Консультация для родителей: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
консультация по зож

                  Консультация для родителей:   "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_kgn.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

        МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Консультация для родителей: "Формирование    культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

                  Консультация для родителей:   "Формирование    культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

 Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одна из важнейших задач детского сада, - писала Н. К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Все меры, которые разрабатывает дошкольная гигиена, способствуют нормальному физическому, гигиеническому развитию детей, укреплению их здоровья.

К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков относятся:

• рационально организованная обстановка,

• четкий режим дня,

• руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а потом самостоятельно.

В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия.

Оценить действие и только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Что должен уметь ребенок на разных возрастных этапах дошкольного возраста?

Прежде всего, выясним последовательность формирования у ребенка дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков, на которые целесообразно ориентироваться.

Так, уже на втором году жизни дети должны уметь подставлять руки под струю воды в умывальнике, смывать мыльную пену с рук, вытираться полотенцем, пить из чашки, есть ложкой, пользоваться салфеткой, носовым платком и тому подобное.

Трехлетние дети уже должны есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, правильно держать ложку, самостоятельно закатывать рукава перед умыванием, пользоваться мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем. Детей младшего дошкольного возраста следует обучать пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, есть аккуратно, полоскать рот после еды, правильно чистить зубы, причесываться, соблюдать правила пользования предметами личной гигиены. Дети старшего дошкольного возраста уже в состоянии самостоятельно контролировать соблюдение личной гигиены, культурно вести себя за столом и тому подобное.

        Что нужно помнить родителям, приучая ребенка к аккуратности?

Работая над формированием у ребенка явных культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:

- спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть самостоятельным;

- в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное  отношение к чистоте, опрятности;

- организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно будет выполнять определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте ребенку короткие дидактические стихи, берите с собой в ванную любимую игрушку ребенка, «которая тоже хочет быть опрятной»;

- поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;

- ни в коем случае не критикуйте ребенка, только хвалите;

- не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.

Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.

В трехлетнем возрасте он умоет лицо только при условии, что взрослый будет стоять «над душой».

В четыре года - сделает то же самое, если вы напомните, что умываться и чистить зубы необходимо каждому человеку. Кроме этого, ребенок непременно будет ждать, что вы похвалите его за правильность выполнения действия. Стремление заслужить похвалу является именно тем стимулом, побуждающим ребенка дошкольного возраста к самостоятельному уходу за собой. И только потом, когда вы сформируете у ребенка осознание того, что за каждым действием стоит правило, когда он усвоит определенную норму, тогда уже самостоятельно отправится в ванную, ведь почувствует потребность быть опрятным, поддерживать тело в чистоте.

Поэтому для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур. Ну и, конечно, родители-будьте хорошим примером для своего ребенка!

Культурно гигиенических навыков необходимы  следующие условия для успешного формирования:

• организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.);

• разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

• многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

• индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

• организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

• безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

• Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

• Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

• Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.

• Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

• Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование положительного отношения к своему здоровью»

Представленный материал поможет родителям понять, как помочь ребёнку сохранить своё здоровье и научиться управлять своими поступками и чувствами....

Консультация для родителей "Формирование здорового образа жизни у детей".

Данная консультация призвана обратить внимание родителей на основные моменты при формировании здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста,  также даны полезные советы по воспитанию...

Культурно-гигиенические навыки дошкольников

laquo;Гигиена - не мýка, гигиена - не скука, а важная наука»....

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей с нарушениями речи"

Процесс формирование графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. Это обусловлено тем, что в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, мышц...

Консультация для родителей: "Формирование каллиграфических навыков у младших школьников с помощью игровых графических упражнений"

Для того, чтобы научиться красиво писать, ребёнок должен овладеть элементарными графическими действиями. Лучшим средством в данном случае являются задания, представленные в игровой форме и основанные ...