Консультация для родителей "Формирование гигиенических навыков у ребёнка"
материал по зож
Предварительный просмотр:
Формирование гигиенических навыков у ребёнка
Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками — основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки, чистить зубы, аккуратно одеваться и т. д.
Чтобы ребенок хорошо овладел гигиеническими навыками, необходимо наличие индивидуальных предметов туалета, все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся (мыло, зубная щетка, расческа, мочалка, кружка для полоскания рта) в определенном, доступном для ребенка месте, стеллажей и шкафов для хранения книг, вещей такой высоты, чтобы ребенок без затруднений сам мог взять и положить на место нужные ему предметы. Удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям.
С первых дней жизни при формировании гигиенических навыков идёт непросто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребёнка в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом –«пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже». Это неверное мнение!
Гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Ребёнок ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция.
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Важным условием для формирования гигиенически навыков является систематичность необходимых операций.
Родители предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.
Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Содержание культурно-гигиенических навыков прочно и глубоко осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. В воспитании культурно-гигиенических навыков важно единство требований между родителями в семье. Поэтому необходимо выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. И, главное, чтобы ребенок чувствовал внимание и поддержку взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, которые нуждаются в постоянном закреплении.
Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания.
1. Учитывая, что навыки у детей только формируются, старайтесь облегчить ребенку выполнение действий и предупредить нежелательные формы поведения.
2. Хвалите ребёнка за все. Пусть он будет уверен в том, что он «самый- самый». Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей.
3. Не бойтесь перехвалить своего ребенка. Если похвала оправдана, она пойдет только на пользу.
4. Не забывайте о возможностях ребенка. Важно - любой, даже маленький труд должен приносить малышу удовлетворение.
5. Прививайте детям навыки самообслуживания с учетом возрастных особенностей. Помните: - все навыки формируются постепенно; - лучший пример для подражания - взрослый; - у малыша есть свои вкусы и привычки; - в игре обучение проходит легче.
Избегайте:
- необоснованного поторапливания и одергивания детей;
- публичного осуждения малыша за неумения;
- излишнего заигрывания и развлечения во время еды, умывания и т.д.;
- затягивания по времени процесса еды, одевания и т.п.
КРИТЕРИИ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;
Не крошить хлеб;
Пережевывать пищу с закрытым ртом;
Не разговаривать с полным ртом;
Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
Благодарить;
Пользоваться только своим прибором.
МЫТЬЯ РУК И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
Мыть лицо, уши, руки
Закатать рукава;
Смочить руки;
Взять мыло, намыливать до появления пены;
Смыть мыло;
Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;
Пользоваться расческой.
СНИМАНИЯ И НАДЕВАНИЯ ОДЕЖДЫ В ОПРЕДЕЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:
Расстегнуть пуговицы;
Снять платье (брюки);
Аккуратно повесить;
Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки, шорты;
Снять обувь;
Снять колготки, повесить на рубашку (платье);
Надеть в обратной последовательности.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫ СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
ПОМНИТЕ!
Обучая детей, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.
Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки.
Гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Формируя у детей гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом родители и педагоги должен набраться большого терпения и понимания.
Подготовила: Хабибуллина Т.Н., учитель начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Игры, направленные на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков...
Консультация из опыта работы. "Воспитание культурно -гигиенических навыков у детей (2-3 лет) младшего дошкольного возраста в ДОО.
Из опыта работы по воспитанию культурно - гигиенических навыков у малышей 2-3 лет в ДОО....
Консультация для родителей: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"
Консультация для родителей: "Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников"...
Консультация для детей на тему : «Культурные гигиенические навыки»
Консультация для детей на тему : «Культурные гигиенические навыки»...
Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...
«Специфика работы по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью гигиенических навыков и навыков самообслуживания»
СОДЕРЖАНИЕ1. Особенности формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания у обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………&hel...
Статья на тему : " Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания"
Материал содержит рекомендации родителям и педагогам по формированию у детей культурно-гигиенических навыков....