейску".
Материал предназначен для уроков развития речи в начальных классах коррекционной школы....
Урок по окружающему миру на тему : Полезные привычки "Путешествие по городу Здоровейску"
Данный материал можно использовать на уроке по окружающему миру или при проведении внеклассного мероприятия по полезным привычкам....