Культурно-гигиенические навыки дошкольников
статья по теме

Тазенкова Любовь Викторовна

«Гигиена - не мýка, гигиена - не скука, а важная наука».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturno-gigienicheskie_navyki_doshkolnikov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатневская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на совещании  при директоре

«Формирование культурно-гигиенических  навыков

у дошкольников»

      Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. В режимных процессах у детей дошкольной группы формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета, правила приёма пищи. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении. Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

В дошкольной группе МБОУ «Фатневская СОШ» забота о здоровье детей, их физическом развитии, привитии им культурно-гигиенических навыков ложится на плечи воспитателей Батовой Т. В., Фоминой Л. Н., помощников воспитателей Папенкину Н. В., Иванцову Л. Н.

      Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

      Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь

Критерии опрятной еды включают умение:

  • Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
  • Не крошить хлеб;
  • Пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • Не разговаривать с полным ртом;
  • Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
  • Благодарить;
  • Пользоваться только своим прибором.

Мытьё рук и личной гигиены включают умение:

  • Мыть лицо, уши, руки
  • Закатать рукава;
  • Смочить руки;
  • Взять мыло, намыливать до появления пены;
  • Смыть мыло;
  • Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
  • Пользоваться расческой.

Результат овладения культурно-гигиеническими навыками

Ребенок:

стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, уход за вещами и игрушками);

активен в самообслуживании;

стремится помогать взрослому в организации процесса питания и режимных процессов.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Подготовила  

председатель комиссии по питанию

Тазенкова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога –наставника Ивановой С.В. На тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе».

План работы  педагога –наставника  На  тему: «Формирование культурно гигиенических навыков в 1 младшей группе»....

Статья по теме "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста...

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков

Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков...

Консультация для родителей: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"

                Консультация для родителей:   "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"...

Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...

Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"

Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....

"Формирование культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Максимальное  овладение  навыками  самообслуживания,  умение ориентироваться  в  окружающем  мире  самостоятельно,  насколько  это возможно,  -...