Урок здоровья "Путешествие по городу Здоровейску"
план-конспект занятия (здоровый образ жизни) по теме

Иванова Наталья Николаевна

Урок проводится в игровой форме, цель занятия - формирование навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zdorovya.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок здоровья «Путешествие по городу Здоровейску»

Цель: Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.

Оборудование: мультимедийная презентация; буквы «А», «В», «С», «D», пословицы, загадки

Ход урока.

  1. Человек и его здоровье.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте! Люди часто говорят друг другу это хорошее, доброе слово при встрече. Они желают друг другу здоровья. Вот и мы говорим вам: «Здравствуйте!»

- А вы, ребята, знаете, что дороже всего на свет? Конечно. Это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили: здоровье дороже богатства, здоровья не купишь, дал бы бог здоровья, и счастье найдешь.

-Здоровье-это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
-Здоровье человека, прежде всего, зависит от него самого, от того, как он о нем заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретается в детском возрасте.

-Древний философ сказал: «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля»

-Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?

  1. Путешествие по городу Здоровейск  (слайд №2)

 -Сегодня, на уроке здоровья мы отправляемся в путешествие по городу Здоровейску. На воротах Здоровейска – надпись (слайд №2)

 «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным - бегай»

-Правильна ли с вашей точки зрения пословица? Как вы понимаете ее смысл?

-Известна и другая поговорка: «Кто много ходит, тот долго живет». С каждым годом двигательная активность человека уменьшается. А мышечный голод для человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. В школьном возрасте ребенок должен не менее 1,5 часов в день заниматься активными мышечными упражнениями. Это оградит его в будущем от болезней и преждевременной старости.

-Прочитайте, по каким правилам живут в городе Здоровейске. (слайд №3)

Правила нашего города:

-Движение

-Режим дня

-Гигиена

-Правильное и здоровое питание

-Нет вредным привычкам

-Закаливание

Остановка Двигательная  (слайд №4)

Ученик читает стихотворение

Надо всем нам твёрдо знать-

День с зарядки начинать!

И, конечно, закаляться-

Это так поможет вам!

Чтобы не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

ДЕЛАЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЗАРЯДКУ!

Учитель:

-Во время зарядки кровь быстро движется по сосудам, она согревает наше тело, добирается до клеток головного мозга. Наши мускулы становятся крепче, а значит, и мы чувствуем себя здоровыми и сильными.  

-Отгадав загадки, вы, ребята, узнаете, какие виды спорта полезны для здоровья: (слайд №4 с отгадками)

1. Два берёзовых коня

Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,

А зовут их … (Лыжи)

2. Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? … (
Коньки)

3. Загадка эта нелегка:  

Пишусь всегда через два К,

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(Хоккей)

4. Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошёл
Мы играем в…. (
Волейбол)

5. Просыпаюсь утром рано,

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку-
Быстро делаю… (
Зарядку)

(СЛАЙДЫ С МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗАРЯДКОЙ №5 - №16)

Остановка «Секреты успеваек » (слайд № 17 с режимом дня)

Режим дня  это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба; отдых; труд; питание; сон. Он помогает школьнику становиться волевым, дисциплинированным.

Ученики разыгрывают сценку «Режим дня».

Чтоб прогнать тоску и лень,

Подниматься каждый день

Нужно ровно в семь часов.

Отворив окна засов,

Сделать лёгкую зарядку

И убрать свою кроватку!

Душ принять.

И завтрак съесть.

А потом за парту сесть!

Но запомните, ребята,

Очень важно это знать,

Идя в школу, на дороге

Вы не вздумайте играть!

Опасайтесь вы машин.

Их коварных черных шин.

На занятиях сиди

И всё тихо слушай.

За учителем следи,

Навостривши уши.

После школы отдыхай,

Но только не валяйся.

Дома маме помогай.

Гуляй, закаляйся!

Пообедав, можешь сесть

Выполнять задания.

Всё в порядке, если есть

Воля и старание.

Соблюдаем мы всегда

Распорядок строго дня.

В час положенный ложимся,

В час положенный встаём.

Нам болезни нипочём!

Остановка «Доктор Чистюлькин » (слайд № 18)

Учитель:

-Привитие школьникам навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранение от болезней. Все болезни от микробов. Замечательное правило есть у Мойдодыра. Давайте повторим его вместе – «От простой воды и мыла у микробов тает сила». 

-Ребята, так почему надо умываться, дружить с водой и мылом?

-Мы должны   запомнить главное: мыть руки с мылом и мыть все овощи и фрукты.

Запомнить нужно навсегда

Залог здоровья - чистота. 

-Угадайте, что помогает поддерживать чистоту: (слайд № 19 с отгадками)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам. (Расческа)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пениться,

Руки мыть не лениться. (Мыло)

Волосистою головкой

В рот она влезает ловко

И считает зубы там

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

Лёг в карман и караулит

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрёт потоки слёз,

Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое? (Полотенце)

Чтобы все с вами дружили, надо никогда не забывать приучать себя соблюдать правила чистоты.

Остановка «Веселые поварята»

Учитель:

– Ребята, с пищей человек получает все вещества, необходимые для роста и развития организма, и для пополнения затраченной энергии. А знаете ли вы, что нужно для роста молодого организма? Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, что это такое. (слайд № 20 с кроссвордом)

1. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь)

2. Синий мундир, 
Теплая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

3. Золотая голова –
Велика, тяжеля –
Золотая голова –
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

4. Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,

Меня ищи. (Капуста)

5. Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус! 
(Смородина)

6. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,

А из далекой Африки. (Апельсин)

7. Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

8. Растут на грядке 
Зеленые ветки,

А на них красные детки. (Помидоры)

-Молодцы, ребята! Правильно отгадали все овощи и фрукты. В свежих овощах и фруктах есть витамины, необходимые для того, чтобы наши глаза "хорошо видели, чтобы кожа была мягкой и гладкой, кости были крепкими, чтобы мы не болели. Витамины особенно нужны детям зимой и весной, когда мало зелени.

-Какие витамины знаете вы? (по ходу ответов у доски появляются ученики с табличками А, В, С, D).

Инсценировка «Кто важнее».

Учитель:

-Витамины А, В, С

Примостились на крыльце,

И кричат они, и спорят:

Кто важнее для здоровья?

Витамин А:

- Я, - промолвил важно А,

- Не росли бы без меня.

 Витамин С:

- Я, - перебивает С,

- без меня болеют все.

Витамин В:

- Нет, - надулся гордо В,

- Я нужнее на земле.

Кто меня не уважает

Плохо спит и слаб бывает.

Ученик:

- Все вы, братцы, хороши

Для здоровья и души.

Если б вас я всех не ел,

Все болел бы и болел.

С вами всеми я дружу

Я здоровьем дорожу!

Учитель:

-Где же живут витамины? Чтобы еда была полезной для здоровья необходимо знать, какие витамины содержатся в каждом из продуктов.

Витамин А:  (слайд № 21)

Где же витамин «А» найти,

Чтобы видеть и расти?

Он и в масле, в жирном сыре.

И, конечно, в рыбьем жире.

И в печенке, и в желтке

Он бывает в молоке.

И морковь, и абрикосы

Витамин «А» в себе носят.

В фруктах, ягодах он есть.

Их нам всех не перечесть.

Учитель:

-Также витамин А находится в твороге, рыбе и зелени-шпинате, петрушке.

Витами А это витамин роста, он помогает нашим глазам сохранить зрение, а нашей коже - здоровый вид. При недостатке этого витамина возникает заболевание куриная слепота – неспособность видеть в слабоосвещенном помещение.

Витамин В: (слайд № 22)

Рожь, пшеница и гречиха,

Печень, дрожжи и сырок,

Вкусный от яиц желток

- Витамины «В» имеют

И отдать нам их сумеют.

«В» - в наружной части злаков,

Хоть он там неодинаков.

Это вовсе не беда,

Группа «В» там есть всегда.

Учитель:

-Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. При недостатке этого витамина возникает заболевание анемия, при этом заболевании человек бледен, быстро утомляется, появляется одышка.

Витамин С: (слайд № 23)

 А вот «С» едим со щами,

И с плодами, овощами,

Он в капусте и в шпинате,

И в шиповнике, в томате,

И в салате, в щавеле,

Поищите на земле.

Лук, редиска, репа, брюква,

И укроп, петрушка, клюква,

И лимон, и апельсин

Ну, во всем мы «С» едим!

Учитель:

-Витамин С повышает сопротивляемость организма инфекциям, благотворно влияет на центральную нервную систему. Недостаток этого витамина вызывает снижение сопротивляемости инфекциям, а также возникает заболевание цынга – болезнь десен.

Витамине Д: (слайд № 24)

Яйца, творог, сыр, грибы 
Витамина D полны. 
В них живу и процветаю, 
Ваши кости укрепляю. 
Ещё с солнышком дружу, 
Детям пользу приношу. 
Если с А я вместе буду, 
Одолею я простуду. 
Кожу тоже защитим. 
Я вам всем необходим! 

Учитель:

-Витамин Д участвует в обмене неорганических солей, особенно кальция и фосфора, участвует в образовании костей. В коже человека образуется под воздействием солнечных лучей. Недостаток витамина Д приводит к развитию рахита у детей и размягчению костей (остеопороз) у взрослых, при этом заболевании часто происходят переломы костей.

-Ни один продукт не дает человеку всех питательных веществ, которые необходимы человеку. Одни продукты дают человеку энергию, чтобы он хорошо двигался, думал. Другие помогают сделать организм человека более сильным, а третьи содержат много витаминов и помогают организму расти и развиваться. Поэтому питание должно быть разнообразным!

-Но не все продукты, которые употребляет человек, ему полезны. Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы:(слайд № 25)

Рыба, кола, молоко, фанта, сухарики, гречка, жирное мясо, подсолнечное масло, тортики, «МАРС», морковь, капуста, шоколадные конфеты, фрукты, ягоды, хлеб.

-Важнейшим пунктом в сохранении здоровья является правильное питание.

Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность в еде и разнообразие. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, надо соблюдать некоторые правила: (слайд № 26)

-Старайся есть в одно и то же время.

-Есть четыре раза в день: утром дома – первый завтрак, в школе – второй завтрак, после школы – обед и вечером ужин.

-Не есть в сухомятку

-Никогда не оказываться от супа, ведь в нем много веществ, которые            способствуют правильному пищеварению.

-Не перекусывать между основными приемами пищи.

-Нужно есть не спеша, хорошо прожевывая пищу.

-Во время еды не читать, не смотреть телевизор, не вести серьезных разговоров, а тем более споров. Пища из-за этого плохо переваривается.

Учитель:

-Проведем зарядку для ваших глаз и продолжим наше путешествие

 (Музыкальные слайды 3 27- № 39 с гимнастикой для глаз)

Остановка «Почему нельзя»

Учитель:

-На остановке «Почему нельзя» мы поговорим о вредных привычках. Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, потому их называют полезными. Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью – это вредные привычки.

Некоторые неразумные школьники пробуют курить, не отказываются от пива и даже употребляют наркотики. Пока у вас не появились такие привычки, давайте выясним, почему они вредны для здоровья

(Слайд № 40)

-Давайте сравним легкое здорового человека и курильщика. Курение разрушает зубы. Никотиновая кислота разъедает эмаль. Курение вызывает раннее старение. Лицо человека покрывается морщинами. Желание пить спиртные напитки относится к числу особо вредных привычек.

(слайд № 41)

-Алкоголь- это особо опасный яд, вредное воздействие алкоголя сказывается на всех органах и системах человеческого организма (нервной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, но особенно поражает печень.  

Остановка «Неболейка»  (слайд № 42)

Учитель:

-Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. Существует несколько видов закаливания:

-Закаливание воздухом. Бесценным даром природы будет свежий воздух, он тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные сосуды. Бывайте чаще на свежем воздухе! Вы отдохнёте, наберётесь сил и увидите красоту нашей природы.

- Закаливание солнцем повышает устойчивость нервной системы, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы.
Закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов, перегрева и тепловых ударов.

-Хождение босиком. Этот вид закаливания полезен и детям, и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.

Закаливание водой. Закаливание водой – это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней, принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. 

-Выберите характеристики здорового человека. (слайд № 43)

Учитель:

-Народ придумал много пословиц о здоровье, проверим, знаете ли вы их?

Слайд № 44 «Собери пословицы о здоровье»

  1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  2. Здоровье сгубишь – новое не купишь.
  3.  В здоровом теле здоровый дух.
  4. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
  5. Чистота – залог здоровья.
  6. Чисто жить – здоровым быть.
  7. Кто аккуратен, тот людям приятен.

Учитель:

-Ребята, наше путешествие по городу Здоровейску подошло к концу. Итак …..(слайды № 45, № 46 с выводами занятия)

Чтоб сильным и здоровым быть, в спортивный зал надо ходить!

Будешь правильно питаться – со здоровьем будешь знаться!

 

Запомнить нужно навсегда: залог здоровья – чистота!

Вредные привычки пусть горят, как спички!

Больше улыбайтесь, каждым днем вы наслаждайтесь!

РЕФЛЕКСИЯ (слайды № 47, № 48)

Я хочу быть здоровым!

Я могу быть здоровым!

Я буду здоровым!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

ЛИТЕРАТУРА.

1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе.ч 1» Практическое пособие. – Ростов-на- Дону: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. И.П. Товпинец “Уроки здоровья” Книга для чтения в 3-4 классе. – Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература” 2007г

 3. Интернет-ресурсы:

http://www.kalyakimalyaki.ru/paper241.p1.html

http://www.stihi.ru/2013/10/16/5819

http://ahdetki.ru/Stihi_dlya_detey/2012/07/10/stihi-pro-vitaminy.html#axzz31rPiVILX

http://chudesalegko.ru/zakalivanie/

http://www.u-mama.ru/forum/gossip/everything/298550/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (окруж. мир + матем.) "Если хочешь быть здоров. Путешествие по городу Здоровейску".

Интегрированный урок (окруж. мир + матем.) с использованием сюжетно-ролевых игр, ИКТ, музыкальной физкультминутки поможет сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человечес...

Урок зоровья "Путешествие по городу Здоровейску"

Разработка урока и презентация помогут сформировать у обучающихся представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Открытый урок по окружающему миру 2кл. "Путешествие по городу Здоровейску"

Представлен материал о правильном питании и здоровом образе жизни. Рекомендую использовать на уроке....

Урок здоровья "Путешествие в город Здоровейск" 4 класс

В игровой форме ученики обобщают знания о факторах, влияющих на здоровье, о взаимосвязи здоровья и  образа жизни человека.Урок  воспитывает  самостоятельность, осторожность ...

Презентация урок - путешествие по городу Здоровейску.

Урок – играПутешествие по городу Здоровейску...

Конспект урока развития речи "Путешествие по городу Здоровейску".

Материал предназначен для уроков развития речи в начальных классах коррекционной школы....

Урок по окружающему миру на тему : Полезные привычки "Путешествие по городу Здоровейску"

Данный материал можно использовать на уроке по окружающему миру или при проведении внеклассного мероприятия по полезным привычкам....