Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации
статья по логопедии
В данной статье описываются направления работы учителя-логопеда в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_uchitelya-logopeda_v_ou.doc | 873.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы учителя-логопеда в образовательной организации
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей школьного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.
Цель моей работы – своевременное выявление и оказание помощи обучающимся начальных классов, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, испытывающим трудности в общении и обучении, способствуя развитию личности и формированию положительных личностных качеств.
В сферу моей профессиональной деятельности как учителя - логопеда входит несколько направлений:
- ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ
Диагностическая работа включает в себя проведение фронтальной (2-4 класс) и углубленной диагностики (1 класс) речевого развития обучающихся начальных классов. По результатам обследования обучающиеся зачисляются в группы коррекционно-развивающих занятий. Проводится диагностическая работа в начале года с 1 сентября по 15 сентября и в конце года с 15 мая по 31 мая. Для диагностики речевого развития детей я использую следующие диагностические методики:
- диагностический комплект для обследования речи (Иншакова О.Б.);
- диагностический комплект для обследования речи (Грибова О.Е.);
- тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова).
- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ
В процессе коррекционно-логопедической работы реализую следующие программы:
1.«Предупреждение нарушений письменной речи»
Цель и задачи программы:
Цель данной программы заключается в практической подготовке учащихся 1-х классов массовых школ с элементами недоразвития речи к сознательному усвоению первоначальных элементов грамоты, учитывая возрастные, психические, социальные, медицинские особенности обучающихся.
Основными задачами курса являются:
воспитание пространственных представлений.
развитие навыков фонематического анализа и синтеза
коррекция дефектов смягчения.
развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
формирование грамматического строя речи.
2.«Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза»
Цель и задачи программы:
Цель данной программы заключается в должной коррекции имеющихся у детей пробелов в развитии навыков языкового анализа и синтеза.
Основными задачами курса являются:
развитие фонематического восприятия;
развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие слогового анализа и синтеза;
развитие языкового анализа и синтеза.
3.«Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания»
Цель и задачи программы:
Цель данной программы заключается в должной коррекции имеющихся у детей пробелов в развитии фонематического восприятия.
Основными задачами курса являются:
формирование слухового гнозиса;
развитие чувства ритма;
формирование речевого звукоразличения;
развитие фонематического восприятия.
4. «Коррекция дизорфографии у младших школьников».
Цель и задачи программы:
Цель данной программы заключается в создании системы логопедической работы, которая обеспечивает эффективную коррекцию дизорфографии, так как направлена на формирование основы для успешного понимания, усвоения и использования правил правописания.
Основными задачами курса являются:
развитие языкового анализа и синтеза;
развитие фонематического восприятия;
развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;
уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;
развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;
уточнение и развитие зрительно–пространственных и пространственно– временных представлений;
развитие графо–моторных навыков;
формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;
повышение мотивации и интереса к учению;
осуществление просветительской работы среди родителей и учителей.
Коррекционные занятия провожу регулярно 2 раза в неделю на базе логопедического пункта при школе в свободное от уроков время. Занятия имеют форму урока и проводятся в группе из 4-6 учащихся, одного возраста и с одинаковым уровнем знаний и умений.
Группы комплектую по результатам диагностических работ в зависимости от ведущего и сопутствующего нарушения письменной речи, имеющих однотипные проявления.
Работая с группами, даю возможность каждому ребёнку проявить инициативу, высказать своё мнение. Задания внутри групп различные по степени сложности и объему. Очень важно заинтересовать каждого ребёнка, поэтому я стараюсь строить занятие так, чтобы каждый смог достичь нужной цели и гордиться собой.
В рамках повышения эффективности коррекционных занятий использую современные педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие:
Считаю, что реализация принципов здоровьесбережения будет эффективной, если коррекционно-развивающая работа на логопедических занятиях будет проводиться по следующим направлениям:
- реализация режима оптимальной двигательной активности;
- использование профилактических упражнений для снятия и предупреждения умственного и эмоционального утомления;
- создание ситуации психологического комфорта на занятиях.
Для этого используется:
- Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Провожу по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
- Пальчиковая гимнастика — применяю на уроках, когда ученик много пишет. Недолгая разминка пальцев и кистей рук.
- Гимнастика для глаз. Провожу в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
- Смена видов деятельности — целесообразно чередую различные виды деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Провожу с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
- Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
- Игровые
Для формирования воображения, речи, развитие высших психических функций на уроках учащиеся имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманный или восстановленный сказочный сюжет или мини-историю..
- Информационные
Использую компьютерные презентации на всех этапах обучения в групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, как средство визуализации.
- КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ
В рамках этого направления оказываю помощь педагогам и родителям по вопросам коррекции устной и письменной речи. Занимаюсь разработками рекомендаций родителям и педагогам. Провожу индивидуальные консультации родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости. Активно веду работу по запросам педагогов и родителей. После консультирования, родителям даю соответствующие рекомендации. Совместно с учителями контролируем посещение детьми логопедических занятий. Для наилучшей просветительной работы я использую анкетирование родителей (выделение проблем по взаимодействию) и памятки для родителей по различным видам речевых нарушений.
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
В рамках этого направления провожу оформление логопедического кабинета методической литературой, занимаюсь оформлением документации учителя-логопеда. При подготовке к консультациям и беседам с родителями, осуществлялась работа с методической литературой. При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям составляю конспекты уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя-логопеда "Устранение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях"
В работе представлены упражнения, направленные на коррекцию артикуляторно-акустической дисграфии. Представлен конспект открытого логопедического занятия по коррекции данного нарушения. Брошюра б...
Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)
Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности всех участников образовательного п...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
Обобщение опыта работы учителя-логопеда
Обобщение опыта работы учителя-логопеда МОБУ СОШ с.Ермекеево Ханнановой З.А....
Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)
ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...
Материалы из опыта работы учителя-логопеда
В рамках внеурочной деятельности учителем-логопедом и учителем физической культуры организуются и проводятся спортивно-логопедические занятий для обучающихся с особыми возможностями здоровья. Все заня...
Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...