Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
опыты и эксперименты по логопедии (1, 2, 3 класс)
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети с разными нарушениями: дети с ослабленным здоровьем, с инвалидностью, дети с расстройствами аутического спектра (РАС). Работа с такими детьми сопряжена с рядом особенностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Практические методы работы
с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети с разными нарушениями: дети с ослабленным здоровьем, с инвалидностью, дети с расстройствами аутического спектра (РАС). Работа с такими детьми сопряжена с рядом особенностей. Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.
И в моей практике раньше встречались и сейчас встречаются дети с аутизмом.
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией - боязнью всего нового. Для многих детей с аутизмом свойственна низкая болевая чувствительность, что увеличивает риск физического повреждения. Часто поведение характеризуется гиперактивностью и аутоагрессией. Некоторые дети в компании сверстников начинают кричать и бить себя, требуя, чтобы их оставили в одиночестве, другие же стоят в углу спиной к остальным или во время перемены ходят от одной стены в классе к другой, иногда что – то бормоча «себе под нос». Основой нарушения формирования социальных навыков является недостаток взаимодействия и отсутствие желания оставаться в контакте с партнером. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией - например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей и т.д.
Для развития фонематического слуха и слухового внимания учитель – логопед на коррекционно – развивающих занятиях часто применяет звуки разного диапазона: тихие – громкие, глухие – звонкие; музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, бубен, барабан и т. д.
Положительные реакции ребенка с аутизмом на звуки и музыку, которые он слышит, часто непредсказуемы, поскольку его поведение с точки зрения обычного человека нерационально. В процессе наблюдения за поведением ребенка на занятии следует обратить внимание на: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти в фазу осознанного слушания, подпевать.
Работая с этой категорией учащихся, я обратила внимание на особую чувствительность и благоприятное влияние на них колокольного звона.
Известно, что звон колоколов полезен для здоровья, но мало кто знает, в чем же конкретно заключается эта польза. Еще в древности на Руси люди верили, что если над тяжелобольным человеком ударить в колокол, то это поможет ему выздороветь. Звучание колокольной звонницы представляет собой своеобразную звуковую атмосферу, нахождение в которой влияет на эмоциональное состояние человека. Разные сочетания могут вызвать грусть или радость, задумчивость или всплеск эмоций. Учёные доказали, что колокольным звоном исцеляются такие недуги, как нервозность, беспричинное беспокойство, головокружение и бессонница. Различные виды фобий. Если же слушать музыкальные произведения, исполненные на колоколах, то это поможет выйти из тяжелых депрессивных состояний и некоторых психических заболеваний. Звуковые колебания, вызываемые колоколами, охватывают не только слышимый нами диапазон, но и выходят за его пределы. Колебания с частотой более 25 кГц, называемые ультразвуком, мы не можем услышать, однако именно они способны уничтожить болезнетворные микроорганизмы.
Рекомендую родителям ребёнка с расстройствами аутистического спектра записать перезвон колоколов и включать для прослушивания.
На занятиях использую небольшие шары из Китая. Ребёнок держит шарик в ладони, при взмахах звучит колокольный звон и вибрация «отдаёт» в ладонь. В сочетании с другими видами коррекционной работы, колокольный перезвон, мелодичная музыка способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с РАС.
Предварительный просмотр:
Практические методы работы
с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)
из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.
В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети с разными нарушениями: дети с ослабленным здоровьем, с инвалидностью, дети с расстройствами аутического спектра (РАС). Работа с такими детьми сопряжена с рядом особенностей. Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:
• своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;
• коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой.
И в моей практике раньше встречались и сейчас встречаются дети с аутизмом.
Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано, прежде всего, с так называемой неофобией - боязнью всего нового. Для многих детей с аутизмом свойственна низкая болевая чувствительность, что увеличивает риск физического повреждения. Часто поведение характеризуется гиперактивностью и аутоагрессией. Некоторые дети в компании сверстников начинают кричать и бить себя, требуя, чтобы их оставили в одиночестве, другие же стоят в углу спиной к остальным или во время перемены ходят от одной стены в классе к другой, иногда что – то бормоча «себе под нос». Основой нарушения формирования социальных навыков является недостаток взаимодействия и отсутствие желания оставаться в контакте с партнером. Впрочем, фобии у таких детей могут развиться на что угодно. В частности, аутичные дети страдают сенсорной фобией - например, дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей и т.д.
Для развития фонематического слуха и слухового внимания учитель – логопед на коррекционно – развивающих занятиях часто применяет звуки разного диапазона: тихие – громкие, глухие – звонкие; музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, бубен, барабан и т. д.
Положительные реакции ребенка с аутизмом на звуки и музыку, которые он слышит, часто непредсказуемы, поскольку его поведение с точки зрения обычного человека нерационально. В процессе наблюдения за поведением ребенка на занятии следует обратить внимание на: непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки. Ребенок может демонстрировать страх, радостное возбуждение или равнодушие. Также он может перейти в фазу осознанного слушания, подпевать.
Работая с этой категорией учащихся, я обратила внимание на особую чувствительность и благоприятное влияние на них колокольного звона.
Известно, что звон колоколов полезен для здоровья, но мало кто знает, в чем же конкретно заключается эта польза. Еще в древности на Руси люди верили, что если над тяжелобольным человеком ударить в колокол, то это поможет ему выздороветь. Звучание колокольной звонницы представляет собой своеобразную звуковую атмосферу, нахождение в которой влияет на эмоциональное состояние человека. Разные сочетания могут вызвать грусть или радость, задумчивость или всплеск эмоций. Учёные доказали, что колокольным звоном исцеляются такие недуги, как нервозность, беспричинное беспокойство, головокружение и бессонница. Различные виды фобий. Если же слушать музыкальные произведения, исполненные на колоколах, то это поможет выйти из тяжелых депрессивных состояний и некоторых психических заболеваний. Звуковые колебания, вызываемые колоколами, охватывают не только слышимый нами диапазон, но и выходят за его пределы. Колебания с частотой более 25 кГц, называемые ультразвуком, мы не можем услышать, однако именно они способны уничтожить болезнетворные микроорганизмы.
Рекомендую родителям ребёнка с расстройствами аутистического спектра записать перезвон колоколов и включать для прослушивания.
На занятиях использую небольшие шары из Китая. Ребёнок держит шарик в ладони, при взмахах звучит колокольный звон и вибрация «отдаёт» в ладонь. В сочетании с другими видами коррекционной работы, колокольный перезвон, мелодичная музыка способствуют развитию эмоциональной-волевой сферы у детей с РАС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-563837-1520930540.jpg)
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/25/picture-1179954-1571993332.jpg)
Опыт работы муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа» с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Ребенок с рас...
Особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра
В статье рассматриваются особенности работы воспитателя группы продленного дня с детьми с расстройством аутистического спектра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-487096-1413465642.jpg)
Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра....
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, имеющими расстройства аутистического спектра
Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве (терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/08/picture-1508195-1723137058.jpg)
Коррекционная работа с неговорящими детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)
Коррекционная работа с неговорящими детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)...
Визуальное расписание как средство в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра
Статья «Визуальное расписание как средство в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра» посвящена использованию визуального расписания в работе с детьми с РАС. Рассматр...