Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)
статья по логопедии на тему

Терехова Татьяна Сергеевна

 

ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь.

В качестве введения вариативных организационных форм дошкольного образования выступает создание групп кратковременного пребывания детей в массовой школе. 

Работа с будущими первоклассниками помимо основных компонентов (подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, художественное творчество) включает занятия по развитию речи («Азбука общения»), проводимые учителем-логопедом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста

в условиях предшкольной подготовки

(Из опыта работы учителя-логопеда)

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности, необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь.

В качестве введения вариативных организационных форм дошкольного образования выступает создание групп кратковременного пребывания детей в массовой школе. Эти группы, с одной стороны, должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день, с другой – призваны дать дошкольникам необходимую разнообразную развивающую практику, а значит, равный старт в преддверии школы.

Так, с 2007 года в МБОУ СОШ № 94 г. Новосибирска реализуется «Программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе».  Подготовка к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. При этом нельзя забывать о дозированной нагрузке, так как основной задачей педагогов и родителей остается сохранение и укрепление здоровья детей. Для педагогов, работающих в таких «классах», основополагающими направлениями являются индивидуально-дифференцированный подход и развитие психофизиологических возможностей детей.

Работа с будущими первоклассниками помимо основных компонентов (подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных математических представлений, художественное творчество) включает занятия по развитию речи («Азбука общения»), проводимые учителем-логопедом.

В рамках данного направления осуществляется интегрированный подход, который рассматривается как совокупность элементов традиционной системы индивидуальной и фронтальной работы, используемой логопедами дошкольных учреждений, в структуре одного занятия.

При поступлении в первый класс так называемые «домашние» дети нередко имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, дефекты звукопроизношения. Вследствие этого многие из них имеют низкий уровень подготовленности к обучению в образовательном учреждении. Наблюдается ситуация рассогласования уровня развития и возраста детей.

Зачастую возникают проблемы с дыханием. Оно прерывистое, неплавное, поверхностное, ключичное. Детям трудно произносить длинные слова и фразы. Вдох при этом короткий, неэкономный, расходующийся через рот и носовые ходы. Данные нарушения отрицательно сказываются на голосе и звукопроизношении.

Недостаточно сформированными у детей оказываются практические обобщения о звуковом составе слова, вырабатывающиеся при нормальном речевом онтогенезе. Известно, что в дальнейшем отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программным материалом по обучению грамоте, чтению и письму.

Состояние артикуляционной моторики и орального праксиса у 3/4 частей дошкольников характеризуется недостаточным объемом движений, малой амплитудой, недостаточно точным и правильным или замедленным и напряженным выполнением упражнений, в некоторых случаях – невыполнением или выполнением после показа. Для некоторых детей характерны длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, наличие синкинезий, гиперкинезов, тремора. У всех исследуемых отмечается саливация разной степени выраженности, более обильный ее характер проявляется при динамических упражнениях («маятник», «качели», «улыбка» – «трубочка») и при статических после второго-третьего выполнения. В целом движения артикуляционной моторики недостаточно четкие, дифференцированные, темп при повторении убыстряется, наблюдаются замены одной (нужной) артикуляционной позы другой.

В развитии моторики пальцев рук при выполнении динамических и статических проб также наблюдаются различные нарушения: недифференцированность, тремор, двигательное беспокойство, чрезмерная активность, быстрый темп, неполный объем движений или вовсе отсутствие выполнения.

В условиях происходящих перемен в жизни школы особое значение приобретает своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих нарушений.

Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоционально-волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации школьника. Основываясь на концепцию Л.С.Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, предполагается, что при раннем начале коррекционного воздействия максимально используется пластичность нервной системы в преодолении первичного дефекта и предупреждается проявление вторичных отклонений в речевом и психическом развитии ребенка.

В связи с этим цель занятий «Азбука общения» - развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- сохранить и укрепить здоровье;

- развить артикуляционную моторику, мимическую выразительность;

- сформировать диафрагмальный тип дыхания, длительный речевой выдох;

- совершенствовать движения пальцев рук, общую моторику;

- развить фонематические процессы;

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- создать мотивацию для формирования речевой коммуникации;

- обеспечить условия для развития психических функций, положительных качеств личности.

Практической основой при планировании занятий являются методические разработки А.В.Ястребовой, О.И.Лазаренко и О.И.Крупенчук.

Содержание (структура) занятий

Каждое занятие состоит из двух частей:

I часть – формирование культуры устной речи;

II часть – формирование творческого мышления.

Общая продолжительность занятия – 30 минут (один раз в неделю).

Основное содержание первой части занятия, на которую отводится 15 минут, складывается из следующих разделов:

  1. артикуляционные упражнения (2-3 мин.);
  2. развитие речевого дыхания (2-3 мин.);
  3. развитие мимической выразительности (2-3 мин.);
  4. формирование речевого голоса, интонационной выразительности (5-6 мин.).

Для формирования творческого мышления проводится работа с геометрическим материалом или геометрическим конструктором, работа со спичками (счетными палочками).

Существенным моментом всей системы предлагаемых занятий является направленность на совмещение развития культуры устной речи (первая часть) и творческого мышления (вторая часть) с работой по формированию предпосылок полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Это важно, во-первых, потому, что в учебной деятельности осуществляется единство сознания, психики и деятельности в целом, а также потому, что учебная деятельность младшего школьника, сменив предшествующую ей форму игровой деятельности, становится ведущей в жизни шести-семилетнего ребенка.

Данная работа также позволяет организовать сотрудничество логопеда с родителями. Для этого проводится консультирование по результатам диагностики и динамики речевого развития детей. В помощь родителям разработаны методические брошюры: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Тренируем пальцы – развиваем речь» и др.

Таким образом, сегодня актуальной становится проблема оптимизации коррекционно-логопедического воздействия. Речевая функция – неотъемлемая часть полноценного развития индивидуума, которая не является врожденной способностью, а формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, служит показателем общего развития. Известно, чем раньше ребенку будет оказана логопедическая помощь, тем скорее и эффективнее он преодолеет имеющиеся недостатки, тем меньше шансов возникновения вторичных нарушений.

Коррекционно-развивающая работа, начатая в условиях предшкольной подготовки, положительно влияет на состояние речи детей 5–7 лет, в частности на ее коммуникативной функции. В дальнейшем при обучении в школе ребята с нарушениями речи испытывают меньшие трудности в овладении программным материалом, а при исправлении недостатков звукопроизношения в условиях логопедического кабинета сокращаются сроки работы, возрастает эффективность. Кроме того, учитель-логопед может охватить большее количество учащихся, нуждающихся в специальной помощи.  Значимость данной ситуации обусловлена огромной ролью языка и речи в психологическом развитии ребенка, его адаптации к школьной жизни.

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.

2. Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст /Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой. – М., 2005.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2002.

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб., 2003.

5. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М., 2004.

6. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. М., 2012.

7. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития речи на занятиях предшкольной подготовки.(Из опыта работы).

Дошкольный период для ребенка очень важен. Ведь именно в этом возрасте окончательно  формируются главные черты характера маленького человека. Это же относится и к речи....

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Индивидуальное адаптивное развитие детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки.

Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерс...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст....

Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого раз...