ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Цель программы - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).
Задачи программы:
- сохранить и укрепить здоровье учащихся;
- создавать межличностную атмосферу в классе;
- формировать у ребёнка необходимые УУД по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- привлекать родителей, учителей, медицинских работников и общественность к решению вопросов оздоровления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya_sisko.doc | 430 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В здоровом теле – здоровый дух»
Возраст детей, на которых программа рассчитана: 7-11 лет.
Срок реализации программы: 2011-15 уч. года.
Автор-составитель:
Сиско Елена Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Воротнее
с. Воротнее
Содержание
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты.
- Композиция построения кружковых занятий.
- Содержание программы.
- Календарно-тематическое планирование кружковых занятий.
- План мероприятий.
- Реальный результат деятельности.
- Список литературы.
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения определяет этот вопрос одним из приоритетных.
Чем выше уровень здоровья детей в современной школе, тем выше процент усвоения всей суммы знаний. Однако показатели последних лет говорят о снижении этого уровня. По данным всероссийской диспансеризации за последние годы доля детей к 7-10 годам с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%. 40 % детей Самарской области имеют те или иные заболевания. В журнале моего класса на начало 2011-12 учебного года в листке здоровья 21 человек - 95,5% относятся ко II группе здоровья и 1 ребёнок - 4,5% относится к III группе (менее здоровые дети); физкультурная группа: основная – 21 и подготовительная – 1 человек.
Проблема
Выявлено: усилилась перегрузка учащихся; увеличились случаи простудных заболеваний; интенсификация учебного процесса из-за недостаточной компетентности педагогов; низкий уровень сформированности у учащихся и родителей представлений о здоровом образе жизни.
Ряд выявленных мною причин обострили актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Новизна
Для решения этой проблемы мной была разработана образовательная программа внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» спортивно-оздоровительного направления.
Образовательная программа внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья. Программа построена на основе культурологического и личностноориентированного подхода. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Цель программы - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).
Задачи программы:
- сохранить и укрепить здоровье учащихся;
- создавать межличностную атмосферу в классе;
- формировать у ребёнка необходимые УУД по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- привлекать родителей, учителей, медицинских работников и общественность к решению вопросов оздоровления детей.
Исполнители программы: учащиеся 1-4 классов в возрасте 7-11 лет, учителя начальных классов, медицинская сестра, родители, работники СДК, инспектора ГИБДД.
Направления педагогической деятельности:
- использование современных образовательных программ, методик и технологий;
- создание морально – психологического климата (моральную и бытовую среду в семье и в классе);
- использование рационального режима дня, труда и отдыха;
- создание санитарно-гигиенических условий учебно-воспитательного процесса.
Методы работы:
- педагогические («уроки здоровья», соревнования и т. д.);
- психологические (уроки развития и творчества);
- медицинские (профилактика отклонения со стороны органов зрения, работа с часто болеющими детьми и т. д.).
Технологии:
- технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского и Н.Ф. Виноградовой;
- технологии уровневой дифференциации обучения, построенные профессором Н.Ф. Виноградовой;
- педагогика сотрудничества, построенная на идеях великого педагога Ш.А. Амонашвили;
- технология раскрепощённого развития детей, в основу взяты идеи кандидатов медицинских наук И.В. Абрамовой и биологических наук Т.И. Бочкаревой.
Основные принципы построения программы:
- Комплексный междисциплинарный подход – основа программы. Формирование единой команды специалистов (учитель, врач, администрация, общественность), занимающихся проблемами сохранения здоровья младших школьников в начальной школе (команда единомышленников).
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся – все, что происходит в начальной школе – от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности, работу с родителями и др. - должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся.
- Принцип триединого представления о здоровье – подход к категории в соответствие с определением Всемирной организации здравоохранения, т. е. как к единству физического, психологического, нравственного.
- Принцип доступности и индивидуализации. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ребёнка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщение к разным формам познавательной активности. Таким образом, исключаются негативные и вредные последствия для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
- Принцип оздоровительной направленности и формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих.
- Принцип активного привлечения родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья через различные виды родительских собраний, лекций, консультаций со специалистами, анкетирование, участие в жизни класса и школы и т. д.
Основные формы работы:
- беседы;
- родительские собрания;
- родительские лектории;
- индивидуальные консультирования;
- совместные мероприятия;
- конкурсы;
- игровые программы и игры;
- мониторинги, анкетирования;
- семейные праздники;
- часы общения;
- тренинги;
- устные журналы;
- диспуты;
- викторины;
- заочные путешествия;
- экскурсии;
- презентации;
- проектная и исследовательская деятельность;
- утренники;
- динамические перемены;
- КТД, ключевые дела;
- посещение на дому.
Реализация программы
Реализация программы предполагается в период 2011 - 2015 гг. в три этапа:
I этап (2011-2012г): Информационно-подготовительный.
Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап (2012 – 2014 г): Внедренческий (Основной).
Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством мониторингов и анкетирования с участием родительской общественности.
III этап (2014 -2015 г): Итогово-обобщающий. Анализ результатов внедрения Программы. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы.
Материально техническая база
Учебные пособия:
- наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: профилактика инфекционных заболеваний и др.;
- измерительные приборы: весы, часы и их модели.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятие с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятие;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
- средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Требования к знаниям и умениям учащихся в процессе реализации программы
В ходе реализация образовательной программы внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» учащиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Оздоровительные результаты программы:
- снижение случаев простудных заболеваний;
- повышение уровня физического и психологического здоровья учащихся;
- повышение уровня воспитанности учащихся;
- повышение уровня адаптированности первоклассников;
- повышение качества обучения.
Композиция построения кружковых занятий
по программе «В здоровом теле – здоровый дух»
Курс преподаётся непрерывно в течение 4 лет в начальной школе, еженедельно 1 занятие в неделю с общим охватом 34 часа в год, в 1 классе – 33. Состоит из четырёх взаимосвязанных блоков. Номер блока реализуемого в течение одного учебного года, соответствует классу обучения учащихся.
№ | Наименование блока | Класс | Основные предназначения блока |
1 | «Первые шаги к здоровью» | 1 класс | Первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими |
2 | «Если хочешь быть здоров» | 2 класс | Культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края |
3 | «По дорожкам здоровья» | 3 класс | Интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях |
4 | «Я, ты, он, она - мы здоровая семья» | 4 класс | Формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств |
Содержание программы
Образовательная программа «В здоровом теле – здоровый дух» реализуется во внеурочное время в спортивно-двигательном режиме через кружковые занятия и план мероприятий. Кружковые занятия делятся на теорию и практику. Теоретические занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями необходимыми для развития навыков ребенка. Теоретические занятия проходят в форме бесед, лекций, устных журналов, диспутов, в которые включены вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье и т. д. В занятия включены не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. 70% содержания планирования направлено на практические занятия. Основная задача практических занятий - учить использовать полученные знания в повседневной жизни. Теоретические и практические занятия реализуются в основном через план мероприятий по программе «В здоровом теле – здоровый дух», здровьесберегающие технологии, охватывающие все направления педагогической деятельности.
Где и как используются здоровьесберегающие технологии
Технологии развивающего обучения (ТРО)
Курс преподаётся интегрировано с УМК «Начальная школа XXI века», программами внеурочной деятельности «Формирование гражданской ответственности и нравственных устоев учащихся через диалог культур народов мира», «Школа юных инспекторов движения».
Технологии уровневой дифференциации обучения
Теоретические и практические занятия выстраиваются дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Появляется возможность эффективнее работать с различными категориями учащихся: «сильными» и «слабыми», одарёнными детьми, детьми, имеющими трудности в обучении и общении, «трудными», «опекаемыми» детьми и их семьями.
Педагогика сотрудничества
- С целью быстрого включения в работу детей и их заинтересованности вначале каждого занятия проводится сидя на ковре первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие. Дети, передавая мяч по кругу, приветствуют друг друга и говорят комплементы.
- Все учащиеся класса вовлечены во внеурочную деятельность. Если в 1 классе дети посещали 7 кружков, то во 2 и 3 классах 10, из них спортивно-оздоровительное направление имеют: кружки «Школа юных инспекторов движения» и «В здоровом теле – здоровый дух», секции «Волейбол» и «Баскетбол».
- Родители для проведения практических занятий приобрели - ковёр, настольные и напольные игры; участвуют в организации выставок, презентаций, творческих и игровых проектах, спортивно-массовых мероприятиях, анкетировании на тему «Здоровье».
- В рамках программы регулярно совместно с учителями начальных классов, физической культуры и предметниками проходят «Дни Здоровья», «Весёлые старты», акции «Бодрость духа», соревнования «К здоровью через движение», проекты «Влияние комнатных растений на здоровье школьников», уроки-здоровья с привлечением родителей.
- Сотрудничество с «внешними факторами»: работа с медицинскими работниками, сельской библиотекой и СДК (беседы, конкурсы, спортивные праздники, весёлые старты и т. д.)
Технология раскрепощённого развития детей
- Практические занятия в основном проводятся в спортивном зале, где используем упражнения с маленькими человечками, физические и танцевальные упражнения, игры, упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику, уроки творчества, смены деятельности и развития, коррекционные занятия и т.д.
- В течение всех занятий определяю и фиксирую психологический климат, рационально распределяю время, провожу эмоциональную разрядку через игровые технологии (игры на расслабление).
Календарно-тематическое планирование кружковых занятий
по программе «В здоровом теле – здоровый дух»
1 класс «Первые шаги к здоровью»
№ занятия | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов на практику |
1 | Режим дня - здоровый образ жизни | Беседа | 1 | 1 | |
2 | Чистота-залог здоровья! | Практическая игра | 1 | 1 | |
3 | Азбука безопасности на дороге | Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |
4 | Законы улиц и дорог | Деловая игра | 1 | 1 | |
5 | В гостях у Мойдодыра | Кукольный спектакль | 1 | 1 | |
6,7 | Витамины наши друзья и помощники | Устный журнал, КВН | 2 | 1 | 1 |
8 | Ю. Тувим «Овощи» | Кукольный театр | 1 | 1 | |
9 | Как и чем мы питаемся | Игровая программа | 1 | 1 | |
10 | Красный, желтый. Зеленый | Викторина | 1 | 1 | |
11 | Умеем ли мы правильно питаться | Викторина | 1 | 1 | |
12,13 | Подвижные игры на свежем воздухе | Игры | 2 | 2 | |
14 | День здоровья «Мы болезнь победим, быть здоровыми хотим» | Игровая программа | 1 | 1 | |
15 | Мой внешний вид-залог здоровья | Конкурс | 1 | 1 | |
16 | Глаза - главные помощники человека | Беседа | 1 | 1 | |
17 | Чтобы уши слышали | Лекция | 1 | 1 | |
18 | Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть | Устный журнал | 1 | 1 | |
19, 20 | Знаешь ли ты правила поведения в школе | Беседа, игра-практикум | 2 | 1 | 1 |
21, 22 | Правила поведения в общественных местах | Лекторий, деловая игра | 2 | 1 | 1 |
23 | Как обезопасить свою жизнь | Час общения | 1 | 1 | |
24 | В здоровом теле здоровый дух | Акция | 1 | 1 | |
25 | Осторожно, тонкий лёд! | Диспут | 1 | 1 | |
26 | Веселые переменки | Игра | 1 | 1 | |
27 | Пальчиковая гимнастика | Игра | 1 | 1 | |
28 | Физкультминутки с элементами самомассажа | Игра | 1 | 1 | |
29 | Молодость и здоровье - нам с бабулей подспорье | Игра-расследование | 1 | 1 | |
30 | Надёжная защита организма, здоровое питание | Диспут | 1 | 1 | |
31, 32 | Уроки здоровья | Ролевые игры | 2 | 2 | |
33 | Чему мы научились за год | Устный журнал | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование кружковых занятий
по программе «В здоровом теле – здоровый дух»
2 класс «Если хочешь быть здоров»
№ занятия | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов на практику |
1 | Что мы знаем о ЗОЖ | Круглый стол | 1 | 1 | |
2 | Я хозяин своего здоровья | Утренник | 1 | 1 | |
3 | Я хозяин своего здоровья | Диспут | 1 | 1 | |
4 | Правильное питание – залог здоровья | Беседа | 1 | 1 | |
5 | Меню из трех блюд на всю жизнь | Практикум | 1 | 1 | |
6 | Культура питания. Этикет | Лекторий | 1 | 1 | |
7 | Я выбираю кашу | Спектакль | 1 | 1 | |
8 | Что дает нам море | Заочное путешествие | 1 | 1 | |
9 | Светофор здорового питания | КВН | 1 | 1 | |
10 | Сон и его значение для здоровья человека | Игра-путешествие | 1 | 1 | |
11, 12 | Закаливание в домашних условиях | Тренинг, выставка рисунков | 2 | 2 | |
13 | День здоровья «Будьте здоровы» | Игровая программа | 1 | 1 | |
14 | Как сохранять и укреплять своё здоровье. Иммунитет | Беседа | 1 | 1 | |
15, 16 | Упражнения по формированию осанки | Игры | 2 | 2 | |
17 | Гимнастика для глаз | Тренинг | 1 | 1 | |
18 | Пальчиковая гимнастика | Игра | 1 | 1 | |
19 | Спорт в жизни ребёнка | Круглый стол | 1 | 1 | |
20 | Слагаемые здоровья | Конкурс | 1 | 1 | |
21 | Гигиена и здоровье | Практикум | 1 | 1 | |
22 | В здоровом теле – здоровый дух | Соревнование | 1 | 1 | |
23, 24 | Азбука дорожного движения | Лекторий, выставка рисунков | 2 | 1 | 1 |
25, 26 | Безопасность на дороге | Беседа, тренинг | 2 | 1 | 1 |
27 | Почему мы говорим неправду? Поможет ли обман? | Диспут | 1 | 1 | |
28 | Спеши делать добро | Игра | 1 | 1 | |
29 | День здоровья «Самый здоровый класс» | Игровая программа | 1 | 1 | |
30 | А. Колобова «Красивые грибы» | Кукольный спектакль | 1 | 1 | |
31 | Первая помощь при отравлении | Практикум | 1 | 1 | |
32 | Вкусные и полезные вкусности | КВН | 1 | 1 | |
33 | Подвижные игры на свежем воздухе | Игровая программа | 1 | 1 | |
34 | Наши успехи и достижения | Устный журнал | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование кружковых занятий
по программе «В здоровом теле – здоровый дух»
3 класс «По дорожкам здоровья»
№ занятия | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов на практику |
1 | Здоровый образ жизни, что это?» | Беседа | 1 | 1 | |
2 | Личная гигиена | Викторина | 1 | 1 | |
3 | Здоровяк предупреждает | КВН | 1 | 1 | |
4 | Остров здоровья | Игра - путешествие | 1 | 1 | |
5 | Смак | Игра | 1 | 1 | |
6 | Правильное питание - залог физического и психологического здоровья | Час общения | 1 | 1 | |
7 | Вредные микробы | Лекторий | 1 | 1 | |
8 | Что такое здоровая пища и как её приготовить | Практикум | 1 | 1 | |
9 | Чудесный сундучок | КТД | 1 | 1 | |
10 | Труд и здоровье | Диспут | 1 | 1 | |
11 | Наш мозг и его волшебные действия | Тренинг | 1 | 1 | |
12 | День здоровья «Хочу остаться здоровым» | Игровая программа | 1 | 1 | |
13, 14 | Как укрепить и сохранить свое здоровье | Беседа, тренинг | 2 | 1 | 1 |
15 | Природа – источник здоровья | Экскурсия | 1 | 1 | |
16 | Моё здоровье в моих руках | Исследование | 1 | 1 | |
17 | Мой внешний вид - залог здоровья | Беседа | 1 | 1 | |
18 | Доброречие | Игра | 1 | 1 | |
19 | С.Преображнский «Капризка» | Спектакль | 1 | 1 | |
20, 21 | Гигиена правильной осанки | Практикум | 2 | 1 | 1 |
22 | Спасатели, вперёд! | Игровая программа | 1 | 1 | |
23 | Движение – это жизнь | Акция | 1 | 1 | |
24 | День здоровья «Дальше, быстрее, выше» | Игровая программа | 1 | 1 | |
25, 26 | Разговор о правильном питании | Тренинг, выставка рисунков | 2 | 1 | 1 |
27 | Мир моих увлечений | Устный журнал | 1 | 1 | |
28, 29 | Вредные привычки и их профилактика | Проект | 2 | 1 | 1 |
30 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Кукольный театр | 1 | 1 | |
31, 32 | Лесная аптека на службе человека | Проект | 2 | 1 | 1 |
33 | Не зная броду, не суйся в воду | Познавательная игра | 1 | 1 | |
34 | Чему мы научились и чего достигли | Устный журнал | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование кружковых занятий
по программе «В здоровом теле – здоровый дух»
4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
№ занятия | Тема | Форма проведения | Кол-во часов | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов на практику |
1 | Здоровье и здоровый образ жизни | Игра | 1 | 1 | |
2 | Правила личной гигиены | Диспут | 1 | 1 | |
3 | Физическая активность и здоровье | Тренинг | 1 | 1 | |
4 | Как познать себя | Практикум | 1 | 1 | |
5 | Питание необходимое условие для жизни человека | Беседа | 1 | 1 | |
6 | Кулинарные обычаи | Игра-путешествие | 1 | 1 | |
7 | Питание и красота | Кулинарный практикум | 1 | 1 | |
8, 9 | Как питались в стародавние времена и питание в наше время | Проект | 2 | 1 | 1 |
10 | Богатырская сила | Соревнование | 1 | 1 | |
11 | День здоровья «В здоровом теле – здоровый дух» | Игровая программа | 1 | 1 | |
12 | Домашняя аптечка | Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |
13 | Мы за здоровый образ жизни | Практическая игра | 1 | 1 | |
14 | Сколько стоит твое здоровье | Спортивный марафон | 1 | 1 | |
15 | Береги зрение с молоду | Тренинг | 1 | 1 | |
16 | Как избежать искривления позвоночника | Тренинг | 1 | 1 | |
17 | Умеем ли мы отвечать за свое здоровье | КВН | 1 | 1 | |
18 | Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим | Практическая игра | 1 | 1 | |
19 | Класс не улица ребята и запомнить это надо! | Диспут | 1 | 1 | |
20 | Спеши делать добро | Кукольный театр | 1 | 1 | |
21, 22 | Мода и школьные будни | Проект | 2 | 1 | 1 |
23 | Делу время, потехе час | КВН | 1 | 1 | |
24 | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | Тренинг | 1 | 1 | |
25 | День здоровья «За здоровый образ жизни» | Игровая программа | 1 | 1 | |
26 | С. Преображенский «Огородники» | Кукольный спектакль | 1 | 1 | |
27 | Разговор о правильном питании | Диспут | 1 | 1 | |
28, 29 | Кухни разных народов | Проект | 2 | 1 | 1 |
30 | Причина несчастных случаев на природе | Беседа | 1 | 1 | |
31 | Злой колдун - наркотик | Дискуссия | 1 | 1 | |
32 | День здоровья «Движение – это жизнь» | Соревнование | 1 | 1 | |
33 | Гордо реет флаг здоровья | Праздник | 1 | 1 | |
34 | Умеете ли вы вести здоровый образ жизни | КВН | 1 | 1 |
План мероприятий по программе спортивно-оздоровительного направления «В здоровом теле – здоровый дух»
№ | Содержание деятельности | Время проведения | Ответственный |
1 | Мониторинги состояния здоровья учащихся 1- 4 классов, Дни ДРК. | Начало и конец года | Классный руководитель, медработник. |
2 | День влюблённых в футбол. | Октябрь, май | Классный руководитель, уч. физкультуры |
4 | Организация и проведение контроля выполнения санитарных норм и правил. | 1 раз в 2 недели | Медработник, администрация |
5 | Запись в спортивные кружки и секции. | Сентябрь - октябрь | Классный руководитель |
6 | Ведение малых форм здоровьесбережения - первый компонент «Утреннего сбора» – Приветствие. | Вначале каждого занятия | Классный руководитель |
7 | Проведение минуток здоровья, коррекционных занятий. | 1 раз в 2 недели | Классный руководитель, медработник |
8 | Проведение традиционного праздника «Осенний марафон». | октябрь | Классный руководитель, уч. физкультуры, медработник |
9 | Проведение Дней здоровья. | Ноябрь, февраль, май | Классный руководитель, уч. физкультуры, медработник |
10 | Обучающие теоретические и практические занятия по вопросам здоровьесбережения учащихся. | Сентябрь, январь, май | Классный руководитель, медработник, директор СДК |
11 | Соревнование «К здоровью через движение». | Ноябрь, март | Классный руководитель, уч. физкультуры, |
12 | Акция «Бодрость духа». | Октябрь, март | Классный руководитель, уч. физкультуры, |
13 | Проведение праздника-спартакиады «Папа, мама, я – спортивная семья». | Апрель | Классный руководитель, уч. физкультуры, медработник |
14 | Выставки, презентации, творческие и игровые проекты на тему «Здоровье». | Октябрь, январь, апрель, май | Классный руководитель, медработник, сельский библиотекарь, инспектор ГИБДД |
15 | Анализ результатов и организации процесса сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы | Май | Классный руководитель |
Реальный результат деятельности
По результатам листка здоровья в классном журнале видно, что улучшается уровень физического здоровья учащихся. На начало 2012 года 1 человек из III группы перешёл во II, 1 человек из II группы перешёл в I, самую здоровую.
Показатели | 2011-2012 уч. год 1 класс (нач. года-22 ч) | 2012-2013 уч. год 2 класс (нач. года-24 ч) | 2013-2014 уч. год 3 класс (нач. года-25 ч) | 2014-2015 уч. год 4 класс (нач. года-25 ч) |
I группа здоровья | - | 1 человек -4, 2% | 1 человек -4, 2% | 1 человек -4, 2% |
II группа здоровья | 21 человек - 95,5% | 23 человека – 95,8% | 24 человека – 95,8% | 24 человека – 95,8% |
III группа здоровья | 1 человек – 4,5% | - | - | - |
Основная физ. группа | 21 человек - 95,5% | 24 человека – 100% | 24 человека – 100% | 24 человека – 100% |
Подготовительная физ. группа | 1 человек – 4,5% | - | - | - |
Специальная физ. группа | - | - | - | - |
Нарушение осанки | - | - | - | - |
Нарушение зрения | - | - | - | - |
Уменьшаются случаи простудных заболеваний с 12 до 5.
Случаи простудных заболеваний
Наблюдается положительная динамика в улучшении психологического здоровья учащихся по проективной методике «Школа зверей», снижается уровень агрессивности и тревожности.
Агрессивность
(Диагностика проективных рисунков
по методике С. Панченко «Школа зверей»)
Тревожность
(Диагностика проективных рисунков
по методике С. Панченко «Школа зверей»)
Повысился уровень адаптации учащихся 1 класса к учебному процессу.
Уровень адаптации учащихся 1 класса
к учебному процессу
(по методике П. И. Третьякова)
Эффективность нравственного здоровья доказано результатами мониторингов, разработанных Н. И. Третьяковым, А. А. Андреевым
Вывод: наблюдается повышение всех уровней здоровья учащихся,
положительная динамика развития духовно- нравственных ценностей, дети успешно адаптируются в образовательном пространстве.
Литература
- И. В. Абрамова, Т. И. Бочкарёва. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: методическое пособие. Самара: СИПКРО, 2004 год.
- С. А. Авилова, Т. В. Калинина. Игровые и рифмованные формы физических упражнений: сценки, игры-подражания, комплексы упражнений, стихотворения с движениями. Волгоград: Учитель, 2008 год.
- О. А. Степанова. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей группы продлённого дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - Москва ТЦ Сфера, 2004 год.
- Н. И. Третьяков, А. А. Андреев, И. А. Забуслаева. Мониторинг: Определение уровня воспитанности учащихся.
- Интернет-ресурсы: http:// sipkro.ru, nsportal.ru, standart. edu. ru.
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»
Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Формирование здорового образа жизни. Праздник "В здоровом теле - здоровый дух".
Праздник здоровья...
Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"
УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку
УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Это конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...
ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Внеклассное мероприятие для начальной школы"...