Материалы из опыта работы учителя-логопеда
материал по зож
В рамках внеурочной деятельности учителем-логопедом и учителем физической культуры организуются и проводятся спортивно-логопедические занятий для обучающихся с особыми возможностями здоровья. Все занятия направлены на развитие и совершенствование физических и психических нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие учителя-логопеда с другими участниками образовательного процесса | 1.15 МБ |
Технологическая карта логопедического занятия | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Советский"
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции дисграфии учащихся 2-х классов, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитие речи, задержкой психического развития.
Составила: учитель-логопед Харламова О.И.
г. Советский 2019 г.
БЛОК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.
Тема: Логопедическая: Буквы и звуки Д-Т. Лексическая: Зимующие птицы. Цель: Закреплять умения дифференцировать звуки и буквы Д-Т устно и на письме.
Планируемый результат:
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Чувство необходимости учения, оценка, самооценка. | Познавательные умения: определение алгоритма звукового и слогововго анализа и синтеза слов, сравнения объектов, классификация, постоение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково-символические средств. Регулятивные умения: умение контролировать свою готовность к уроку; освоение способов дифференциации согласных, способов выделения согласных. Анализирование своей работы: находить ошибки, устанавливать их причину, контролировать свои действия, умение планировать и выполнять действия, соотносить свои действия с известным алгоритмом. Коммуникативные умения: умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог с учителем и сверстниками, принимать и сохранять учебную цель и задачи, выражать свои мысли в соответствии с поставленными учебными задачами. | Дифференцировать согласные по звонкости-глухости, по акустическим признакам, по твёрдости-мягкости, среди слов, словосочетаний, предложений. Оосуществлять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов; - соотносить звуки и буквы, которым они соответствуют, - слышать и выделять твёрдое и мягкое звучание согласных, -выделять согласные звуки и давать им характеристику, - соотносить звуки с символами, -образовывать новые слова. |
ИСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи учебного занятия: 1.Закреплять умения дифференцировать звуки и буквы Д-Т устно и на письме в различных единицах речи (словах, словосочетаниях, предложениях). 2. Закреплять умение соотносить звуки с буквами и символами. 3. Совершенствовать фонематический слух и восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов. 4. Уточнять о обогащать словарный запас обучающихся по теме: «Зима», «Птицы». 5. Развивать навыки словообразования, словоизменения. 6.Развивать внимание, различные виды памяти (слуховая, зрительная). 7. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам. Тип учебного занятия: закрепления знаний. Средства обучения: Дидактический материал: карточки-буквы, макеты птиц, деревьев на магнитах, тетради, профиль артикуляции звуков, снежки из ваты, корзинка, карточки для самостоятельной работы, картинка солнышка, полоски-лучики (на каждого обучающегося), смайлики для рефлексии.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Орг. момент. | Создает эмоциональный настрой. Загадывает загадку: Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? Организует игру «Снежки» | Отгадывают загадку. Называют временные представления и названия зимних месяцев. Участвуют в игре, отвечая на вопрос учителя, называют слова-признаки. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Осуществлять актуализацию жизненного опыта. | Взаимодействуют с учителем во время опроса. По очереди называют слова. | Умение слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Выражать свои мысли в соответствии с задачей. | Контролируют правильность ответов своих сверстников. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачи. |
Актуализация знаний. | Проводит беседу, выявляющую представления детей о зимующих птицах. Предлагает прочитать стихотворение «Кормушка» Уточняет знание учащихся о том, как нужно заботится о птицах зимой. Предлагает составить слова-анаграммы, названия птиц. Выдвигает проблему по поиску слов с двумя мягкими согласными звуками. Предлагает задание на характеристику звуков Подводит детей к самостоятельному формулированию темы занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение. Составляют слова из букв. Делят слова на слоги. Сравнивают звуковой состав слова с буквенным составом. | Осуществлять синтез, анализ объектов, сравнивать, доказывать и обосновывать своё мнение. Использовать знаково-символические средства. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | Отвечают на вопросы учителя. Читают стихотворение. Слушают других обучающихся. Взаимодействует с учителем во время опроса. | Строить понятные для собеседника высказывания. Умение слушать собеседника. Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Слушать и вступать в диалог с учителем. | Контролируют правильность ответов. По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют. Осуществлять самоконтроль и контроль. | Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Постановка учебной задачи. | Ставит перед детьми проблему написания слов с буквами Д-Т. (Зачем нужно учиться различать эти звуки и буквы?) | Находят слово "дятел", выделяют звуки Д-Т Выдвигают версии по написанию букв Д-Т в словах. Формулируют тему занятия: «Звуки и буквы Д-Т», формулируют цель: различать звуки и буквы Д-Т устно и на письме. | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи. | Называют тему и цели занятия. Взаимодействуют с учителем, отвечая на вопрос. | Умение слушать вступать в диалог с учителем. Формулировать свои высказывания. | Контролируют правильность ответов обучающихся. Производят самоконтроль. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Повторение. | Предлагает доказать чем схожи и различны звуки и буквы Д-Т. Уточняет зрительный образ букв, обозначающих звуки. | Сравнивают звуки Д-Т ( по артикуляции и по произношению) Читают четверостишия про буквы Д и Т. Соотнося звуки с буквами. | Осуществлять синтез, анализ объектов, сравнивать, доказывать и обосновывать своё мнение. | Взаимодействуют с учителем во время опроса. | Строить понятные для собеседника высказывания. Выражать свои мысли в соответствии с задачей. | Контролируют правильность ответов. По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют. Осуществлять самоконтроль и контроль. | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачи. |
Дифференциация звуков и букв Д-Т в словах. | Предлагает ответить на вопрос о птицах. Организует игру «Покажи букву» (соответствующую звукам Д- или Т, в словах: добыча, хвост, дерево, полёт, когти, дупло, птенцы, гнездо, стая) Побуждает к высказыванию своего мнения о понимании значения слова «стая» Уточняет понимание учащимися значения слова «стая» Оценивает работу обучающихся полосками-лучиками. Чтение слов на доске (клёст, тетерев, кедровка, свиристель, дрозд, куропатка) Задает вопросы: -Каких птиц можно встретить в нащей местности? -Какая птица залетела по ошибке? Проводит игру у доски «Рассели птиц» Контролирует выполнение работы. Уточняет у каждого обучающегося, какой птице он помог. Предлагает уточнить знания про незнакомых птиц (клест, кедровка). Оценивает работу. | Отвечают на вопрос учителя. Участвуют в игре, заменяя услышанный звук на соответствующую букву, используя карточки-буквы Д-Т. Высказывают свои мнения. Приводят свои примеры. Обучающиеся читают слова на индивидуальных макетах- карточках. Называют не известных им птиц. Читают предложения про птиц. Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. Выходят парами к доске, выбирают макет с названием птицы, читают, определяют, букву Д или Т, расселяют пернатых на свои деревья. | Осуществлять анализ, сравнивать, использовать знаково-символические средства. Построение высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждения. Формирование смыслового чтения. Умения извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации. | Отвечают на вопрос учителя. Слушают других обучающихся. Участвуют в обсуждении значения слова. Читают слова. Слушают текст. Выполняют задание у доски. Обосновывают свой выбор картинки. | Умение слушать и вступать в диалог. Планировать сотрудничество с учителем. Контролироватькоррегировать, оценивать действия партнёра. Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Принятие самостоятельного решения. Умение учитывать разные мнения. Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями коммуникации. | Самоконтроль выполнения задания. Контролирует правильность ответов обучающихся. | Планировать и составлять план, последовательность действий. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Динамическая пауза. | Выполняет движение вместе с детьми. | Самоконтроль выполнения задания. | |||||
Дифференциация звуков и букв Д-Т в словосочетаниях. | Предлагает выполнить упражнение «Закончи предложение» (составление сложных слов) Читает начало предложения. Наводящими вопросами помогает выполнить задание (индивидуально). Уточняет, в каких словах встретились буквы Д- Т. Обращает внимание на правописание этих слов. Дает задание прочитать словосочетания хором, индивидуально. | Слушают начало предложение и договаривают его. Выделяют слова с буквами Д-Т. Прочитывают словосочетания хором, индивидуально. | Осознанное построение речевого высказывания. Извлечение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждения. | Отвечают на вопрос учителя. Слушают других обучающихся. Проговаривают словосочетания, слова. | Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. | Контролирует правильность ответов обучающихся. По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять |
Самостоятельная работа в тетради. | Организует самостоятельную работу в тетради. Осуществляет индивидуальный контроль. Оказывает индивидуальную помощь. Оценивает результаты полосками-лучиками. | Слушают учителя. Пишут в тетради. Осуществляют самопроверку. | Осознанное построение письменного задания. | Выполняют письменную работу. | Умение планировать и контролировать свои действия. | Самоконтроль выполнения задания. | Умение работать по предложенному алгоритму. Анализ и самоконтроль, оценивание своей деятельности. |
Гимнастика для глаз. | Организует игру «Найди птицу» Дает инструкции обучающимся. Предлагает вспомнить, каких птиц увидели. | По заданию учителя дети, не поворачивая головы, находят на доске глазами названных птиц. Закрывают глаза и называют птиц по памяти. | Планирует сотрудничество с учителем.. | Умение контролировать свои действия. | Самоконтроль выполнения задания. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. | |
Дифференциация звуков и букв Д-Т в тексте. | Формулирует задание. Организует самостоятельную работу по карточкам. Напоминает обучающимся о соответствии символа звука -букве (колокольчики). Организует самостоятельную работу по карточкам. Контролирует выполнение задания. Оказывает индивидуальную помощь. Организует проверку, используя, текст на экране. Организует оценочные высказывания обучающихся. Оценивает результаты полосками-лучиками. | Дети самостоятельно работают по карточкам. Проверяют работу по предложенному тексту. | Использовать и преобразовывать знаково-символические модели. Осуществлять анализ и сравнение объекта. | Слушают других обучающихся. Взаимодействуют с учителем. Участвуют в обсуждении. | Умение слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Самоконтроль выполнения задания. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
Итог. Рефлексия. | Подводит итог по выполнению поставленных задач. Предлагает оценить свою деятельность. | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и оценивают свою деятельность. | Осознанное построение речевого высказывания. | Слушают других обучающихся. Взаимодействуют с учителем. | Умение строить монологические высказывания. | По мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют. | Умение давать оценку своей деятельности на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"
В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения. Брошюра б...
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда
Обобщение опыта работы учителя-логопеда МОБУ СОШ с.Ермекеево Ханнановой З.А....
Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)
ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...
Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации
В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе....
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...