Здоровей-ка 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс)
Программа кружка по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovey-ka_1_bklass.docx | 81.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 218
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Принято на заседании педагогического совета Протокол №1_____ от_30.08.2018________ | Утверждаю директор ГБОУ СОШ №218 О.Г. Козина Приказ №____ от ___________ |
Программа
внеурочной деятельности
кружка «Здоровей-ка»
Направление программы: спортивно-оздоровительное
Возраст детей 7 -8 лет
Срок реализации – 2018-2019- учебный год
Автор:
Батрак Е. Н.
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2018
Пояснительная записка
Актуальность программы
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Образовательное учреждение обязано создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
В нашей школе за последние годы накоплен опыт реализации здоровьесберегающего сопровождения, регулярно проводится мониторинг здоровья. На основании мониторинга можно констатировать, что с каждым годом растет заболеваемость обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта, печени, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в нашей школе, на заседании методического совета принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» для обучающихся 7- 8 лет, реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Цель:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
.
Задачи:
- Формирование:
- представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
- знаний о правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашей школе, что подтверждено текстом далее.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.
Выпускник младших классов школы современного образовательного учреждения должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность; уметь применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдивым, инициативным, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья воспитанников.
Соответствие целей и задач программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Сроки реализации программы.
Данная программа реализуется в течение 1года во внеурочной деятельности.
Возраст детей- 7-8 лет
Формы организации занятий:
- Экскурсии
- Устный журнал (т.е. заранее определяются темы и количество страниц журнала, которые распределяются между творческими группами)
- Беседа, лекция, рассказ
- соревнования
- заочные путешествия
- проекты
- Встречи с интересными людьми
- презентации
- выставки творческих работ
- конкурсы
- викторины
- сюжетно-ролевая игра, инсценирование
- интеллектуальная игра
Виды деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- спортивно-оздоровительная деятельность
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 часа в неделю (66 часов за год) Наполняемость групп- 10-13 человек. Для 1-х классов: продолжительность занятий в первом полугодии составляет не более 35 минут, во втором полугодии – 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, на улице, в спортивном зале.
Ожидаемые результаты
В процессе обучения и воспитания у детей формируются собственные установки, потребности и мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Данная рабочая программа предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися опыт специфический для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Результативность изучения программы
Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, викторинах, тестовых работах, конференциях, соревнованиях, создание проектов в рамках тематического планирования программы.
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются викторины, проекты, экскурсии.
№ п/п | Название | Форма подведение итогов | Сроки |
1 | Игра – викторина по теме: «Мое здоровье» | Игра - викторина | ноябрь |
2 | Хлеб - всему голова | Заочная экскурсия | январь |
3 | Проект» Моя родословная» | Проект | март |
4 | Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» | Проект, тест | май |
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы направлено на раскрытие и укрепление всех стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | Теория | Практика |
I | Введение «Мы в школе и дома» | 12 | 7,5 | 4,5 |
II | Мое здоровье | 23 | 10 | 13 |
III | Питание и здоровье | 9 | 3 | 6 |
IV | Я и моё ближайшее окружение | 15 | 6 | 9 |
V | «Здоровье и безопасность» | 7 | 4 | 3 |
VI | Итого: | 66 | 30,5 | 45,5 |
Содержание программы
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» состоит из 5 разделов. В каждом разделе выделены часы на подвижные игры на свежем воздухе.
№ п/п | Название раздела | Содержание занятий | Виды деятельности учащихся |
1 | «Мы в школе и дома» | Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма; социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона | Беседа, обсуждение, формулирование выводов, оценка достижений. Встречи с интересными людьми. Экскурсия. Беседа, обсуждение Проектная деятельность |
2 | «Мое здоровье» | Знакомство со строением тела человека, способами и методами сохранения здоровья, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата; закаливание организма влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха. Какие врачи нас лечат. Знакомство с профессией врача. Специализация: терапевт, хирург, ЛОР, ортопед, окулист, невропатолог, дерматолог. Стоматолог и др. Инфекционные болезни Прививки от болезней. Для чего нужно делать прививки? | Беседа, обсуждение, формулирование выводов, тест |
3 | «Питание и здоровье» | Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого | Беседа, дискуссия, формулирование выводов, оценка достижений. Тест |
4 | «Я и моё ближайшее окружение» | Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; | Беседа, обсуждение, формулирование выводов, оценка достижений. Инсценирование. Практическая работа |
5 | «Здоровье и безопасность» | Безопасность на дорогах; Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, на пустыре, в парке, лесу, около водоемов и т. д. Опасность в нашем доме Как вести себя на улице Правила безопасного поведения на воде. Чтобы огонь не причинил вреда Чем опасен электрический ток Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными. | Экскурсия Беседа, обсуждение, формулирование выводов, оценка достижений. Практическая работа Проекты и презентация проектов. |
Содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья. Подчеркивает важность развития интеллектуальных способностей, коммуникативных умений. У детей формируется потребность в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Календарно-тематический план
1 год обучения
«Я, ты, он, она - мы здоровая семья»
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Кол-во часов | Дата | ||
Всего час. | Теория | Практика | |||
I | Введение «Мы в школе и дома». | 12 | 7,5 | 4,5 | |
1 | Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | 03.09 | |
2 | Безопасная дорога в школу и домой. Режим дня школьника. Телевизор и компьютер. Рекомендации врачей. | 1 | 0,5 | 0,5 | 04.09 |
3 | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры | 1 | 1 | 10.09 | |
4 | Правила поведения учащихся. Безопасное поведение в школе на уроках и переменах, в столовой и спортивном зале, на площадке. | 1 | 0,5 | 0,5 | 11.09 |
5. | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде и вблизи водоемов | 1 | 0,5 | 0,5 | 17.09 |
6. | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде и вблизи водоемов | 1 | 1 | 0 | 18.09 |
7. | Как уберечься от порезов, ушибов и переломов. Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры. | 1 | 0,5 | 0,5 | 24.09 |
8. | Как защититься от насекомых Первая помощь при укусах насекомых. | 1 | 1 | 25.09 | |
9. | Предосторожности при обращении с животными. Первая помощь при укусах собак и кошек. | 1 | 0,5 | 0,5 | 01.10 |
10. | Первая помощь при отравлении жидкостями, газом. | 1 | 1 | 02.10 | |
11. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры Первая помощь при травмах, перегревании, тепловых ударах. | 1 | 0,5 | 0.5 | 08.10 |
12. | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Итоговое занятие по теме: «Мы в школе и дома» | 1 | 0,5 | 0,5 | 09.10 |
II | Мое здоровье | 23 | 10 | 13 | |
13. | Почему мы болеем. Причины болезней. Признаки болезней Кто нас лечит. | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.10 |
14. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры | 1 | 1 | 16.10 | |
15. | Прививки от болезней Домашняя аптечка. Что нужно знать о лекарствах. | 1 | 0,5 | 0,5 | 22.10 |
16. | Гигиена. Правила личной гигиены Забота об органах чувств. Глаза. Береги зрение. Гимнастика для глаз. | 1 | 0,5 | 0,5 | 23.10 |
17. | Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. | 1 | 0,5 | 0,5 | 06.11 |
18. | Мы за здоровый образ жизни. Вредные привычки | 1 | 0,5 | 0,5 | 12.11 |
19. | Марафон « Сколько стоит твое здоровье» | 1 | 1 | 13.11 | |
20. | Физическая активность и здоровье (Подвижные игры) | 1 | 1 | 19.11 | |
21. | Отдых для здоровья. Как отдыхать на каникулах. Игра – викторина по теме: «Мое здоровье» | 1 | 1 | 20.11 | |
22. | Уши - орган слуха. Как сберечь слух Игры на свежем воздухе. | 1 | 0,5 | 0,5 | 26.11 |
23. | Осанка. Как избежать искривления позвоночника. Комплекс упражнений | 1 | 0.5 | 0.5 | 27.11 |
24. | Физическое и психическое здоровье. Почему мы спим. Как сделать сон полезным. | 1 | 1 | 03.12 | |
25. | Настроение. Настроение в школе и после школы. | 1 | 0, 5 | 0,5 | 04.12 |
26. | « Если добрый ты - это хорошо…» Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры. | 1 1 | 0.5 | 0,5 | 10.12 |
27. | Чего не надо бояться. Почему мы говорим неправду. | 1 | 0,5 | 0.5 | 11.12 |
28. | Почему надо слушаться старших. Взрослые бывают разные. Незнакомец. | 1 | 0.5 | 0,5 | 17.12 |
29. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры Надо уметь владеть собой | 1 | 0,5 | 0,5 | 18.12 |
30. | Как следует относиться к наказаниям и поощрениям. | 1 | 1 | 24.12 | |
31. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры Чувство юмора. Недобрые шутки. | 1 1 | 0,5 | 0,5 | 25.12 |
32. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры Чувство юмора. Недобрые шутки. | 1 1 | 0.5 | 0,5 | 14.01 |
33. | Как помочь родителям Как помочь беспомощным и больным. Спешите делать добро | 1 | 0,5 | 0,5 | 15.01 |
34. | Путешествие в страну здоровья Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры | 1 | 0,5 | 0,5 | 21.01 |
35. | Культура здорового образа жизни Умеем ли мы сохранять здоровье. Защита проекта « Мое здоровье» | 1 | 1 | 22.01 | |
III | Питание и здоровье | 9 | 3 | 6 | |
36. | Питание необходимое условие для жизни человека. Органы пищеварения. | 1 | 1 | 28.01 | |
37. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры | 1 | 1 | 29.01 | |
38. | Что такое рацион питания. Составляем меню. | 1 | 0,5 | 0,5 | 11.02 |
39. | Правила этикета. Сервируем стол. | 1 | 1 | 12.02 | |
40. | Хлеб - всему голова. Блокадный хлеб. Заочная экскурсия в музей хлеба Правила поведения за столом | 1 | 0,5 | 0,5 | 18.02 |
41. | Здоровая пища в школьной столовой. Правила поведения в школьной столовой | 1 | 1 | 19.02 | |
42. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры | 1 | 1 | 25.02 | |
43. | «Завтрак - съешь сам, обед раздели с другом, ужин - отдай врагу» Пословицы и поговорки. | 1 | 1 | 26.02 | |
44. | Приятного аппетита! Угощаем друзей. Итоговое занятие. | 1 | 1 | 04.03 | |
IV | Я и моё ближайшее окружение | 15 | 6 | 9 | |
45. | Размышление о жизненном опыте Мода и школьные будни | 1 1 | 0,5 | 0,5 | 05.03 |
46. | Игры на свежем воздухе. Соблюдаем правила игры | 1 | 1 | 11.03 | |
47. | Моя семья Бесценный дар «Мама жизнь подарила…» | 1 | 0,5 | 0,5 | 12.03 |
48. | День здоровья «За здоровый образ жизни». Вредные привычки и их профилактика | 1 | 1 | 18.03 | |
49. | Отдых для здоровья. Правила безопасного поведения в дни каникул. | 1 | 1 | 19.03 | |
50. | Мальчишки и девчонки КВН. В мире интересного. | 1 | 1 | 25.03 | |
51. | Пока все дома Игры на свежем воздухе | 1 | 1 | 01.04 | |
52. | Мы – одна семья. Дружба. Коллектив | 1 | 1 | 02.04 | |
53. | Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний труд | 1 | 1 | 08.04 | |
54. | Пословицы и поговорки о семье. Составляем сборник. | 1 | 1 | 09.04 | |
55. | Игры на свежем воздухе | 1 | 1 | 15.04 | |
56. | Проект «Моя родословная». Фамильные гербы. Что передается по наследству. | 1 | 1 | 16.04 | |
57. | По страницам семейного альбома Память. «У меня есть дедушка…» | 1 | 1 | 22.04 | |
58. | Соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» | 1 | 1 | 23.04 | |
59. | «Чтобы помнили…» Герои в твоей семье. Защита проекта | 1 | 1 | 29.04 | |
V | Здоровье и безопасность | 7 | 4 | 3 | |
60. 61. | День здоровья и безопасности Дорога и мы | 1 | 1 | 30.04 | |
1 | 1 | 06.05 | |||
62. | Светофор и дорожные знаки | 1 | 1 | 07.05 | |
63 64 | Проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» Типы перекрестков. | 1 | 1 | 13.05 14.05 | |
65 66. | Умей предвидеть опасности при езде на велосипеде. Правила безопасного поведения в лесу, вблизи водоемов, во дворе в дни каникул | 1 1 | 1 | 20.05 21.05 | |
ИТОГО | 66 |
- мы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельностТематическое планирование
Методическое обеспечение программы
Работа ориентирована не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и знаний и представлений в поведении. Учитывается, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Литература
1.Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012
2.Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013
3.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
4.Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
5.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
6.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
7.Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
8.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
9.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
10.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
11.Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
12.Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
13.Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
14.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
15.Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
16.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тестовый материал
Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»
1. Как часто в течение дня Вы питаетесь?
а) Три раза в день.
б) Два раза.
в) Один раз.
2. Всегда ли Вы завтракаете?
а) Всегда.
б) Не всегда.
в) Никогда.
3. Из чего состоит Ваш завтрак?
а) Каша и чай.
б) Мясное блюдо и чай.
в) Чай.
4. Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом
ужином?
а) Никогда.
б) Один-два раза в день.
в) Три раза и более.
5. Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?
а) Три раза в день.
б) Один-два раза в день.
в) Два-три раза в неделю.
6. Как часто Вы едите жареную пищу?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
7. Как часто Вы едите выпечку?
а) Один раз в неделю.
б) Три-четыре раза в неделю.
в) Каждый день.
8. Что Вы намазываете на хлеб?
а) Маргарин.
б) Масло с маргарином.
в) Только масло.
9. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) Три-четыре раза.
б) Один-два раза.
в) Один раз и реже.
10. Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?
а) Менее трёх раз в неделю.
б) От 3 до 6 раз в неделю.
в) За каждой едой.
11. Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
а) Одну-две.
б) От трёх до пяти.
в) Шесть и более.
12. Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с
мяса нужно:
а) убрать весь жир;
б) убрать часть жира;
в) оставить весь жир.
Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:
0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;
14 -17 баллов - надо улучшить питание;
18 - 24 балла - отличный режим и качество питания
Диагностика «Что мы знаем о здоровье»
1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?
а) инфекция
б) эпидемия
в) аллергия
2. Как не передаются кишечных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с грязными руками
3. Что вредит здоровью?
а) игры на свежем воздухе
б) малоподвижный образ жизни
в) плавание, катание на лыжах
4.Что не вредит здоровью?
а) курение
б) закаливание
в) спиртное
5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?
а) по воздуху
б) с пищей
в) с водой
6. Какое заболевание не относится к инфекционным?
а) грипп
б) дизентерия
в) ветрянка
7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?
а) никотин
б) алкоголь
в) наркотики
8. Что не поможет организму стать сильнее?
а) занятие спортом
б) закаливание
в) вкусная пища
9. Какое питание нельзя назвать здоровым?
а) регулярное
б) без спешки
в) однообразное
Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)
8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье
5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье
Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .
Тест «Ваше здоровье»
1. Как известно, нормальный режим питания - это плотный завтрак,
обед из трёх блюд и скромный ужин. А какой режим питания у Вас?
а) Именно такой, к тому же Вы едите много овощей и фруктов.
б) Иногда бывает, что Вы обходитесь без завтрака или обеда.
в) Вы вообще не придерживаетесь никакого режима.
2. Курите ли Вы?
а) Нет.
б) Да, но лишь 1 -2 сигареты в день.
в) Курите по целой пачке в день.
3. Употребляете в пищу:
а) много масла, яиц, сливок;
б) мало фруктов и овощей;
в) много сахара, пирожных, варенья
4.Пьёте ли Вы кофе?
а) Очень редко.
б) Пьёте, но не больше 1 -2 чашек в день.
в) Вы не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.
5.Регулярно ли Вы делаете зарядку?
а) Да, для Вас это необходимо.
б) Хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить.
в) Нет, не делаете.
6.Вам доставляет удовольствие ходить в школу?
а) Да, Вы идёте обычно с удовольствием.
б) Школа Вас в общем-то устраивает.
в) Вы идёте без особой охоты.
7.Принимаете ли Вы постоянно какие-то лекарства?
а) Нет.
б) Только при острой необходимости.
в) Да, принимаете каждый день.
8.Страдаете ли Вы от какого-то хронического заболевания?
а) Нет.
б) Затрудняетесь ответить.
в) Да.
9.Используете ли Вы хотя бы один выходной для физической ра боты, туризма, занятия спортом?
а) Да, а иногда и оба дня.
б) Да, но только когда есть возможность.
в) Нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.
10.Как Вы предпочитаете проводить свои каникулы?
а) Активно занимаясь спортом.
б) В приятной весёлой компании.
в) Для Вас это - проблема.
11.Есть ли что-то, что постоянно раздражает Вас в школе или дома?
а) Нет.
б) Да, но Вы стараетесь избежать этого.
в) Да.
12. Есть ли у Вас чувство юмора?
а) Ваши близкие и друзья говорят, что есть.
б) Вы цените людей, у которых оно есть, и Вам приятно их обще ство.
в) Нет.
Ключ: за каждый ответ «а» Вы получаете 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков.
От 38 до 56 очков. У Вас есть шансы дожить до 100 лет. Вы сле дите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у Вас хоро шее самочувствие. Если Вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц!
Но подумайте, не слишком ли много сил Вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не лишаете ли Вы себя при этом некото рых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими, без них жизнь может показаться Вам слишком пресной. А радость - это тоже здоро вье!
От 19 до 37 очков. Чашечка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У Вас не только хорошее здоровье, но часто и хоро шее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают Вашу жизнь разнообразной.
Но подумайте, не будут ли некоторые Ваши привычки с годами иметь последствия для Вашего здоровья? Пересмотрите Ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли Вы занимаетесь спортом, не слиш ком ли Вы увлекаетесь спиртным и сигаретами. И согласитесь: при ятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компа нии, но и на теннисном корте, стадионе, в походе.
От 0 до 18 очков. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от Вас. Но Вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, Вы уже жалуетесь на своё здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если Вы по ка не бегаете по врачам, то это «заслуга» только Вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности. Откажи тесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.
Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»
1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:
а)заводите будильник;
б)доверяете внутреннему голосу;
в)полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, Вы:
а)сразу встаёте;
б)встаёте не спеша, затем - гимнастика;
в)ещё немного нежитесь под одеялом.
3.Ваш завтрак:
а)кофе или чай с бутербродом;
б)мясное блюдо и чай;
в)завтракаете не дома, а на работе.
4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?
а)Приход в школу в одно и тоже время.
б)В диапазоне плюс-минус 30 минут.
в)Гибкий график.
5.Вы бы предпочли за обед:
а)успеть поесть в столовой;
б)поесть не торопясь;
в)поесть не торопясь и немного отдохнуть.
6.Курение:
а)некурящий;
б)менее 5 сигарет в день или периодически курите;
в)курите регулярно;
г)курите очень много;
д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).
7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?
а)Долгими дискуссиями.
б)Уходите от споров.
в)Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.
8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?
а)Не больше чем на 20 минут.
б)До часа.
в)Больше часа.
9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?
а)Общественной работе.
б)Хобби.
в)Домашним делам.
10.Что означают для Вас встречи с друзьями?
а)Возможность отвлечься от забот.
б)Потеря времени.
в)Неизбежное зло.
11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.
б)По настроению.
в)По окончании всех дел.
12. Употребляете в пищу:
а)много масла, яиц, сливок;
б)мало фруктов и овощей;
в)много сахара, пирожных, варенья
13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?
а)Роль болельщика.
бДелаете зарядку.
в)Достаточно рабочей и физической нагрузки.
14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:
а)танцевали;
б)занимались спортом;
в)прошли пешком порядка 4 км.
15.Как Вы проводите летние каникулы?
а)Пассивно отдыхаете.
б)Физически трудитесь.
в)Гуляете и занимаетесь спортом.
16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:
а)любой ценой стремитесь достичь своего;
б)надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;
в)намекаете окружающим на Вашу истинную цену.
Ключ
№ вопроса | Вариант ответа | ||
а | 6 | в | |
1 | 30 | 20 | 0 |
2 | 10 | 30 | 0 |
3 | 20 | 30 | 0 |
4 | 0 | 10 | 20 |
5 | 0 | 10 | 20 |
6 | 30 | 10 | 0 |
7 | 0 | 10 | 30 |
8 | 30 | 20 | 0 |
9 | 10 | 10 | 30 |
10 | 30 | 0 | 0 |
11 | 30 | 30 | 0 |
12 | 20 | 30 | 0 |
13 | 0 | 30 | 0 |
14 | 30 | 30 | 30 |
15 | 0 | 20 | 30 |
16 | 0 | 30 | 20 |
Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.
Если Вы набрали:
менее 160-280 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье;
290 – 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы;
более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая презентация к проекту "Быть здоровым - это здорово!" 2 класс
Презентация сообщает цель и задачи проекта, вовлекает детей в мир познания. Работа над проектом проходила по группам. Отчет группы "Витаминки" представлен в разделе "Творческие работы учащихся"....
Классный час на тему "Жить - здорово - здорово" 1 класс
Классный час направлен на формирование здорового образа жизни, активизации творческой активности учащихся....
КВН по теме: «Здоровье нашего класса. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Привлечение внимания детей и взрослых к необходимости ведения здорового образа жизни.Закрепление и расширение знаний о влиянии витаминов на здоровье человека, определение их пользы и значения....
Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.
Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего ...
Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс.
Рабочая программа кружка "Здоровье-это здорово!". 1 класс....
Внеклассное мероприятие "Здоровому-всё здорово!" 1 класс
Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни в 1 дополнительном классе на тему "Здоровому-всё здорово!"...
Здоровым быть здорово! 4 класс
Прививать здоровый образ жизни....